Родительская встреча «Математические игры – средство интеллектуального развития ребенка»
методическая разработка (младшая группа) на тему
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание во второй младшей группе:
«Математические игры – средство интеллектуального
развития ребенка»
Педагог: Придя в этот мир, ребенок ведет себя как великий исследователь. Каждый день он узнает что-то новое, раннее недоступное становится близким и понятным. Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляется рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок.
Затем горизонты расширяются. Ребенок усваивает то, о чем рассказывают,читают. Сам строит догадки, фантазирует. У него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах, величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с ними: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, сопоставить, измерить.
Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному. Он постепенно поднимается в своем развитии все выше.
Малышей не надо учить математике, они постигают ее сами, с помощью чувств. Важно вовремя заметить интерес и …поддержать.
* СЛАЙД № 1* (играющие дети).
За что бы малыш ни взялся, все работает на развитие способности мыслить и постигать, в том числе абстрактные понятия, которыми так богата математика. А источником для маленького человека является, как известно, чувственный опыт. Именно от него зависит способность логически мыслить и творить.
А как, уважаемые родители, думаете вы, нужно ли детям, изучение математики в детском саду?
А почему вы так считаете? (ответы фиксируются в таблице).
У каждого предмета есть,как положительные стороны, так и стороны, к которым мы относимся неоднозначно. Все в мире относительно. Так и у математики, наряду с теми положительными определениями, наверное, есть и стороны, которые на ваш взгляд являются отрицательными по отношению к ребенку. Может, вы скажите об отрицательных сторонах изучения математики в детском саду. (ответы фиксируются в таблице).
---положительное: ---отрицательное :
Педагог: Наряду с отрицательными сторонами, все- таки положительного больше. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только.
Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями:
* СЛАЙД №2* (Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие и художественно- эстетическое).
Педагог:В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрел часы, калькулятор, компьютер, как составили календарь, кто изобрел приборы для измерения тканей, площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину…
Предлагаю составить пословицы и поговорки, я начну, а вы продолжайте:
-Ноль…без палочки.
-Один ум хорошо, а …два лучше.
-Один за всех,…все за одного.
-Лучше один раз увидеть,…чем сто раз услышать.
-Трус умирает сто раз, …а герой- один раз.
-Два сапога-…пара.
-Палка о …двух концах.
-Старый друг…лучше новых двух.
-Скупой…платит дважды.
-Обещанного…три года ждут.
-Знать как…свои пять пальцев.
-Семеро с ложкой-…один с сошкой.
-Семь бед-…один ответ.
-За семью …печатями.
-У семи нянек…дитя без глазу.
-За тридевять …земель, в тридесятом царстве.
-Не трусливого…десятка.
Педагог: Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой- дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика- один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр,задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать дошколят, развивать ум,расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство- игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых условиях, дозах.» Игра, формализованная, жестко регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, может принести больше вреда, чем пользы, т. е. несет интерес ребенка и к играм, и к обучению.
Замена игры однообразными упражнениями при обучении математике нередко встречается в домашнем и общественном воспитании. Детей подолгу заставляют упражняться в счете, выполнять однотипные задания, предлагают однообразный наглядный материал, используют примитивное содержание, занимающее интеллектуальные возможности детей. Взрослые руководя игрой, сердятся, если ребенок дает неверный ответ, рассеян, проявляет откровенную скуку. У детей появляется отрицательное отношение к подобным играм. На самом деле достаточно сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще.
Впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. И то, какими будут эти воспоминания, во многом зависит от нас, взрослых, находящихся рядом с ребенком.
-Уважаемые родители! А вы хотели бы вернуться в мир детства? Давайте попробуем попасть в занимательный, веселый мир импровизации!
Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей деятельностью, способствуют формированию представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Сейчас дети подготовительной группы предложат задачи, в которых встречаются хорошо знакомые персонажи русских народных сказок. И так, сказка начинается:
ЗАДАЧА №1
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.
ВОПРОС: Сколько зверей встретил колобок? (4) Сколько раз он мог уйти? (5)
ЗАДАЧА №2
Посадил дед репку – выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет – потянет, вытащить не может. А вытащили репку тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.
ВОПРОС: Сколько человек тянули репку? (3) Сколько животных помогали тащить репку?
ЗАДАЧА №3
Жила – была в деревне девочка. Хвали ее Машенька. Пошла она как – то в лес за грибами, да и заблудилась. Ходила – ходила по лесу и наткнулась на дом. Постучала – никто не отвечает. Зашла и видит: стоит большой стол, а возле стола стулья. Первый стул высокий, второй - пониже, а третий – самый низкий.
ВОПРОС: Каким был первый стул по высоте? (высокий). А которым по счету был самый низкий стул? (3)
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
ИГРА: «Безбилетный пассажир»
ИГРА: «Наоборот» (с мячом)
ИГРА: «Волшебный четырехугольник».
Математика является универсальным и мощным методом познания. Одно из самых точных высказываний, определяющих ее место в системе наук, принадлежит физику Н. Бору: «Математика – это больше, чем наука, это язык». Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражения: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции.
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лен.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
А первый поезд, самолет,
Ракета в первый путь,
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть…
«Хвала науке из наук» -
Мы скажем не тая.
И потому учить ее
Обязанность твоя!
С МАТЕМАТИКОЙ ДРУЖИТЕ, ЗНАНИЯ СВОИ КОПИТЕ.
ПУСТЬ ПОМОЖЕТ ВАМ СТАРАНЬЕ, ПАМЯТЬ, ЛОГИКА, ВНИМАНИЕ!
Список использованной литературы:
- Ерофеева Т.И «Дошкольник изучает математику»;
- Михайлова З.А «Математика от 3 до 7»;
- Сербина Е.В. «Математика для малышей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская встреча на тему: "Формирование у ребенка уверенности в себе и своих возможностях"
Формирование у ребенка уверенности в себе и своих возможностях...
Родительское собрание во второй младшей группе "Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"
Родительское собрание во свторой младшей группе " Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"...
Родительская встреча "Есть ли права у ребенка?"
Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах ребенка....
Родительская встреча "Как не воспитать агрессивного ребенка"
Причины, виды агрессии, пути преодоления, способы взаимодействия с детьми...
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка
Сценарий рдительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...
Презентация родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка»
Презентация родительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...
Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка
Выступление на родительском собрании...