Консультация "Создание экологически развивающей среды в ДОУ"
консультация по окружающему миру по теме

Дармодехина Лариса Юрьевна

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная орга­низация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

  • создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
  • экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

-  создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_ekologii.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Черемушки» города Балашова Саратовской области»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Создание экологически развивающей среды в ДОУ»

                               Подготовила:

воспитатель Дармодехина Л.Ю.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

  • создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
  • экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

-        создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств;
  • формированию экологически грамотного поведения;

-        экологизации различных видов детской деятельности.
Необходим вариативный   подход в организации экологически развивающей среды в детском саду:

  • соответствие целям и задачам реализуемой программы;
  • гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п.);
  • приоритетное направление работы детского сада;
  • уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;
  • ближайшее природное окружение;
  • ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база, научно-методическое обеспечение);
  • связь с социумом.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Элементы развивающей среды

Функциональная роль

Формы и методы работы

1. Комната природы (экологическая комната, зимний сад...)

-        обучающая

-        познавательная

-        эколого-эстетическая

-        формирование нравственных качеств

-        приобретение навыков ухода
за живой природой и воспитание бережного и заботливого
отношения к ней

-        экологические занятия

-        наблюдения за объектами живой природы

-        уроки доброты

-        рассматривание при родных зон, беседы

-        труд по уходу за живыми объектами

-        исследовательская деятельность

2. Экологическая тропинка на участке детского сада

-        познавательная

-        эколого-оздоровительная

-        развитие эмоциональной и сенсорной сферы

-        эмоционально-позитивное и
безопасное общение с природой

-        исследовательская

-        занятия (комплексные)

-        общение детей с природой ближайшего окружения

-        игры

-        практическая деятельность (посадка растений, уход за ними)

-        исследовательская деятельность

-        фенологические наблюдения

3. Огород, сад

—        познавательная

—        формирование трудовых навыков

—        эколого-эстетическая

—        эколого-оздоровительная

—        выработка навыков экологи
чески безопасного поведения

-        посадка и уход за растениями

-        наблюдение стадий их роста

-        ведение дневников наблюдений

-        знакомство с правилами экологической
безопасности для себя и природы

-        сбор урожая


4. Экологически развивающая среда      в группах

-        познавательная

-        эколого-эстетическая

-        эмоционально-позитивное общение с природными объектами

-        развитие воображения

-        формирование трудовых навыков по уходу за растениями

-        игры

-        общение    с   живой природой и помощь в уходе

-        тематические выставки детских работ

-        ведение   календарей погоды  

-        чтение художественной  и  энциклопедической литературы о природе

-        экологические кружки

-        ведение    панорамы добрых дел и др.

5. Библиотека    (методический     кабинет)

-        познавательная

-        воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной)

-        чтение

-        рассматривание   иллюстраций

-        беседы и обсуждение прочитанного

-        конкурсы

-        составление сказок о природе

6.    Музыкальный зал

-        эколого-эстетическая

-        познавательная

-        проведение экологических,     фольклорных праздников

-        песни, хореографические     композиции     о природе

-        выставки   рисунков, поделок из природного материала

-        родительские собрания экологической направленности

7. Физкультурный зал

- эколого-оздоровительная

- подвижные игры

- упражнения – перевоплощения в объекты живой природы

- дыхательная гимнастика

- хождение босиком по мешочкам с камушками

8. Фитобар

-        эколого-оздоровительная

-        познавательная

-        рассматривание и беседы о лекарственных растениях

-        употребление фито чая

9.     Коридоры, холлы

-        познавательная

-        развивающая

-        эстетическая

-        информационная

-        рассматривание  пейзажей      «Водоем»      и «Этажи леса»

-        экологический стенд для родителей

выставки     детских работ о природе

10.  Русская изба

-        познавательная

-        эколого-эстетическая

-        историческая

-        комплексные   эколого-эстетические     занятия

-        рассматривание   народно- прикладного
искусства

11. Уголки  для родителей

-        познавательная

-        информационная

-        методические   рекомендации

-        выставки совместных работ детей и родителей

-        экологическая газета «Прикоснись к природе
сердцем»

СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№п/п

Функциональное помещение

Содержание

1

Уголок    природы

1.        Комнатные  растения,   требующие  разных способов ухода

2.        Календарь погоды

3.        Схемы с изображением погодных явлений природы

4.        Модели функций органов живого в природе

5.        Дидактические игры о природе

6.        Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы»

7.        Книги об обитателях уголка природы

8.    Дневники для наблюдений за живой природой

9.        Природоохранительные   и  запрещающие знаки

10.        Схема и макет экологической тропинки детского сада

11.        Материалы для ухода за растениями

12.        Природный материал

13.        Экологические сказки и рассказы, состав ленные детьми

14.        Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека

15.        Выставки овощей, фруктов, осенних цветов...

16.        «Огород на подоконнике»

17.        Схемы способов ухода и способов размножения растений

2

Опытно-исследовательская    лаборатория

1.        Емкости для экспериментирования

2.        Подносы на каждого ребенка

3.        Лупы

4.        Полочка с материалами и предметами для экспериментирования

5.        Материалы    для    игр-экспериментов    со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар,   брызгалки,   мыло,   разного   диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.

6.        Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:

-  притягивающиеся   и  не   притягивающиеся   магнитом   предметы,   «таинственные фигурки» (проволочные человечки) и др.

-«попрыгунчики» (колечки, мя1,ики, фигурки и т. п.)

 -увеличительные стекла

 -стекла разного цвета

7.        Материалы для игр-экспериментов с бумагой:  «вертушки»,  «гармошка»,   «печатки»  из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества

8.        Земля, глина, песок

9.        Семена для посадки и проращивания в разных условиях

10.        Карточки-схемы для фиксации опытов
11.Халаты

12. Песочные часы и др.

3

Уголок  занимательной математики

1.        Часы-растения

2.        Лабиринты типа «Найди путь к домику белки»

3.        Дидактические игры «Кто  найдет больше отличий», «Путаница» и др.

4.        Логические задачи, придуманные детьми

4

Речевой   уголок

1.        Схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах природы

2.        Иллюстрации с изображением времен года, животных, растений и т. п. для описания

3.        Экологические сказки и рассказы (самоделки)

4.        Энциклопедическая литература о природе

5.        Дидактические   игры   природоведческого характера

6.        Картины о природе и труде взрослых в природе

7.        Художественная литература о  природе  и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и др.

5

Стена    творчества

1.        Картины - пейзажи, натюрморты

2.        Силуэты животных, рыб, насекомых и др.
для раскрашивания

3.        Поделки из бумаги «Природа в оригами»

4.        Поделки из природного материала

5.        Предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты, соломы и других природных материалов

6

«Уголок здоровья»

1.        Шапочки  цветов,   насекомых,  животных, птиц и др. для имитации их движений и проведения подвижных игр

2.        Наглядно-практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма

7

Игровой уголок

1.        Материалы   к   сюжетно-ролевым    играм «Зоопарк», «Путешествие по пустыне» и т. п.

2.        Зоологическое и биологическое лото

3.        Дидактические игры типа «Чей хвост», «Кто что кушает», «Где чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода» и т. п.

8

Музыкально-театрализованный    уголок

1.        Альбом песен о природе с подбором иллюстраций

2.        Различные виды театра

3.        Подбор произведений для слушания о природе (времена года, голоса птиц и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...

«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»

Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...

Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада

Уголку природы как комплексному средству экологического воспитаня в детском саду уделяют большое внимание. Воспитатели проявляют большую фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украша...

Консультация: «Уголок природы как часть экологической развивающей среды группы ДОУ».

laquo;Уголок природы как часть экологической развивающей среды группы в ДОУ»             Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник нау...

Статья: "Проектирование экологической развивающей среды в дошкольной образовательной организации"

Шаповалова Анастасия Игоревна воспитательБороздюхина Вероника Сергеевнавоспитатель МБДОУ «Д/С №60»г. Белгород, Белгородская областьПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ...