НОД по познавательному развитию в старшей группе «Праздник воздушных шаров».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мироненко Олеся Алексеевна

Методическая разработка НОД по познавательному развитию

 в старшей группе  «Праздник воздушных шаров».

Познавательная деятельность с детьми старшей группы, составлена в соответствии с «Комплексной программой развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» под  науч.  редакцией  Д. И. Фельдштейна..

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Образовательная деятельность построена в проектном режиме.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

·        наглядный метод ;

·        Наглядно- практический метод ;

·        игровой приём («Праздник воздушных шаров»);

·        использование проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

По содержанию познавательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями из нескольких областей.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

     На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно - поисковой деятельности через интригующую проблемную ситуацию (один шарик сдутый). Деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей познавательно-поисковой деятельности.    Во время деятельности дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «Фиксики», серия «Воздушный шар». Затем обсуждается проблема: « Так ли это…» В интересной и доступной экспериментальной форме проходит объяснение простых и всем знакомых явлений окружающей действительности. Познавательно-поисковая деятельность равноценно сочетает в себе теоретические и практические стороны, проходит в хорошем рабочем ритме. Использовались различные формы организации работы детей, активизации их познавательной деятельности. Во время  познавательно-поисковой деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

   По окончании педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по познавательному развитию

 в старшей группе  «Праздник воздушных шаров».

Познавательная деятельность с детьми старшей группы, составлена в соответствии с «Комплексной программой развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» под  науч.  редакцией  Д. И. Фельдштейна..

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций. 

Образовательная деятельность построена в проектном режиме.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод ;
  • Наглядно- практический метод ;
  • игровой приём («Праздник воздушных шаров»);
  • использование проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

По содержанию познавательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями из нескольких областей.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

     На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно - поисковой деятельности через интригующую проблемную ситуацию (один шарик сдутый). Деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей познавательно-поисковой деятельности.    Во время деятельности дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «Фиксики», серия «Воздушный шар». Затем обсуждается проблема: « Так ли это…» В интересной и доступной экспериментальной форме проходит объяснение простых и всем знакомых явлений окружающей действительности. Познавательно-поисковая деятельность равноценно сочетает в себе теоретические и практические стороны, проходит в хорошем рабочем ритме. Использовались различные формы организации работы детей, активизации их познавательной деятельности. Во время  познавательно-поисковой деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

   По окончании педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад №1»

Конспект НОД по познавательному развитию

в старшей группе

«Праздник воздушных шаров»

Подготовила:

воспитатель высшей кв. категории

Мироненко Олеся Алексеевна

Цель: создать условия для формирования у детей целостного восприятия окружающего мира, развития интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода, 2 пустые бутылки;

 на каждого ребёнка: полиэтиленовые пакеты, трубочки, стаканчики;

 технические средства обучения: (компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка «Тучка»,  слайды с изображением городов).

 Ход:

В: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Давайте мы с вами сегодня устроим праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

В: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас мы его надуем (надувает ребёнок). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

В: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

В: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

В: - Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

В: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

В: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?(ответы).

В: - Да, ребята, вы правы , воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

В: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

В: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

В: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Физминутка: «Тучка»

В: - Ой, ребята совсем забыла. Когда я шла в детский сад, по дороге нашла сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

В: - Что это? (ответы).

В: - А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы).

В: - Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт. А вы, как вы думаете?

В: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

В: - Интересно, а почему камешки тонут? (ответы)

В: - Получается, что камешки  тяжелые, поэтому они тонут.

В: - Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)

В: - Почему вы так думаете? (ответы)

В: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

В: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).

В: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

В: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

В: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.

В: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).

В: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

В: - Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.

В: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

В: - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином.

В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

В: - Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам - закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

В: - А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.

В: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

- Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека? (ответы).

В: - Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).

В: - Ребята, скажите, вам понравился наш праздник воздушных шаров. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?

В: - Молодцы! А какой же праздник без веселья? Предлагаю вам потанцевать!

Литература:

1) О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом…» Т.Ц. Москва 2001.

2) И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва, Мозаика-Синтез, 2009 г.

3) С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева , Л.А.Егорова, Я.К.Березняк, Т.А.Макаренко, Л.П.Магомедова  «Познавательно- исследовательские занятия» изд. «Учитель» 2010

 4)Интернет- ресурсы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение с красками и карандашами в старшей группе «На воздушном шаре»

Цель: создание радостного настроения, доброжелательной обстановки; создание условий для изобразительной игровой деятельности детей; расширение изобразительного опыта детей, развитие из творчества и фа...

Сценарий летнего развлечения для средних и старших групп «Праздник «Воздушных шаров»

Ведущий: С воздушными шарамиМы в детский сад идём.И всех мы поздравляем.С чудесным летним днём!Ребята давайте сегодня устроим праздник воздушных шаров....

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"

Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...

Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»

Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»...

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров»

: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе....

Сценарий развлечения для детей старшей группы «Праздник воздушных шаров»

Сценарий развлечения для детей старшей группы «Праздник воздушных шаров»Цель: создание праздничного настроения у детей; развитие двигательной активности; воспитание чувства взаимовыручки, ...