Занятие История часов
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Левунина Ольга Викторовна

Программное содержание.

Познакомить детей с историей создания часов. Разными вариантами часов, которыми пользовались люди. Научить определять время по циферблату часов. Закрепить счет до 20.

Методика проведения.

Показать детям изображения часов, солнечных, водяных, песочных, с циферблатом.

Материалы.

Иллюстрации с изображением необычных часов (солнечные, водяные, часы-свеча, часы-цветы, песочные). Презентация c изображениями часов в Power Point для интерактивной доски. Интерактивная доска. Мяч. Часы с движущимися стрелками. Математический планшет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие История часов311.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №42 Приморский район города Санкт-Петербурга

Тема: ознакомление с окружающим миром

История часов

Воспитатель: Левунина О.В.

Оглавление

Программное содержание.        

Методика проведения.        

Материалы.        

Цели.        

Образовательные:        

Ход  занятия        

Литература        

Программное содержание.

Познакомить детей с историей создания часов. Разными вариантами часов, которыми пользовались люди. Научить определять время по циферблату часов. Закрепить счет до 20.

Методика проведения.

Показать детям изображения часов, солнечных, водяных, песочных, с циферблатом.

Материалы.

Иллюстрации с изображением необычных часов (солнечные, водяные, часы-свеча, часы-цветы, песочные). Презентация c изображениями часов в Power Point для интерактивной доски. Интерактивная доска. Мяч. Часы с движущимися стрелками. Математический планшет.

Цели.

Образовательные:

  • познакомить детей с историей изобретения часов.
  • учить узнавать время по часам.
  • упражнять в счете в пределах 20.
  • упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Ход  занятия

Беседа с детьми

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я напрасно не хожу,

Когда надо, разбужу.

(Часы)

Показываем презентацию с иллюстрациями часов на интерактивно доске.

- Сегодня мы поговорим о старинных часах. Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

Слушаем мнение детей, а затем подводим итог. Свой рассказ сопровождаем иллюстрациями на интерактивной доске.

- Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы. Вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?

Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.

Кроме водяных часов есть еще часы песочные. Они показывают время и днем и ночью, и летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3,5 или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Сегодня, когда вы будите одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы оденетесь.

Были когда-то еще часы-свеча. Но свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что прошел определенный отрезок времени.

Ну а самые необычные, пожалуй, - цветы-часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются только утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. По ним тоже можно определить время.

Переходим к игре: «Назови скорей»

В начале игры я предлагаю детям называть числа на единицу больше. Бросаю ребенку мяч и называю число. Ребенок ловит мяч, и, бросая его обратно, называет число на единицу больше. Игра проводится в быстром темпе. Другой вариант игры. Назвать число на единицу меньше. Девятнадцать – говорит воспитатель. Восемнадцать, возвращая мяч, отвечает ребенок.

Игра «Который час?»

Я называю определенный час. Дети на своих часах показывают соответствующее время. Вариант игры. Воспитатель на циферблате своих часов ставит стрелки и спрашивает. Который час? Дети устанавливают на циферблатах своих часов то же время, отвечают, который час, и показывают свои часы. В этом варианте игры нужно, что бы у детей были детские часы. Так же можно провести эту игру использую интерактивную доску с иллюстрациями циферблата часов, на которых указано разное время.

Можно провести эту игру с использованием математического планшета. Изображая часы на планшете – дети говорят свое время.

Советы

В течение дня я обращаю внимание детей на то, в какое время они садятся занимаются, начинают обедать, в котором часу из забирают домой.

Литература

  1. Математика в детском саду. В.П.Новикова. 2005 год
  2. Иллюстрации часов, можно найти в интернете.

Воспитатель: Левунина Ольга Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме "История часов. Водяные часы"

Время является регулятором жизни и деятельности ребенка в разные периоды жизни. Много трудностей приходится преодолевать ребенку, у которого не развиты временные различения. Поэтому уже в дошкольном в...

Занятие История часов

Программное содержание.Познакомить детей с историей создания часов. Разными вариантами часов, которыми пользовались люди. Научить определять время по циферблату часов. Закрепить счет до 20.Методика пр...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...