Проект по экологическому воспитанию
проект по окружающему миру на тему
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание, по существу новое видение мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа – это единственная книга,
каждая страница которой
полна глубокого содержания.
И.В. Гете.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПТИЦ».
Автор проекта:
Судоргина Татьяна Ивановна
воспитатель МДОУ детский сад №2
р/п Сосновка, Тамбовская область
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ « МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ …»
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Углубляя и расширяя представление детей о птицах, способствуем ли мы формированию у них познавательного интереса, развитию наблюдательности, современного экологического мышления и природоохранной деятельности?
Аннотация проекта
Еще несколько десятилетий назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты-биологи, а сейчас этот термин прочно вошел в нашу жизнь. Однако в большинстве случаев экологическое образование ориентировано на знание и не формирует экологического сознания, экологическую культуру.
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу: формировать экологически ориентированное сознание, по существу новое видение мира.
В результате ознакомления детей с пернатыми друзьями происходит формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к объектам живой природы и умеющего жить в относительной гармонии с природой в целом.
Тип проекта
Доминирующая деятельность
-информационно-практический,
По характеру содержания
-ребенок и природа,
По характеру контактов
-открытый,
По количеству участников
-групповой,
Продолжительность выполнения проекта
- 1 год
Цель. Формирование экологической воспитанности дошкольника на основе ознакомления их с миром птиц.
Дидактические задачи:
- Формировать экологические представления, знания о ценности природы и правила поведения в ней.
- Развивать коммуникативные способности детей.
- Способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с живой природой.
Методические задачи:
1. Выявить возможности интеллектуального развития детей в процессе ознакомления с пернатыми.
2. Создать условия для накопления у детей эмоционально положительного отношения к птицам.
3. Изучить педагогическую литературу, направленную на развитие у дошкольников начал экологической культуры и познавательного интереса к птицам.
4. Подобрать специальные задания на формирование познавательных способностей, наблюдательности, мыслительной деятельности.
Гипотеза
Если дети систематически будут пополнять свои знания о жизни птиц, то возрастут возможности операционной стороны интеллекта: будут совершенствоваться познавательные умения, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
Проблемные вопросы
- Действительно ли ознакомление детей с миром птиц повышает уровень экологической культуры?
- Какие наиболее эффективные формы и методы работы с детьми используются в решении обозначенной проблемы?
- Способствует ли ознакомление с пернатыми развитию экологических представлений о взаимосвязи в природе?
Ожидаемые результаты
- Выпускник детского сада:
- эмоционально отзывчив на состояние живых существ, у него развито чувство эмпатии (сострадания, сопереживания);
- имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду;
- умеет самостоятельно устанавливать взаимосвязи в природе.
2. Повышение уровня экологической культуры родителей.
3. Повышение профессионального уровня управления экологическим воспитанием детей.
Условия реализации проекта
1. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей, основанного на более глубоком ознакомлении с жизнью пернатых.
2.Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении.
3.Активное участие родителей в воспитательном процессе.
4.Установление связи с учреждениями дополнительного образования, со школой, народным музеем.
5.Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный
№ п/п | Процесс работы | Ответственные | Сроки |
1. | Изучение методической литературы | Воспитатель | Август |
2. | Подбор материала и заданий, направленных на развитие экологического мышления с использованием Интернет-ресурсов | Воспитатель | Август |
3. | Подбор материала для работы с родителями по экологическому воспитанию детей | Воспитатель | Август |
4. | Диагностирование детей | Воспитатель | Сентябрь |
5. | Составление плана работы | Воспитатель | Сентябрь |
6. | Анкетирование родителей | Воспитатель | Сентябрь |
7. | Создание развивающей среды | Воспитатель | Сентябрь |
8. | Утверждение плана проекта на родительском собрании | Воспитатель | Сентябрь |
Основной
№ п/п | Процесс работы | Ответственные | Сроки |
Осень | |||
9. | Беседа «Птицы нашего края» | Воспитатель | Сентябрь |
10. | Наблюдение на прогулке за птицами. Эксперимент «Перышко». | Воспитатель | Сентябрь |
11. | «Для чего птицам хвост?» Рассказ воспитателя о способах передвижения птиц | Воспитатель | Сентябрь |
12. | Дидактическая игра «Назови перелетных и зимующих птиц» | Воспитатель | Октябрь |
13. | Подвижная игра на прогулке «Перелет птиц» | Воспитатель | Октябрь |
14. | Экскурсия в осенний парк к месту гнездования птиц | Воспитатель | Октябрь |
15. | Разгадывание кроссвордов на тему «Угадай птицу» | Воспитатель | Октябрь |
16. | Совместная с родителями выставка рисунков «Берегите наших пернатых друзей» | Воспитатель, родители | Ноябрь |
17. | Чтение литературных произведений Е. Чарушина, В. Бианки | Воспитатель | Ноябрь |
18. | Вечер досуга «Отгадай-ка» (загадки о птицах) | Воспитатель, муз. руководитель | Ноябрь |
19. | Экскурсия в Челнавский лесхоз (ознакомление с пернатыми обитателями леса) | Воспитатель | Ноябрь |
Зима | |||
20. | «Все нужны на земле»(проблемно-этическая беседа о птицах) | Воспитатель | Декабрь |
21. | Аппликация «Сказочная птица» | Воспитатель | Декабрь |
22. | Акция для родителей «Накормите птиц зимой» (изготовление кормушек» | Родители | Декабрь |
23. | Организация зимней подкормки птиц (развешивание кормушек, заготовка корма). Экспериментирование «Что любят синички» | Воспитатель, родители | Декабрь |
24. | Экскурсия в парк зимой | Воспитатель | Январь |
25. | Беседа по произведениям Г. Скребицкого, М. Пришвина | Воспитатель | Январь |
26. | Экспериментирование у клетки с волнистыми попугайчиками. | Воспитатель | Январь |
27. | Беседа о домашних птицах | Воспитатель | Январь |
28. | Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению волшебных птиц из природного материала (желуди, шишки, орехи, перышки) | Родители | Февраль |
29. | Комплексное занятие «Лесной доктор» | Воспитатель | Февраль |
30. | Рисование «Какую птицу ты хотел бы нарисовать?» | Воспитатель | Февраль |
Весна | |||
31. | Панорама добрых дел «Встретим птиц весной достойно!» (развешивание скворечников) | Родители | Март |
32. | Праздничное развлечение «Птицы – наши друзья» | Воспитатель, муз. руководитель | Март |
33. | Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» | Воспитатель | Март |
34. | Экскурсия в музей (знакомство с птицами наших лесов) | Воспитатель | Март |
35. | Игра «Угадай по описанию» | Воспитатель | Апрель |
36. | Проблемно-этическая беседа «Что будет, если птицы исчезнут?» | Воспитатель | Апрель |
37. | Экскурсия к грачевнику. Экспериментирование «Из чего построено гнездо» | Воспитатель | Апрель |
38. | Оформление книжного уголка «Пришла весна – прилетели птицы» | Воспитатель | Апрель |
39. | Презентация детских рисунков «На шесте - дворец, во дворце – певец» | Воспитатель | Апрель |
3. Заключительный
№ п/п | Процесс работы | Ответственные | Сроки |
1. | Диагностика уровня экологической воспитанности детей | Воспитатель | Май |
2. | Открытое занятие для родителей «Мы хотим, чтоб птицы пели…» | Воспитатель | Май |
3. | Совместный с родителями мини-поход в парк для съемки видеофильма о грачах. | Воспитатель | Май |
4. | Презентация работ детей – кружковцев «Сказочная птица – из природного материала » | Воспитатель | Май |
5. | Анализ результатов диагностики | Воспитатель | Май |
6. | Представление материала на итоговом педсовете | Воспитатель | Май |
Динамика уровня экологической воспитанности детей
подготовительной группы
МДОУ детский сад № 2.
Результаты исследования
Систематическая работа с детьми по ознакомлению с миром птиц позволила повысить уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении ко всему живому.
Полученные знания дали детям возможность проявлять более гуманные отношения не только к своим пернатым друзьям, но и к другим объектам живой природы.
Формы организации работы с детьми:
- Подгрупповые занятия;
- Индивидуальные;
- Фронтальные;
- Интегрированные;
- Кружковые.
Методы работы
- объяснительно-иллюстративные:
- беседа;
- рассказ;
- экскурсия;
- обзор литературы.
- репродуктивные:
- импровизации;
- конструирование.
- эвристические:
- «копилка идей»;
- мозговой штурм;
- творческие проекты.
- проблемно-поисковые:
- наблюдения;
- анализ – синтез;
- обобщение – конкретизация.
Выводы
- Применение системы знаний с использованием наблюдений, экскурсий, бесед, специальных занятий по ознакомлению с миром птиц имеет большое значение для развития у детей гуманно-ценностного отношения к природе в целом.
- Развитие экологических представлений посредством ознакомления с птицами дает детям ощущение уверенности в своих силах, основанной на том, что в мире все взаимосвязано, что природа – наш общий «дом» и этот «дом» надо беречь.
Используемая литература
Художественная литература
- В. Бианки «Лесная газета»; «Птичьи разговоры»; «Кто чем поет?».
- М. Богданов «О чем говорили птички»
- В. Воронов «Девять белых лебедей»
- М.Горький «Воробьишко»
- З. Александрова «Новая столовая»
- Р. Салури «Птицы»
- Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»
- Е. Чарушин «Болтливая сорока»
- В. Бианки «Наши птицы»
- Г. Скребицкий «Лесной голосок»
- В. Лебедев «Воробей – ленивец»
- М.Пришвин «Ребята и утята»
Методическая литература
- Н.А. Рыжова «Наш дом - природа» - программа экологического образования детей. – М: «LINKA-PRESS», 1998 г.
- Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова. «Мир природы и ребенок». – С-П: «Детство-пресс», 2003 г.
- Г. Снегирева. «Птицы наших лесов». – Изд. «Малыш», 1990 г.
- М. Черкасова. «Они должны жить. Птицы». - Москва, 1984 г.
- П.А. Копцева. «Природа и художник». – Москва, 1994 г.
- Т.М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми». – «Воронеж» ТЦ Учитель, 2002 г.
- М.М. Марковская. «Уголок природы в детском саду». – Москва,1989 г.
- Энциклопедия животных. Раздел «Птицы». – Москва «Эксо», 2007 г.
- Интернет-сайты:
- www. Festival.1september.ru - раздел: «Работа с дошкольниками»;
- www.7va.ru - раздел «Презентации для детей»;
- www.it-n.ru - раздел «Сеть творческих учителей».
Аудиокассеты
- Лесная газета. М.:Твик-Лирек, 2000
- Звуки и голоса живой природы. М.: Весть – ТДА, 2001.
- Наедине с природой. М.: Весть – ТДА, 2001
Видео:
- Многообразие животного мира. М.: Видеостудия «Кварт».
- Насекомые и птицы. М.: Видеостудия «Кварт».
- Ознакомление с окружающим миром. М.: Видеостудия «Кварт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию на тему " Экологическая тропа-деревья, цветы и кустарники нашего детского сада"
воспитание экологически грамотного отношения к природе...
проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.
Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»
Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....
Проект по экологическому воспитанию " Экологически чистый город глазами ребёнка"
Проект+ презентация по экологическому воспитанию...
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...