Планы развития сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
методическая разработка по окружающему миру на тему
Игры бывают разные – подвижные, дидактические и ролевые, или сюжетные. Представляю вашему вниманию рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста, разработанные педагогами нашего детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_razvitiya_syuzhetno-rolevykh_igr_po_vozrastam.docx | 186.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План развития сюжетно-ролевой игры «Автопарк»
в старшей группе
(подготовила: старший воспитатель Радькина С.А.)
Задачи:
- Обогащать содержание сюжетно-ролевой игры «Автопарк» за счёт расширения представлений детей об окружающем мире (экскурсии, художественная литература, дидактические игры и пр.);
- Продолжать формировать умения менять в ходе игры роль и ролевое поведение при необходимости введения в сюжет новых персонажей, развивать у детей умение подключаться к игре двоих (или нескольких) сверстников, находя подходящую по смыслу роль;
- Продолжать учить разворачивать самостоятельно сюжет, учить детей готовить обстановку для игры, самостоятельно и с помощью воспитателя изготавливать необходимые атрибуты.
Подготовительный этап | Изменение игровой среды | Роли |
ГАРАЖ | ||
|
Словарь: радиатор, фары, кабина, кузов, автомобильный транспорт, скорость, маршрут | В – начальник гаража |
АЗС | ||
|
Словарь: автозаправочная станция, бензоколонка, кассир, автозаправщик, топливо, бензин | Д, М – оператор АЗС |
АВТОРЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ | ||
|
Словарь: автослесарь, ремонтные работы, оборудование, двигатель, запасные части, сервисные услуги | М – мастер |
МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ | ||
|
Словарь: медпункт, медосмотр, допуск к работе, состояние здоровья, самочувствие | Д, М – врач |
КАФЕ "У ДОРОГИ" | ||
|
Словарь: меню, шеф-повар, официант, посетитель | Д, М – официант, повар, посетитель |
План развития сюжетно-ролевой игры «Семья»
во второй младшей группе
(подготовили воспитатели: Припадалова Л.В., Шилкина Е.А.)
Задачи:
- Учить осуществлять игровые действия, исходя из своего опыта и знаний.
- Формировать навык применять приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета игр и игровых ситуаций.
- Продолжать знакомить детей с видами транспорта, уметь различать грузовую машину от легковой машины.
- Познакомить с трудом медсестры. Воспитывать уважение к труду медицинских работников.
- Устанавливать с детьми эмоционально – положительный контакт, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослым, побуждать к использованию в игре предметов – заменителей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: чайный сервиз | В – бабушка Д – мама Д – дочь М – папа М - сын |
ШОФЕР | ||
|
Словарь: заправка, транспорт, бензин, груз | М – водители |
ВРАЧ | ||
|
Словарь: больной, болезнь, термометр, витамины, шприц, укол, прививка | В – врач М, Д – медсестра М, Д - пациенты |
ДЕТСКИЙ САД | ||
|
Словарь: ясли, помощник воспитателя | В – воспитатель Д – воспитатель М, Д – дети |
ПАРИКМАХЕРСКАЯ | ||
|
Словарь: мужской зал, женский зал, мастер, прическа, парикмахер | В – парикмахер М, Д - парикмахеры М, Д - клиенты |
МАГАЗИН | ||
|
Словарь: покупатель, продавец, товар, продукты | М, Д – продавцы, покупатели |
План развития сюжетно-ролевой игры «Семья»
в группе раннего возраста
(подготовили воспитатели: Ковальчук В.Н., Аксененко А.В., Конохова Л.В.)
Задачи:
- Дать детям представления о семье, прибегая к принципу наглядности и совместной с взрослым игровой деятельности.
- Научить различать и называть по картинкам представителей семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, сестра, брат).
- Формировать умение принимать воображаемую ситуацию.
- Побуждать детей в процессе самостоятельной игровой деятельности использовать полученный игровой опыт.
- Действуя от первого лица игрушек, побуждать детей к активному использованию тех действий, которыми они овладели (кормить куклу, накрывать на стол, катать куклу на машине (в коляске) и т.д.).
- Сочетать в игре реальные предметы с предметами – заменителями.
- Развивать память, воображение, активную речь.
- Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: семья, дочка, посуда, мебель, одежда, угощение, постелить, покормить, угощать | В – мама, папа Д – мама, дочь М – папа, сын |
ШОФЕР | ||
|
Словарь: транспорт, шофер | М – водители |
ВРАЧ | ||
|
Словарь: больной, доктор, врач | В, М, Д – врач М, Д - пациенты |
СТРОИТЕЛИ | ||
рисование «Колеса для машины»
|
Словарь: строить, строитель | М, Д – строители |
ПАРИКМАХЕРСКАЯ | ||
|
Словарь: парикмахер, посетитель | В, М, Д – парикмахер М, Д - посетители |
МАГАЗИН | ||
|
Словарь: фрукты, овощи, покупатель, продавец | В, М, Д – продавцы, покупатели |
План развития сюжетно-ролевой игры «Почта»
в средней группе
(подготовили воспитатели: Алатырева О.Г., Гурина З.Ф.)
Задачи:
- Учить детей развивать и реализовывать сюжет игры.
- Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
- Расширять и закреплять знания детей о разных профессиях: водитель, летчик, швея, портной, машинист и др.
- Развивать способность детей вступать во взаимодействие, подключаться к уже играющим сверстникам.
- Расширять диапазон актуализируемых детьми игровых ролей.
- Развивать умение широко и творчески использовать способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя усвоенные раннее игровые умения с новыми.
- Воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам и близким.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
ПОЧТА | ||
|
Словарь: почтальон, почтовая сумка, марка, бланк, оператор, посылка | В – начальник почты Д – почтальон, посетитель М – шофер, грузчик, посетитель, почтальон |
ШОФЕР | ||
|
Словарь: транспорт, регулировщик, бензозаправщик, почтовая машина, груз | М – шофер, бензозаправщик, механик, милиционер Д, М - пассажир |
ПОЕЗД | ||
|
Словарь: машинист, поезд, платформа, почтовый груз, проводница | М – машинист, начальник поезда Д - проводница |
ЛЕТЧИКИ | ||
|
Словарь: аэропорт, аэродром, пропеллер, стюардесса, пилот | М – летчик, заправщик Д – стюардесса, пассажир |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: члены семьи, родственники, друзья | М – дедушка, папа, сын, брат, дядя Д – бабушка, мама, дочь, сестра, тетя |
АТЕЛЬЕ | ||
|
Словарь: ателье, закройщик, мерка, ткань, модельер | М – портной, посетитель Д – закройщик, портниха, модельер, клиент |
ЗАВОД | ||
|
Словарь: завод, рабочие, товар | М – шофер, механик, рабочий Д – рабочая |
План развития сюжетно-ролевой игры «Магазин»
в средней группе
(подготовили воспитатели: Газизова Н.Н., Медведицкова Е.В.)
Задачи:
- Закреплять полученные знания о труде продавца, водителя, фермера, о роли членов семьи в действительности.
- Расширять кругозор детей об окружающем.
- Развивать творческие способности детей.
- Осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- Обогащать игровой опыт и словарь дошкольников новыми понятиями.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
МАГАЗИН | ||
|
Словарь: витрина, прилавок, тележка, расфасовщик, грузчик, контейнер, промтовары, хозтовары, супермаркет | Д – продавец, кассир, покупатель М – продавец, грузчик, шофер, покупатель |
ШОФЕР | ||
|
Словарь: транспорт, пешеход, слесарь, автомобиль, гараж | М – водитель, пешеход, пассажир, слесарь
Д - пассажир, водитель |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: члены семьи, родственники, друзья | М – дедушка, папа, сын, брат, гости, друзья Д – бабушка, мама, дочь, сестра, гости |
ФЕРМА | ||
|
Словарь: комбайн, птицеферма, свиноферма, механизатор, тракторист, ферма, доярка | М – водитель, грузчик, комбайнер, тракторист, фермер Д – доярки, овощеводы |
План развития сюжетно-ролевой игры «Почта»
во второй младшей группе
(подготовили воспитатели: Калашникова Л.В., Постолова Г.Б.)
Задачи:
- Знакомить с трудом взрослых.
- Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами.
- Формировать умение самостоятельно подбирать атрибуты для игры, использовать строительный материал.
- Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
- Развивать умение выбирать роль выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
- Устанавливать с детьми положительный контакт, вызвать интерес к совместной деятельности.
- Воспитывать доброжелательность, дружеские взаимоотношения.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
БОЛЬНИЦА | ||
|
Словарь: врач, заболела, простудилась, больная, температура, названия лекарств | В – врач Д – врач, медсестра, мама, дочь М – врач, папа, сын |
ШОФЕРЫ | ||
|
Словарь: транспорт, бензин, водитель, светофор, названия частей машины, дорога, тротуар | М – шофер, бензозаправщик, механик, милиционер Д, М - пассажир |
ДЕТСКИЙ САД | ||
|
Словарь: повар, музыкальный работник, помощник воспитателя, медсестра, воспитатель | М – повар, врач, ребенок Д – помощник воспитателя, воспитатель, повар, музыкальный работник, ребенок |
СТРОИТЕЛИ | ||
|
Словарь: названия строительных инструментов, материалов, сооружать, строить, кирпич, дом, гараж, подъемный кран, экскаватор, каменщик, шофер | М – шофер, строитель, новосел Д – строитель, новосел |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: обращаться, бережно заботиться, ласково разговаривать, ухаживать, помогать | М – дедушка, папа, сын, брат Д – бабушка, мама, дочь, сестра |
План развития сюжетно-ролевой игры «Семья»
в старшей группе
(подготовили воспитатели: Петрова Е.П., Шангина О.В.)
Задачи:
- Помочь детям создать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли.
- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
- Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
- Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, библиотекаря, воспитателя, строителя, продавца.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: купание детей, постельное белье, головные уборы, детская, мужская, детская одежда, строительный материал. | Д - мама, сестра, бабушка, гости. М - дедушка, папа, брат, гости. |
БОЛЬНИЦА | ||
|
Словарь: термометр, шприц, стетоскоп | М – врач, медбрат. Д - врач, медсестра. |
ДЕТСКИЙ САД | ||
| Куклы Уголок ряженья Коляски Кухонный уголок Словарь: ясли, музыкальное занятие, няня, воспитатель, медсестра, заведующая, прачка, повар | Д - воспитатель, дети, заведующая, прачка, повар. М - дети, дворник, плотник, слесарь. |
СТРОИТЕЛИ | ||
|
Словарь: молоток, кисточка, кирпичи, пила, топор, плотник. | Д - маляр, новоселы. М - строитель, шофер, новоселы. |
ШОФЕР | ||
|
Словарь: водитель, слесарь, руль, кузов, кабина, прицеп, мост, туннель, гараж | Д - медсестра, диспетчер, водитель. М - водитель, слесарь. |
МАГАЗИН | ||
|
Словарь: продукты, грузчик, продавец, кассир, женская, мужская, детская, демисезонная одежда, головной убор. | Д - продавец, покупатель, кассир. М - грузчик, покупатель, водитель. |
План развития сюжетно-ролевой игры «Больница»
в старшей группе
(подготовили воспитатели: Афанасьева Г.В., Рустамова З.К.)
Задачи:
- Учить отражать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.
- Закрепить знания детей о профессии врача.
- Развивать умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры и снова объединяться в единый коллектив.
- Развивать интерес к игре, память, желание прийти на помощь в трудную минуту.
- Воспитывать уважение к труду медицинских работников.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
БОЛЬНИЦА | ||
|
Словарь: фонодоскоп, шприц, лекарство, рецепт | Д – врач, больной, медицинская сестра, гардеробщица М – врач, больной, зав. больницей |
ВОДИТЕЛЬ СКОРОЙ ПОМОЩИ | ||
|
Словарь: тормоз, бампер, кабина, руль, скорая помощь | М – шофер, милиционер, пассажир, больной, дежурный врач Д – пассажир, медсестра, диспетчер |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: пылесос, миксер | М – папа, дедушка, ребенок, гости Д – мама, бабушка, ребенок, гости |
АПТЕКА | ||
|
Словарь: фармацевт, лаборант | М, Д – лаборант, фармацевт, покупатели |
АТЕЛЬЕ | ||
|
Словарь: сантиметр, манекен, лекала, выкройка | М – закройщик, заказчик Д – швея, закройщик, заказчик |
ДЕТСКИЙ САД | ||
|
Словарь: воспитатель, помощник воспитателя | М – дети, плотник, водитель Д – воспитатель, медсестра, повар, помощник воспитателя, дети |
ПРАЧЕЧНАЯ | ||
|
Словарь: утюг, машинист по стирке белья | М – слесарь Д – прачка |
СТОЛОВАЯ | ||
|
Словарь: повар, поваренок, кастрюля, меню | М, Д – повар, посетитель (больной) |
МАГАЗИН | ||
|
Словарь: продавец, кассир, товар, фасовщик | М – продавец, покупатель, грузчик, водитель, охранник Д – продавец, покупатель, кассир, фасовщик |
План развития сюжетно-ролевой игры «Космонавты»
в подготовительной к школе группе
(подготовили воспитатели: Тарасова Г.А., Р.Х.)
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о профессии космонавта.
- Формировать умение действовать в условиях воображаемой игры.
- Развивать умение находить нужные для данной игры предметы, включать в сюжет игры разнообразные постройки из крупного напольного строительного материала.
- Формировать умение пересказывать содержание игры, выражать отношение к персонажам игры.
- Расширять кругозор.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
КОСМОНАВТЫ | ||
|
Словарь: космодром, скафандр, планшета, орбита, созвездие, галактика, спутник, комета, станция управления полетами, капитан, диспетчер | Д – диспетчер, врач М – космонавт, капитан |
СПАСАТЕЛИ | ||
|
Словарь: эвакуация, скафандр, водолаз | М – пожарные, врачи, водолазы, летчики, капитаны Д – диспетчер, врач, медсестра |
КУХНЯ | ||
|
Словарь: дегустатор, миксер, блендер, кондитер | М – шеф-повар, электрик, грузчик, водитель, фасовщик Д – повара, кондитеры |
БОЛЬНИЦА | ||
|
Словарь: название специализации врачей, тренажеров | М – врач, медбрат, водитель скорой помощи Д – врач, медсестра |
АТЕЛЬЕ | ||
|
Словарь: сантиметр, манекен, лекала, выкройка, слова – определения свойства тканей | М – слесарь по ремонту швейных машин, водитель Д – швея, закройщик, модельер |
СЕМЬЯ | ||
|
Словарь: названия блюд, бытовой техники, домашний адрес, фамилия, имя родителей | Д – дочка, мама, бабушка, сестра М – сын, брат, папа, дедушка |
План развития сюжетно-ролевой игры «Строители»
в подготовительной к школе группе
(подготовили воспитатели: Мельник О.С., Карась А.В.)
Задачи:
- Дать детям представление о строительных профессиях и о связанных со строительными: водитель, медработник, магазин, буфет.
- Продолжать знакомство со строительными материалами.
- Развивать умение составлять диалоги, связную речь, творческое мышление, фантазию.
- Развивать умение прислушиваться к партнерам, соединять их замыслы со своими, что приведет к уменьшению конфликтов в игре.
- Воспитывать самостоятельность, уважение к человеку труда, способствовать самостоятельности выбора роли в коллективной творческой игре.
Подготовительный этап | Предметно-игровая среда | Роли |
СТРОИТЕЛИ | ||
|
Словарь: электрик, плиточник, сантехник, маляр, прораб, стекольщик, сварщик, архитектор, экскаватор, кладка, бетономешалка, цемент, многоэтажный | М – электрик, плиточник, сантехник, маляр, прораб, стекольщик, сварщик, архитектор, крановщик, охранник |
ШОФЕРЫ | ||
|
Словарь: кабина, кузов, руль, пешеход, инспектор ГАИ | М – пешеходы, шоферы, милиционер, дворник Д – медработник, пассажир, диспетчер, пешеходы |
МЕДПУНКТ | ||
|
Словарь: шприц, несчастный случай, пострадавший, рецепт, укол | М – пострадавшие, пациенты, врач, водитель скорой помощи Д – медсестра, уборщица-санитарка, пострадавшие |
МАГАЗИН | ||
|
Словарь: грузчик, охранник, продавец, кассир, продовольственный, ценник | М – директор магазина, грузчик, охранник, покупатели, шоферы Д – продавцы, кассиры, покупатели |
БУФЕТ | ||
|
Словарь: меню, обед, очередь | М – посетители, шеф-повар Д – буфетчица, кассир, посетители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Представление о работе врача, поведения пациента на приёме. умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Получение представления о здоровом об...
Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4-5 лет).
Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жи...
Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4-5 лет)
Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма ор...
Перспективный план Развития сюжетно - ролевой игры «Театр» (Подготовительная группа)
Развернутый перспективный план Сюжетно-ролевой игры "Театр"...
Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...
Примерные планы проведения индивидуальной работы по развитию математических представлений у детей разных возрастных групп
Рекомендации воспитателям ДОУ по проведению индивидуальной работы с детьми разных возрастных групп по РЭМП...
Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" в разных возрастных группах"
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и о...