Ознакомление с окружающей природой через игру
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Нураева Альфия Салимовна

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.deyat_._no_10_.doc631.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

               Паспорт проекта

              Наименование проекта «Ознакомление дошкольников с окружающей природой

                                                                 родного края через игру»

                    Проблема проекта

  Понимать насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые      организмы зависят от среды обитания.

                   Цель проекта 

                  Ознакомление детей со временами года  нашей местности.

                   Задачи проекта

  1. Познакомить детей с природой Республики Татарстан, через знакомство с природными    

     явлениями каждого времени года (осень, зима, весна, лето), времени суток, используя игры.

  1. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово, через игру.
  2. Приобщать родителей к жизни детей в детском саду.
  3. Воспитывать интерес к трудовому процессу, желание трудиться, помогать взрослым.

       Формы работы

  1. Беседы
  2. Игры

       3. Прогулки

4. Наблюдения

5. Труд

6. Экскурсии

  1. Виды организованной деятельности

           

           

   Оборудование.

   1. Книги о живой и неживой природе.

    2. Методическая литература по теме проекта.

    3. Демонстрационное оснащение группы.

    4. Фотоаппарат.

    5. Компьютер.

                 Линия развития.       Экологическая.

                          Возраст.                      Средняя группа.

                         Типология проекта. Творческий, групповой, информационный,

                                                                          индивидуально-ориентированный.

                           

                                                   

                                       

     

 Актуальность

             Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

            Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

           Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

           Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в  первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

       

 

 Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.  На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

        Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

        Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

       В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

        Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

         Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

              В дошкольном возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают ребятам во время наблюдения самостоятельно понять происходящие процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал, способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

 

               Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

               Проектная деятельность – это интегрированная деятельность.              

               Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

             Образовательные области, выделены  в ФГТ. («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка»,  «Художественное творчество»).

                     

              Наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности  является проектная деятельность.

 

           

              Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

             

             Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

           

             В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

             Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам  относятся  совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.  Все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

             Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

            Включение дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Планирование и организация деятельности

Мероприятие

Задачи.

Ответственные

Сроки

1 этап – подготовительный


1

Подбор методической литературы.

Пополнение методического материала.

восп.

август


2

Оформление и оснащение природного уголка.

Пополнение дидактического материала.

восп.

август

 3

Систематизация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр

Пополнение и оснащение игровых зон с помощью родителей

восп. и родит.

август,

в течение года

 

4

Оформление родительского уголка (консультации по сезону)

Просвещать родителей.

восп.

сентябрь

 1 нед.

декабрь  

 1 нед.

март      

  1 нед.

июнь      

 1 нед.

  5

Консультации и рекомендации по порядку проведения подвижных игр

Воспитывать интерес к русским и татарским народным играм

восп.  и инструктор по физкультуре

в течение года


6

Оформление опыта семейного воспитания.

Приобщение родителей к жизни группы.

родители и воспит.

сентябрь

 7

Беседа «Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе»

Соблюдение правил безопасности во время игр.

воспит.

в течение года

                                                                       

                                                                      2 этап – основной

                                                                               «Осень»

Дид.  игры -   «Парные картинки»,  «Чудесный мешочек»,  «Найди свой дом»,  «Птица, рыба, зверь» ,      

                          «Можно - нельзя»,   «Угадай, чей листочек»,   «Ягодка», «Серле янчык»

 С.Р.И. -          «Чашка чая – нашим гостям», «Дочки - матери» - (какая бывает вода), «Автобус»,          

                        «Путешествие»

Подв.  игры  -  «Перелет птиц», «Огуречик - огуречик»


1

Наблюдение на участке за сезонными изменениями осенью.

Обогащение знаний детей об осенних явлениях.

воспит.

сентябрь

октябрь

ноябрь


2

Уборка листьев на участке.

Приобщение к труду взрослых.

воспит. дети родит.

сентябрь

октябрь

ноябрь


3

Беседы по картинам.

Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

воспит.

сентябрь

октябрь

ноябрь


4

Занятие

«Осень золотая».


1. Познакомить детей с осенним понятием листопад.

2. Учить отвечать полными ответами.

3. Развивать внимание, мышление и память детей.

4. Воспитывать умение передавать знания, полученные на занятии на листе бумаги.

воспит.

сентябрь-

3 нед.


5

Занятие совместно с воспитателем по обучению татарскому языку

«Фрукты и овощи».

 1. Уточнить умение детей узнавать и называть    овощи на русском и на татарском языке.

 2. Познакомить с обобщающим понятием «Овощи – яшелчәләр».

 3. Учить сравнивать предметы (овощи) по размеру (больше, меньше -- зур-зуррак, кечкенә --кечкенәрәк) по весу (легче, тяжелее – җиңел – җиңелрәк).

 4. Развивать внимание и память детей.

 5. Воспитывать любовь к труду, желание помогать старшим.

воспит. и воспит.  по обуч. татарск. языку

октябрь-

2 нед.


6

Занятие

«Животный мир осенью».

 1. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

 2. Закреплять:

*представления детей о повадках зверей осенью;

 *знания детей о природных изменениях осенью;

  *умение разгадывать загадки о диких животных (заяц, белка, медведь), ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.

  1. 3.  Развивать:

* умение выражать свои мысли, чувства с помощью слов;

* внимание, память, мышление.

  1. 4.  Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

воспит.

ноябрь-

1 нед.


7

Экскурсия в осенний лес (с родителями).

«Собираем

гербарий».

Продолжать формировать у родителей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

воспит. дети родит.

октябрь-

2 нед.


8

Систематизация материала.

воспит.

ноябрь -

4-5 нед.

                                                                       

                                                                                «Зима»

Дид. игры -  «Парные картинки», «Найди, кого назову» , «Найди свой дом» , «Найди, о чем  

                      расскажу» - «Нәрсә ул, тап», «Загадай, мы отгадаем», «Отгадай, кто это?»,  «Узнай и назови птицу»,

                      «Чем питается воробей».

 С.Р.И.  -       «Парикмахерская»,  «Автобус», «Путешествие», «Магазин» -- «Кибет», «Солдаты»

 Подв. игры -  «Найди пару дереву (цветку …)», «Беги в дом, какой назову», «Зайка бел. Сидит» --«Ак куянкай утыра», «Поймай хвост», «Снег кружится»


1

Наблюдение на участке за сезонными изменениями зимой.

 Обогащение представлений детей о зимних явлениях.

воспит.

декабрь

январь

февраль


2

Уборка снега на участке.

Приобщение к труду взрослых.

воспит. дети родит.

Декабрь

январь

февраль


3

Беседы по картинам «Зима» - «Кыш»

Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе зимой.

воспит. и воспит. по обуч. татрск. языку

декабрь

январь

февраль


4


Рассматривание картины « Зимой на прогулке».



1.   Учить детей понимать изображенное на картине, отвечать на вопросы воспитателя;

     –делать простейшие выводы;

     - слушать рассказ воспитателя;

2.   Побуждать (при повторении рассказа воспитателем) договаривать отдельные слова.

3.  Упражнять в четком и выразительном чтении стихотворения.

воспит.

январь –

3 нед.

5

Развлечение «Колядки»

Продолжать знакомить детей с играми русского народа

воспит. и музыкальный руководитель

февраль


6

Занятие

«Зимушка зима».







  1. Учить:

* устанавливать простые закономерности и зависимости (холодно – нужно теплее одеться);

* выражать свои мысли и чувства словом.

  1. Закреплять:

*  последовательность одевания на прогулку зимой с помощью схемы;

* наименования зимней одежды, обобщающее слово – одежда.

  1. Развивать речь, внимание, мышление.
  2. Воспитывать интерес к окружающему миру.

воспит.

февраль –

1 нед.


7

Экскурсия в зимний сад (с родителями).

Продолжать формировать у родителей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

воспит. дети, родит.

январь –

3 нед.


8

Систематизация материала.

воспит.

февраль –

4-5 нед.

                                                                                 

                                                                          «Весна»

   Дид. игры -    «Угадай, что съел?», «Загадай, мы отгадаем», «Найди пару», «Парные картинки»,  

                            «Кто, где живёт».

   С.Р.И.   -     «Доктор – Айболит», «Детский сад»

   Подв.  игра  -  «Веснянка»,  «Солнышко и дождик»

   Развлечение «Масленица»  -  «Май чабу»


1

Наблюдение на участке за сезонными изменениями весной.

Обогащение представлений детей о весенних явлениях.

воспит.

март

апрель

май


2

Беседы по картинам  «Наша планета – Земля»




Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе весной,

  *  дать представление о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море, океан), видах поселения( деревня, город, страна, о звёздах),

 *  приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации,

  *  поощрять желания делиться своими впечатлениями с окружающими (через игру).

воспит.

март

апрель

май


3

Занятие

«Путешествие в весенний сад».











1.  Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплей, тает снег (проталины), изменяется одежда людей.

2.  Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (на ветках  деревьях и кустов набухают почки, и появляются первая травка, первые цветы, звери в лесу меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, из теплых краев прилетают птицы).

3.  Активизировать мыслительную деятельность детей за счет решения логических задач.

4.  Развивать память, внимание, воображение, активизировать словарь («весна», «проталина», «Сосулька», «скворцы», «грачи»).

воспит.

апрель  -

3 нед.


4

Труд в природе

«Мы сажаем

огород».

Приобщение к труду взрослых.

воспит.

май –

1 нед.


5

 Итоговое занятие – развлечение

( совместно с музыкальным руководителем)

«В гостях у Веснянки».





  1. Учить:

*  устанавливать причинно-следственные связи;

     *  составлять из частей целое.

 2.   Закреплять:

* знания детей о природных явлениях весной;

 * умение разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.

 3.   Развивать: речь, внимание, память.

 4.   Воспитывать:

* чувство сострадания к «Колобку, «попавшему» в беду;

* желание оказать помощь попавшим в беду животным, стремление выразить благодарность «Бабушке».

воспит.

май –

2 нед.


6

Экскурсия в весенний лес (с родителями).

   Продолжать формировать у родителей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

воспит. дети родит.

Апрель –

3 нед.

  7

Целевая прогулка совместно с музыкальным руководителем

«Весенняя песенка»

 

  Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влияние на жизнь растений и животных, на деятельность людей,

  *  учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца,

   * воспитывать бережное отношение к природе и интерес к её явлениям через игры

май  - 4 нед.

  8

Систематизация материала.

воспит.

май –

3-4 нед.


                                                                        «Лето»

Дид.  игры  -   «Кто, где живет?», «Знакомство с профессиями», «Найди пару», «Парные картинки»

  Театрализованная игра татарского народа «Сабантуй»

  Подв.  игры  -  «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобили»

  Игровая ситуация  -   «Тайна лесной поляны»


1

Наблюдение на участке за сезонными изменениями

летом.

Обогащение представлений детей о летних явлениях.

воспит.

июнь –

1 нед.

 2

Театрализованное игровое представление татарского народа «Сабантуй»

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями татарского народа

Восп.,восп. по обуч. тат. яз, и родит.

Труд в природе

«Мы облагораживаем наш участок».

Приобщение к труду взрослых.

воспит. и родит.

июнь –

1-2 нед.

 3

Занятие

«Человек – живой организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.

  * формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека,

   *  развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.


4

Беседы по картинам «Лето» - «Җәй»

Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе летом.

воспит.

июнь -

1 нед.


3 этап - заключительный


1

Представление электронной версии проекта.

Отчёт о проделанной работе.

воспит.

июнь -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Ознакомление детей с природой через игру"

                             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...

НОД ознакомление с окружающим миром через игру

Занятие по окружающиму миру где детей знакомим с домашними и дикими животными через игру....

Проект Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через приобщение к культуре и природе родного края

Актуальность проекта: Воспитание экологически грамотного человека. Если мы не научим детей любить и беречь природу,во чтоможет превратиться наша планета? Осознание ценности растений поможет молод...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой

laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....

развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с окружающей природой

laquo;Природа и воспитание подобны.А именно: воспитание перестраивает человека,И преобразуя, создает ему вторую природу».Демокрит....

Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...