Рабочая программа кружка "Флора и фауна"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа кружка "Флора и фауна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Флора и фауна" на 2015-2016 учебный год. | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка «Детский сад № 121»
г. Воронеж.
Рабочая программа кружка «Флора и фауна»
на 2015-2016 учебный год.
Составитель: Гальцева Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
В период дошкольного возраста происходит умственное и интеллектуальное развитие детей. Они накапливают знания, которые получают, знакомясь с окружающим миром, и это имеет большое значение для их будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.
В дошкольном возрасте у детей должно быть развито восприятие, наглядно-образное мышление и память. Они должны уметь внимательно слушать и хорошо понимать речь окружающих людей, говорить самостоятельно, иметь умения связанно высказывать своё мнение, задавать вопросы.
В дошкольном возрасте при правильном воспитании у детей можно сформировать начала экологической культуры, включающие в себя элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объект природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности детей. Они очень любознательны и проявляют большой интерес ко всему, что окружает их.
Поэтому перед нами взрослыми стоит цель:
Формировать целостность картины мира и знакомить с природой, расширять кругозор и привить экологическую культуру; научить детей наблюдать за природой; через практические работы научить детей ухаживать за растениями и животными.
Возраст детей и организационные условия проведения занятий:
Программа представлена для проведения работы кружка «Флора и фауна» с детьми 6-7 лет, желающих как можно больше узнать о растениях и животных. Программа рассчитана на год обучения.
Работа кружка предназначена для ознакомления детей с разнообразием животного и растительного мира, со средой обитания животных и условиями роста растений, как зарождается их жизнь, чем питаются; через наблюдения и опыты дети знакомятся, с тем как размножаются и растут растения, знакомить с их строением. Дети получают знания, какую пользу в жизни человека приносят растения и животные, какая экологическая взаимосвязь существует между животными и растениями, между живым и средой обитания.
Занятия проводятся с группой детей, в количестве 20 - 25 человек, 1 раза в неделю.
Формы и методы проведения занятий:
- Наблюдения.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр иллюстраций, картин, фотографий, видеофильмов.
- Дидактические игры.
- Практические работы.
- Опыты и эксперименты.
- Продуктивные виды деятельности (вырезывание, рисование, аппликация, ручной труд).
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. Занятие должно быть динамичным и заранее продуманным с регулярно переключением внимания на разные виды деятельности, иметь способы активизации детей, демонстрационный и раздаточный материал.
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в группе детского сада. Группа оснащена библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный и раздаточный материал, муляжи, коллекции, гербарий, альбомы, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями и темой. Учебная зона группы укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, ковровой и магнитной доской.
К задачам программы относится:
Учить:
- Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, животными и растениями.
- Устанавливать связи между состоянием растений и окружающей средой.
- Ухаживать за комнатными растениями.
- Классифицировать животных и растения.
- Распознавать и называть растения и животных (5-8 видов).
- Правильно делать оценку и адекватно реагировать на явления в природе и ситуации, возникающие в процессе общения с природой.
- Правильно взаимодействовать с природой.
- Понимать существующую в природе пищевую цепочку.
Совершенствовать:
- Умение узнавать и называть животных и растения.
- Самостоятельно наблюдать за явлениями в природе.
- Понимание слов: можно, нельзя, нужно, правильно, неправильно, хорошо,
плохо.
Формировать:
- Представление о жизненных функциях всего живого (питание, рост, размножение).
- Формировать потребность заботиться об экологической чистоте своего города, леса…
- Основы правильного поведения при встрече с незнакомыми животными и растениями.
- Познавательно-исследовательскую деятельность.
Продолжать знакомить детей:
- С некоторыми видами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, растениями леса, луга, сада, водоёма.
- С лекарственными растениями.
- С особенностями приспособления животных к окружающей среде.
- С некоторыми видами млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, насекомых и птиц.
- С некоторыми формами приспособления к среде обитания и защиты от врагов.
Развивать:
- Эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам.
- Все компоненты устной речи (формирование словаря, связанная речь, грамматический строй речи, звуковая культура речи).
- Память, логическое и экологическое мышление в процессе проведения исследований и опытов.
Воспитывать:
- Доброжелательное и эстетическое отношение к окружающему миру.
- Желание заботится о братьях наших меньших.
- Уважение и труд людей в природе.
- Ответственность за свои поступки.
- Любовь к природе.
Содержание занятий обогащают природоведческие знания дошкольников, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей.
Занятия кружковой работой дают большие возможности для педагога развивать личность ребенка. В процессе работы у детей развивается память, внимание, мышление, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия и творчество. Использование, художественного слова позволяет обогащать словарь детей и развивать их речь.
Дети должны знать о растениях:
- Что растения – живой организм, особенности его строения.
- Условия жизни растений (свет, тепло, воздух).
- Что уход за растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности.
- Какое эстетическое и гигиеническое значение имеют растения в природе.
- Какие условия, необходимы для прорастания семян.
- Как выращивают рассаду и комнатные растения.
- Какую опасность или пользу приносят растения людям.
- Как сажают деревья и кустарники.
Дети должны знать о животных:
- Названия животных, птиц, насекомых.
- Отличия домашних от диких животных и птиц.
- Место обитания (ферма, лес, луг, водоём, дом).
- Чем питаются животные.
- Какую опасность или пользу приносят людям.
- Как заботится о домашних животных и питомцах.
Дети должны уметь:
- Правильно поливать растения.
- Протирать, опрыскивать, удалять сухие листья.
- Рыхлить почву.
- Приготавливать почву для посадки.
- Правильно сажать семена и луковицы растений.
- Пересаживать рассаду на постоянное место.
- Наблюдать за ростом растений и их цветением.
- Соблюдать правила безопасности во время прогулок и работы.
- Ухаживать за домашними питомцами.
Форма участия других лиц в реализации программы.
Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются воспитанники детского сада, посещающие занятия кружка. Педагоги и родители детей имеют возможность получать консультации педагога по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся умственного развития их ребёнка.
Содержание рабочей программы:
Тема 1. «Красивая планета» 1 час.
Цель: Познакомить детей с разнообразием видов растений, растущих на планете Земля. Дать представление, что на земле существуют разные климатические зоны на планете; что растения сумели приспосабливаться к ним. Закрепить знание детей правильно называть знакомые растения, которых они встречают в повседневной жизни. Поддерживать интерес к познанию нового о растениях.
Тема 2. «Это было давно» 1 час.
Цель: Познакомить детей с понятием «вымершие» виды животных, ранее обитающих на планете Земля. Дать представление, что на земле существовал иной климат; что животные были приспособлены к среде обитания. Учить детей узнавать животных, которые жили много лет тому назад. «Растения – зелёное чудо земли» 1 час.
Тема 3. «Они такие разные» 2 часа.
Цель: Учить распознавать деревья по каре, листьям, семенам. Учить отличать лиственные деревья и хвойные. Формировать представление о круговороте жизни растений. Рассказать детям, что лес – наш друг, но в нём таятся опасности, о которых дети должны знать. Познакомить детей с тем, как деревья дышат, питаются и растут; кому нужны деревья. Провести практическую работу: посадка деревьев на участке детского сада. Познакомить детей со строением дерева. Воспитывать бережное отношение к растениям. Закрепить знание детей понятие «фруктовые деревья».
Тема 4. «Сиреневая сказка» 1 час.
Цель: Учить называть и узнавать знакомые кустарники. Познакомить детей со строением кустарника. Формировать представление о ядовитых и съедобных ягодах, растущих на кустарниках. Закрепить представление детей о круговороте жизни растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Тема 5. «Съедобные и ядовитые» 1 час.
Цель: Учить называть и узнавать знакомые детям ягоды и грибы. Познакомить детей со строением гриба. Формировать представление о ядовитых и съедобных ягодах и грибах, растущих в лесах города Воронежа. Закрепить представление детей о круговороте жизни растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Тема 6. «Мхи и лишайники» 1 час.
Цель: Дать детям знания о том, как размножаются и растут растения, какие условия необходимы для роста растений. Познакомить детей с мхом и лишайником. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Тема 7. «Аптека у крыльца» 1 час.
Цель: Расширять знания детей о лекарственных растениях. Учить распознавать и называть 5 -6 видов лекарственных растений. Рассказать какую пользу приносят лекарственные растения. Закрепить навыки поведения в природе.
Тема 8. «Огород бабы Яги!» 1 час.
Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира. Совершенствовать знание детей о растениях, которые человек и животные употребляют в пищу. Познакомить детей я ядовитыми растениями, растущими в Воронежской области. Поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Тема 9. «Живой организм в горшочке» 1 час.
Цель: Дать представление, что растения – живой организм, особенности его строения; условия жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух). Какое эстетическое и гигиеническое значение комнатные растения имеют в жизни человека. Что труд человека по уходу за комнатными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности. Учить распознавать и называть комнатные растения. Формировать представления как выращивают комнатные растения. Поддерживать желание детей вести наблюдения за комнатными растениями. Провести эксперимент по посадке комнатных растений.
Тема 10. «Семена, которые мы едим» 1 час.
Цель: Закрепить знания детей о том, как размножаются и растут растения, какие условия необходимы для роста растений. Познакомить детей с семенами, которые употребляют люди в пищу. Провести практический опыт (посадка семян в ящики).
Тема 11. «Растения на охоте» 1 час.
Цель: Расширять знания детей о конкретных видах растительного мира. Познакомить детей с хищными растениями. Воспитывать гуманные чувства к растениям.
Тема 12. «Краса земли» 1 час.
Цель: Формировать представление у детей, что человек и животные дышат кислородом, который выделяют растения при поглощении углекислого газа. Закрепить понимание пищевой цепочки в лесу. Учить детей правильно вести себя в лесу, чтоб не навредить природе. Оформляя стенгазету вместе с детьми закрепить, привила поведения в природе. Рассказать детям, как человек охраняет природу.
Тема 13. «О чём трещит сорока?» 1 час.
Цель: Формировать понятие о человеке, как о жителе планеты Земля; о том, что человек на планете не один, есть растения и животные; о том, что всё живое имеет взаимосвязь; представления об экологических проблемах. Познакомить детей с понятием «Красная книга». Воспитывать толерантное отношение к жителям Земли. Прививать экологическую культуру. Развивать внимание, память, мышление. Обогащать словарь детей.
Тема 14. «Путешествие на верблюдах» 2 часа.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей. Познакомить детей с понятиями «пустыня» и «полупустыня». Рассказать детям о растениях и животных, растущих и живущих на этой территории. Формировать представление о взаимосвязи климата, растительного и животного мира. Прививать любовь к природе.
Тема 15. «Наш гид – перекати поле» 2 часа.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей. Познакомить детей с понятиями «степь» и «лесостепь». Рассказать детям о растениях и животных, растущих и живущих на этой территории. Формировать представление о взаимосвязи климата, растительного и животного мира. Прививать любовь к природе. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память.
Тема 16. «Зелёный богатырь» 2 часа.
Цель: Закрепить знания детей о видах леса (хвойный, смешанный, лиственный); Об этажах леса. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово. Развивать в детях чувство сопричастности ко всему живому и прекрасному. Формировать представление детей о взаимосвязи обитателей леса - животных и растений в природе, - их зависимости друг от друга; осознанно-правильное отношение к объектам природы. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека. Воспитывать бережное и эмоционально-доброжелательное отношение к природе, прививать экологическую культуру.
Тема 17. «В гостях у амурского тигра» 2 часа.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей. Познакомить детей с понятиями «Дальний Восток». Рассказать детям о растениях и животных, растущих и живущих на этой территории. Формировать представление о взаимосвязи климата, растительного и животного мира. Прививать любовь к природе. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память.
Тема 18. «О чём шумит Тайга» 1 час.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей. Познакомить детей с понятиями «Тайга». Рассказать детям о растениях и животных, растущих и живущих на этой территории. Формировать представление о взаимосвязи климата, растительного и животного мира. Развивать любознательность, мышление, память речь и мелкую моторику руки. Прививать любовь к природе.
Тема 19. «Умка и его друзья» 2 часа.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей. Познакомить детей с понятиями «Север», «тундра», «Арктика». Рассказать детям о растениях и животных, растущих и живущих на этой территории. Формировать представление о взаимосвязи климата, растительного и животного мира. Прививать любовь к природе. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память.
Тема 20. «Путешествие пингвинёнка» 1 час.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей. Познакомить детей с понятиями «Антарктида». Рассказать детям о растениях и животных, растущих и живущих на этой территории. Формировать представление о взаимосвязи климата, растительного и животного мира. Развивать любознательность, мышление, память речь и мелкую моторику руки. Прививать любовь к природе.
Тема 21. «С высокой горы в страну длинных дождей» 1 час.
Цель: Продолжать расширять кругозор детей. Познакомить детей с понятиями «субтропики», «горы». Рассказать детям о растениях и животных, растущих и живущих на этой территории. Формировать представление о взаимосвязи климата, растительного и животного мира. Прививать любовь к природе.
Тема 22. «Дом кенгурёнка» 1 час.
Цель: Расширить представление о материках; познакомить с климатическими условиями Австралии, с животным и растительным миром. Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условия обитания на планете; закрепить понятие «человек – часть природы». Развивать познавательный интерес, внимание, память.
Тема 23. «В африканской саванне» 1 час.
Цель: Познакомить с климатическими условиями, животным и растительным миром Африки. Формировать представление о приспособлении живых организмов к среде обитания. Закрепить знания названий диких животных жарких стран. Развивать любознательность, стремление познавать новое, мышление, память речь и мелкую моторику руки.
Тема 24. «Путешествие по Северной и Южной Америке» 1 час.
Цель: Расширить представление о материках; познакомить с климатическими условиями Северной и Южной Америки, с животным и растительным миром. Развивать познавательный интерес, внимание, память. Прививать любовь к природе.
Тема 25. «Кто живёт в реке?» 1 час.
Цель: Закрепить знания о рыбах, о среде обитания рыб. Расширять представление о разнообразии рыб. Дать понятия, что рыбы делятся на группы (пресноводные, морские, аквариумные); что существуют рыбы хищные и не хищные. Ввести понятия «рыбнадзор». Вести экологическое воспитание по охране окружающей среды – водоёмов. Прививать бережное отношение к обитателям рек. Расширять кругозор; развивать память, мышление и моторику руки.
Тема 26. «В царстве Водяного» 1 час.
Цель: Закрепить понятия «морские обитатели». Учить распознавать и называть 6 - 8 видов диких животных. Дать понятия «млекопитающие» и «хищные животные». Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Развивать экологическое мышление, заботливое и эстетическое отношение к окружающему миру.
Тема 27. «Водоросли тоже растения» 1 час.
Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием видов растений, растущих на планете Земля. Формировать понятие, что водоросли - это растения водоёмов. Рассказать о значении водорослей для обитателей водоёмов, какую пользу они приносят людям. Вести экологическое воспитание.
Тема 28. «Не тронь меня!» 1 час.
Цель: Расширять знания детей о конкретных представителях животного мира. Познакомить с классом пресмыкающихся. Формировать представления о среде обитания в дикой природе этих животных. Поддерживать интерес детей к познанию окружающего мира. Расширять кругозор; развивать память, мышление и моторику руки.
Тема 29. «Концерт в пруду» 1 час.
Цель: Расширять знания детей о конкретных представителях животного мира. Познакомить с классом - земноводные. Формировать представления о среде обитания в дикой природе этих животных. Поддерживать интерес детей к познанию окружающего мира. Расширять кругозор, вести экологическое воспитание.
Тема 30. «Для кого поёт соловей» 1 час.
Цель: Расширять знания детей о птицах, живущих в лесах Воронежской области. Формировать представление о сезонных изменениях в природе весной, как птицы приспосабливаются к зимовке, что некоторые птицы улетают на юг и их называют перелётными. Поддерживать интерес к познанию нового. Развивать познавательный интерес, внимание, память, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тема 31. «Гномик в муравейнике» 1 час.
Цель: Продолжать расширять знание детей о многообразии насекомых. Учить распознавать их по внешнему виду и называть 5 - 6 видов насекомых, сравнивать жука с жуком, бабочку с бабочкой. Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения насекомых, показать их приспособленность на примере дождевого червя. Дать знания о пользе и вреде насекомых, о том, что в природе всё взаимосвязано. Выражать это в устной речи. Закрепить умение соблюдать правила поведения в природе и правила безопасности общения с насекомыми. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к живым существам. Расширять кругозор; развивать моторику руки.
Тема 32. «Цветочное платье земли» 1 час.
Цель: Закрепить знание детей о цветах (растущих в садах, в лесах, на лугах, в водоёмах). Учить устанавливать связь между средой обитания и растениями, различать и называть цветы. Закрепить знания, что общего между растениями (строение растений). Воспитывать бережное отношение к растениям. Расширять кругозор; развивать моторику руки.
\
Литература.
- «ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования», Министерство образования и науки Российской Федерации, «Просвещение», Москва 2012г.
- «Как правильно интегрировать разделы программы», Л.Г. Горькова, Воронеж 2009г.
- «Программа по организации поисковой деятельности дошкольного возраста», под ред. О.В. Дыбиной, «Сфера», Москва 2009г.
- «Неизведанное рядом», О.В. Дыбиной, «Сфера», Москва 2013г.
- «Юный эколог», С.Н. Николаева, Мозаика-Синтез, Москва 2010г.
- «Экологическое воспитание», А. Лопатина, М. Скребцова, «Амрита-Русь» 2008г.
- «Экологические занятия с детьми 5 – 6, 6 – 7 лет», Т.М. Бондаренко, «Учитель», Воронеж 2009г.
- «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе» С.В. Машкова…, «Учитель», Волгоград 2012г.
- «Исследовательская деятельность на прогулках», М.П. Костюченко, «Учитель», Волгоград 2014г.
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Мозаика-Синтез», Москва 2012г.
- «Методические рекомендации» Т.А. Шорыгина, «Сфера», Москва 2009г.
- «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5, 5 – 7 лет», Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская, «Сфера», Москва 2012г.
- «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром», Л.Ю. Павлова, «Мозаика-Синтез», Москва 2012г.
- «Формирование основ безопасности у дошкольников», К.Ю. Белая, «Мозаика-Синтез», Москва 2011г.
- «Плодородие земли» Э. Пфайффер, «Духовное познание», Калуга 1994г.
- «Спросиммнение самого растения», В. Тетюрев, «Детская литература», 1980г.
- «Комнатное цветоводство», Архипов Г.Е., Полежаева А.И. 1979г.
- «Комнатное цветоводство», Лихонин А.С., «Времена», Нижний Новгород, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...