занятие по экологии в подготовительной группе "Мы дети Галактики"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 11
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
МЫ ДЕТИ ГАЛАКТИКИ
Составила:
Воспитатель Соколова Н.К.
Г.Шатура 2008
Программные задачи:
Дать детям элементарные представления о строении солнечной системы.
Познакомить с основными планетами, входящими в неё.
Закрепить знания детей о планете Земля, о звезде Солнце.
Развивать познавательный интерес космосу, воображение, память, внимание.
Воспитывать любовь к своей планете.
Предшествующая работа:
Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» ; «Астрономия для детей: космические приключения Зайца».
Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир»; «Космос в картинках».
Беседы на тему «Земля – планета , на которой мы живем»;»Космос»; «Солнце – источник жизни на Земле».
Рассматривание с детьми иллюстраций космического пространства( фотографии земли из космоса, картины А.Леонова, иллюстрации, полученные с помощью компьютерной графики).
Чтение А.Леонов «Шаги над планетой»; П.Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
Обогащение словаря:
Солнечная система; планеты Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Плутон; орбита.
Активизация словаря:
Звезда, планета; Солнце, Земля; космос; невесомость.
Материалы к занятию:
Фото Земли из космоса; шапки –шлемы на каждого ребенка; «телескопы»; глобус, лампа для эксперимента; панно с солнечной системой; иллюстрации поверхностей планет; иллюстрация с планетами, выстроенными в ряд; шапочки планет и звезд для игры «Солнце и планеты», обруч с ленточками.
Используемая литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. – М.: ВАКО, 2007. – 240с.
Ознакомление дошкольников с неживой природой. Методическое пособие/ Николаева С.Н. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80с.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ Скоролупова О.А. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 – 80с.
Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Соломенникова О.А. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 104с.
Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста/ Посвянская Н.П. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2005. – 80с.
Ход занятия:
Звучит музыка. Входит Звездочет.
Звездочет : «Здравствуйте, ребята. Я Звездочет. Я прилетел к вам из космоса. Космическое пространство бесконечно, там, очень много звезд. Попробуйте их сосчитать и вы сразу же запутаетесь! Но в космосе есть не только звезды, но и планеты. А вы знаете, чем отличаются звезды от планет?»
Варианты ответов детей.
Звездочет: «Звезды светят и греют, а планеты холодные небесные тела.
Ребята, а вы знаете , как называется ваша планета, на которой вы живете?»
Варианты ответов детей.
Звездочет: «Есть ли на ней жизнь? Кто живет на ней?»
Варианты ответов детей.
Звездочет: «Правильно ребята, планета Земля – живая планета, потому что на ней есть вода, воздух и тепло – эти условия нужны всем живым существам.
А вы знаете, как ваша планета выглядит из космоса? (демонстрация фото Земли из космоса). Вот такой «голубой» шар! А вы знаете, почему вашу планету называют «голубой» планетой?»
Варианты ответов детей.
Звездочет: «Правильно ребята, потому что большая часть планеты занята океанами и морями (демонстрация на картине).
Ребята, но планета Земля не единственная планета в космосе, а вы хотите познакомиться с другими планетами?
Я вас приглашаю отправиться в космическое путешествие! А совершим мы его на моем «космолете». Вот он! Проходите. Ребята, в космосе нет воздуха и поэтому нам необходимо одеть космические шлемы. Одевайте. Занимайте места. (Дети одевают шлемы и рассаживаются на стулья в «космолете»).
Внимание! Экипаж «космолета» к космическому путешествию готов?
На старт! Три, два, один, пуск! До свидания, Земля! (Звучит музыка).
Ребята, посмотрите, какая красота вокруг! (раздает телескопы).
Ой, а что это так ослепительно горит вдали? Это же солнце!
Ребята, а что вы знаете о солнце?»
Варианты ответов детей.
Звездочет: «Молодцы, солнце – это огромная раскаленная звезда, к ней даже приблизиться невозможно, оно все плавит и сжигает, осторожно , не подлетаем близко!
Ребята, а вы хотите узнать еще больше о солнце? (собирает телескопы).
Все на свете знают, что такое день и что такое ночь. Днем бывает светло, светит солнышко, а ночью - темно и все ложаться спать. Сейчас, я вам покажу , почему ночь сменяется днем и наоборот. Для этого нам понадобится глобус – это модель Земли, и лампа – это модель солнца. Сейчас лампа освещает эту сторону глобуса – здесь день. А на другую сторону глобуса свет не попадает – здесь ночь. Раз! – мы перевернули глобус. Теперь свет попадает на эту сторону глобуса, где раньше была ночь, теперь сюда пришел день. Значит, для того, чтобы день сменила ночь глобусу нужно повернуться. Земля тоже поворачивается и солнце освещает то один бок нашей планеты, то другой.
Почему же на Земле происходит смена дня и ночи?»
Варианты ответов детей.
Звездочет: «Ребята, Земля – это не единственная планета в космосе, которая дружит с солнцем. Земля – одна из планет большой солнечной семьи. Вы хотите познакомиться с семьей солнышка?
Тогда нам нужно совершить посадку. Приготовились. Три. Два. Один… Вот мы и в космосе. Но в космосе - же невесомость.
«Космос невесомостью встречает нас.
Мы в космосе с вами в первый раз.
Невесомость мы преодолеем
И телом своим овладеем».
(Дети выходят за Звездочетом из космолета и кружатся под музыку.)
Звездочет: « Привыкаем к невесомости. Собрались! Голова. Руки. Ноги. Все , привыкли!
А теперь, посмотрите. Вот она - семья солнца. Где солнце в центре этой семья, как мама ,которая всех освещает. А это ее дети – планеты. Они вращаются вокруг солнца. Их всего девять. Садитесь поудобнее, я расскажу вам о каждой. (Дети садятся на стулья около панно).
Самая близкая планета к солнцу – это Меркурий. Одна сторона Меркурия всегда освещена солнцем, а на другой вечная ночь. Здесь очень-очень жарко. Меркурий твердый и каменистый. (Демонстрация иллюстрации). Жизни на этой планете нет. Скажите ребята, как называется эта планета, самая близкая к солнцу? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Следующая планета – Венера. Венера окутана ядовитыми облаками. На этой планете постоянно сверкают молнии и гремят грозы и идут дожди, которые все прожигают насквозь. Там очень жарко. Жизни там нет. (Демонстрация иллюстрации). Скажите , ребята, как называется эта планета? (Хоровые и индивидуальные ответы).
А эту планету вы наверняка узнали, что это за планета? (Земля).
Следующая планета – Марс. Марс легко отличить по цвету, он похож на огонь, на пламя. Марс – это планета, покрытая ярко оранжевым песком. (Демонстрация иллюстрации). Как называется эта планета, дети? (Хоровые и индивидуальные ответы). На что похож Марс? (Индивидуальные ответы).
Дальше от солнца находятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – это большие планеты.
Самая большая из них – Юпитер. Юпитер окружен облаками, ракета не может сесть на эту планету, так как сразу же провалиться. (Демонстрация иллюстрации). Как называется эта планета, самая большая планета? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Сатурн окружен великолепными кольцами. Как нызывается эта планета, окруженная кольцами? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Уран, Нептун, Плутон дальше всех от солнца.
Но дальше всех расположен крошечный Плутон, состоящий из камней и льда. Это самая маленькая и холодная планета, так как, солнечные лучи не достигают ее. Как называется самая маленькая и холодная планета? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Если бы можно было собрать все планеты в ряд и положить на огромную линейку, мы увидели бы, что все они разного размера. Одни меньше нашей Земли, другие гораздо больше.(Демонстрация иллюстрации).
Познакомились с большой солнечной семьей, а теперь поиграем в игру «Угадай планету».
Я вам буду описывать планеты , а вы попробуете их отгадать и показать.
- Эта планета ближе всех к солнцу. На этой планете такая жара, что там оказаться опасно друзья. Одна сторона освещена солнцем, а на другой вечная ночь. Что это за планета? (Меркурий)
- А это планета ярко оранжевого цвета. Похожа на огонь, на пламя. Что за планета это? (Марс).
- На этой планете постоянно сверкают молнии и гремят грозы. Она окружена ядовитыми облаками? (Венера).
- Планета кольцами окружена, и этим от всех отличается она? (Сатурн).
- Это самая маленькая планета, дальше всех от солнца. Эту планету холод страшный сковал, теплом ее солнечный луч не достал? (Плутон).
- А эта планета гордится собой, поскольку считается самой большой? (Юпитер).
Молодцы, все планеты запомнили. Большая у солнышка семья? И солнце все планеты любит одинаково, и ни одна планета никогда не уйдет от солнца. Они дружная семья и эта семья называется – солнечная система. Как называется семья солнца? (Хоровые и индивидуальные ответы). Ни одна из планет никогда не столкнется с другой, у каждой в космосе свой путь , как говорят своя орбита.
А хотите поиграть? Давайте представим, что мы с вами большая солнечная семья. Я мама солнце, а вы, мои дети – планеты. (Одеваю себе шапочку солнца, детям – планет. Дети берутся за ленточки, которые привязаны вокруг обруча – солнца. Ленточки разной длины, их девять. На конце каждой ленты цифры от 1 до 9. Звучит музыка, дети начинают движение по кругу).
«У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей ,поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг солнца вращаются наши планеты,
По-разному все они солнцем согреты.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен».
Молодцы ребята! Теперь понятно как движутся планеты вокруг солнца? Каждая по своей орбите.
Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пора вам возвращаться на Землю.
Занимайте свои места в «космолете». Пристегните ремни. На старт, внимание, пуск!
(Звучит музыка). Вот мы и на Земле.
Понравилось вам космическое путешествие? А что вы узнали , путешествуя, с чем познакомились? Почему день сменяет ночь? С какими планетами познакомились? Как называются солнце и планеты вокруг него? Почему планеты не сталкиваются друг с другом?
Молодцы! Спасибо! Мне пора, до свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии в подготовительной группе.
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Клён"....
Конспект проведения занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Волшебница вода»
Программное содержание :Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и жи...
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....
занятие по экологии в подготовительной группе "Строение семени"
Цель знакомить детей с строением семени. Задачи: учить работать с семенами растений. развивать наблюдательность, мелкую моторику.закрепить знания о растениях их семенах.воспитывать бережное отношение ...
Интегрированное занятие по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.
Тема занятия: «Наступление весны». Оно соответствует времени года.Программное содержание: - Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней и передавать ...
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»...