Игра экспериментирование, как средство интеллектуального развития ребенка
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
По мнению академика академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддьякова, в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Эксперимент - это «научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо» («Современный словарь иностранных слов» 1994).
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и предвосхищения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В итоге основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка и на развитие творческих способностей.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Игра-экспериментирование, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и учета их в собственной жизнедеятельности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
В процессе игры-экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю. Но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Позиция педагога при организации игры-экспериментирования должна заключаться в такой постановке проблемных ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
Литература
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2001
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2003
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспекты игр-экспериментирований
(подготовительная группа)
Тема «Помощница вода»
Программное содержание:
- Способствовать использованию детьми имеющихся знаний о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
- Развивать у детей умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы.
- Учить детей высказывать свои предположения.
Вызвать познавательный интерес к опытам с объектами неживой природы.
Материал для игры-экспериментирования: перчаточная кукла Заяц (на Зайце шапочка магистра и мантия), прозрачный стеклянный кувшин, на дне которого лежат 2 яйца (контейнера) от Киндер-сюрприза (один – пустой, в другом – игрушка) и шарик для игры в пинг-понг, кувшин с водой, кружка; таз с водой, игрушки и предметы для игры «Тонет-не тонет»; карточки-м одели «Правила выполнения опытов»; альбомный лист плотной бумаги (для картографа) и фломастеры.
Ход игры-экспериментирования:
Часть 1
Появляется заяц Магистр.
- Здравствуйте, ребята. Я рад снова приветствовать вас в стране Докорупо. Давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в этой стране при проведении опытов и экспериментов.
Дети по моделям называют правила:
- Перед проведением опыта подготовь свою одежду: закатай рукава и одень фартук.
- Будь внимательным при объяснении того, как все следует делать.
- Старайся сам искать ответы на вопросы.
Проблемная ситуация.
Магистр показывает детям пустой прозрачный кувшин, в котором лежат 2 киндера-яйца (один пустой, в другом игрушка) и шарик для игры в «пинг-понг».
- Ребята. Мне мой друг Винни-Пух дал этот кувшин и сказал, что там спрятана игрушка. Он обещал, что подарит ее мне, если я решу головоломку, т.е. догадаюсь, как можно достать эту игрушку, не опуская рук в кувшин и не переворачивая кувшин вверх дном.
Помогите мне пожалуйста.
Выслушивает предположения детей. Вспоминает, что Винни-Пух дал подсказку, она записана на аудиокассете. Включает кассету. Дети слышат журчание воды.
- Что вы слышите? Причем здесь вода? Как с помощью воды достать игрушки?
- Правильно, как я раньше не догадался! Нужно налить в кувшин до самых краев воду. Давайте так и сделаем.
Часть2
Дети по очереди наливают с помощью кружки воду, считая сколько кружек воды поместится в кувшине.
- Что произошло? Все игрушки всплыли, их теперь можно достать руками. Давайте найдем спрятанную игрушку.
- Почему же игрушки всплыли? Подскажите мне, как объяснить это Винни-Пуху, чтобы он подарил мне за правильный ответ игрушку.
- Интересно, все ли предметы поднимаются, всплывают? Или есть предметы, которые не поднимутся и утонут?
Вывод: Вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Часть3
Игра-экспериментирование «Тонет-не тонет»
- Давайте проверим, какие предметы тонут, а какие не тонут.
Проводится игра. Каждый ребенок по очереди показывает предмет, высказывает предположение, тонет он или не тонет, а потом проверяет свое предположение, опуская предмет в таз с водой. По ходу игры дети заполняют картограф, указывая в нем, какие предметы тонут, а какие нет.
По окончании игры дети формулируют выводы, какие предметы тонут, а какие нет.
Тема «Умная галка»
Программное содержание:
- Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
- Развивать у детей умение распознавать предметы на ощупь, тренировать тактильную чувствительность.
- Продолжать учить детей высказывать свои предположения.
- Вызвать познавательный интерес к опытам с объектами неживой природы.
Материал для игры-экспериментирования: перчаточная кукла Заяц Магистр, чудесный мешочек, в котором находятся предметы для игры «Тонет-не тонет», таз с водой; камешки (на подносе), мерная емкость с водой, предмет в емкости, фломастеры, картограф.
Предварительная работа: чтение рассказа Л.Н.Толстого «Хотела галка пить».
Ход игры-экспериментирования:
Часть1
Дети сидят полукругом на ковре, сбоку на клеенке стоит таз с водой для выполнения опыта «Тонет-не тонет».
Появляется Заяц Магистр.
- Здравствуйте, ребята! Я рад снова приветствовать в стране Докорупо. Сегодня я вам приготовил интересную игру. Называется она «Чудесный мешочек». В чудесном мешочке лежат разные предметы. Вы по очереди будете опускать руки в мешочек и нащупывать любой предмет. Доставать из мешочка этот предмет нельзя. Нужно только хорошо его потрогать и догадаться, что это. После того как вы назовете предмет, который вы держите в мешочке, можно его достать.
Проводится игра «Чудесный мешочек» с усложнением: дети называют предмет, достают его, высказывают предположение о том, тонет он или не тонет, а потом проверяют свою догадку, опуская предмет в таз с водой.
Вывод: легкие предметы не тонут, тяжелые предметы тонут.
Часть2
Дети находятся вокруг стола.
Проблемная ситуация.
Магистр приносит мерную емкость с небольшим количеством воды, на дне которой находится легкий предмет.
- Ребята, Винни-Пух новую загадку мне загадал. Он сказал, чтобы я достал игрушку, которая в воде, не опуская руки в воду. Если я решу эту задачу, тогда он подарит мне игрушку. Помогите мне решить эту задачку.
Дети предлагают долить воды, но Магистр спрашивает, как по-другому можно сделать так, чтобы вода в тазике поднялась. Напоминает им о рассказе Л.Н.Толстого «Хотела галка пить».
- Что сделала галка, чтобы достать клювом до воды?
- Правильно, можно опустить в таз немного камней. Давайте это и сделаем.
Дети выполняют опыт: опускают в таз камни и наблюдают, как при этом поднимается уровень воды в тазике. Формулируют вместе с педагогом вывод, почему вода в тазике поднялась.
Вывод: Тяжелые предметы, опущенные в воду, поднимают уровень воды.
В конце игры-экспериментирования дети зарисовывают ход опыта в картографе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра экспериментирование, как средство интеллектуального развития ребенка
Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и н...
Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями...
Родительское собрание во второй младшей группе "Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"
Родительское собрание во свторой младшей группе " Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"...
Родительская встреча «Математические игры – средство интеллектуального развития ребенка»
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка
Сценарий рдительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...
Презентация родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка»
Презентация родительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...
Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка
Выступление на родительском собрании...