Открытое занятие в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Карпова Ирина Юрьевна

«Путешествие на воздушном шаре.»

Программное содержание. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная , не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждение); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная  работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.

Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей ( не более 60  С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды ( колбы, пробирки ,бутылки, банки) , фильтры (салфетки), снег ,лед, карточки  - схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_vozdushnom_share.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на воздушном шаре.»

Программное содержание. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды (прозрачная , не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждение); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная  работа. Накануне вместе с детьми налить воду в небольшие емкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.

Оборудование. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей ( не более 60  С) и холодной водой, изображение воздушного шара, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды ( колбы, пробирки ,бутылки, банки) , фильтры (салфетки), снег ,лед, карточки  - схемы.

                                        Ход занятия

 Ребята, сегодня  у нас занятие « Ребенок и окружающий мир» Экологическое воспитание.

 На этом занятие мы с вами познакомимся со свойством воздуха и воды, я расскажу вам об изобретении французских  ученых, познакомимся  со сказочным представителем озер и рек, проведем опыты с водой в нашей лаборатории и отправимся в путешествие.

 Ребята а на чем можно отправиться в путешествие? Ответы ребят.

Предлагаю  сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нем говорится в загадке.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не сможем. ( Воздух.)

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Рассказ.

На картине изображен воздушный шар.  Воздушный шар изобрели  в XIX веке французские ученые.  Они проводили опыты в лаборатории и совершенно случайно заметили, что бумажный мешок,  наполненный, теплым воздухом, поднимается вверх, тогда они сконструировали большой шар, наполнили его теплым воздухом и поднялись в небо. Воздушный шар состоит:  из самого шара, корзины для пассажиров, которая крепится канатами к шару, под шаром расположена горелка. Как вы думаете, а зачем под шаром расположена горелка?  Ответы ребят. Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом,  когда его нагревают. Но сначала повторим  правила безопасного поведения при экспериментировании.

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри ,потом повтори.
  3.  Убери и на место положи.
  4. С горячей водой будь осторожен.

Опыт 1  Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки  .

Воспитатель. Что вы ведите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. Ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Воспитатель. Что вы видите ? ( Шарик сдувается.) Как вы думаете почему так происходит? ( Предположение детей) Итак  воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика- он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? ( Ответы детей)

Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.

Воспитатель. Нам пора в путешествие занимайте места в воздушном шаре. Отправляемся в полет! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом? ( Вода.)

Ребенок читает стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

 В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

 Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы  привыкли, что вода

Наша  спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться,  не напиться

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель.  И, правда, без воды жизнь представить очень сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (дети выходят из- за стульев). Кто- то стоит у нас на пути. Кто? ( Это  Водяной)

Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах  в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? ( Смотрит на свои руки.) И еще, на днях я хотел искупаться в соей любимой речке, а вместо воды -  лед. Откуда он взялся?

Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы  Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию ( столы с оборудованием  для экспериментирования ).Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках).  Мы  позже к ним вернемся.

Опыт 2. Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.

Воспитатель. Имеет ли вода запаха?  ( Нет, вода не пахнет).

Вывод. Вода не имеет запаха (карточка схема).

Опыт 3. Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? ( Там , где вода, видно, а  где молоко – нет.

Вывод. Вода прозрачная.

Опыт 4.  Положить в стакан с водой  ложку сахару или соли, размешать.

Воспитатель. Что произошло?  ( Сахар растворился)

Вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 5. Разлить воду по разным сосудам ( колба ,банка , стакан ).

Воспитатель. Какую форму приняла вода? ( форму той посуды, в которую ее налили).

Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.

Физкультминутка. Игра «Воздух,  огонь, земля, вода »

Земля! ( Дети приседают.)

Воздух! (Поднимают руки вверх.)

Вода! ( Изображают волны руками.)

Огонь! ( Поворачиваются вокруг себя.)

Воспитатель. Ребята и Водяной пойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? ( Снег и лед растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло )

Водяной. Жаль , что снег растаял. Я люблю его,    есть он похож на мороженое – белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?

Воспитатель. Что ты Водяной! Снег нельзя есть! Ребята как вы думаете почему  нельзя есть снег? ( Он холодный , грязный – можно заболеть.) Скажите , а как можно доказать что снег грязный ( Профильтровать.)

Опыт 6. Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром ( сложенная в четыре слоя бумажная салфетка.)

Воспитатель. Чистый снег или грязный? ( Грязный. ) Почему вы так решили? ( Потому что салфетка стала грязной и на ней  остались частички земли и песка.) Водяной , так что -можно есть снег или этого делать нельзя?

Водяной. Что, вы! Я  больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть  из-за того, что снег холодный.

Воспитатель . Ребята давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали.( Перечисляют все свойства.)

Водяной. Спасибо вам еще раз.  Я запомню все свойства воды и никогда не забуду. (Уходит.)

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре ( Дети садятся на прежние места.) Итак, считаем до трех- и в путь! Закройте глаза, а теперь откройте их. Мы приземляемся!

                                   Человек! Запомни навсегда:  

                                   Символ жизни на  Земле – вода!

                                   Экономь ее и береги.

                                   Мы ведь на планете не одни!

                                             

             

Открытое занятие

в старшей группе

«Ребенок и окружающий мир» Экологическое воспитание.

« Путешест

                 

                                         Анализ занятия

Цель: 1.Закрепить представление детей о свойствах воздуха (расширяется при нагревании, и сжимается при охлаждении.

           2.Расширить  представление о свойствах воды ( прозрачная, не имеет  формы, запаха.

          3. Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

               Я работаю по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

              Программное содержание этого занятия соответствует возрасту детей, перспективному планированию. По ходу занятия использовала наглядный материал; картина с изображением воздушного  шара, макет воздушного шара, портреты ученых, изобретателей, глобус, карточки моделирования с изображением свойств воды; оборудование для проведения опытов в лаборатории. Все это способствовало активизации внимания детей и повышало интерес к занятию.

Занятие состоит из трех частей:

В первой части.  Я провела беседу на тему « На чем можно оправиться в путешествие?», ребята беседу поддержали, активно отвечали на вопросы. Затем я предложила отправиться в путешествие на воздушном шаре, загадала загадку, рассказала о изобретении воздушного шара, показала  портреты ученых – изобретателей. Провела опыт с воздухом (с применением воздушного шарика), из которого ребята сделали вывод  что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Стимулировала желание самостоятельно делать выводы.

Во второй части занятия.  Отправились в путешествие, в путешествии нам повстречался сказочный персонаж обитатель рек и морей ( Водяной), он задал много вопросов о свойствах снега, льда и воды. Ребята рассказали стихи о воде. Активно отвечали на вопросы Водяного, самостоятельно показывали опыты с водой, льдом и снегом в лаборатории. Ребята самостоятельно делали выводы, выдвигали гипотезы. Повела физкультминутку  «Воздух, огонь, вода, земля», что способствовало теме занятия.

В третьей части занятия. С помощью карточек моделирования ребята повторили все свойства воды. В конце занятия подвела итог. Сказала, что дети хорошо отвечали, принимали активное участие в проведении опытов на занятии. Водяному очень понравилось, как ребята себя вели на занятии. Он пригласил  нас на экскурсию к реке.

         Считаю, что  программное содержание выполнила, дети с поставленной задачей справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Праздник воздушных шаров».

Методическая разработка НОД по познавательному развитию в старшей группе  «Праздник воздушных шаров».Познавательная деятельность с детьми старшей группы, составлена в соответствии с «Комплек...

Развлечение с красками и карандашами в старшей группе «На воздушном шаре»

Цель: создание радостного настроения, доброжелательной обстановки; создание условий для изобразительной игровой деятельности детей; расширение изобразительного опыта детей, развитие из творчества и фа...

Сценарий летнего развлечения для средних и старших групп «Праздник «Воздушных шаров»

Ведущий: С воздушными шарамиМы в детский сад идём.И всех мы поздравляем.С чудесным летним днём!Ребята давайте сегодня устроим праздник воздушных шаров....

КОНСПЕКТ Открытого занятия в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

ЦЕЛЬ:  Учить детей создавать в движении определенный образ.ЗАДАЧИ:  Развивать певческие навыки, умение сочинять мелодии к короткому четверостишию в разных жанрах; использовать природный и бр...

Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»

Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»...

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров»

: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе....