Проект "Мой родной Томск"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель проекта.
Расширение знаний детей о своём городе через осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_rodnoy_tomsk.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №116 г. Томск
ПРОЕКТ
«Мой родной Томск».
Срок реализации: 01.09.2012г.-27.12.2012г.
База реализации проекта: дети 6-7 лет (28 человек)
Автор и руководитель проекта:
Швецова Клара Ахатовна,
воспитатель.
Проблема. Работая по вопросам формирования у детей основ гражданской культуры, социально - личностного и нравственного развития, мы пришли к выводу, что знакомство с городом, его достопримечательностями, известными людьми имеет большое значение. Но столкнулись с множеством проблем: не было системы планирования, недостаточно материала для детей дошкольного возраста, не была проработана система взаимодействия с родителями, многие из которых имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимание данной проблеме, соответственно дети не владеют достаточной информацией.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данную проблему можно считать актуальной, не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность.
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чем больше связано впечатлений , переживаний, эмоции с ней, тем она роднее и любимее. Чаще всего любимым городом, посёлком, селом является то место, где человек родился и вырос. Детские воспоминания самые яркие, волнительные. На протяжении всей своей жизни он вспоминает в основном какие-то моменты из своего детства и места, где они происходили. Чем больше ребёнок с детства будет знать о своей Родине, тем она ему будет ближе и роднее.
Наш межсемейный проект "Мой родной Томск" посвящается малой Родине наших воспитанников.
Цель проекта.
Расширение знаний детей о своём городе через осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи проекта.
1.Объединить в единую образовательную систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение.
2. Сформировать у ребёнка представления о себе, своей семье, социальном окружении, о роли города в экономическом развитии страны, экологической культуре.
3. Расширить знания детей о различных социальных объектах, их взаимосвязи и значении для жизни города, о растительном и животном мире Томской области.
4. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.
5. Сформировать у детей бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, окружающей природе.
6. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Основные направления проекта.
1. Социальное направление:
- Я и моя семья.
- Социальные учреждения различной сферы города, их взаимосвязь.
2. Экономическое направление:
- Ведущие профессии.
- Ресурсы города.
- Промышленные объекты.
3. Экологическое направление:
- Растительный и животный мир области.
- Охрана природы.
4. Культурно-историческое направление:
- История моей семьи.
- История города.
- Культура и традиции разных национальностей в моём городе.
Принципы работы по проекту.
- Приоритет общечеловеческих ценностей .
- Здоровье и жизнь ребёнка, свободное и творческое развитие его личности.
- Региональность, опора на объекты ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
- Отношение к человеку как к части природы.
- Интегративность знаний.
- Установление взаимосвязи в природном и социальном окружении, формирование у детей целостной картины мира.
- Развитие личностных качеств ребёнка: позитивное отношение к родному городу, к его жителям, труду; активность, любознательность, толерантность.
Развивающая среда.
- Уголок города, где размещены познавательные и иллюстративные материалы о Томске, о природе Томска, фотоальбомы, детские работы, символы, макет города.
- Уголок экспериментирования для проведения разнообразных исследований природы.
- Стенды, ширмы, фотографии, картины о Томске на стенах группы и приёмной.
Этапы реализации проекта.
1. Концептуальный.
Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора. Формулирование цели и задач проекта.
2. Исходно-диагностический.
Разработка диагностического инструментария.
3.Формирующий.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
4. Итогово-диагностический.
Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств.
Содержание проектной деятельности.
месяц | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его историй, достопримечательностей. 2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города. 3. Беседа: "Я и моя семья" 4. Промышленные объекты нашего города. Рассказ о заводах, комбинатах, станциях, фабриках Томска. 5. Растения Томской области. "Красная книга" Томской области. 6. Беседа о Томске. История возникновения Томска. | Конкурс рисунков на тему" Моя семья" Сюжетно-ролевая игра" Семья". Рассматривание иллюстраций книги "Томские просторы".
Составление и загадывание загадок о растениях друг другу. Д.и: "Узнай по описанию". Составление "Красной книги" Томской области и изображением наиболее известных растений. Рассматривание книг о Томске "Деревянная архитектура Томска", "Мой Томск", журналы" Сибирская старина", оформление фотоальбома "Мой родной Томск". | Рассказы о понятии "Семья", об обязанностях в семье, о взаимоотношениях. Прогулки по городу, рассматривание и рассказывание о промышленных объектах нашего города. Рассматривание растений, сравнивание, рассказывание о пользе растений, для чего и как используются. Помощь в составлении " Красной книги" Томской области (картинки, рисунки...) Стихотворения для конкурса чтецов ( подбор и заучивание) на тему" Мой Томск". |
Октябрь. | 1. История моей семьи. Генеалогическое древо. 2. Беседа: "Люби и знай наш Томский край". 3. Животный мир Томской области. "Красная книга" Томской области. 4. Экскурсия в музей деревянного зодчества. Рассказ: " Тайны старого Томска". | Конкурс на самый интересный рассказ об историй своей семьи (с демонстрацией фотографий, писем, открыток). Участие в викторине: " Мой родной край". Лепка: " Моё любимое животное" Рассматривание "Красной книги" с изображением редких животных Томской области. Составление "Красной книги" с иллюстрациями редких животных Томской области. Беседа: " Что интересного увидели и запомнили при посещении музея". Рисунки на тему: "Я и музей". | Рассказывание детям о своих корнях, об интересных датах, случаях из жизни семьи. Подготовка детей к конкурсу на самый интересный рассказ из жизни семьи. Беседы, рассказы о природе родного края. Рассказывание, показ иллюстраций, картинок с изображением животных Томской области. Помощь в составлении "Красной книги" с некоторыми животными Томской области. Беседа о посещении музея, разъяснение некоторых деталей. Анализ рисунков по теме: "Я и мой музей". |
Ноябрь. | 1. Беседа: " Я и мой Томск. Деревянная архитектура Томска". Подготовка детей к участию в городском музыкальном конкурсе" Горенка". 2. Викторина о ведущих профессиях в нашем городе. 3. Беседа: " Я часть природы" (разные ситуации общения с природой, правила поведения на природе). 4. Экскурсия в районную библиотеку "Истоки". Рассказ: " Самые известные улицы нашего города". | Изготовление макета " Наш старинный город Томск". Участие в музыкальном конкурсе, заучивание фольклорных песен, танцев, частушек и т.д. Конкурс рисунков: " Профессии моей семьи". Рассматривание иллюстрации с изображением людей разных профессии. Сюжетно-ролевые игры: " Детский сад", " Парикмахерская", "" Стройка", Магазин", "Библиотека", " Больница", " Почта". Заучивание правил правильного обращения с природой. Эмблемы: " Берегите лес". Д.и: " Мы защитники природы". Слушание сказок и заучивание малых жанров устного народного творчества из сборника " В некотором царстве".Фольклор для детей. Томская область. | Экскурсии по городу, рассматривание и выделение особенностей архитектуры Томска. Рассказывание о своих профессиях, профессиях других родственников. Составление совместно с ребёнком рассказа" Моя профессия важна, моя профессия нужна". Рисунки на тему: " Природа в опасности". Беседа об охране окружающей среды, о бережном отношении ко всему живому. Заучивание с ребёнком прибауток, потешек, считалок,кричалок, дразнилок, которые знакомы родителям с их давно прошедшего детства. |
декабрь | 1. Экскурсия по зимнему Томску в университетскую рощу, в Лагерный сад. Чтение стихотворений о зимнем Томске. 2. Экскурсия в центр татарской культуры. Рассказ о нашем микрорайоне Татарской слободе (Заисточье), о его достопримечательностях, людях, живущих здесь, традиции и культуре.
3. Викторина о Томске (закрепление полученных знаний о Томске) 4.Интеллектуальная игра: " Счастливый случай" 5. Итоговое диагностирование детей. Повторное анкетирование родителей. | Оформление альбома "Наш любимый детский сад". Изготовление макетов " Наш Томск", "Я и мой детский сад". Повторение малых жанров устного народного творчества из сборника" В некотором царстве". Фольклор для детей. Томская область. Хороводные песни, танцы. Народные игры. Частушки о Томске. Оформление коллажа: "Мой старинный город Томск". Разгадывание загадок. Ответы на вопросы. Рассказывание потешек, прибауток, считалок, дразнилок, пословиц, поговорок, сказок. Правильно отвечают на заданные вопросы, узнают и рассказывают об известных местах Томска, рассказывают стихи, малые жанры фольклора Томской области и т. д. Высказывают желание разрабатывать такие же интересные проекты, намечают темы следующих проектов. | Сочинение на тему: " Мои любимые места отдыха в Томске". Рисунок" Угадай, где я отдыхаю" (известные, любимые места отдыха томичей). Запись разных жанров устного народного творчества из уст старожил, заучивание и обыгрывание с детьми. Всевозможные беседы об истории Томска, о старой и новой архитектуре. Наблюдения в процессе прогулки. Помощь в подготовке и проведении игры, позитивный настрой детей, приготовление сюрпризов участникам игры. Вместе с детьми и педагогами обсуждают результаты проекта, высказывают замечания и пожелания при проведении следующих проектов, подводят детей к обобщению, |
Вывод: Данный проект можно реализовать в любых дошкольных учреждениях. Решаемая проблема вызывает интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения.
Литература.
1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.:ТЦ Сфера, 1999,-112с.
2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.:ЦГЛ, 2004. -156с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003, №6, с.45-55.
4. Якушева Т.А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 116 г. Томска за 2011-2012 учебный год
В публичном докладе представлен анализ работы МБДОУ №116 г. Томска в котором дана характеристика кадрового состава ДОУ, анализ заболеваемости воспитанников, результаты диагностики освоения дошкольника...
План мероприятий по реализации ФГТ к структуре ООП МБДОУ №116 г. Томска
План мероприятий по реализации ФГТ к структуре ООП МБДОУ №116 г. Томска содержит нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации ФГТ к ООП МБДОУ №116 г. Томска....
анализ программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №116 г. Томска № 116 г. Томска
В анализе представлены цель и задачи программы развития ДОУ на 2010-2012 годы а также результаты работы коллектива ДОУ по выполнению поставленных задач....
Информационная карта старшего воспитателя МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка" городского округа Стрежевой Томской области Сосновской Марины Видиславны
Информационная карта представляет собой собрание документов:-содержит таблицу с основными данными,-собрание документов (копия диплома, полученные сертификаты, прохождение курсов повышения квалификации...
Презентация. Животные Томской области.
Для практического использования на занятиях по экологии....
Знакомство дошкольников с растительным миром Томской области посредством проекта "Деревья родного края"
Уважаемые коллеги! Представляю вам опыт работы по теме:«Знакомство детей с растительным миром Томской области посредством проекта «Деревья родного края»...
«Виртуальная прогулка по родному городу Томску»
Конспект открытого занятия по познавательному и речевому развитию детей старшей группы c использованием ИКТ...