Консультация "Создание экологически развивающей среды в ДОУ"
консультация по окружающему миру по теме
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
- создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_ekologii.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Черемушки» города Балашова Саратовской области»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Создание экологически развивающей среды в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель Дармодехина Л.Ю.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
- создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду:
- соответствие целям и задачам реализуемой программы;
- гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п.);
- приоритетное направление работы детского сада;
- уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;
- ближайшее природное окружение;
- ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база, научно-методическое обеспечение);
- связь с социумом.
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Элементы развивающей среды | Функциональная роль | Формы и методы работы |
1. Комната природы (экологическая комната, зимний сад...) | - обучающая - познавательная - эколого-эстетическая - формирование нравственных качеств - приобретение навыков ухода | - экологические занятия - наблюдения за объектами живой природы - уроки доброты - рассматривание при родных зон, беседы - труд по уходу за живыми объектами - исследовательская деятельность |
2. Экологическая тропинка на участке детского сада | - познавательная - эколого-оздоровительная - развитие эмоциональной и сенсорной сферы - эмоционально-позитивное и - исследовательская | - занятия (комплексные) - общение детей с природой ближайшего окружения - игры - практическая деятельность (посадка растений, уход за ними) - исследовательская деятельность - фенологические наблюдения |
3. Огород, сад | — познавательная — формирование трудовых навыков — эколого-эстетическая — эколого-оздоровительная — выработка навыков экологи | - посадка и уход за растениями - наблюдение стадий их роста - ведение дневников наблюдений - знакомство с правилами экологической - сбор урожая |
4. Экологически развивающая среда в группах | - познавательная - эколого-эстетическая - эмоционально-позитивное общение с природными объектами - развитие воображения - формирование трудовых навыков по уходу за растениями | - игры - общение с живой природой и помощь в уходе - тематические выставки детских работ - ведение календарей погоды - чтение художественной и энциклопедической литературы о природе - экологические кружки - ведение панорамы добрых дел и др. |
5. Библиотека (методический кабинет) | - познавательная - воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной) | - чтение - рассматривание иллюстраций - беседы и обсуждение прочитанного - конкурсы - составление сказок о природе |
6. Музыкальный зал | - эколого-эстетическая - познавательная | - проведение экологических, фольклорных праздников - песни, хореографические композиции о природе - выставки рисунков, поделок из природного материала - родительские собрания экологической направленности |
7. Физкультурный зал | - эколого-оздоровительная | - подвижные игры - упражнения – перевоплощения в объекты живой природы - дыхательная гимнастика - хождение босиком по мешочкам с камушками |
8. Фитобар | - эколого-оздоровительная - познавательная | - рассматривание и беседы о лекарственных растениях - употребление фито чая |
9. Коридоры, холлы | - познавательная - развивающая - эстетическая - информационная | - рассматривание пейзажей «Водоем» и «Этажи леса» - экологический стенд для родителей выставки детских работ о природе |
10. Русская изба | - познавательная - эколого-эстетическая - историческая | - комплексные эколого-эстетические занятия - рассматривание народно- прикладного |
11. Уголки для родителей | - познавательная - информационная | - методические рекомендации - выставки совместных работ детей и родителей - экологическая газета «Прикоснись к природе |
СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№п/п | Функциональное помещение | Содержание |
1 | Уголок природы | 1. Комнатные растения, требующие разных способов ухода 2. Календарь погоды 3. Схемы с изображением погодных явлений природы 4. Модели функций органов живого в природе 5. Дидактические игры о природе 6. Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы» 7. Книги об обитателях уголка природы 8. Дневники для наблюдений за живой природой 9. Природоохранительные и запрещающие знаки 10. Схема и макет экологической тропинки детского сада 11. Материалы для ухода за растениями 12. Природный материал 13. Экологические сказки и рассказы, состав ленные детьми 14. Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека 15. Выставки овощей, фруктов, осенних цветов... 16. «Огород на подоконнике» 17. Схемы способов ухода и способов размножения растений |
2 | Опытно-исследовательская лаборатория | 1. Емкости для экспериментирования 2. Подносы на каждого ребенка 3. Лупы 4. Полочка с материалами и предметами для экспериментирования 5. Материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, разного диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др. 6. Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной: - притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы, «таинственные фигурки» (проволочные человечки) и др. -«попрыгунчики» (колечки, мя1,ики, фигурки и т. п.) -увеличительные стекла -стекла разного цвета 7. Материалы для игр-экспериментов с бумагой: «вертушки», «гармошка», «печатки» из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества 8. Земля, глина, песок 9. Семена для посадки и проращивания в разных условиях 10. Карточки-схемы для фиксации опытов 12. Песочные часы и др. |
3 | Уголок занимательной математики | 1. Часы-растения 2. Лабиринты типа «Найди путь к домику белки» 3. Дидактические игры «Кто найдет больше отличий», «Путаница» и др. 4. Логические задачи, придуманные детьми |
4 | Речевой уголок | 1. Схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах природы 2. Иллюстрации с изображением времен года, животных, растений и т. п. для описания 3. Экологические сказки и рассказы (самоделки) 4. Энциклопедическая литература о природе 5. Дидактические игры природоведческого характера 6. Картины о природе и труде взрослых в природе 7. Художественная литература о природе и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и др. |
5 | Стена творчества | 1. Картины - пейзажи, натюрморты 2. Силуэты животных, рыб, насекомых и др. 3. Поделки из бумаги «Природа в оригами» 4. Поделки из природного материала 5. Предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты, соломы и других природных материалов |
6 | «Уголок здоровья» | 1. Шапочки цветов, насекомых, животных, птиц и др. для имитации их движений и проведения подвижных игр 2. Наглядно-практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма |
7 | Игровой уголок | 1. Материалы к сюжетно-ролевым играм «Зоопарк», «Путешествие по пустыне» и т. п. 2. Зоологическое и биологическое лото 3. Дидактические игры типа «Чей хвост», «Кто что кушает», «Где чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода» и т. п. |
8 | Музыкально-театрализованный уголок | 1. Альбом песен о природе с подбором иллюстраций 2. Различные виды театра 3. Подбор произведений для слушания о природе (времена года, голоса птиц и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Создание экологически развивающей среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей...
презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"
Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта в организации развивающей экологической среды в старшей г...
«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»
Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...
Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обострение экологической обстановки в стране обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...
Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада
Уголку природы как комплексному средству экологического воспитаня в детском саду уделяют большое внимание. Воспитатели проявляют большую фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украша...
Консультация: «Уголок природы как часть экологической развивающей среды группы ДОУ».
laquo;Уголок природы как часть экологической развивающей среды группы в ДОУ» Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник нау...
Статья: "Проектирование экологической развивающей среды в дошкольной образовательной организации"
Шаповалова Анастасия Игоревна воспитательБороздюхина Вероника Сергеевнавоспитатель МБДОУ «Д/С №60»г. Белгород, Белгородская областьПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ...