Эмоциональное развитие дошкольников
презентация к уроку по окружающему миру по теме

Лим Людмила Енсуевна

Работа со старшими дошкольниками по эмоциональному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie.docx23.6 КБ
Office presentation icon emotsionalnoe_razvitie_doshkolnikov.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Известный отечественный психолог ВВ Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, и как писал Выгодский, ее «центрального звена». Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы мотивы и потребности ни определяли их деятельность, лично значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. (Слайд 2).  Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни.  

Игнорирование эмоциональных проявлений ребенка, их использование в качестве фоновой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.

Современная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, должно по праву стать важным аспектом педагогической работы.

Содержание эмоционального развития включает две стороны:

  • Собственно-эмоциональное развитие (Слайд 3) – ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизм включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики.
  • Опосредованно-эмоциональное развитие – преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.

Слайд 4.Таким образом, целью моей работы является развитие эмоциональной сферы детей  старшего дошкольного возраста и на этой основе формирование у них социальных навыков и нравственного сознания.

Это приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости.

Ребенок, поступающий в школу должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям без потерь для своего психического здоровья.

Слайд 5. Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Обучить детей азбук выражения эмоций.
  • Развивать формы дружеских отношений через тренинг социальных навыков.
  • Формировать основы нравственного сознания и поведения.
  • Развивать волевую саморегуляцию поведения.

Слайд 6. Работу по эмоциональному развитию дошкольников можно условно разделить на три блока, которые включают в себя разделы, объединенные одной темой:

Первый блок. «Овладение языком эмоций».

1-й раздел. Овладение мимикой. Задачами этого раздела являются:

  • Учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
  • Формировать умение выражать свое эмоциональное состояние в рисунке.
  • Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции.
  • Закреплять умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики.

2-й раздел. Овладение пантомимикой. В этом разделе решаются следующие задачи:

  • Учить определять эмоциональное состояние по пантомимике.
  • Развивать эмоциональную экспрессию, способность выражать с помощью жестов внутренние переживания.
  • Учить с помощью звучащих жестов (хлопков, щелчков, притопов) передавать ритм и настроение музыки.

3-й раздел. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций. Задачи раздела:

  • Способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами.
  • Учить владеть чувствами.

Второй блок. Формирование социальных навыков.

1-й раздел. Развитие навыков сотрудничества. В данном разделе решаются задачи:

  • Формировать умение сотрудничать с другими детьми.
  • Развивать чувство групповой сплоченности.

2-й раздел. Овладение вербальными и невербальными коммуникативными навыками. Здесь решаются следующие задачи:

  • Закреплять коммуникативные навыки, используя вербальные и невербальные средства общения.
  • Формировать умение входить в контакт со сверстниками, преодолевать застенчивость.
  • Закреплять навыки конструктивного общения со сверстниками.

3-й раздел. Развитие рефлексии и эмпатии. Задачи раздела:

  • Побуждать к проявлению эмпатии  по отношению к окружающим.
  • Способствовать развитию рефлексии.

4-й раздел. Формирование дружеских взаимоотношений. Задачи этого раздела:

  • Укреплять положительные взаимоотношения между детьми.
  • Формировать умения действовать с учетом потребностей и интересов других людей.

Третий блок. Формирование нравственного сознания.

1-й раздел. Формирование личностного отношения к моральной стороне поступков. Здесь решаются следующие задачи:

  • Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.
  • Дать представление об относительности в оценке чувств.
  • Показать, что непонимание чувств других людей может стать причиной конфликта.

2-й раздел. Развитие взаимопонимания с близкими людьми. Задачи:

  • Помогать преодолевать трудности в взаимоотношениях с близкими.
  • Побуждать к проявлению сочувствия.

Слайд 7. В таблицах приводится примерное тематическое планирование занятий по каждому блоку.

Блок 1.Овладение языком эмоций.

Тема

Цель

Мимические признаки эмоций

Учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, по выражению лица.

Формировать умение выражать свое эмоциональное состояние в рисунке.        

Спорящие лица

Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций

Радость и горе

Продолжать знакомить с эмоциями.

Закреплять полученные знания и умения.

 Расширить представления об эмоциях, предлагая их в сравнении.

 Развивать эмпатию, воображение.

Злость

Помочь понять, что такое злость.

Способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами.

Учить владеть чувствами.

Как мы расколдовали сказочный лес

Развивать чувство групповой сплоченности.

Учить определять эмоциональное состояние по пантомимике.

Развивать эмоциональную экспрессию, способность выражать с помощью жестов внутренние переживания.

 Слайд 8. Блок 2. Формирование социальных навыков.

 Тема

Цель

Я считаю тебя хорошим

Продолжать развивать представление о том, что такое дружба.

Укреплять положительные взаимоотношения между детьми.

Развивать чувство групповой сплоченности.

Портрет друга

Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга.

Способствовать развитию рефлексии.

Укреплять положительные взаимоотношения между детьми.

Дразнить, обижать

Развивать теплые, добрые отношения между детьми.

Закреплять навыки конструктивного общения со сверстниками.

Ласковые слова

Закреплять коммуникативные навыки, используя вербальные и невербальные средства общения.

Формировать умение входить в контакт со сверстниками, преодолевать застенчивость.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Что можно делать, а что нельзя

Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и привил поведения.

Формировать умения действовать с учетом потребностей и интересов других людей.

Слайд 9. Блок 3. Формирование нравственного сознания.

Тема

Цель

Тои поступки и чувства других

Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Ссора

Закреплять навыки конструктивного общения со сверстниками.

Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.

Как помириться

Учить простым способам выхода из конфликта.

Показать, что непонимание чувств других людей может стать причиной конфликта.

Укреплять положительные взаимоотношения между детьми.

Формировать умения действовать с учетом потребностей и интересов других людей.

Умей понять

Формировать оценочное отношение к поступкам (своим и других людей).

Способствовать развитию эмпатии и рефлексии.

Как можно все объяснить взрослым

Помогать преодолевать трудности в взаимоотношениях с близкими.

Способствовать хорошим отношениям детей со взрослыми путем формирования умения объясниться.

 Конечно, эмоциональное развитие ведется не только на специальных занятиях. В совместно-самостоятельной деятельности широко используются  игры, такие как «Азбука настроений», «Угадай настроение», «Забавный гномик», «Хорошо и плохо» и др.

 В работе широко используются различные пособия, такие как «Календарь эмоций» - это пособие помогает оценить эмоциональное состояние группы, сконцентрировать внимание на тех детях, у которых часто бывает плохое настроение и выяснить причины этого.  Пособие «Ссоры» помогает детям в результате бесед находить выход из конфликтных ситуаций. «Маски с различными эмоциональными состояниями» используются в театральной деятельности.

Мы не оцениваем уровень эмоционального развития в целом, а проводим диагностику уровня овладения детьми социальными навыками и  уровня нравственного сознания, как одних из составляющих эмоционального развития дошкольников.

Работа по эмоциональному развитию детей ведется и в настоящее время.

Слайд 11. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное развитие дошкольников

Музыкотерапия -как одно из важнейших методических средст, влияющих на психическое  здоровье ребенка дошкольного возраста....

"Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"

Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками

рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, тр...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....

Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.

Статья об эмоциональном развитии детей на занятиях рисования...

Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимик...

Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и па...