НОД по познавательному развитию в старшей группе «Праздник воздушных шаров».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Методическая разработка НОД по познавательному развитию
в старшей группе «Праздник воздушных шаров».
Познавательная деятельность с детьми старшей группы, составлена в соответствии с «Комплексной программой развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» под науч. редакцией Д. И. Фельдштейна..
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Образовательная деятельность построена в проектном режиме.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:
· наглядный метод ;
· Наглядно- практический метод ;
· игровой приём («Праздник воздушных шаров»);
· использование проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
По содержанию познавательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями из нескольких областей.
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно - поисковой деятельности через интригующую проблемную ситуацию (один шарик сдутый). Деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей познавательно-поисковой деятельности. Во время деятельности дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «Фиксики», серия «Воздушный шар». Затем обсуждается проблема: « Так ли это…» В интересной и доступной экспериментальной форме проходит объяснение простых и всем знакомых явлений окружающей действительности. Познавательно-поисковая деятельность равноценно сочетает в себе теоретические и практические стороны, проходит в хорошем рабочем ритме. Использовались различные формы организации работы детей, активизации их познавательной деятельности. Во время познавательно-поисковой деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
По окончании педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по познавательному развитию
в старшей группе «Праздник воздушных шаров».
Познавательная деятельность с детьми старшей группы, составлена в соответствии с «Комплексной программой развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100» под науч. редакцией Д. И. Фельдштейна..
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Образовательная деятельность построена в проектном режиме.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:
- наглядный метод ;
- Наглядно- практический метод ;
- игровой приём («Праздник воздушных шаров»);
- использование проблемных ситуаций.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
По содержанию познавательная деятельность является интегрированной, так как её части объединены знаниями из нескольких областей.
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно - поисковой деятельности через интригующую проблемную ситуацию (один шарик сдутый). Деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей познавательно-поисковой деятельности. Во время деятельности дети смотрят отрывок из мультипликационного фильма «Фиксики», серия «Воздушный шар». Затем обсуждается проблема: « Так ли это…» В интересной и доступной экспериментальной форме проходит объяснение простых и всем знакомых явлений окружающей действительности. Познавательно-поисковая деятельность равноценно сочетает в себе теоретические и практические стороны, проходит в хорошем рабочем ритме. Использовались различные формы организации работы детей, активизации их познавательной деятельности. Во время познавательно-поисковой деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
По окончании педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад №1»
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе
«Праздник воздушных шаров»
Подготовила:
воспитатель высшей кв. категории
Мироненко Олеся Алексеевна
Цель: создать условия для формирования у детей целостного восприятия окружающего мира, развития интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 4 больших таза с водой, горячая вода, 2 пустые бутылки;
на каждого ребёнка: полиэтиленовые пакеты, трубочки, стаканчики;
технические средства обучения: (компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ.минутка «Тучка», слайды с изображением городов).
Ход:
В: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Давайте мы с вами сегодня устроим праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
В: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
В: - Правда? Сейчас мы его надуем (надувает ребёнок). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
В: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
В: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
В: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?
В: - Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
В: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).
В: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?(ответы).
В: - Да, ребята, вы правы , воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
В: - А давайте проверим!
В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
В: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
В: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
В: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.
Физминутка: «Тучка»
В: - Ой, ребята совсем забыла. Когда я шла в детский сад, по дороге нашла сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
В: - Что это? (ответы).
В: - А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы).
В: - Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт. А вы, как вы думаете?
В: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
В: - Интересно, а почему камешки тонут? (ответы)
В: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
В: - Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)
В: - Почему вы так думаете? (ответы)
В: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
В: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).
В: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
В: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
В: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).
В: - А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.
В: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).
В: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
В: - Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.
В: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
В: - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?
В: - Действительно, пахнет апельсином.
В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).
В: - Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам - закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).
В: - А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
В: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
В: - Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).
В: - Ребята, скажите, вам понравился наш праздник воздушных шаров. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
В: - Молодцы! А какой же праздник без веселья? Предлагаю вам потанцевать!
Литература:
1) О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом…» Т.Ц. Москва 2001.
2) И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва, Мозаика-Синтез, 2009 г.
3) С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева , Л.А.Егорова, Я.К.Березняк, Т.А.Макаренко, Л.П.Магомедова «Познавательно- исследовательские занятия» изд. «Учитель» 2010
4)Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение с красками и карандашами в старшей группе «На воздушном шаре»
Цель: создание радостного настроения, доброжелательной обстановки; создание условий для изобразительной игровой деятельности детей; расширение изобразительного опыта детей, развитие из творчества и фа...
Сценарий летнего развлечения для средних и старших групп «Праздник «Воздушных шаров»
Ведущий: С воздушными шарамиМы в детский сад идём.И всех мы поздравляем.С чудесным летним днём!Ребята давайте сегодня устроим праздник воздушных шаров....
Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"
Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...
Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»
Сценарий летнего развлечения для детей старшего возраста «Праздник воздушных шаров»...
Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...
Сценарий развлечения для детей старшей группы «Праздник воздушных шаров»
Сценарий развлечения для детей старшей группы «Праздник воздушных шаров»Цель: создание праздничного настроения у детей; развитие двигательной активности; воспитание чувства взаимовыручки, ...
Конспект НОД по познавательному развитиюв старшей группе: конструирование из строительного материала. Тема: «Грузовая машина»
Цель: формировать умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:1. Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели м...