Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проектная деятельность в дошкольном учреждении-это способ организации педагогического процесса, основанный на сотрудничестве педагога, воспитанника и родителей, взаимодействии с окружсющей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_ogorod_na_podokonnike_dlya_sayta.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление: «Познавательно-речевое».
Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Области интеграции: художественнее творчество и труд, коммуникация, безопасность и здоровье, социализация и чтение художественной литературы.
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско - творческой деятельности детей. По мнению академика Н. Н. Подъякова, в экспериментировании «…ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения». В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.
Цель: развитие интереса к исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с учителем- логопедом, с родителями.
Проектная идея: Создать в группе огород на подоконнике.
Участники проекта:
-Дети подготовительной к школе группе «Василек» ГБОУ РМЭ ЦППРК ПСП ДПС «Детство» с ОВЗ
-педагоги;
-родители;
- учитель-логопед.
Возраст дошкольников участников проекта: 6-7 лет.
Продолжительность проекта: февраль – май.
Основные формы реализации проекта: игровые занятия, работа с родителями, работа с художественной и познавательной литературой, работа с пословицами, художественное творчество, работа с дневником наблюдения, дифференцированные задания, выполняемые в домашних условиях, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения и дидактические игры.
Задачи: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности; об изменениях во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, плоды и т.п.)
Формировать интерес к исследовательско-творческой деятельности.
Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при работе на огороде.
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Стимулировать познавательную активность.
Развивать аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.
Корригировать и развивать устную речь, как монологическую, так и диалогическую в процессе деятельности по уходу за огородом, в процессе самостоятельных рассуждений и в групповых обсуждениях.
Развивать эстетический вкус и творческие способности детей.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Закреплять трудовые умения и навыки в уходе за растениями.
Гипотеза: Развитие исследовательско-творческого интереса, приобретение речевого опыта в партнерских взаимоотношениях в процессе расширения и уточнения представлений детей об огороде будет успешным, если: в группе будут созданы условия для работы и наблюдения за огородом; а в исследовательско-творческую деятельность будут вовлечены родители и специалисты
Предмет исследования: Огород на подоконнике.
Объект исследования: Растения: овес, лук, помидоры, перец, бархатцы, тыква, веточки березы и тополя.
Этапы реализации проекта:
организационный - первая неделя февраля,
основной – февраль- апрель,
итоговый - последняя неделя апреля.
План реализации проекта:
Организационный этап.
-Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними. Отв. воспитатель группы, учитель-логопед.
-Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Отв. Воспитатель.
-Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе». Отв. Воспитатель.
-Домашнее задание для родителей:
изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огородах.
собрать информацию об их выращивании.
произвести вместе с детьми дома посадку лука в разных условиях (выращивание в темноте и на свету).
составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Отв. Родители и дети.
Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике. Отв. Воспитатели и дети.
Приобретение посадочного материала: лук, семена перца, томатов, тыквы, овса, бархатцев. Приготовление емкостей для посадки (бросовый материал - тара из - под «Активия», контейнеры, стаканы), земли. Приобретение коричневой самоклеящейся пленки. Отв. Воспитатель и родители.
Разбивка грядок на подоконнике (изготовление «грядок» из бросового материала, обклеивание их самоклеющей пленкой). Отв. Дети и воспитатели.
Изготовление табличек - указателей с названиями посаженных культур и указателей - условий для выращивания их. Отв. Дети и воспитатель.
Подбор декораций для создания мини деревни с огородом. Отв. Дети и воспитатель.
Срезка веток березы и тополя. Отв. Дети и родители.
Раскрашивание гуашью и оформление ваз под цвет коры исследуемых веточек деревьев с помощью пленки аракал. Отв. Дети и воспитатель.
Создание макета мини деревни с огородом, полем и, окружающим ее, растительным и животным миром. Отв. Дети и воспитатель.
Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде. Отв. Дети воспитатель, родители.
Исследовательский этап:
Рассматривание лука и семян перца, томатов, тыквы, бархатцев, овса. Отв. Дети и воспитатели группы.
Опытно-экспериментальная деятельность: посадка лука в землю, в стаканчик с водой. Отв. Дети и воспитатель.
Посадка семян перца, томатов овса, бархатцев. Отв. Дети и воспитатель.
Помещение веток березы и тополя в вазу с водой. Отв. Дети и воспитатель.
Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ). Отв. Дети и воспитатель.
Ведение журнала наблюдений за ростом посадок. Отв. Дети и воспитатели.
Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). Отв. Дети и воспитатель.
Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей», «Полезная пища», «Загадки с грядки», Отв. Воспитатель и учитель-логопед.
Проведение дидактических игр «Где растет в саду, огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».
Р/у «Подтверди, если это так», «Да - нет».
Отв. Воспитатель и учитель-логопед.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах. Отв. Воспитатель.
Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Отв. Воспитатель группы.
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице и оранжереях. Отв. Воспитатель.
Театрализованная игра «Огород». Отв. Воспитатель.
Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра – хоровод «Кабачок», театрализованная сказка «Репка» Отв. Воспитатель.
Заключительный этап.
Сбор урожая. Беседа с детьми о достигнутых результатах. Отв. Дети, воспитатель, родители.
Подведение итогов реализации проекта : анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Отв. Дети, воспитатели, родители.
Оформление выставки рисунков детей «Загадки с грядки», коллективная работа по лепке «Лучок на грядке», «Наш урожай». Отв. Дети, воспитатель.
Составление рассказов детей о том, как ухаживать за растениями. Создание книжки «Наш огород дом» по теме.
Работа с загадками.
Отв. Учитель-логопед и дети.
Ожидаемые результаты.
А/. Воспитанники.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.
2. Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
3. Улучшится состояние высших психических функций: речь, мышление, воображение, память, внимание, восприятие.
4. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.
5. Повысится речевой уровень и смогут вступать в публичный диалог.
Способы оценки:
Мониторинг знаний, умений, навыков детей по теме проекта. Анкетирование родителей. Наблюдения.
Б/. Педагоги.
1.Осуществление инновационной педагогической технологии;
2. Повышение профессионального уровня.
В/. Родители.
1.Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
2. Эффективное взаимодействие и сотрудничество с педагогами и администрацией Центра.
Продукт проектной деятельности.
Макет огорода на подоконнике в группе «Вот моя деревня, вот мой огород»; альбом наблюдений; фото - отчет о работе на огороде дома и в группе; выставки рисунков: «Что сначала, что потом», «Загадки с грядки»; «Наш урожай», коллективная лепка «Лучок на грядке»; выставка познавательной и художественной литературы; книга творческих рассказов «Как я растил лук дома»; подбор загадок об овощах; игра «Подбери инструменты», «Чьи семена?», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом».
Презентация проекта на МО Центра: форма проведения – открытое занятие-презентация «Огород на подоконнике».
Описание проекта.
Работа по усвоению первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки. Это дает детям с ОВЗ возможность занять определенное положение в обществе и является одним из видов из составных успешности социализации.
Одним из перспективных методов, способствующим решению успешной социализации детей с ОВЗ, является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «Огород на подоконнике». Наш проект, основываясь на лично – ориентированной подход к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе, формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями, родителями, детьми, учителем – логопедом.
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома (выращивали лук на свету и в темноте, выращивали лук разного цвета: белый, фиолетовый, обычный), представляя фотоотчет об исследованиях участникам проекта (Приложение 1), рисовали с детьми, сочиняли рассказы (Приложение 2).
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, учителю – логопеду, а затем высказывали свои мнения в группе.
В процессе проекта проводились совместные игровые сеансы детей с ОВЗ и детей с повышенной мотивацией к обучению, на которых учитывались возможности каждого ребенка. Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой.
В качестве объекта исследований были выбраны растения: овес, лук, помидоры, перец, бархатцы, тыква, веточки березы и тополя.
Предметом исследования - «Огород на подоконнике».
В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.
Первоначально подобрали материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.
Освежили в памяти полученные знания об овощных культурах и навыках ухода за ними. Вспомнили и условия выращивания овощных культур. И несомненно, с детьми продолжили знакомиться с трудом взрослых, которые работают на земле, выращивая продукты питания. Затем творчески подошли к выбору сюжета нашего огорода. Решили, что на окне у нас будет мини деревня, где живут люди-труженики земли русской, а вокруг создали окружающий их мир: это огород с грядками (посадки помидор, тыквы, перца, бархатцев, поле с посадками овса, деревья березы, тополя, домашний скот и домашние животные. А живут там крестьяне. Мы с ребятишками помогали им в выращивании культур: наблюдали, ухаживали, трудись, общались.
Основной этап проекта охватил все виды деятельности: художественнее творчество и труд, коммуникация, безопасность и здоровье, социализация и чтение художественной литературы. (Приложение 1)
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Родители оказались активными участниками проекта и единомышленниками своих детей.. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома (выращивали лук на свету и в темноте, выращивали лук разного цвета: белый, фиолетовый, обычный), представляя фотоотчет об исследованиях участникам проекта (Приложение 2), охотно делились знания и опытом по работе на огороде, рисовали с детьми, сочиняли рассказы (Приложение 3).
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, учителю – логопеду, а затем высказывали свои мнения в группе.
В процессе проекта проводились совместные игровые сеансы детей с ОВЗ и детей с повышенной мотивацией к обучению, на которых учитывались возможности каждого ребенка. Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой. В ходе проекта проводили ряд исследований, как в группе, так и дома.
Дети узнали много нового о растениях, растущих на подоконнике, и осознали, что их объекты исследования - живые, что они не могут жить сам по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов. У детей сформировалось представление о взаимодействии с окружающей средой, создали замечательные рисунки, сочинили рассказы, поделки, которые были представлены на выставке, пополнили активный словарь, совершенствовали навыки диалогической речи в совместной деятельности участников проекта.
Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы. Были приобретены и изготовлены дидактические игры («Где растет в саду, огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию»), а также материал и оборудование для опытов и занятий по данной теме. В организации мероприятий по реализации данного проекта принимали участие специалисты Центра: воспитатели, муз.руководитель, педагог дополнительного образования, учитель- логопед. Мы даем возможность детям выразить полученные впечатления в различных видах творческой деятельности.
Заключительным мероприятием проекта явился открытый просмотр НОД коррекционно-развивающей направленности на тему «Наш огород на подоконнике», с презентацией и с последующей выставкой работ детей по лепке и рисованию.
Заключение.
В данном проекте была сделана попытка по развитию у детей с ОВЗ исследовательско - творческого интереса в ходе деятельности с взрослыми. Проверка выдвинутой гипотезы показала, что приобретение речевого опыта в партнерских взаимоотношениях у детей с ОВЗ обеспечило психологическое благополучие и здоровье детей, и стала успешной. Дети приобрели навык публичного предъявления своих мыслей, научились открыто выражать их не бояться вступить в диалог. А в семье формировались партнерские детско-родительские отношения: ребенок становился содержательно интересен родителям, а родители ребенку. Реальная жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым новым содержанием и деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...
Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....