Методическая разработка в сотрудничестве с библиотекой имени Р.Рождественского для дошкольников и младших школьников «По дорогам сказок»
классный час по окружающему миру по теме
1.Расширить знания учащихся о сказках;
2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.
3.Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
4.Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.
5.Воспитывать интерес к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_dorogam_skazok_v_biblioteke_im._r.rozhdestvenskogo.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Омской области
Казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»
Тематическое мероприятие
в библиотеке имени Р.Рождественского
«По дорогам сказок»
для дошкольников и младших школьников
Подготовили и провели:
Ройтблат Т.Ф.
Карачёва С.А.
Омск
Июль 2013 г.
Программное содержание:
- Расширить знания учащихся о сказках;
- Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.
- Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
- Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал:
- Телевизор, DVD, компьютер.
- Видеозаставка "В гостях у сказки".
- Видео кроссворд (картинки).
- Цикл слайдов иллюстративного материала к сказкам.
- Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных, сказочных предметов), книги с иллюстрациями для игры.
- Книги разных жанров (сказка, стихотворение, рассказ, скороговорка, загадка)
- Фрагменты, иллюстрации с подсказками из сказок.
- Звукозаписи (сказочная музыка).
- Мультфильм.
- Книга по мультфильму.
- Костюм для Почтальона Печкина.
Ход занятия
Ведущая Т.Ф.: Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят...
Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека...
Ведущая Т.Ф.: Как вы догадались?
Дети: Я считаю...(я думаю..., мне кажется..., по-моему...), что это — библиотека, потому что, во-первых, там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет, в-третьих, туда ходят те, кто умеет читать. Поэтому, это - библиотека.
Ведущая Т.Ф.: Правильно, библиотека.
У нас в каждой группе тоже есть библиотека. В ней находятся разные книги. С какими вы знакомы?
***Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.
Ведущая С.А.: Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель берет одну из книг и зачитывает отрывок, дети определяют жанр)
***Голос воспитателя выражает специфику жанра.
- Жил-был маленький Паучок. И была у него страшная Паучиха-мамаша и множество братишек и сестренок. Паучиха разговаривала строгим страшным голосом. И вот в один прекрасный осенний день наш Паучок потихоньку убежал от Паучихи... (сказка).
Почему ты так думаешь?
Ответы детей.
Ведущая Т.Ф.:
- Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвятся и играя,
Грохочет в небе голубом (стихотворение).
Докажи, пожалуйста, свой ответ.
Ответы детей.
Ведущая С.А.:
- Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик (рассказ).
Объясни своим друзьям, почему ты так решил?
Ответы детей.
Ведущая Т.Ф.:
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку (скороговорка)
Ты уверен в своем ответе? Докажи нам.
Ответы детей.
Ведущая С.А.:
- Спереди — пятачок, сзади — крючок.
Посередине — спинка, а в ней — щетинка (загадка).
***Дети называют жанр произведения, доказывают ответ.
Появление сказочного персонажа Почтальона Печкина.
Почтальон Печкин:
Здравствуйте, ребята! К нам на почту пришло письмо, думаю, я пришёл по адресу. Так, где тут оно у меня? Сейчас я прочитаю его (читает):
Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы!
(Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано).
Была у нас книга. Непростая, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в тридесятое царство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись!
Тот, кто сказку назовет
Реку смело перейдет,
Сразу в сказку попадет
И подсказки там найдет.
Оставляю вам подсказки.
С низким поклоном, Василиса Премудрая.
Ведущая Т.Ф.:
Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?
***Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.
Почтальон Печкин:
А первое задание, которое прислала нам Василиса Премудрая это викторина видео-загадки.
Презентация «Русские народные сказки»
Ведущая Т.Ф.:
Следующее задание:
«Закрывайте глазки… открывайте глазки… волшебная картинка из какой сказки?»
Предметные картинки со страниц книг (с изображением сказочных героев, животных, сказочных предметов). Дети угадывают сказки и героев.
Ведущая С.А.: Сказки бывают народные, а бывают авторские. Кто мне скажет почему называют русские – народные сказки и авторские?
Ответы детей.
Правильно, называются они так потому, что их придумал народ. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского. А какие сказки авторов знаете вы?
Ведущая Т.Ф.:
Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
Ответы детей.
(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)
Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название.
“Салат из сказок”
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.
Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.
Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Ведущая С.А.:
Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли?
(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “По щучьему веленью”, “Цветик – семицветик”, “Дюймовочка”, “Золушка”, “ Золотой ключик”, “Карлсон, который живет на крыше”)
Ведущая Т.Ф.:
Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю назвать персонажи различных сказок и определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые.
Почтальон Печкин: Ещё одно задание от Василисы Премудрой
нужно выполнить, назвать сказки скрытые в загадке:
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
- Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Ведущая С.А.: Какие вы молодцы! Может и это задание вам по плечу!
Как называется персонаж сказки:
- Дерево волшебное
С яблоками спелыми.
Если съешь его плоды-
От врага упрятан ты(яблоня из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
- Сколько лет — никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос - крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом её — на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко...
(Баба-Яга)
Ведущая Т.Ф.: Ребята, а с моим заданием справитесь?
Задание “Угадай-ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Почтальон Печкин: прочитаем, какое еще задание написано
«Рифмы» Вспомните известные рифмованные сказочные выражения
- Лиса - ... (всему лесу краса)
- Волк - ...(зубами щелк)
- Ежик - ... (не головы, не ножек)
- Мышка - ...(норушка)
- Волчок - ... (серый бочок)
- Сивка - Бурка -...(вещая каурка)
- Волчище -...(серый хвостище)
- Баба - Яга - ...(костяная нога)
- Кот - коток - ...(серый лобок)
- Зайчишка - ...(трусишка)
- Конек - ...(Горбунок)
- Сорока -..(белобока).
- Зайка - …(побегай-ка ).
- Лягушка - …(квакушка).
Воспитатель: Мы с вами с успехом выполнили задание. Пора бы и книгу волшебную найти, может попросим помощи у нашей хозяйки, у библиотекаря?
***Библиотекарь выносит книгу, по которой предлагает посмотреть м/ф в качестве приза за ответы и старания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».
Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"
Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....
Методическая разработка. Презентация "Знакомство с библиотекой"
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...
Методическая разработка к организации практикума для родителей по профилактике плоскостопия у младших дошкольников
Этот материал будет полезен инструкторам ДОУ...
Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет (методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)
Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет(методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)...
Методическая разработка по сотрудничеству с семьями воспитанников "Безусловная любовь к детям"
Методическая разработка...
Методическая разработка по сотрудничеству с родителями "Талантливый ребёнок"
Методическая разработка...