Игра экспериментирование, как средство интеллектуального развития ребенка
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Безбородова Марина Евгеньевна

 

Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

     Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

     По мнению академика академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддьякова, в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Эксперимент - это «научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо» («Современный словарь иностранных слов» 1994).

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и предвосхищения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием  является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    В итоге основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как  результат постановки опыта.

    Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка и на развитие творческих способностей.

    В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.  Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком  с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Игра-экспериментирование, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и учета их в собственной жизнедеятельности.

    Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

    В процессе игры-экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю. Но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

    Позиция педагога при организации игры-экспериментирования должна заключаться в такой постановке проблемных ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

Литература

 

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2001
  3. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2003

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты игр-экспериментирований

(подготовительная группа)

Тема «Помощница вода»

Программное содержание:

  1. Способствовать использованию детьми имеющихся знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
  2. Развивать у детей умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы.
  3. Учить детей высказывать свои предположения.

Вызвать познавательный интерес к опытам с объектами неживой природы.

Материал для игры-экспериментирования: перчаточная кукла Заяц (на Зайце шапочка магистра и мантия), прозрачный стеклянный кувшин, на дне которого лежат 2 яйца (контейнера) от Киндер-сюрприза (один – пустой, в другом – игрушка) и шарик для игры в пинг-понг, кувшин с водой, кружка; таз с водой, игрушки и предметы для игры «Тонет-не тонет»; карточки-м одели «Правила выполнения опытов»; альбомный лист плотной бумаги (для картографа) и фломастеры.

Ход игры-экспериментирования:

Часть 1

Появляется заяц Магистр.

- Здравствуйте, ребята. Я рад снова приветствовать вас в стране Докорупо. Давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в этой стране при проведении опытов и экспериментов.

Дети по моделям называют правила:

  1. Перед проведением опыта подготовь свою одежду: закатай рукава и одень фартук.
  2. Будь внимательным при объяснении того, как все следует делать.
  3. Старайся сам искать ответы на вопросы.

Проблемная ситуация.

Магистр показывает детям пустой прозрачный кувшин, в котором лежат 2 киндера-яйца (один пустой, в другом игрушка) и шарик для игры в «пинг-понг».

- Ребята. Мне мой друг Винни-Пух дал этот кувшин и сказал, что там спрятана игрушка. Он обещал, что подарит ее мне, если я решу головоломку, т.е. догадаюсь, как можно достать эту игрушку, не опуская рук в кувшин и не переворачивая кувшин вверх дном.

Помогите мне пожалуйста.

 

Выслушивает предположения детей. Вспоминает, что Винни-Пух дал подсказку, она записана на аудиокассете. Включает кассету. Дети слышат журчание воды.

- Что вы слышите? Причем здесь вода? Как с помощью воды достать игрушки?

- Правильно, как я раньше не догадался! Нужно налить в кувшин до самых краев воду. Давайте так и сделаем.

Часть2

    Дети по очереди наливают с помощью кружки воду, считая сколько кружек воды поместится в кувшине.

- Что произошло? Все игрушки всплыли, их теперь можно достать руками. Давайте найдем спрятанную игрушку.

- Почему же игрушки всплыли? Подскажите мне, как объяснить это Винни-Пуху, чтобы он подарил мне за правильный ответ игрушку.

- Интересно, все ли предметы поднимаются, всплывают? Или есть предметы, которые не поднимутся и утонут?

Вывод: Вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Часть3

Игра-экспериментирование «Тонет-не тонет»

- Давайте проверим, какие предметы тонут, а какие не тонут.

    Проводится игра. Каждый ребенок по очереди показывает предмет, высказывает предположение, тонет он или не тонет, а потом проверяет свое предположение, опуская предмет в таз с водой. По ходу игры дети заполняют картограф, указывая в нем, какие предметы тонут, а какие нет.

    По окончании игры дети формулируют выводы, какие предметы тонут, а какие нет.

Тема «Умная галка»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
  2. Развивать у детей умение распознавать предметы на ощупь, тренировать тактильную чувствительность.
  3. Продолжать учить детей высказывать свои предположения.
  4. Вызвать познавательный интерес к опытам с объектами неживой природы.

Материал для игры-экспериментирования: перчаточная кукла Заяц Магистр, чудесный мешочек, в котором находятся предметы для игры «Тонет-не тонет», таз с водой; камешки (на подносе), мерная емкость с водой, предмет в емкости, фломастеры, картограф.

Предварительная работа: чтение рассказа Л.Н.Толстого «Хотела галка пить».

Ход игры-экспериментирования:

Часть1

    Дети сидят полукругом на ковре, сбоку на клеенке стоит таз с водой для выполнения опыта «Тонет-не тонет».

    Появляется Заяц Магистр.

- Здравствуйте, ребята! Я рад снова приветствовать в стране Докорупо. Сегодня я вам приготовил интересную игру. Называется она «Чудесный мешочек». В чудесном мешочке лежат разные предметы. Вы по очереди будете опускать руки в мешочек и нащупывать любой предмет. Доставать из мешочка этот предмет нельзя. Нужно только хорошо его потрогать и догадаться, что это. После того как вы назовете предмет, который вы держите в мешочке, можно его достать.

    Проводится игра «Чудесный мешочек» с усложнением: дети называют предмет, достают его, высказывают предположение о том, тонет он или не тонет, а потом проверяют свою догадку, опуская предмет в таз с водой.

    Вывод: легкие предметы не тонут, тяжелые предметы тонут.

Часть2

    Дети находятся вокруг стола.

Проблемная ситуация.

Магистр приносит мерную емкость с небольшим количеством воды, на дне которой находится легкий предмет.

- Ребята, Винни-Пух новую загадку мне загадал. Он сказал, чтобы я достал игрушку, которая в воде, не опуская руки в воду. Если я решу эту задачу, тогда он подарит мне игрушку. Помогите мне решить эту задачку.

    Дети предлагают долить воды, но Магистр спрашивает, как по-другому можно сделать так, чтобы вода в тазике поднялась. Напоминает им о рассказе Л.Н.Толстого «Хотела галка пить».

- Что сделала галка, чтобы достать клювом до воды?

- Правильно, можно опустить в таз немного камней. Давайте это и сделаем.

    Дети выполняют опыт: опускают в таз камни и наблюдают, как при этом поднимается уровень воды в тазике. Формулируют вместе с педагогом вывод, почему вода в тазике поднялась.

    Вывод: Тяжелые предметы, опущенные в воду, поднимают уровень воды.

    В конце игры-экспериментирования дети зарисовывают ход опыта в картографе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в ...

Игра экспериментирование, как средство интеллектуального развития ребенка

Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка     Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и н...

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями...

«Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников»

Сообщение на методическом объединении воспитателей МБДОУ "Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области"...

Родительское собрание во второй младшей группе "Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"

Родительское собрание во свторой младшей группе " Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"...

Родительская встреча «Математические игры – средство интеллектуального развития ребенка»

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...