Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по окружающему миру на тему

Осипова Екатерина Юрьевна

Рабочая программа педагога-психолога

по развитию познавательных способностей и укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста

«По дороге в большую жизнь»

по формированию познавательной сферы и успешной адаптации к обучению в школе

«Мы в гостях у первоклашек «Лесной школы»

(модифицированная)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_itogovyy_variant.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если человек загадывает на год – он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетие – он сажает дерево. А если человек загадывает на века – он воспитывает детей.

Старинная японская мудрость

Пояснительная записка

Приходя в дошкольное учреждение, ребенок вступает на новую ступеньку своего жизненного пути. Здесь он начинает активно развиваться в разных областях. Ребенок учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками, взрослыми, учится правильно держать карандаш, рисовать и даже считать – словом готовиться к следующей ступеньке в своей жизни - школе. Но как это трудно все в глазах малыша! Наша задача максимально помочь ему и облегчить, с психологической точки зрения, этот не легкий дошкольный возраст.

В наш трудный информационный век, детей окружает много различной информации, с которой им порой бывает не справиться. Поэтому мы, педагоги, должны помочь нашему подрастающему поколению, своевременно развить познавательные способности и укрепить психологическое здоровье.

Что же такое познавательные способности? Это мышление, восприятие, память, внимание и воображение. Это психические функции, которые развиваются с ранних лет и, которыми пользуется человек всю свою жизнь.

А что же такое психологическое здоровье? Этот термин, «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктором психологических наук, профессором, академиком РАО) и означает неразделимость телесного и психического в человеке[1].

Психологически здоровый человек – это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Поэтому своевременное развитие познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сфер способствует психологическому здоровью ребенка.

Цели и задачи программы

Цели:

  1. Развитие познавательных способностей дошкольника
  2. Укрепление психологического здоровья ребенка

Задачи:

  1. Развитие интеллектуальной сферы
  2. Развитие познавательных и психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения)
  3. Развитие эмоциональной сферы
  4. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других
  5. Создание благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе

        Идея программы

        Основная идея программы - систематизация психологического и тематического материала, что предполагает объединение основных направлений работы педагога-психолога ДОУ.

Новизна

  1. Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.
  2. Проведение занятий в большой группе без деления на подгруппы.

Концептуальная основа

Программа психолого-педагогической деятельности построена с учетом возрастных особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка и основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И. Божович[2], в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворительности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.

Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Поэтому в своей работе я уделила немало места для тематических бесед и подвижных игр для большего взаимодействия в группе.

Формы работы с детьми в рамках программы

Групповая работа

В условиях дошкольного образовательного учреждения комплектация групп зависит от многих факторов.

Идеальная комплектация групп возраста:

Возраст

Количество детей

3-4 года

До 10 человек

4-5 лет

До 12 человек

5-6 лет

До 15 человек

6-7 лет

До 18 человек

Но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе, деления на подгруппы нет.

Поэтому количество детей не должно превышать:

Возраст

Количество детей

3-4 года

20 человек

4-5 лет

22 человека

5-6 лет

24 человека

6-7 лет

26 человек

Что соответствует максимальной наполняемости в группе.

Время, отведенное для групповой работы в образовательном процессе, не должно превышать:

Возраст

Работа с тетрадями

Работа без тетрадей

3-4 года

30 мин.

20 мин.

4-5 лет

30 мин.

20 мин.

5-6 лет

40 мин.

30 мин.

6-7 лет

45 мин.

30 мин.

Периодичность встреч 1 раз в неделю.

Программа выстроена по следующей схеме:

 - первичная диагностика (начало учебного года);

 - подача тематического материала в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ;

 - последовательность тем с закреплением пройденного материала;

 - промежуточная диагностика для выявления усвоения пройденного материала;

 - итоговая диагностика для выявления развития детей в соответствии с возрастом.

Программа построена с учетом ведущей потребности каждого возраста и основана на развитии ведущего психического процесса.

Задания на развитие психических (познавательных) процессов построены в соответствии с возрастом и темами образовательной деятельности.

Работа проводится в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение психолого-педагогической деятельности:

  1. Настольно-печатные игры
  2. Предметные игрушки
  3. Писчая бумага
  4. Наглядные тематические картинки
  5. Цветные карандаши (6 цветов)
  6. Простой карандаш
  7. Массажер «Су-джок»
  8. Светящийся силиконовый шарик
  9. Ковер
  10. Рабочие тетради[3]

Принцип проведения психолого-педагогического процесса:

  1. Доброжелательность
  2. Наглядность
  3. Простота подачи материала
  4. Развивающий и воспитательный характер учебного материала

Структура каждой встречи:

  1. Проектировочный компонент. Включает в себя: название темы; цели работы; используемый материал.
  2. Ход работы.
  3. Рефлексивный компонент. Включает в себя подведение итогов групповой работы и ритуал прощания (запускание мыльных пузырей).

Индивидуальная работа

Работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его ЗУН.

Вплотную связана с взаимодействием с родителями. Направлена на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком по средствам выполнения совместных заданий.

Диагностическая база

При групповой работе диагностика познавательных способностей проводится при помощи тестовой тетради «Проверяем знания дошкольника» (на каждый возраст) авторы С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Т. Топоркова, С.В. Щербинина. Делается подборка заданий и собирается в стимульную тетрадь. Обработка результатов заносится в диагностическую карту познавательных способностей.

При индивидуальной работе используется «Диагностический альбом» (дошкольный и младший школьный возраст) Н.Я. Семаго и М.М. Семаго или «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко.

Диагностика готовности к школьному обучению проводится по методике «Готовность к обучению» А.А. Реана, которая предназначена для исследования готовности к школьному обучению 6-7 летних детей.

При индивидуальном подходе используется диагностический журнал «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет» (в соответствии с ФГТ).

 

Возрастные особенности дошкольников

Дети 3-4 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Три года – это период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.

Основные показатели физического развития ребенка на этот возраст:

Рост 96см + 4,3см;

Вес 12,5кг + 1кг;

Окружность грудной клетки 51,7см + 1,9см;

Окружность головы 48см;

Количество молочных зубов 16-20.

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов нарастания массы тела, изменяются его пропорции.

Интеллектуальная деятельность усложняется. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений.

Для детей характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия — в капризы, радости — в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.

Возраст 3-4 года отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.

Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.

Развитие психических процессов.

Возраст 3-х лет – это тот возраст, когда ребенок интенсивно психически развивается и появляются новые, ранее отсутствующие особенности. Ведущей познавательной функцией является восприятие, когда ребенок как «губка» впитывает в себя все новое. Ведущая деятельность – игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Внимание ребенка в этом возрасте не устойчивое. Его по-прежнему сложно направить на предмет. Но к концу года все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может удерживать активное внимание в течение 8 минут.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него интерес, вызывает эмоциональный отклик. Хорошо усваивается информация, которую он видит и слышит. Развита двигательная память: хорошо запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях.

Сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части дошкольников уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.

Воображение. Эта психическая функция у детей четвертого года жизни развита очень слабо. Малыша легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, но элементы активного воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи.

Дети 4-5 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Темп физического развития ребенка с 4 лет до 6 лет примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела до 2 кг. Рост четырехлетних мальчиков 100,3см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7см. Средний рост девочек четырех лет – 99,7см, пяти лет – 106,1см.

Развитие психических процессов.

Наиболее ярко этот возраст характеризует возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, мышления.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. Восприятие сенсорных эталонов.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может удерживать внимание до 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Для того чтобы что-то запомнить, ребенок теперь может использовать некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пяти лет более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, а главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Мышление человека – это способность к общению, поэтому необходимо учить детей обобщать.

Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Речь привлекает внимание детей, и активно используются ими. Развивается грамматическая сторона речи.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.

Дети 5-6 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Возраст 5-6 лет называют «первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти до 10 см. Рост ребенка около 107 см, а масса тела до 18 кг.

Развитие психических процессов.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится собственно познавательной. А не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Восприятие продолжает совершенствоваться. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по величине – возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем 6-7 объектов к концу года.

Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу, но и в уме совершить преобразование объекта.

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Речь продолжает совершенствоваться. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается ввязанная речь.

Дети 6-7 лет

Анатомо-физиологические особенности.

В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. В среднем рост ребенка от 113 см до 122 см, а вес от 21 кг до 25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов.

Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Возрастные особенности:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

Восприятие продолжает развиваться.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов.

Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.

Воображение. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период – сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность.

Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе.

По возможности сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов школьной готовности, можно выделить следующие ее компоненты.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть целостным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая,  можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Социально – психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Физическая готовность. 

Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Речевая готовность.

Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевая готовность.

Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов.

Программа по формированию познавательной сферы

и успешной адаптации к обучению в школе

«Мы в гостях у первоклашек «Лесной школы»

Учитывая вышеизложенное, программа по развитию познавательных способностей и укреплению психологического здоровья детей имеет следующие цель, задачи и структуру.

Цель.

Психологическая и интеллектуальная подготовка к успешной адаптации и обучению в школе.

Задачи:

  1. Формирование позитивного отношения к обучению в школе
  2. Формирование произвольности
  3. Формирование познавательной сферы
  4. Развитие мелкой моторики

Структура каждой встречи:

  1. Проектировочный компонент. Включает в себя: название темы; цели работы; используемый материал.
  2. Ход работы.
  3. Рефлексивный компонент. Включает в себя подведение итогов групповой работы и ритуал прощания (выполнение упражнения «Доброе животное»).

Технология работы (ход работы)

        Каждая встреча построена по одному принципу

  1. Приветствие. Заключается в настрое на групповую работу (ритуал).
  2. Игры. Направлены на формирование познавательных способностей и раскрепощение через движения.
  3. Динамическая пауза. Направлена на снятие мышечного напряжения и повышенной двигательной активности (используется в том случае, если игра не была подвижной).
  4. Чтение сказок направленных на успешную адаптацию и подготовку к обучению в школе[4].
  5. Обсуждение прочитанного для закрепления услышанного материала и получения эмоциональной отдачи.
  6. Упражнения для развития логического мышления
  7. Пальчиковая гимнастика используется для подготовки руки к письму и активации работы головного мозга.
  8. Работа в тетрадях. Используется для отработки навыков письма и формированию познавательной сферы.
  9. Зрительная гимнастика. Направлена на профилактику зрительного переутомления.

Работа с педагогами и родителями в рамках программы

«По дороге в большую жизнь»

На протяжении всего дошкольного периода, детей сопровождают взрослые – родители и педагоги. Очень важно для грамотного психологического сопровождения обладать необходимой информацией и правильно ее применять на практике. Для этого в рабочей программе выделен блок по работе с педагогами и родителями. Главной задачей блока является психологическое просвещение.

 

Работа с педагогами

В течение последних десятилетий в связи с переходом современной системы образования на личностно-ориентированнные модели воспитания и обучения повышаются требования общества к личности педагога, уровню его образования, владения современными техническими средствами. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний.

Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

Все это приводит к тому, что проблема сохранения психологического благополучия педагога в образовательных учреждениях становится особенно острой.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт.

В связи с вышесказанным, считаю, что одной из приоритетных линией работы психолога с педагогами в образовательном учреждении должно стать поддержание их благополучного психологического состояния. От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.

В практическом плане – это снижение психоэмоционального напряжения, формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми, создание условий для развития самосознания и самосовершенствования.

Также для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса педагогам необходимы знания о возрастных и психологических особенностях развития воспитанников, владение эффективными навыками общения с детьми в повседневных и конфликтных ситуациях.

Примерный план мероприятий

Время проведения

Запланированные мероприятия

Сентябрь

  1. Беседа о возрастных особенностях детей дошкольного возраста
  2. Мини-лекция «Предупреждение эмоциональных перегрузок детей»

Октябрь

  1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания педагога»
  2. Диагностика на тему «Оценка агрессивности педагога»
  3. Практикум «Снятие агрессивности»

Ноябрь

  1. Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса
  2. Конфликтологический мини-тренинг

Декабрь

  1. Практикум с элементами психогимнастики «Профилактика утомления»
  2. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Январь

  1. Психологическая гостиная

Февраль

  1. Групповая консультация на тему «Условия поло-ролевого воспитания»
  2. Обсуждение результатов диагностик в каждой возрастной группе, выдача рекомендаций

Март

  1. Групповая консультация на тему «Стресс и его последствия»

Май

Обсуждение итоговых диагностик

Работа с педагогическим коллективом предполагает также индивидуальное консультирование в течение всего года. И варьирование тем консультаций в связи с запросами и интересами педагогов.

Работа с родителями

Формы работы

Формы работы

Цель

Наглядно-текстовая информация

Просвещение родителей по проблеме общения, поддержания интереса к процессу воспитания детей

Консультации

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения дошкольников

        Темы бесед и консультаций подбираются с учетом интересующих и возникших вопросов родителей.

Работа с педагогами и родителями в рамках программы «Мы в гостях у первоклашек «Лесной школы»

Работа с педагогами

Примерный план мероприятий

Время проведения

Запланированные мероприятия

Сентябрь

  1. Беседа о возрастных особенностях детей старшего возраста
  2. Беседа «Скоро в школу»

Октябрь

  1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания педагога»
  2. Диагностика на тему «Оценка агрессивности педагога»
  3. Практикум «Снятие агрессивности»

Ноябрь

  1. Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса
  2. Конфликтологический мини-тренинг

Декабрь

  1. Практикум с элементами психогимнастики «Профилактика утомления»
  2. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Январь

  1. Консультация на тему «Готовность к школьному обучению»

Февраль

  1. Обсуждение результатов диагностик в каждой возрастной группе, выдача рекомендаций

Март

  1. Групповая консультация на тему «Стресс и его последствия»

Май

Обсуждение итоговой диагностики

        

Работа с родителями

Формы работы

Цель

Наглядно-текстовая информация

Просвещение родителей по проблеме готовности к школьному обучению

Консультации

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения дошкольников

Анкетирование

«Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

Также работа с родителями заключается в участии на родительских собраниях и индивидуальном консультировании по возникшим вопросам.

Примерное тематическое планирование

психолого-педагогической работы в рамках программы

«По дороге в большую жизнь»[5]

Возраст 3-4 года (вторая младшая группа)

Месяц

Номер и тема действия

Кол-во

действий

Октябрь

Встреча 1 «Знакомство»

1

Встреча 2 «Что мы умеем?» Д1[6]

1

Встреча 3 «Дружить – это здорово»

1

Встреча 4 «Важные правила»

1

Ноябрь

Встреча 5 «Экскурсия»

1

Встреча 6 «Что такое радость»

1

Встреча 7 «Мне бывает грустно»

1

Встреча 8 «Сердитый гном»

1

Декабрь

Встреча 9 «Маленький большой мир эмоций»

1

Встреча 10 «Разноцветный мир»

1

Встреча 11 «Геометрические фигуры»

1

Встреча 12 «Зимняя сказка»

1

Январь

Встреча 13 «Большой - маленький»

1

Встреча 14 «Что мы узнали» Д2

1

Встреча 15 «Длинный - короткий»

1

Февраль

Встреча 16 «Широкий - узкий»

1

Встреча 17 «Во что мы играем»

1

Встреча 18 «Кто такие животные»

1

Встреча 19 «Посуда»

1

Март

Встреча 20 «Маленькие мужчины»

1

Встреча 21 «Мамины помощницы»

1

Встреча 22 «Что мы одеваем»

1

Встреча 23 «Мы сегодня медвежата»

1

Апрель

Встреча 24 «Что такое помощь»

1

Встреча 25 «Путешествие на Луну»

1

Встреча 26 «Маленькие фантазеры»

1

Встреча 27 «Чему мы научились» Д3

1

Возраст 4-5 лет (средняя группа)

Месяц

Номер и тема действия

Кол-во

действий

Октябрь

Встреча 1 «Долгожданная встреча»

1

Встреча 2 «Что мы умеем?» Д1

1

Встреча 3 «Учимся сопереживать»

1

Встреча 4 «Что такое вежливость»

1

Ноябрь

Встреча 5 «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»

1

Встреча 6 «Радость и грусть»

1

Встреча 7 «Сердитый гном»

1

Встреча 8 «Удивление»

1

Декабрь

Встреча 9 «Испуг»

1

Встреча 10 «Спокойствие»

1

Встреча 11 «Маленький большой мир эмоций»

1

Встреча 12 «Зимняя сказка»

1

Январь

Встреча 13 «Восприятие цвета, формы, величины»

1

Встреча 14 «Свойства предметов»

1

Встреча 15 «Что мы узнали» Д2

1

Февраль

Встреча 16 «А у нас есть глазки?»

1

Встреча 17 «Для чего нам нужен носик»

1

Встреча 18 «У нас еще есть ротик»

1

Встреча 19 «Внимательные ушки»

1

Март

Встреча 20 «Помощники ручки»

1

Встреча 21 «Наши ножки»

1

Встреча 22 «Маленькие мужчины»

1

Встреча 23 «Маленькие хозяйки»

1

Апрель

Встреча 24 «Маленькие фантазеры»

1

Встреча 25 «Мы сегодня медвежата»

1

Встреча 26 «Путешествие на Луну»

1

Встреча 27 «Чему мы научились» Д3

1

Возраст 5-6 лет (старшая группа)

Месяц

Номер и тема действия

Кол-во

действий

Октябрь

Встреча 1 «Долгожданная встреча»

1

Встреча 2 «Что мы умеем?» Д1

1

Встреча 3 «Вспомним важные правила»

1

Встреча 4 «Морская прогулка»

1

Ноябрь

Встреча 5 «Наше настроение»

1

Встреча 6 «Сердитый гном»

1

Встреча 7 «Удивление»

1

Встреча 8 «Испуг»

1

Декабрь

Встреча 9 «Спокойствие»

1

Встреча 10 «Маленький большой мир эмоций»

1

Встреча 11 «Маленькие фантазеры»

1

Встреча 12 «Зимняя сказка»

1

Январь

Встреча 13 «Подарки в Новый год»

1

Встреча 14 «Что мы узнали» Д2

1

Встреча 15 «Во что мы одеты»

1

Февраль

Встреча 16 «Наше поведение в обществе»

1

Встреча 17 «Поведение за столом»

1

Встреча 18 «Как дарить подарки»

1

Встреча 19 «Мы пришли в гости»

1

Март

Встреча 20 «Как люди понимают друг друга»

1

Встреча 21 «Наши защитники»

1

Встреча 22 «Хозяюшки»

1

Встреча 23 «Я люблю свой дом»

1

Апрель

Встреча 24 «Дружба это важно»

1

Встреча 25 «Мы сегодня –марсиане»

1

Встреча 26 «Мой характер»

1

Встреча 27 «Чему мы научились» Д3

1

Примерное тематическое планирование

психолого-педагогической работы в рамках программы

«Мы в гостях у первоклашек «Лесной школы»[7]

Возраст 6-7 лет (подготовительная группа)

Месяц

Номер и тема действия

Кол-во

действий

Октябрь

Встреча 1 «Знакомство с Лесной школой»

1

Встреча 2 «Что мы умеем?» Д1

1

Встреча 3 «Смешные страхи»

1

Встреча 4 «Игры в школе»

1

Ноябрь

Встреча 5 «Школьные правила»

1

Встреча 6 «Собирание портфеля»

1

Встреча 7 «Белочкин сон»

1

Встреча 8 «Госпожа Аккуратность»

1

Декабрь

Встреча 9 «Жадность»

1

Встреча 10 «Волшебное яблоко (воровство)»

1

Встреча 11 «Подарки в день рождения»

1

Встреча 12 «Домашнее задание»

1

Январь

Встреча 13 «Школьные оценки»

1

Встреча 14 «Что мы узнали» Д2

1

Встреча 15 «Списывание»

1

Февраль

Встреча 16 «Подсказка»

1

Встреча 17 «Режим. Телевизор»

1

Встреча 18 «Бабушкин помощник»

1

Встреча 19 «Ябеда»

1

Март

Встреча 20 «Шапка-невидимка»

1

Встреча 21 «Задача для Лисенка (ложь)»

1

Встреча 22 «Обида»

1

Встреча 23 «Деление на группы»

1

Апрель

Встреча 24 «Грубые слова»

1

Встреча 25 «Дружная страна»

1

Встреча 26 «Гордость школы»

1

Встреча 27 «Готовность к школе» Д3

1

Литература

  1. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (3-4 года)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160с.
  2. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (4-5 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144с.
  3. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (5-6 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.
  4. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет Изд. СПб.: Речь, 2007. – 240с.
  5. Справочник психолога начальной школы О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442с.
  6. Практический психолог в детском саду А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144с.
  7. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
  8. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет А.В. Никитина Изд. СПб.: Каро, 2009. – 96с.
  9. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, для детей 6-7 лет А.В. Никитина Изд. СПб.: Каро, 2009. – 126с.
  10. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина Изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.
  11. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.
  12. Нравственное воспитание в детском саду В.И. Петрова, Т.Д. Стульник 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
  13. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: Занятия с элементами психогимнастики Г.Н. Жучкова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 64с.
  14. Двигательный игротренинг для дошкольников Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 176с.
  15. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие И.Е. Аверина – 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. – 144с.
  16. М.И. Чистякова «Психогимнастика» под ред. М.И. Буянова 2-е издание, М.: Просвещение: Владос 1995 – 160с.
  17. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 164с.
  18. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 171с.
  19. Практические семинары для педагогов. – Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
  20. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
  21. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.
  22. М.А. Панфилова «Лесная школа»: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96с.
  23. Г. Демирчаглян, А. Демирчаглян Улучшаем зрение – М. изд «Эксмо», 2003. – 48с.


[1] Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)

[2] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.  - 464 с

[3] Для каждой возрастной группы «70 развивающих занятий для дошкольников» Н.Ю. Куражевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой

«Приключения будущих первоклассников» 120 развивающих заданий для дошкольников под редакцией Н.Ю. Куражевой

[4] М.А. Панфилова «Лесная школа»: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96с.

[5] Конспекты тематических встреч смотреть в приложении

[6] Здесь и далее буква «Д» означает «диагностика», а цифра порядковый номер диагностики.

[7] Конспекты тематических встреч смотреть в приложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...