Открытое занятие в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Путешествие на воздушном шаре.»
Программное содержание. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная , не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждение); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей ( не более 60 С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды ( колбы, пробирки ,бутылки, банки) , фильтры (салфетки), снег ,лед, карточки - схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие на воздушном шаре.»
Программное содержание. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная , не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждение); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей ( не более 60 С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды ( колбы, пробирки ,бутылки, банки) , фильтры (салфетки), снег ,лед, карточки - схемы.
Ход занятия
Ребята, сегодня у нас занятие « Ребенок и окружающий мир» Экологическое воспитание.
На этом занятие мы с вами познакомимся со свойством воздуха и воды, я расскажу вам об изобретении французских ученых, познакомимся со сказочным представителем озер и рек, проведем опыты с водой в нашей лаборатории и отправимся в путешествие.
Ребята а на чем можно отправиться в путешествие? Ответы ребят.
Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не сможем. ( Воздух.)
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Рассказ.
На картине изображен воздушный шар. Воздушный шар изобрели в XIX веке французские ученые. Они проводили опыты в лаборатории и совершенно случайно заметили, что бумажный мешок, наполненный, теплым воздухом, поднимается вверх, тогда они сконструировали большой шар, наполнили его теплым воздухом и поднялись в небо. Воздушный шар состоит: из самого шара, корзины для пассажиров, которая крепится канатами к шару, под шаром расположена горелка. Как вы думаете, а зачем под шаром расположена горелка? Ответы ребят. Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри ,потом повтори.
- Убери и на место положи.
- С горячей водой будь осторожен.
Опыт 1 Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки .
Воспитатель. Что вы ведите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. Ставит бутылку с шариком в холодную воду.
Воспитатель. Что вы видите ? ( Шарик сдувается.) Как вы думаете почему так происходит? ( Предположение детей) Итак воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика- он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? ( Ответы детей)
Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель. Нам пора в путешествие занимайте места в воздушном шаре. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом? ( Вода.)
Ребенок читает стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. И, правда, без воды жизнь представить очень сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (дети выходят из- за стульев). Кто- то стоит у нас на пути. Кто? ( Это Водяной)
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? ( Смотрит на свои руки.) И еще, на днях я хотел искупаться в соей любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию ( столы с оборудованием для экспериментирования ).Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.
Опыт 2. Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.
Воспитатель. Имеет ли вода запаха? ( Нет, вода не пахнет).
Вывод. Вода не имеет запаха (карточка схема).
Опыт 3. Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? ( Там , где вода, видно, а где молоко – нет.
Вывод. Вода прозрачная.
Опыт 4. Положить в стакан с водой ложку сахару или соли, размешать.
Воспитатель. Что произошло? ( Сахар растворился)
Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 5. Разлить воду по разным сосудам ( колба ,банка , стакан ).
Воспитатель. Какую форму приняла вода? ( форму той посуды, в которую ее налили).
Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Физкультминутка. Игра «Воздух, огонь, земля, вода »
Земля! ( Дети приседают.)
Воздух! (Поднимают руки вверх.)
Вода! ( Изображают волны руками.)
Огонь! ( Поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель. Ребята и Водяной пойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? ( Снег и лед растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло )
Водяной. Жаль , что снег растаял. Я люблю его, есть он похож на мороженое – белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?
Воспитатель. Что ты Водяной! Снег нельзя есть! Ребята как вы думаете почему нельзя есть снег? ( Он холодный , грязный – можно заболеть.) Скажите , а как можно доказать что снег грязный ( Профильтровать.)
Опыт 6. Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром ( сложенная в четыре слоя бумажная салфетка.)
Воспитатель. Чистый снег или грязный? ( Грязный. ) Почему вы так решили? ( Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной , так что -можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что, вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.
Воспитатель . Ребята давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали.( Перечисляют все свойства.)
Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда не забуду. (Уходит.)
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре ( Дети садятся на прежние места.) Итак, считаем до трех- и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Открытое занятие
в старшей группе
«Ребенок и окружающий мир» Экологическое воспитание.
« Путешест
Анализ занятия
Цель: 1.Закрепить представление детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании, и сжимается при охлаждении.
2.Расширить представление о свойствах воды ( прозрачная, не имеет формы, запаха.
3. Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Я работаю по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Программное содержание этого занятия соответствует возрасту детей, перспективному планированию. По ходу занятия использовала наглядный материал; картина с изображением воздушного шара, макет воздушного шара, портреты ученых, изобретателей, глобус, карточки моделирования с изображением свойств воды; оборудование для проведения опытов в лаборатории. Все это способствовало активизации внимания детей и повышало интерес к занятию.
Занятие состоит из трех частей:
В первой части. Я провела беседу на тему « На чем можно оправиться в путешествие?», ребята беседу поддержали, активно отвечали на вопросы. Затем я предложила отправиться в путешествие на воздушном шаре, загадала загадку, рассказала о изобретении воздушного шара, показала портреты ученых – изобретателей. Провела опыт с воздухом (с применением воздушного шарика), из которого ребята сделали вывод что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Стимулировала желание самостоятельно делать выводы.
Во второй части занятия. Отправились в путешествие, в путешествии нам повстречался сказочный персонаж обитатель рек и морей ( Водяной), он задал много вопросов о свойствах снега, льда и воды. Ребята рассказали стихи о воде. Активно отвечали на вопросы Водяного, самостоятельно показывали опыты с водой, льдом и снегом в лаборатории. Ребята самостоятельно делали выводы, выдвигали гипотезы. Повела физкультминутку «Воздух, огонь, вода, земля», что способствовало теме занятия.
В третьей части занятия. С помощью карточек моделирования ребята повторили все свойства воды. В конце занятия подвела итог. Сказала, что дети хорошо отвечали, принимали активное участие в проведении опытов на занятии. Водяному очень понравилось, как ребята себя вели на занятии. Он пригласил нас на экскурсию к реке.
Считаю, что программное содержание выполнила, дети с поставленной задачей справились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-153818-1370503252.jpg)
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Праздник воздушных шаров».
Методическая разработка НОД по познавательному развитию в старшей группе «Праздник воздушных шаров».Познавательная деятельность с детьми старшей группы, составлена в соответствии с «Комплек...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/25/picture-177634-1501002711.jpg)
Развлечение с красками и карандашами в старшей группе «На воздушном шаре»
Цель: создание радостного настроения, доброжелательной обстановки; создание условий для изобразительной игровой деятельности детей; расширение изобразительного опыта детей, развитие из творчества и фа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-196033-1395519872.jpg)
Сценарий летнего развлечения для средних и старших групп «Праздник «Воздушных шаров»
Ведущий: С воздушными шарамиМы в детский сад идём.И всех мы поздравляем.С чудесным летним днём!Ребята давайте сегодня устроим праздник воздушных шаров....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093791-1544953316.jpg)
КОНСПЕКТ Открытого занятия в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»
ЦЕЛЬ: Учить детей создавать в движении определенный образ.ЗАДАЧИ: Развивать певческие навыки, умение сочинять мелодии к короткому четверостишию в разных жанрах; использовать природный и бр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1187017-1573653323.jpg)
Конспект занятия в первой младшей группе «Воздушные шары» (комплексное занятие с использованием логоритмики)
Играя, познаём мир, поём увлекательные песенки, развиваем речь....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363596-1386521404.jpg)
Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»
Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-769784-1550041584.jpg)
Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров»
: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе....