Проект «Мой мир волшебных открытий»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Дякина Галина Вячеславовна

Тема проекта: «Экспериментальная деятельность, как  средство  развития познавательной  сферы ребёнка с  нарушением зрения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мой  мир  волшебных  открытий»

Тема проекта: «Экспериментальная деятельность, как  средство  развития                                                                                                     познавательной  сферы ребёнка с  нарушением зрения»

Авторы проекта: Дякина Г. В.

 

Участники: дети, специалисты ДОУ, родители.

 

Вид проекта:

База проекта: МБДОУ № 37 «Хрусталик»

Срок реализации: 2011-2013гг.

  1. Характеристика проекта.

Противоречия: Между требованиями к уровню развития  и способностями детей с  первичными и вторичными отклонениями   в физическом и психическом развитии. Воспитанники ДОУ со зрительной патологией очень часто имеют сложные, сочетанные диагнозы , что требует коррекционного подхода в обучении, наличие специального оборудования и предметов развивающей среды.

Кроме того, существуют некоторые противоречия между современными требованиями к организации группового пространства и имеющимися условиями.

Проблема познавательного развития воспитанников с нарушениями зрения в процессе экспериментальной деятельности  связана с особенностями восприятия окружающего мира и  мыслительными способностями таких детей.

Актуальность проблемы :

     1.                                                                                                                                                                                

  1. По своим задачам воспитание детей с нарушением зрения совпадает с общими принципами педагогики , но отличие коррекционной программы состоит в том, что общие задачи сочетаются со специальными, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонений в развитии.  Исследованиями в этой области занимаются: Л.И. Плаксина , Л.П. Григорьева , В.А. Бельмер, В.З.Денискина, Л.А.Григорян, В.П.Ермаков, Е.А.Стребелёва  и  др. Предлагаемые ими программы построены  с  учётом особенностей развития слабовидящих детей. В своей работе использую педагогические технологии  известных авторов  : О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой ( занимательные опыты и эксперименты, игры-путешествия, занятия-эксперименты с учётом коррекционной  направленности).
  2. В ходе практических исследований из 17 детей старшей группы 8 имеют проблемы в развитии мыслительных способностей: анализа, обобщения и сравнения, классификации предметов по определённым  признакам.

Из  этих детей в подготовительной группе 5 имеют эту проблему.

Так как поисково-познавательная деятельность  направлена на познание свойств и связей объектов разными способами ,то  это способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.

   

Цель проекта:

         Создание условий для развития у детей со зрительной патологией  познавательной  активности ,любознательности ,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.  

Задачи:

1  Развитие собственного познавательного опыта путём изучения теоретических аспектов используемых программ по проблеме обучения детей с нарушением зрения в процессе экспериментальной деятельности.

2       Выявление  уровня развития детей в поисково-познавательной  деятельности (3и4год обучения) и проведение сравнительного анализа по итогам проекта.

3        Разработка  и  внедрение в  педагогический  процесс  картотеки  экологических  игр и игр-экспериментов для  разных  возрастных  групп .

 

Предполагаемый результат:

  1. Знание теоретических основ по проблеме развития мыслительных способностей слабовидящих детей даёт возможность создать оптимальные условия для развития познавательной активности воспитанников.
  2. Показатели уровня мыслительных способностей по итогам реализации проекта будут превышать на 15-20% первоначального уровня .
  3. Эффективность внедрённых в процесс обучения познавательных игр и интегрированных  занятий  доказано повышением уровня развития детей .

Механизмы  реализации :

Разработана система занятий по разным педагогическим технологиям ( опыты и эксперименты , игры—занятия , игры—путешествия , использование комплекта рабочих листов с учётом коррекционной направленности ) .

Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории осуществляется один раз в неделю  в рамках нерегламентированной деятельности  (длительность  25-30 минут). В зависимости от сложности можно провести 2-3 эксперимента.

  1. Содержание проекта :

1 этап подготовительный ( сентябрь-ноябрь 2011г)

Цель: изучение и определение  эффективных путей активации работы педагога и создания условий для исследовательской деятельности детей.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

Изучение нормативно-правовой базы и психолого -педагогической литературы по проблеме проекта, учитывая коррекционную направленность ДОУ.  

2

Одним из способов усовершенствования воспитательно-образовательной  работы с детьми является преобразование предметно-развивающей среды , дающей ребёнку свободу выбора в разных сферах деятельности , включая и исследовательскую .Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является любознательность детей и способность удивляться , то появляется необходимость создания уголка экспериментирования. Его предметная среда должна включать не только уже известные ребёнку объекты , но и те, которые дают возможность переходить к следующему этапу познания. При разработке среды необходимо соблюдать следующие правила :

* среда должна быть мобильной и изменяться в зависимости от познавательных интересов ребенка;

* оборудование и планировка уголка должны вызывать положительные эмоции;

* удобный подход к материалу и его использование в совместной и самостоятельной деятельности .

Работа в уголке экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. Поэтому у нас созданы условия для игр детей с песком и водой, существует набор экологических игр для развития внимания, мышления, памяти и аналитических способностей(«Времена года», «Зоолото», «Горькое, сладкое, кислое, солёное », «Кому что нужно» )            Для того чтобы  организовать поисковую исследовательскую деятельность детей в природе , необходимо оборудовать уголок природы. В нашей группе есть много разнообразных комнатных растений: декоративных и цветущих, за которыми ребята могут наблюдать и ухаживать. Здесь сосредоточен материал, помогающий  использовать в работе разнообразные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, использование календарей погоды и наблюдений, включение игровых обучающих ситуаций в занятия. В уголке природы воспитанники могут познакомиться с доступной литературой и иллюстрациями, помогающими ухаживать за комнатными растениями.

Знакомство с уголком экспериментирования начинается с экскурсии, во время которой дети встречаются с кукольными героями, помогающими им в игровых ситуациях познакомиться с оборудованием и материалами, выучить правила поведения и безопасности в лаборатории.

Зона для экспериментирования расположена в доступном для детей месте. Всё используемое оборудование можно разделить на группы:

* приборы-помощники :микроскоп, увеличительные стёкла,весы,компас;

* сосуды различной формы и объёма, стаканы, ковши, воронки;

* медицинские материалы:колбы,пробирки, мензурки, пипетки,мерные ложечки;

* природный материал: листья, ракушки, камешки разного размера и цвета, песок, шишки, семена, веточки;

* бросовый материал: лоскутки ткани, нитки, деревянные,пластмассовые предметы, пробки;

* прочие материалы: зеркала, мыльные пузыри, воздушные шары, цветные и прозрачные стёкла,формочки, стеки.  

3

В процессе работы мы участвовали в конкурсах, городских семинарах, конференциях на муниципальном уровне: ежегодные смотры-конкурсы «Приобщение дошкольников к культуре Донского края», викторины «Природа и мы», «Наша планета Земля ».  

4

По результатам диагностики у воспитанников наблюдается положительная динамика. В течение двух лет ребята научились не только доброжелательно относиться ко всему живому, но и демонстрируют своё умение активней думать, рассуждать, анализировать и делать выводы. Дети стали охотнее обращаться за помощью к детским энциклопедиям и познавательной литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...