Методическая разработка по сотрудничеству с родителями "Талантливый ребёнок"
методическая разработка (средняя группа)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2021gusarevich_l.a.docx70.39 КБ

Предварительный просмотр:

к Положению

о конкурсе инновационных проектов,

 программ или методических разработок

по сотрудничеству с семьями воспитанников

Муниципальный конкурс

инновационных проектов,

программ, методических разработок

по сотрудничеству с семьями воспитанников

Номинация

авторская методическая разработка

Гусаревич Людмила Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

воспитатель

(должность)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 35 «Василёк» города Смоленска

г. Смоленск

(полное наименование образовательной организации, район/город)

«Талантливый ребёнок»

(название разработки)

2021

План:

Пояснительная записка………………………………………………………...…3

1.   Актуальность проблемы……………………………………………………...5

           1.1. Цель методической разработки………………………...……........…5

           1.2. Задачи методической разработки ……………………………………5    

2. Учимся управлять эмоциями…………………………………………………..9

   2.1. Выбираем позитив……………………………………………………...…12

   2.2. Качели эмоций …………………………………………………………....13

3. Удивление – эмоция, рождающая интерес……………………………...…..15

4. Энергия эмоций…………………………………………………………..…...16        

5. Заключение…………………………………………………………………….19

6. Список используемой литературы…………………………………………...19

7. Приложения…………………………………………………………………...21

Пояснительная записка

«Вежлив, послушен, хорош, удобен,

а и мысли нет о том,

что будет внутренне безволен

 и жизненно немощен.

Януш Корчак

Мы, родители, растим сейчас детей и мечтаем об их счастье. Но в своём стремлении дать им самое хорошее, мы сами часто боимся за детей, переживаем из-за их ошибок и ругаем их. И каждый наш страх, и все наши слова как-то отзываются в их душах, оставляя в них глубокий след. Всегда ли мы замечаем, что это за след, и как он потом отзовётся?

От того, КАКИЕ СЛОВА МЫ ИМ ГОВОРИМ, зависит, какие качества будут в них развиваться. А эти качества определят, какую они создадут жизнь себе и потомкам. Поэтому от каждого нашего слова зависит жизнь многих следующих поколений.

Представим, что перед нами лежит камень с надписью: направо пойдешь - мудрость обретёшь, налево пойдешь - жизнь зря проведёшь. И больше дорог нет. А только два пути: к мудрости, то есть к жизни со смыслом, или к бессмысленной трате времени, нереализованности и разочарованиям.

И мы сейчас с вами делаем выбор, по какому пути вести своих детей.

Либо мы передадим им свои переживания и ограничения, плохое настроение, либо свободу и широту взглядов.

Либо наши дети будут с благодарностью думать о нас, получив от нас действительно ценные знания, либо вырастут и сбегут из дома, чтобы не слушать назойливых стариков.

Методическая разработка “Талантливый ребёнок” включает в себя 3 основные темы:

- Управляем эмоциями - освоение базовых навыков по развитию эмоционального интеллекта, то есть, навыков бесконфликтного общения, снятие негативных переживаний.

- Удивление – эмоция, рождающая интерес – повышение учебной и познавательной мотивации у детей;

- Энергия эмоций – освоение навыков, основанных на взаимодействии всех органов чувств для ЦЕЛОСТНОГО восприятия окружающего мира.

Основой успеха во взаимоотношениях с детьми и их развитии  является ТВОРЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ во всех практических заданиях данной методической разработки и ПОЛУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. 

Основной отличительной чертой данной методической разработки является то, что в ней используются практики, направленные на развитие различных  видов мышления: логическое, образное, творческое, игровое. Значительная часть упражнений нацелена на развитие эмоционального интеллекта. 

Практически ВСЯ М.Р. (методическая разработка) построена с использованием ИГРОВЫХ форм общения. Игра - лучший способ развития мышления, и взрослых, и детей. Игра помогает родителям найти общий язык с детьми и переводить конфликтные ситуации в шутку.

В играх, которые представлены в разработке, невозможно сделать ошибку или проиграть, именно поэтому они снимают излишнее напряжение и восстанавливают психику детей. 

Но некоторые наши родители считают такое общение слишком "НЕСЕРЬЕЗНЫМ". Многие взрослые люди так отвыкли от игр, что начинают чувствовать себя не комфортно и даже сердятся, когда им предлагают просто ПОШУТИТЬ.

Следует обратить внимание на ПАРАДОКС. Строгие серьезные методы отбивают у детей желание узнавать что-то новое, чему-то учиться, вызывают напряжение вплоть до психосоматики, а ИГРА - ЭТО НАПРЯЖЕНИЕ СНИМАЕТ. 

В методической разработке предлагается использовать те методы, которые могут помочь родителям создать ЛЕГКОСТЬ И РАДОСТЬ в жизни своих детей, помогут не только наладить отношения, но и привить любовь к познанию нового, развить любознательность и подготовить своего малыша к новой ступени образовательного процесса, к школе.

         Создание М.Р. осуществлялось с учетом требований ФГОС ДО, а именно:

- взаимодействие взрослых и детей на основе личностно-развивающего подхода;

- на основе уважения к личности ребенка.

Встреча с родителями предполагает сотрудничество между детским учебным заведением и семьёй и основывается на принципах создания благоприятных условий развития детей. Данный тип взаимодействия осуществляется в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой.

Актуальность проблемы

Актуальность тем методической разработки «Талантливый ребёнок» определяется их социальной значимостью. В каком направлении развивать детей - это наш выбор. Лучший выбор - развивать ребёнка ЦЕЛОСТНО.

Тогда малыш вырастет ОБЯЗАТЕЛЬНО МУДРЫМ, ЗДОРОВЫМ И СЧАСТЛИВЫМ!

Обычно люди по незнанию делают ограниченный выбор, они стараются развивать только определенный набор качеств. Например, уделяют внимание развитию мышления, готовя детей к университету. Но если родители упускают при этом развитие качеств внутреннего мира ребёнка, может ли вырасти человек с обширными знаниями, но не умеющий общаться? Ему трудно будет создать семью, и он не сможет передать людям своих знаний.

 Другие родители развивают творческие способности детей, например, мечтая видеть их на сцене. А будет ли счастлив такой человек, сойдя со сцены, если вдруг его карьера завершится? Сможет ли он приспособиться к другой деятельности, или будет страдать от нереализованности?

Если родители выбирают для развития своих детей только одно направление, в остальных направлениях всегда будут поджидать неудачи: талантлив, но болен; силен, да неразумен. Если мы не развиваем каких-то качеств, то они не проявляются сами. Ребёнка учат писать, читать, считать, но не взаимодействовать со своим эмоциональным миром. Результат этого – появление множества застенчивых, боязливых или не умеющих владеть собой детей.

Методическая разработка «Талантливый ребёнок» поможет родителям узнать, как воспитывать ребенка, чтобы он чувствовал себя не только счастливым, но и развивал свои способности.

В разработке есть множество практических методик и приёмов, позволяющих сделать процесс саморазвития ярким и очень увлекательным и для взрослых, и для детей.

Данная методическая разработка содержит практики, игры, с помощью которых взрослый сможет понять:

- Как родителям научиться понимать своих детей и стать для них другом и опорой?

- Как помочь ребёнку из негативных переживаний выйти в позитивный настрой?

- Как отвлечь ребёнка от гаджетов и развить у него любознательность и интерес?

- Как научить ребёнка воспринимать информацию ЦЕЛОСТНО, подготовить его восприятие к учебному образовательному процессу, к школе?

Цель методической разработки: донести до родителей воспитанников информацию и показать на практике, какие формы и методы можно использовать для ЦЕЛОСТНОГО развития ребёнка (развитие положительных личностных качеств и его интеллектуальных способностей).

Задачи:

- помочь родителям формировать общую культуру личности детей (научить понимать себя и окружающих; научить быть внимательным к чувствам других; показать, как можно управлять своими эмоциями);

- познакомить родителей с приёмами и методами формирования интереса и любознательности у детей;

- показать родителям способы работы с иллюстрациями в книгах, которые способствуют быстрому и эффективному запоминанию информации;

- обеспечить сотрудничество дошкольного учреждения  с родителями воспитанников для улучшения психоэмоционального климата в семьях;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям с целью повышения компетенции родителей.

Вид проекта: информационный, практический, фронтальный.

Участники проекта:

- воспитанники младшей группы №2 МБДОУ «Василёк»;

- педагогический коллектив;

-родители воспитанников младшей группы МБДОУ «Василёк».

Мы предположили к концу года следующие результаты:

Дети

Родители

Педагоги

Улучшился эмоциональный настрой и расширился словарный запас слов (стали активно использовать в речи названия чувств, проговаривать свои эмоции), что послужило развитию положительных личностных

 качеств: стали добрее, внимательнее относиться

друг к другу;

Улучшились взаимоотношения с родителями и

педагогами (снизился уровень раздражения, негатива и непослушания);

Укрепилось физическое, психическое и

эмоциональное состояние.

Дети стали проявлять любопытство и интерес к книгам, новым знаниям, к окружающему их миру.

Дети стали меньше времени проводить за компьютерными играми.

Овладели техникой быстрого и лёгкого запоминания новой информации.

Родители научились успешно применять в работе с детьми практики и игры на развитие эмоционального интеллекта. Это умение позволило родителям лучше понимать своих детей, оказывать психологическую помощь и настраивать их на ресурсное, радостное состояние.

Родители, используя предложенные практики, научились замечать и контролировать свои отрицательные эмоции и чувства. У них возникло понимание того, что ребёнок во многом «зеркалит» эмоции и чувства взрослых.

Научились легко и непринуждённо увлекать детей книгами, что способствовало развитию любознательности и появлению у детей разных увлечений.

Овладели техникой целостного восприятия новой информации, которая помогает быстро и легко запоминать материал.

Поняли, использование, каких методов и форм помогает развивать всесторонне развитую Личность ребёнка.

Оказание психолого-педагогической поддержки семьям в течение всего воспитательного процесса.

2. Учимся управлять эмоциями

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

 Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

            В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональная жизнь играет важную роль для человека. Если она гармонична, то обеспечивает ощущение счастья, радости. Помогает реализовать способности.

Те или иные эмоциональные дисгармонии снижают настроение, затрудняют общение. Приводят к появлению заболеваний, в основе которых лежит эмоциональный стресс.

Для гармоничной эмоциональной жизни необходимо, чтобы человек гордился ее уникальностью, умел понимать свои эмоции и проявлять их в общении с окружающими, причём не только приятные. (слайд №2)

Но, есть дети, которые считают, что существуют плохие эмоции, которые надо прятать и никому не показывать. «Это стыдно. Можно расстроить родителей. И вообще, боятся, только трусы. А злятся – плохие мальчики и девочки».

Развитие ребёнка предполагает освоение им всех сторон эмоциональной жизни. Изучаются эмоции в игре, а рождаются во взаимодействии со взрослыми. Именно там ребёнок слышит свои первые «нельзя», «так надо». Узнает, что мир не подчиняется его «хочу», а существует сам по себе по своим законам. И это вызывает разные чувства.

Но чтобы не стесняться проявлять чувства, необходимо понимание того, что нет плохих или хороших, вредных или полезных эмоций. Каждая может быть полезна в той или иной ситуации.

Чтобы глубже понять процесс развития эмоционального интеллекта и узнать все его составляющие, необходимо разговаривать о чувствах и эмоциях. Радость, страх, гнев, обида – это чувства.

Чувство - это выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. эмоционально-оценочного, относительно устойчивого отношения к каким-либо объектам (людям, животным, вещам). (Ильин Е.П. Психология, СПб., 2004).

В нашей жизни бывают и радости и переживания, и печаль, и спокойствие. И это всё – просто чувства. Это то, без чего мы не можем жить. Мы каждую минуту что-то ощущаем и что-то чувствуем. Каждую минуточку наполнены каким-то состоянием. Но вот беда, мы, как правило, очень мало обращаем внимания на то, что с нами происходит. Мы заняты, мы торопимся. У нас есть важные дела, у нас есть домашние дела, у нас есть работа, дети, которых надо воспитывать. Порой, у нас нет времени на то, чтобы подумать о том, что мы чувствуем. И более того, нас приучили с самого детства, что наши чувства – это наши внутренние переживания, которыми необязательно ни с кем делиться. А раз мы не делимся, то мы не говорим о них никому. Или говорим. Но очень редко. Получается, что мы не можем сказать о том, что у нас внутри. Если люди не делятся снами тем, что у них внутри, то и внутренние переживания человека как бы вытесняются. Его чувства становятся необязательными, мы не обращаем на это внимание и даже начинаем забывать слова.

По результатам тестирования психологами было обнаружено, что дети не знают слов, которые обозначают чувства.  Выяснилось, что среди школьников, дети знают не более 10 слов. Среди этих слов, были такие, как: нормально, хорошо, плохо, клёво, классно, хреново. Наши дети не знают слов, которые обозначают чувства, которые находятся у них внутри: восторг, очарование, изумление, красота, восхищение.

Задание « Давайте говорить о чувствах».

Если мы не будем разговаривать с детьми о чувствах, то есть большая вероятность того, что наши дети так и не узнают, что в русском языке есть замечательные слова.

Игра №1 « Называние чувств» (см. Приложение №1)

Цель игры: научить обращать внимание на свои чувства и озвучивать их словами.

На первых порах необязательно спрашивать: «Что ты сейчас чувствуешь? Какие эмоции испытываешь?» Разговор о чувствах можно начать после прочтения кого-нибудь произведения или рассматривания картины.

- Посмотри, как переживает герой?

- Посмотри, как он сердится?

- Посмотри, какое радостное у него лицо?

- Посмотри, какой он угрюмый?

Не нужно обсуждать с детьми, что чувствуем мы, что чувствуют они. Просто мы с вами начинаем вводить эти слова в нашу речь.

Игра №2 «Что чувствует бабочка?» (см. Приложение №1)

Цель игры: научить ребёнка называть чувства; развивать воображение и фантазию; научить понимать чувства других.

2.1. Выбираем позитив.

Поговорим о силе эмоций.  Есть эмоции позитивные, а есть эмоции, которые забирают у нас энергию, наше ресурсное состояние. (слайд №3)

- У кого было такое, что ваше прекрасное настроение испортил кто-то обидным словом? Вы обиделись и почувствовали какую-то неловкость. Какое-то сердитое слово, и оно вас очень зацепило.

- Бывает у вас такое, что обидные слова вас задевают? Представьте, что одно слово может задеть и поменять полностью настроение.

У каждого слова есть энергия, а мы не всегда с этой энергией можем справиться. Слово бьёт, словом можно оскорбить, словом можно ввести человека в негативные переживания, снизить его самооценку – это с одной стороны. С другой стороны – если мы научимся управлять своими эмоциями, нас никто не сможет обидеть.

Слово «обижаться» - я обижаюсь, я обижаю сама себя. Мы сами принимаем решение быть обиженными от чьих-то слов.

- Если кому-то захотелось сказать плохое слово, почему я должна терять от этого свою энергию. (слайд №4)

Игра№3 «Колючка» (см. Приложение №1)

Цель игры: научиться держать своё эмоциональное равновесие.

Игра №4 «Да, но ЗАТО!» (см. Приложение №1)

Цель игры: научиться отвечать шуткой на обидное слово.

2.2. Качели эмоций.

Качели эмоций возникают всякий раз, когда мы встречаемся  с чем-то, что нас не устраивает. (слайд №5)

 Например, вы хотите своему ребёнку добра, вы приглашаете его в хорошее путешествие или дарите ему какой-нибудь подарок.

(слайд №6) Приглашаете к беседе, разговору, к какой-то совместной деятельности. Вы видите, что ребёнок убегает от вас. Ребёнок не хочет с вами общаться и для вас – это настолько непонятное состояние, что оно приводит вас к переживанию.

- Что за этим может стоять?

Мы внешне бываем приветливы, доброжелательны, мы можем приготовить подарок. Мы идём к ребёнку  в надежде, что он поймёт нас и откликнется. Но в то же время внутри нас сидит некое напряжение.

(слайд №7 )

- А вдруг он не откликнется?

- А вдруг он огрызнется?

И мы одновременно несём 2 состояния:

- натянутую улыбку и в руках подарок, а внутри сопротивление  и страх;

- недоверие и раздражение. (слайд №8)

Ребёнок, считывая наше внутреннее состояние, убегает от нас. Мы начинаем сердиться и гневаться. (слайд №9) Получается, что чем больше мы расстраиваемся, тем больше негатива из нас выходит. Мы начинаем раздваиваться: думаем одно, а чувствуем другое. Ребёнок нас видит и таким, и таким. Это 2 моих лица, это 2 мамы. Ребёнок смотрит на маму и не знает, какая мама перед ним: добрая или злая? Ласковая или будет читать нравоучения? (слайд №9)

Все эти разные эмоции создают кашу в голове у ребёнка. Просто он не понимает, что он рядом с нами должен делать? (слайд №10)

- Как вы думаете, какой выход из этой ситуации?

- Собрать себя ВОЕДИНО! (слайд №11)

Наблюдая за эмоциями, возникает понимание, что эмоции – это часть меня. Когда возникнет понимание того, что качели очень маленькие, а мы с вами – большие и мудрые, то все эмоциональные проявления мы будем оценивать, как собственную игру. Научитесь понимать, что ВЫ – можете принять любое решение, испытывать те эмоции, которые вам больше всего хочется испытывать. (слайд №12) Найдёте настоящее вдохновение в этой жизни. После того, когда взрослый сам умеет управлять своим состоянием, он обязательно научит играть в игру «Управление эмоциями»  своих детей. И тогда детям будет по жизни идти легко и весело. (слайд №13)

Когда мы достигаем того, чего хотели, мы находимся на вершине счастья. Когда что-то происходит не так, как мы предполагаем, мы с этих качелей шлёпаемся вниз. Начинаем переживать негативные эмоции. После этого нам бывает сложно оттолкнуться, чтобы лететь вверх. Мы предпочитаем оставаться на этих нижних качелях. Люди, которые остаются на нижних качелях, перестают качаться. И когда они зацикливаются на своих негативных переживаниях, у них всё меньше и меньше остаётся возможности взлететь. Это состояние -  неуравновешенности. (слайд №14)

- А где же это равновесие и как его удержать?

- Как относиться к страхам и большим радостям?

Игра «Эмоции» (см. приложение №1):

Цель игры:  научить относиться к печали и к радости, как к равным проявлениям в жизни; научить управлять своими эмоциями и входить в ресурсное состояние; расширить словарный запас; помочь понять внутренний мир и чувства другого.

Вывод: умение управлять своими эмоциями, как положительными, так и отрицательными – залог успешных, семейных отношений между родителями и детьми.

  1. Удивление – эмоция, рождающая интерес

Любое успешное обучение начинается с удивления.

Удивление – эмоциональная реакция человека на объект внешнего мира или ситуацию.

Удивление – это не тот момент, когда нам показали что-то невероятное, то, что мы никогда не видели. См. презентацию «Игра УДИВЛЕНИЕ».

Удивление – это свойство нашего ума внимательно разглядывать предмет. Учиться видеть в каждом предмете, в каждой мелочи, в каждой обыденной вещи что-то удивительное.

Если мы научимся сами рассматривать такие предметы с этой точки зрения, то и научим наших детей удивляться всему на свете. Дети будут стремиться узнавать всё больше и больше, развивая в себе интерес к новому и неизведанному.

Удивление – это эмоция нашего сознания. Если мы будем видеть во всём что-то очень глубокое, и через удивление мы будем докапываться до какой-то сути, то мы приучим себя к желанию узнавать всё время что-то новое.

 - Что это?

-  Это мосты.

- А как они строились? Вы могли бы представить себе, что вы по нему идёте?

 - Некоторые мосты строятся современными технологиями, другие – сплетены вручную.

- Что это, ложка? Для чего они?

- Какие они бывают?

- Какой смысл у армейской ложки? Почему у неё дырочка?

- Хохломская ложка – гордость русской культуры.

- А в Узбекистане плов едят руками, им не нужны ложки.

- А в южных странах используют банановые листья вместо тарелок.

         С того момента, когда   мы умудрились удивиться или захотели узнать о предмете – начинается исследование. Копать вглубь истории происхождения каких-либо вещей, явлений – умение, которое порождает интерес ко всему, что нас окружает. Это умение покажет нам, что ничего обыденного, неинтересного в нашей жизни не существует.

        Игра «Ух, ты!»

Цель игры: научиться смотреть на всё по-новому, удивлёнными глазами на любые предметы, которые нас окружают. Постараться найти в них что-нибудь необычное, новое, изумительное.

Вывод: умение удивляться и видеть необычное в простых вещах рождает интерес. Интерес позволяет узнавать о предметах, явлениях историю их создания, возникновения. С этого момента начинается исследование. С исследования начинается наука, а наука – это умение удивляться.

  1. Энергия эмоций

Будем говорить о чувствах с точки зрения использования их для эффективного образования. Восприятие окружающего нас мира с помощью органов чувств поможет нашим детям легко и быстро запоминать материал и сформировать этот навык к изучению школьной программы.

Важно понимать, что мозг воспринимает информацию с помощью органов чувств:

- зрение;

- слух;

- обоняние;

- осязание;

- вкус.

Чтобы понять любой предмет, явление мы можем узнать о нём информацию, используя инструменты:

- глаза;

- руки;

- нос;

- уши;

- рот.

Мы сами собой изучаем мир. Но в жизни не всегда предоставляется возможность использовать все инструменты и задействовать все органы восприятия, чтобы получить полную информацию о предмете, явлении. Как же тогда быть ребёнку, если перед ним только текст и картинка? Все действия, которые мы не можем осуществить, мы помогаем ребёнку представить, усиливая его эмоциональное впечатление.  Процесс познания будет эффективным,  если ребёнок будет пропускать всю информацию через самого себя и станет активным участником образовательного процесса. Если какая-то информация ярко окрашена, то она хорошо запомниться.

Практика «Вхождение»

Цель: научить представлять себя участниками любого процесса, научить «входить» в текстовую информацию, в картинку, как будто бы мы реально там находимся.

Описание картины «Озеро в лесу». См. презентацию «Энергия чувств»

«Мы попали с вами на великолепное лесное озеро. Время года – весна, май месяц. Погода замечательная, представьте, что вы пришли к этому озеру. Вы стоите на берегу и какое у вас настроение? Давайте рассмотрим всё вокруг. Какое прекрасное небо. Как оно замечательно отражается в воде. Вы можете вдыхать воздух, наполненный весенней свежестью. Как вы ощущаете сегодня теплый день или прохладный? Какая водичка сейчас? А если бы вы окунули руки, какую бы вы почувствовали воду? Сейчас водичка прохладная, но кое-кто любит искупаться и в прохладной воде. Вышли на берег и решили прогуляться босиком, а земля уже теплая и трава свежая, и вам захотелось потрогать эту травку. Что ещё можно почувствовать? Это звуки. Весь воздух наполнен весенним щебетанием, птички трезвонят на разные голоса.»

         Техника «Вхождение» помогает нам представить массу ощущений, которые мы бы могли пережить прямо в этом месте. Картинка  с помощью вашего воображения начинает оживать. Зачем это нужно? Для того, чтобы мы научились принимать информацию через органы чувств, если даже эти органы напрямую в процессе не участвуют.

Энергия чувств – энергия желаний, ребёнку нравится то, в чём он участвует, что его касается, и чего касается он. Ребёнку начинает нравится, потому что он переживает каждую мелочь, это становится частью его жизни.

Вывод: научить ребёнка познавать окружающий мир через органы восприятия - это единственный и экологичный способ общения с детьми, подключить их энергию желаний через активное участие в процессе познания. И заставлять ни в чём ребёнка никогда не понадобится. Ему будет интересно делать то, в чём он сам принимает активное участие.

Заключение.

 «Воспитывать детей – это не самое лучшее занятие, потому что - это бесполезно». Л.Н. Толстой

Лучше всего нам самим, взрослым, показывать детям на собственном примере, и своё ресурсное состояние, и свой живой интерес ко всему, что нас окружает, тогда и наши дети будут  копировать нашу радость, умение легко относиться к жизненным ситуациям и желание узнавать что-то новое и интересное. Наше, наполненное жизнью и радостью, состояние будет вдохновлять наших детей, дарить им уверенность  и поддержку.

Если дети научатся управлять своими эмоциями, сохранять ресурсное состояние, проявлять интерес к знаниям и смогут быстро и легко запоминать любую информацию им смело и с уверенностью можно будет присвоить звание «Талантливого ребёнка».

И тогда наши дети будут такими прекрасными, какими мы только хотим себе их увидеть.

Вы станете прекрасными, а ваши дети станут похожими на вас.

Список используемой литературы

1. Козырева Н. Детомотиватор / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2020. -- 285.

2. Фабер А., Мазлиш Э., КАК говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. перев.с англ.- М.: Эксмо, 2021. -331с.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.

4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2014. -- 160 с. илл. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".

5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

6. Мухина В.С. Детская психология. -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2017. -- 352 с. "Мир психологии".

7. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр "Академия", 2003.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, -2006.

9. Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2020.

10. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012.

                               

                                                                    Приложение №1

КАРТОТЕКА ИГР на развитие эмоций

Игра №1 « Называние чувств»

Цель игры: обогатить словарный запас ребёнка, научить обращать внимание на свои чувства и озвучивать их словами.

Предложите замечать в течение дня  мгновения и называть чувства.

- Посмотрите, какой красивый клён распустился.

- Какая чудесная погода.

- Послушайте, как весело щебечут птицы.

- Вы чувствуете, как нежно дует ветерок?

Игра №2 «Что чувствует бабочка?»

Цель игры: научить ребёнка называть чувства; развивать воображение и фантазию; научить понимать чувства других.

- А что, если вы прямо сейчас превратились в бабочку. И прямо сейчас перед собой вы увидели восхитительный цветок. Вам бы очень захотелось полететь прямо к нему, потому что он изумительно пахнет.

- Попробуйте представить, если бы вы превратились в бабочку?

- Чтобы вы чувствовали, если бы аромат цветка вас привлекал, и вам очень хотелось бы туда полететь?

         - Как бы вы себя ощущали, пока летели и махали крылышками?

         - А как вам вообще нравится ваша новая окраска?

         - А что бы вы почувствовали, если бы подул сильный ветер и не дал бы вам приземлиться на тот самый красивый цветок?

         - А как бы вы себя ощущали, если бы прямо сейчас полил дождик?

Итак, представьте себя бабочкой и пофантазируйте, чтобы могла чувствовать она в разных ситуациях? А потом можете представить себя не бабочкой, а листиком от клёна. А что чувствует он? Когда он распускается, и на него целый день светит солнышко? Нравится ему это? Или нет.

Попробуйте поговорить с детьми о чувствах, но фантазируя, как могли бы переживать разные существа, возможно даже сказочные и даже неодушевлённые предметы.

Игра№3 «Колючка»

Цель игры: научиться держать своё эмоциональное равновесие.

На любое «колючее» слово нужно отвечать: «ДА!»

- Вы не мамы, а тараканы!

-ДА!

- Вы не родители, вы – ВЕНИКИ!

- ДА!

Когда мы говорим: «НЕТ!» - это уже возмущение, эмоциональное равновесие не получается.

Игра №4 «Да, но ЗАТО!»

Цель игры: научиться отвечать шуткой на обидное слово.

- Ты, занудная училка!

- ДА! Зато – симпатичная!

Игры с карточками «ЭМОЦИИ»

         Игра №1 «Найди эмоцию»

(в ходе игры понадобится набор карточек)

Положите карточки с лицами рядами, картинкой вверх. Карточки с названиями эмоций сложите в колоду. Игроки по очереди вынимают карточки из колоды и находят соответствующую эмоцию на фотографиях. Если игрок угадал, забирает себе пару. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше карточек. В конце обязательно похвалите друг друга!

Игра №2 «Интонация»

(в ходе игры понадобится набор карточек)

Одна и та же фраза может звучать по-разному. Предложите проговорить одну и ту же фразу передавая эмоцию с помощью интонации, затем ту же фразу проговорите с другими эмоциями, а ребенок пусть подберет нужную карточку. Потом можно поменяться ролями. В конце обязательно похвалите друг друга!

Игра №3 «Ознакомление с эмоциями»

(в ходе игры понадобится набор карточек и мячик)

Показывая ребенку фотографию, объясните, что она означает.

Например, счастье.

 Что может сделать тебя счастливым, маму, папу, братика, сестричку, бабушку и дедушку? Друзей, воспитательницу в детском саду, учительницу в школе, дворника на улице, продавца в магазине и т.д.? Запишите ответы ребенка.

Наверняка есть и то, что радует всех без исключения? Как ты думаешь, что это может быть. Бросайте друг другу мячик и называете поводы для счастья к примеру:

«хорошая погода», «вкусный завтрак», «приятный сюрприз», «встреча с другом» и т.д.

Когда я очень сильно радуюсь, я чувствую, как будто меня кто-то обнимает, мне хорошо, уютно и тепло. А еще у меня такое чувство, как будто я весь свечусь как солнышко! А что ты чувствуешь, когда тебе радостно?

А ты бываешь грустным? Что тебя может расстроить? и т.д. В конце обязательно похвалите друг друга.

Игра №4 «Мешок эмоций»

(в ходе игры понадобится набор карточек и разноцветные пуговицы (или крышки (например, от детского пюре) или картон разрезанный на квадратики разных цветов и непрозрачный мешочек.)

Можно играть со всеми карточками эмоциями, или выбрать те, которые больше понравились или же те, которые вызвали наибольшее затруднение. Разложите перед глазами «правила игры»:

Красная пуговица – счастье, нужно сказать, что делает тебя счастливым

Желтая пуговица – любопытство, нужно сказать, что тебе любопытно

Зеленая пуговица – удивление, нужно называть, что тебя удивляет и т.д.

По очереди вытаскивайте из мешочка, по одной пуговице, (или картонке, крышке) и называйте причины своих эмоций. При желании можно добавить «смешные пуговицы». Например, тот, кому попадется белая пуговица, должен кукарекнуть или замяукать. В конце обязательно похвалите друг друга!

Игра №5 «Чтение эмоций, игра пантомима».

(в ходе игры понадобится набор карточек)

Ведь говорят, что эмоции у человека написаны на лице, А может по лицу и написанным на лице эмоциям можно и мысли человека прочитать, давай попробуем? Ведущий берет карточки с фотографиями и изображает эмоцию, а второй игрок старается угадать и показывает карточку с надписью, если угадал забирает себе пару карточек и становится ведущим. В конце обязательно похвалите друг друга!

Игра №6 «Сочини историю»

(в ходе игры понадобится набор карточек)

Как ты думаешь, какие эмоции могут подружиться друг с другом, а какие навсегда останутся одни? Предложите подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Выкладываете на стол несколько карточек, и начинаем вместе с ребенком сочинять сказку. Если участвует несколько человек, можно придумывать по одному предложению на одну эмоцию по очереди, а карточки с эмоциями вытаскивать из стопки, сложив изображением вниз. Можно сочинить одну длинную историю, или несколько коротких. В конце обязательно похвалите друг друга! 

         

Приложение №2

План деятельности воспитателя с родителями

на тему «Целостное развитие ребенка, согласно 4-м видам интеллекта»

на 2021-2022 год

Эмоциональный интеллект

«Талантливый ребёнок »

Сентябрь 2021

Ментальный  интеллект

«Ресурсы памяти»

Декабрь 2021

Физический  интеллект

«В здоровом теле – здоровый дух»

Март 2022

Духовный интеллект

«Увлекательный мир поэзии»

Май 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в сотрудничестве с библиотекой имени Р.Рождественского для дошкольников и младших школьников «По дорогам сказок»

1.Расширить знания учащихся о сказках;2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.3.Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;4.Закреплять знание детей особенност...

Методическая разработка для воспитателей по Правам ребёнка

Консультация для родителей средней группы...

Методическая разработка - Памятка "В театр с ребёнком"

Памятка содержит советы и рекомендации по приобщению детей к театральному искусству. Материал подготовлен для двусторонней печати....

Методическая разработка "Правила общения взрослого и ребёнка".

В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микроклимат в семье, общение с ребенком. Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общатьс...

Методическая разработка. "Фоновая музыка в жизни ребёнка"

Использование музыкальных произведений в повседневной жизни ребёнка...

Методическая разработка на тему: "Как познакомить ребёнка с задержкой психического развития с часами"

В данной методической разработке представлены практические советы о том, как познакомить ребенка с ОВЗ (ЗПР) с часами, а также как развивать у него чувство времени....