Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи, с помощью которого можно познакомить детей с историей создания различных предметов мебели (проследить за историей развития кресла, стула, кровати, дивана, стола). Воспитать у детей интерес к предметам окружающей нас обставновки, сделанным руками людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
«Путешествие в прошлое мебели»
Программное содержание: объяснить детям значение слова «интерьер»;
рассказать об истории создания различных предметов мебели (проследить за историей развития кресла, стула, кровати, дивана, стола);
понимать и объяснить назначение различных предметов мебели;
обсудить из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера, люди каких профессий принимали участие в их создании;
продолжать развивать ретроспективный взгляд на предметы.
Обогащать и уточнять словарь детей существительными по теме занятия; активизировать познавательную деятельность;
закрепить навыки словообразования.
Воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, сделанным, руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.
Материалы к занятию: демонстрационные картины с изображением различных интерьеров, предметные картинки к теме «Мебель».
1. На столах разложены конверты с разрезными картинками к теме «Мебель».
Предлагаю из частей сложить картинки (мебель: кресло, шкаф, диван, стол, стул, табурет, тумба, кровать, полка).
Воспитатель: Что это?
Как назвать предметы одним словом? (мебель)
Сегодня мы с вами поговорим и мебели. Мы пойдем в музей, где хранится мебель. Это необычные вещи, они могут рассказать о своем происхождении, о том, что было до того как они появились. Наше путешествие по музею мы начнем с этого кресла (воспитатель садится в кресло, а дети закрывают глаза и попадают в прошлое).
- Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.
- Как вы думаете, на чем они сидели? (ответы детей)
- И сидели они на камнях, вот таких (показывает камень)
Камни часто были холодными и людям было не уютно на них сидеть. Однажды когда охотники возвращались домой с охоты, уставшие, они присели в лесу на бревно - вот оно (показ бревна). И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, так как дерево не остывает, а наоборот нагревается. Так люди принесли бревно к костру.
Но как-то один человек нашел пенек в лесу, с вывороченными корнями, присел на него и понял, что сидеть на нем лучше, чем на бревне. На нем можно сидеть одному. Так появились пенечки – одиночки. Вот такие (показывает пень).
Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе было неудобно, и человек придумал лавку (вот она, показывает лавку). Лавки были длинные, они стояли около стены. На них можно было посадить много людей. Но люди стали жить семьями. Лавки для них стали неудобными. Они были большими, и их трудно было передвигать. И человек придумал табурет (показывает табурет). Теперь табурет можно было поставить где угодно. Но человеку этого было мало. Ему нужно было не только сидеть, но сидя отдыхать. И вот человек прибил с боков табурета дощечки и получился стул (показывает стул). Вот такая история стула. Но на этом человек не остановился и придумал кресло. Зачем ему понадобилось кресло? (на нем удобнее сидеть).
Чем оно удобнее? (оно мягкое, большое, широкое, покрытое тканью)
А теперь ответьте мне на вопросы:
- на чем человек сидел в пещере? (на камнях)
- а потом на чем? ( на бревне)
- а что потом он использовал вместо стула? (пенек)
- а что человек сделал, когда стал жить в домах? (лавку)
- а потом что сделал? (табурет)
- а чтобы было удобнее сидеть, что он придумал и сделал? (стул)
- а чтобы было мягко сидеть, комфортно, что он придумал? (кресло)
Воспитатель: также человек додумался смастерить кровать. Когда-то древние люди жили в пещерах и спали прямо на земле, для тепла постелив сухие ветки и мягкую траву. Первая кровать имела форму корыта, сплетенная из соломы или тростника. Однако полы в древних жилищах были, как правило, каменные или земляные, а из-под дверей дуло. И тогда люди решили приподнять кровать и поставить на ножки. Самая древняя кровать из черного дерева на ножках в виде бычьих копыт была найдена в Египте. Еще в древности спали на кровати, похожей на глубокую коробку, дно которой устилали душистым сеном и листьями. В королевских дворцах кровати делали широкими, а над ними сооружали нарядный матерчатый навес – балдахин. В крестьянских избах спали на лавках – деревянных скамьях прикрепленных к стенке, на дощатом настиле (полатях, которые сооружали под потолком), а также на самой печи, которая хранила тепло. А потом человек придумывал и додумался до таких кроватей, на которых мы спим.
- Скажите что такое кровать? (широкая поверхность с матрасом и постельными принадлежностями на которой спят)
- Что служило кроватью древним людям?
- На чем спали в крестьянских избах?
- Для чего нужна кровать?
Воспитатель: но человеку нужен был и стол. Первый стол у людей получился неуклюжий, он представлял собой грубую доску, прибитую к одному или двум пням. За ним уже можно было есть, готовить пищу, что-то мастерить. А древние люди ели, обычно сидя на корточках, держа еду на коленях. Со временем человек понял, что питаться удобнее на ровной плоскости, расположенной выше земли. Поэтому сначала столом служил широкий пень или плоский камень, но потом человек научился сам мастерить мебель. Постепенно столы становились все разнообразнее. Появились обеденные столы, сервировочные столики, столы с шахматной доской, столы для рукоделия, туалетные столики, стол – бюро, с множеством выдвижных ящичков по бокам и другие.
- Как выглядит стол? У стола - четыре ножки и широкая твердая поверхность – столешница. Столешницы бывают прямоугольные, круглые, овальные, треугольные, квадратные.
- Для чего нужен стол? (за столом мы завтракаем, обедаем, ужинаем, работаем, что-то мастерим, пишем, играем).
- Что такое стол?
-Что служило древним людям вместо стола?
- Как выглядит стол?
- Для чего нужен стол?
- Какими бывают столы?
Воспитатель: а вот диваны первоначально появились в восточных странах. Когда-то там было принято не сидеть, а возлежать на ковре или ворохе подушек, опираясь на локоть. Но кому-то это показалось неудобно, и человек придумал новую мебель и назвал её диваном. Сначала диваны были жесткие и на них клали много подушек, но со временем появилась мягкая мебель, которую стали набивать соломой, опилками и другими материалами.
- Как выглядит диван? (это длинная плоскость с спинкой и подлокотниками в виде ручек, подушек, валиков; диван стоит на четырех ножках)
- Для чего нужен диван? (можно спать, читать книгу, просто отдыхать, смотреть телевизор или просто поговорить)
Воспитатель: каких только диванов не бывает (диван – кровать, диван - книжка, кушетка, тахта, софа, кухонный уголок).
Физкультминутка
Ох, ох, что за гром?
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны)
Муха строит новый дом.
(движение руками имитирующими работу молотка)
Молоток: тук, тук.
(хлопки руками перед собой)
Помогать идет петух.
(руки внизу за спиной, шаги с высоким подниманием ног согнутых в коленях)
2. Воспитатель: вы узнали много интересного из истории появления мебели, а теперь скажите:
- из чего делают мебель? (из дерева, пластика)
- где изготовляют мебель? (на мебельной фабрике)
- где её покупают? (в мебельном магазине)
- посмотрите на картинки и скажите, как называются эти комнаты? (гостиная, спальня, кухня)
- какая мебель в гостиной комнате, для чего она нужна? (кресло – чтобы сидеть, диван – чтобы лежать, тумбочка – чтобы ставить на неё телевизор, полки – чтобы хранить книги, стол – чтобы на него что-нибудь положить)
- какая мебель в спальной комнате? (кровать – чтобы спать, тумбочка – чтобы что-нибудь класть, шкаф – чтобы хранить одежду)
- какая мебель в кухне? (шкафы – стенка для хранения посуды, стол, стулья)
- какие есть шкафы в комнатах и как они называются? (для одежды – шифоньер, для игрушек – стенка, для посуды – сервант, для книг – книжный шкаф)
3. Воспитатель: к нам пришел очень мудрый Гномик и хочет что-то вам сообщить, хотите узнать? Тогда слушайте: Гном говорит, что профессия человека, который делает мебель, называется столяр. Он работает с деревом;
Комплект мебели для одной комнаты называется гарнитур; внутреннее пространство здания, а также его убранства называется интерьером; комплект, состоящий из дивана и кресел называется мягкой мебелью.
- кто такой столяр?
- что такое интерьер?
- что такое гарнитур?
- что называют мягкой мебелью?
Воспитатель: всё правильно ответили и теперь мы можем поиграть в слова.
Игра «Доскажи словечко»
- догадайтесь и скажите, о какой мебели говорится в стихотворении?
Если ты захочешь спать
В спальне ждет тебя…(кровать)
Чтобы ноги отдохнули
Посиди ка ты на… (стуле)
С пирогами чай попьем
За обеденным… (столом)
Вам сидеть не тесно детки
Вчетвером на …(табуретке)
Как приятно нашей Ане
Поваляться на …(диване)
Простоял он много лет
Старый бабушкин …(буфет)
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном …(кресле)
У чистюли Любочки
Всегда порядок в …(тумбочке)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в …(шкаф)
Смастерил вчера Николка
Для своих игрушек …(полку)
Воспитатель: вспомните, о какой мебели говориться в стихотворении и назовите её ласково.
Игра «Назови ласково»
(кровать, стул, стол, табуретка, диван, буфет, кресло, тумбочка, шкаф, полка)
Итог занятия.
Воспитатель:
- о чем сегодня мы говорили?
- что сегодня вы узнали о мебели?
- о чем говорил вам мудрый Гномик?
- в какие игры со словами вы играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 6-7 лет "Прогулка по городу"
Программное содержание:Закреплять знание детей о достопримечательностях города Саратова, о символике, закреплять знания, когда звучит гимн, все встают, учить показывать на глобусе страну Россию. Расши...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»
Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе.
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи в средней группе «Что нам осень принесла»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитие словаря во второй младшей группе
Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим и развитие словаряво второй младшей группе ...
«Перелётные птицы». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (подготовительная группа)
Конспект направлен на:Расширение активного словаря детей по теме «Перелётные птицы»;Расширение и закрепление представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц;Закр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи в 1 группе раннего возраста «Кошка»
Данный конспект предназначен для детей 1 группы раннего возраста для ознакомления с окружающим и развития речи....