Экспериментальная деятельность в доу
статья по окружающему миру по теме
Опыт работы по экспериментально-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_kruglom_stole_starsh._vosp.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования города Москвы
Государственное бюджетное
образовательное учреждение города Москвы
детский сад № 163
Опыт работы
Старшего воспитателя детского сада № 163
Саляхетдиновой Валентины Николаевны
Круглый стол в рамках деятельности стажировочной площадки
«Дошкольное образование:интеллектуальный ресурс нации. Одаренные дети.
Поддержка детской инициативы»
на тему
«Опытно-исследовательская деятельность».
Первый опыт и исследовательская деятельность ребенка зарождается в семье. Это познание свойств воды, песка, снега. Знакомство и исследование различных предметов. С этими материалами и их свойствами родители знакомят своих детей во время совместных прогулок и игр. Поэтому, приходя в детский сад, у детей уже складываются некоторые понятия о предметах и их свойствах. В нашем детском саду мы продолжаем развивать у детей опытно - исследовательскую деятельность с раннего возраста. Мы рассматриваем эту деятельность как особый вид интеллектуально – творческой деятельности и как одну из форм познавательного развития.
Первые шаги по опытно - исследовательской деятельности осуществляются в группе раннего развития ЦИПР совместно с нашими педагогами. В этой группе дети организованно начинают приучаться к исследованиям и опытной – экспериментальной деятельности. Во время игровых сеансов дети и родители знакомятся со свойствами воды (тонет – не тонет), песка (сыпучий, на сухом песке можно рисовать, прятать предметы), соленого теста (мягкое – твердое, и что в тесто можно втыкать различные предметы, такие как бисер, ракушки, макароны, фасоль и т.д.) Для развития мелкой моторики и общей координации движений у детей, используются не только традиционные игры и игрушки, но и игры с различными материалами (гречка, манка, фасоль, мука, мыльная пена). Все эти материалы помогают детям узнать не только об их традиционном применении, но и познакомиться с тем, что гречка может колоться, в манке можно искать клады (прятать различные предметы, такие как животные, крупные бусины и т.п.)
В каждой возрастной группе происходит систематизация и углубление уже имеющихся у детей знаний о свойствах предметов и явлений по 4 направлениям:
- Знакомство с живой и неживой природой
- Физические явления
- Я - человек
- Рукотворный мир
В первом направлении дети знакомятся с живой и неживой природой. Они познают, что природа может быть живая и неживая.
При исследовании воды, дети узнают, что вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, что на жидкая и может поменять цвет в зависимости от использованных красок, в закрашенной воде можно прятать предметы. Воду можно очищать, и использовать в пищу.
Исследуя камни и песок, дети познают, что камни бывают разные по размеру, цвету, структуре и различной породы. Как их добывают и используют люди в своих целях, о том что песок имеет различные характеристики, когда он сырой и когда сухой, из песка можно строить всевозможные постройки.
При изучении живой природы дети совместно с воспитателями создают мини огороды в группах и на своих участках. Они знакомятся с различными семенами, сами сажают их и ухаживают за ними. В процессе роста растений дети наблюдают и создают дневники наблюдений. В этих экспериментах дети делают выводы, что живая природа не может существовать без неживой природы.
В каждой группе создаются мини коллекции, посвященные той или иной теме: коллекции ракушек, камней, бабочек, насекомых и т.д.
В разделе физические явления дети знакомятся с различными законами и явлениями в физике и химии. Как можно надувать шарик? Почему электризуются волосы при расчесывании? Как могут соревноваться листы бумаги? Проводя эти опыты - эксперименты дети познают в игре многие физические и химические явления, которые помогают детям удовлетворить их любопытство.
В разделе «Я - человек» дети формируют представления о своем теле, организме, и как его сохранить здоровым. Используя в игре экспериментальную и исследовательскую деятельность, дети делают выводы, как нужно заботиться о себе и о своем здоровье, как его нужно правильно сохранить. Они изучают, как происходит процесс пищеварения, как мы можем помочь желудку не заболеть, какие продукты полезные для организма, а какие нет. Исследуют органы чувств (осязания, обоняния, вкуса), как они помогают человеку и что может быть вредно для них.
В разделе «Рукотворный мир» дети изучают свойства ткани и бумаги, металла, пластмассы и дерева, находят сходства и отличия между ними, определяют, чем они полезны человеку, как он их использует и их взаимозаменяемость. Для этого проводятся такие игры: «Что теплее и прочнее?», «Что быстрее намокает?», «Из каких материалов лучше сделать одежду?», «Как бумажный лотос раскрывается в воде» «Почему утонули металлические колечки?», «Сказка «Ложки сестрички»».
При построении игровых обучающих сеансов по опытно- исследовательской деятельности педагоги используют определенный алгоритм действий, предполагающий ответы на следующие вопросы:
- Как это делают?
- Почему я это делаю так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате?
Все это помогло нам разработать структуру исследовательской деятельности
Текст по слайдам 19-23
В результате педагогической работы по данной теме дети приобретают умение определять цель, способы ее достижения, оценивать полученный результат. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дали положительные результаты в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом известного педагога Василия Александровича Сухомлинского:
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...