НОД "Космическое путешествие"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему
Восптитательно-образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей № 83
КОНСПЕКТ
воспитательно-образовательного мероприятия
для детей старшего дошкольного возраста
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Подготовили: воспитатель
старшей группы
Прончатова С.И.,
ст. воспитатель
Алабина Т.П.
Нижний Новгород
2011 год
Цель: способствовать обогащению игрового опыта детей, доставить детям удовольствие от участия в игре-путешествии.
Задачи:
- Закреплять имеющие знания и расширять представления о космосе.
- Развивать воображение детей, творческие способности.
- Воспитывать убеждение в ценности коллективной деятельности для достижения общей цели, чувство товарищества, взаимопомощи.
В группе воспитатель с детьми.
- Ребята, совсем недавно мы с вами были в планетарии, а сегодня я вас приглашаю посетить дошкольный музей космонавтики. Вы хотите там побывать?
Ответы детей.
Пройдёмте.
Поднимаемся в зал.
- Ребята, мы с вами в музее космонавтики. А знаете ли вы, что такое «Космос»?
Ответы детей.
- Космос – это Вселенная, то есть весь окружающий нас бесконечный и вечный мир. А что такое «астрономия»?
Ответы детей.
- Слово «астрономия» произошло от двух греческих слов: «астрон» - звезда, и «номос» - закон. Астрономия – это наука, которая изучает звёзды, планеты, Вселенную и всё, что в ней происходит. А как называются учёные, которые занимаются этой наукой?
Ответы детей.
- Да, это астрономы.
Ещё в древности люди, глядя на небо, думали о таинственных космических далях и далёких мирах. Люди считали, что наша планета Земля находится в центре Вселенной, а вокруг неё вращаются Луна, Солнце и звёзды, но это не так.
В 16 веке польский астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ребята, может, вы знаете, как называются планеты нашей Солнечной системы?
Ответы детей.
Рассматривая макет Солнечной системы:
- Да, Солнце и все эти планеты с их спутниками, кометами, метеоритами образуют Солнечную систему.
Возможно, что вокруг многих других звёзд вращаются, неизвестные нам, планеты. И на некоторых из них тоже есть жизнь и обитают разумные существа. Наверное, они, также как мы, хотят найти во Вселенной себе подобных и наладить контакт.
На этой экспозиции (показывает макеты, поделки) вы можете видеть, как представляют себе инопланетных жителей ребята нашего детского сада.
- Ребята, а как называется прибор, с помощью которого астрономы изучают звёздное небо?
Ответы детей.
- Правильно, телескоп был изобретён ещё в 17 веке, и с тех пор учёными было сделано немало открытий.
Но, изучая звёздное небо, люди всегда мечтали отправиться в космос, чтобы увидеть всё своими глазами. И только в 20 веке русские учёные Константин Циолковский и Сергей Королёв помогли человечеству покорить космос. Первыми в космосе побывали совсем не люди. Ведь никто не знал, насколько опасным может быть такое путешествие. В первых космических ракетах путешествовали улитки, рыбки, лягушки, мыши и крысы, обезьяны и собаки.
- Ребята, а как называется место для запуска космических ракет?
Ответы детей.
- Знаете ли вы, как называется человек, подготовленный к полёту в космос? И как звали первого космонавта планеты?
Ответы детей.
- Правильно, это космонавт. И первым космонавтом 12 апреля 1961 года стал россиянин Ю.А. Гагарин.
- А в чём заключается трудность пребывания человека в космосе?
Ответы детей.
- Конечно, это отсутствие воздуха, невесомость.
Неожиданно рассказ прерывается странными звуками – появляется странное существо с иной планеты.
Инопланетянин: Здравствуйте, ребята! Я – Космолётик, прилетел с другой планеты. А вы догадываетесь, с какой?
Выслушивает версии детей.
- Я прилетел из другой галактики, моя планета называется Круглодом. Как вы думаете, почему она так называется?
Выслушивает версии детей.
- Да, Круглодом - это потому что на моей планете все предметы круглой формы. Вы можете представить, как всё это выглядит?
Ответы детей.
Я привёз с собой фотографии с моёй планеты, но они по пути немного испортились от яркого солнечного света, остались только контуры предметов. Вы поможете мне их восстановить?
Раздаёт детям листы бумаги с нарисованными кругами.
- Это фотография моего дома.
- А это моей собаки.
- Вот это – стол.
- А это была моя кошка.
- А это – мышка, которую ловит моя кошка.
- А это дерево, которое растёт под моим окошком.
- Это – рыбка из моего аквариума.
- А это, я не помню что.
Дети дорисовывают названные предметы. Космолётик хвалит их, благодарит за помощь.
- Хорошо, теперь мой фотоальбом снова в порядке.
- Я очень люблю путешествовать по космическим далям, но сегодня у меня большие неприятности. Мой бортовой компьютер сломался, я сбился с пути и не могу вернуться домой. Но у меня есть звёздная карта, вы поможете мне проложить на ней маршрут обратного пути?
Получив согласие детей, показывает карту и раздаёт детям такие же, только поменьше.
- Видите на карте чёрные круги? Они обозначают «чёрные дыры». Это звёзды небольшого размера, которые обладают огромной силой притяжения. Эта сила так велика, что чёрная дыра может притягивать к себе и расплющивать своим притяжением космические корабли, кометы и даже целые планеты, которые подойдут слишком близко к ней. Значит, к чёрной дыре приближаться нельзя! И ещё вот что. Запомните, что у голубых звёзд очень сильное, опасное излучение. К ним тоже приближаться нельзя. Двигаться от звезды к звезде можно только в горизонтальном или вертикальном направлении. Наискосок двигаться нельзя!
Давайте повторим: запретными на ваших картах являются чёрные и голубые звёзды. Для прокладки маршрута используйте фломастеры.
Дети выполняют задание, Космолётик следит за правильностью, помогает исправить ошибки.
- Какие вы молодцы! А сами вы хотите отправиться в космическое путешествие на одну из планет вашей солнечной системы? Но в моей ракете есть только одно место, поэтому вам нужно построить свои двухместные ракеты. Для этого, у меня есть необходимые чертежи. (Как вариант – постройка одной общей ракеты).
Дети выбирают схемы, подбирают детали, складывают ракеты.
- Молодцы! Ракеты готовы. Придумайте название своим космическим кораблям, чтобы можно было выходить с ними на связь из центра управления полётами.
Дети придумывают названия.
Но прежде, чем отправиться в полёт, нужно пройти подготовку. Только сильные, дружные, весёлые ребята могут покорять космическое пространство. Вы готовы пройти испытания?
Ответы детей.
- Для начала выберем командира корабля, а заодно, проверим, знаете ли вы планеты своей солнечной системы.
С помощью считалки выбирают командира.
Жил на свете звездочёт,
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!
- Очень часто в космосе происходят различные сбои в работе оборудования, и тогда нужно чётко следовать командам командира, который руководит всем экипажем. Стройтесь в колонну за своим командиром и чётко выполняйте команды, передаваемые с Земли, из центра управления полётами:
Три шага вперёд,
Два шага вправо,
Четыре шага вперёд-влево,
Один шаг назад,
Один шаг вперёд-вправо,
Пять шагов влево.
- Молодцы, дружно и чётко выполняете команды, командир правильно направляет свой экипаж.
- Настал черёд проверить, весёлые ли вы космонавты. Знаете ли вы какую-нибудь весёлую космическую песню? А исполнить её сможете?
Звучит фонограмма, дети исполняют песню «Снаряжаем мы ракету».
- А теперь, по команде «Звонок колокольчика» занимайте места в своих летательных аппаратах.
На столе, за ширмой, находятся деревянные ложки, металлофон, стакан с водой, колокольчик. Поочерёдно Космолётик извлекает из них звуки. По звонку колокольчика дети должны занять места в ракетах.
- Ключ на старт! Протяжка! Обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, Поехали!
Мультимедийная презентация.
- Летим, пролетаю созвездия псов. Приём! Какие созвездия на вашем пути? Экипаж … (например: «Солнечный»? Экипаж «Лунный»? и др.).
Ответы детей.
- Внимание, сообщение из центра управления полётами! Открыто новое созвездие. Но его фотоснимок испорчен, осталось только описание. Необходимо выполнить посадку, чтобы восстановить изображение и придумать название нового созвездия. Объявляю посадку на ближайшую к нам планету. Внимание отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Посадка.
Импровизированный выход на планету.
- На планете почти полная невесомость. Необходимо собрать камни, подходящие по размеру и количеству, чтобы восстановить изображение созвездия:
- Три больших.
- Восемь маленьких,
- Пять средней величины,
- Один огромный.
Будьте осторожны, плавно передвигаясь, не столкнитесь с другими объектами.
Дети собирают камни. В это время на полу раскладывается «поле» 3*3 (из лент).
- А теперь по описанию необходимо расположить наши звёзды-камни:
1. Самая большая звезда в центральной клетке.
2. Три большие звезды:
1- в центральной клетке верхнего ряда,
1 – в левой клетке среднего ряда,
1 – в правой клетке среднего ряда.
3. Звёзды средней величины:
2 – в верхнем левом квадрате: 1- в верхнем левом углу, 1 – в нижнем правом углу.
2 – в верхнем правом квадрате: 1 – в верхнем правом углу, 1- в нижнем левом углу.
1 – в нижнем ряду, в центральной клетке.
4. Звёзды-малютки:
4 – в углах нижней левой клетки,
4- в углах нижней правой клетки.
- Проверим правильность расположения звёзд.
- Как вы думаете, на что похоже наше созвездие, как его назовём.
Версии и предложения детей.
- Итак, созвездие называется… Необходимо его фотографию и название отправить по космической почте в центр управления.
«Фотографируют» и «отправляют».
- Наше путешествие продолжается. Занять свои места. Внимание, приготовиться, СТАРТ.
Мультимедийная презентация.
- Внимание! По правому борту планета космических животных. Они почти такие же, как на Земле, но кое-чем отличаются от них, хотите узнать чем?
1. Быстрее всех от страха
Несётся…
2. По горной круче проходил
Покрытый шерстью …
3. По ловкости он чемпион –
Огромный, неуклюжий …
4. День и ночь кору грызёт
Саблезубый …
5. Парить средь облаков готова
Хозяйка воздуха …
6. Совсем от страха ослабев,
Забился в норку робкий …
- Вот такие странные животные живут на этой планете. Предлагаю их сфотографировать через иллюминаторы, а, вернувшись на Землю, напечатать их фотографии, чтобы удивить друзей.
Фотографируют.
- Внимание, внимание! Всем экипажам! Приготовиться к посадке, на горизонте планета Плутон. Начинаю отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Касание, всем выйти из кораблей.
Появляются Плутонята.
- А вот и мои друзья. Они очень любят играть.
Плутонята: Здравствуйте, мы очень рады вас видеть на нашей планете Плутон. Вы люди с планеты Земля. А мы жители-игрунки. Любим играть и выращивать необычные цветы. Вы любите играть? Тогда вставайте в круг, мы вас научим играть в нашу любимую игру «Лавата». Запомните припев:
Вместе танцуем мы,
Тра-та-та, тра-та-та,
Танец весёлый наш,
Это «Лавата».
- А теперь повторяйте за нами:
Мои руки хороши (Показываем обе руки).
А у соседа лучше. (Берём соседей за руки).
Идём по кругу, держась за руки, и поём припев.
Мои коленки хороши, (Показываем коленки)
А у соседа лучше (Берём соседей за коленки).
Идём по кругу, держа друг друга за коленки, и поём припев.
Мой живот так хорош, (Показываем живот)
А у соседа лучше (Кладём соседям руки на живот)
Идём по кругу, положив руки на животики соседей, и поём припев.
Мои пятки хороши, (Показываем пятки).
А у соседа лучше (Берём соседей за пятки).
Идём по кругу, стараясь держаться за пятки соседей, и поём припев.
Мои уши хороши, (Показываем уши).
А у соседа лучше (Берём соседей за уши).
Идём по кругу, держа друг друга за уши, и поём припев.
Плутонята: Молодцы, ребята! Быстро вы освоили нашу весёлую игру. Вам понравилось?
Ответы детей.
Космолётик: Да, здорово повеселились! Но вам пора возвращаться на Землю.
Плутонята: На Землю? А какая она?
Ответы детей.
Плутонята: Очень интересно. Вот бы посмотреть на неё, хоть одним глазком.
Космолётик: Ребята, на моём корабле есть фотография Земли, сделанная из космоса. Может, подарим её Плутонятам?
Ответы детей.
Космолётик достаёт изображение-пазл (разрезные картинки) Земли.
- Ой, кажется, от космических вибраций и перегрузок фотография повредилась.
Плутонята: Очень жаль, нам так хотелось увидеть вашу планету.
Подвести ребят к тому, что изображение можно сложить из его частей.
Складывание пазла.
Плутонята: Спасибо! Она такая красивая ваша планета Земля!
Ребята, на нашей планете тоже растут цветы необычайной красоты. Они не простые. Цвет их лепестков передаёт настроение наших гостей и жителей планеты. Нам бы очень хотелось, чтобы частичку своего настроения вы оставили у нас перед отлётом. Вы хотите, чтобы у нас остался цветик вашего настроения? Тогда скорее ищите лепестки, цвет которых вас больше всего привлекает сейчас.
Выбор детей. Складывание цветика.
Плутонята: Все вместе вы вырастили новый прекрасный цветок для нашей планеты. Спасибо.
Ребята, мы научили вас играть в нашу любимую игру, а вы, мы знаем, очень любите танцевать. Не могли бы вы нас научить танцевать?
Танец «Плуто-плуто-Плутончики».
Плутонята: Вот спасибо вам, ребята! На прощание позвольте подарить вам космический материал, из которого можно сделать любой защитный скафандр. Ведь в космосе может случиться разное. Дарят детям фольгу.
Дети благодарят.
Космолётик: Пора, друзья! Время не ждёт! Отправляемся в обратный полёт!
По местам! Начинаю обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Поехали!
Мультимедийная презентация.
Космолётик: Приближаемся к планете Земля. Как она прекрасна! Предлагаю сделать фотографии на память, а по прибытию проявить их.
- Внимание, всем экипажам, пристегнуть ремни! Посадка может быть жёсткой. С удачным приземлением, ребята!
Ну, а мне пора возвращаться в свою галактику. С нетерпением буду ждать ваших фотографий удивительных животных с далёкой планеты, и фотографий планеты Земля, а может, вы ещё что-нибудь придумаете интересное! До новых встреч!
В «Музее» детей встречает воспитатель.
Воспитатель: Ребята, где вы были? Я с ног сбилась, искала вас по всему детскому саду.
Ответы детей.
- Очень интересно. А фотографии когда печатать будем? Так хочется посмотреть, что вы видели во время путешествия. А это что такое блестящее? Вы меня научите, как сделать скафандр из этого космического материала? Тогда, скорее, в группу, мне уже нетерпиться увидеть и услышать всё о ваших приключениях!
Дети с воспитателем возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...