занятие по правам ребенка "Я маленький гражданин и у меня есть права"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Светушкова Светлана Геннадьевна

знакомство детей с их правами с использованием дидактических игр и аппликации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1337

План – конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы «Я маленький гражданин и у меня есть права»

 Составила воспитатель:

 Светушкова С.Г

                                                                                                       

.

Москва, 2013г.

Образовательные области:

«Познание».

Задачи: познакомить воспитанников с «конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию. Дать знания о происхождении имен и фамилий. Формировать у детей понятие «Право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит, нарушают твои права». Воспитывать интерес к прошлому.

«Социализация»

Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

«Коммуникация»

Задачи: Расширять представления о способах общения со взрослыми и детьми, обращение к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства.

«Художественное творчество»

Задачи: закрепить умение приклеивать детали на основу, писать свое имя и возраст, имена своих друзей.

Материал для занятия:

Демонстрационный: дидактические пособия «Права ребенка», свидетельство о рождении, паспорт, запись песни «Песенка Чебурашки»

Раздаточный: альбомный лист с графическими изображениями , изображения: флаг России, флаг Москвы, флаг района Сокольники, простой карандаш, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы.

Предварительная работа: рассказ о своей семье с фотографиями. Проект краткосрочный «Мое имя». Проект среднесрочный «Моя семья».

Ход занятия

Дети входят в зал по музыку «Песенка Чебурашки» встают полукругом.

Педагог: Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они хотят посмотреть что вы знаете и умеете. Покажем.

Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете.
Попробуйте догадаться, о чём сегодня мы будем с вами  говорить.

Лишь появится ребёнок и  едва начнёт  дышать,
         У него уже с пелёнок появляются…(права)

О чём мы сегодня будем говорить?
(сегодня мы будем говорить о правах ребёнка)

Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах ребёнка.
(включается запись плача ребёнка)
Ребята, кто же это плачет? Может,  кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.
(воспитатель заносит игрушку мамонтёнка).
Вы узнали кто это? Конечно, он похож на слонёнка.
 Но обратите внимание на его шёрстку. Точно это мамонтёнок!
Что с тобой приключилось мамонтёнок?

( озвучивает воспитатель)
Лапы есть и уши есть, и шерстинок всех не счесть.
Посмотрите, длинный нос, ну а сзади -  есть и хвост.
Только вот что за напасть не могу себя назвать.
Имени не знаю поэтому страдаю!
 

Воспитатель: 
Ребята, мамонтёнок потерялся, он не знает своего имени, не знает ничего о своей семье.
 Давайте пригласим мамонтёнка к нам в гости и расскажем ему, что такое семья и познакомим его с правами ребёнка в семье.( сажаем мамонтёнка рядом с детьми на стульчик)

Сегодня постарается Вова, меня увидит Амадей, ушки слышат у Максима и Яны.
Сашенька с Катюшкой со мной поиграют, Ванюша знанья закрепляет. Поднимите руки выше, кто имени своего не услышал?

А теперь поиграем все вместе. Повторяйте за мной.

Запоминает наша голова, Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).

Показать на экране слайд с новорожденным ребенком

Воспитатель: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.

Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки с цифрами - на них было написано, когда вы родились. ( показать детям манжетки). 

На экране слайд с манжетками


Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)

Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

По имени можно многое узнать о человеке. Если к одному человеку обратиться «Юрочка», а к другому «Андрей Васильевич». Что можно сказать об этих людях? ( Юра – мальчик, А. В. – мужчина, взрослый человек).
По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик.

Мужчина или женщина.

Дети, а к кому вы можете обратиться просто по имени?
(ответы детей)

По имени можно обратиться к друзьям.

А к кому обращаетесь по имени, отчеству?
Правильно к взрослым людям.
Ребята, давайте познакомим мамонтёнка с первым правом, которое имеет ребёнок при рождении.
( дети все вместе)

Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя.
(Вместе с детьми повторить фразу. Выставляется символ  «Право на имя»)

Первое право, записанное в Конвенции – это право на имя.

Нет ни одного человека, у которого  не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.

Имя дарит нам отраду

Дарит счастье и удачу

Потому узнать бы надо.

Что же наше имя значит?

В: мое имя Светлана - светлая

Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.

  1. Александр
  2. Катя
  3. Аня
  4. Максим
  5. Матвей
  6. Иван
  7. Вова
  8. Амадей - любящий

В: ребята давайте посмотрим на экран и объясним, почему у сказочных героев такие имена

- мальчик с пальчик

- дюймовочка

- красная шапочка

- незнайка

Игра «Как растет имя?»

Показ слайдов (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).

Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно…  Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Моя дочь зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Геннадьевна.

- Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

А сейчас хочу узнать как вас ласково называют ваши мамы. Игра «Назови ласково».

Мамонтенок: ой я вспомнил меня мама называла Темочка – сыночек.

Воспитатель: ребята скажите пожалуйста как можно еще назвать мамонтека.

В: игра «Встреча»

« Здравствуй, друг?» – здороваются руками.

«Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга.

«Где ты был?» - дергают за ухо,

«Я скучал» - руки скрещиваются на груди;

«Ты пришел» - руки разводят в стороны,

« Хорошо» - обнимаются.

Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.

Воспитатель: Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»

Эта книжка невеличка

Нет рисунков на страничках

Но в любое время года все расскажет про тебя.

Рассматривается свидетельство о рождении.

В свидетельстве о рождении закреплено право на имя

В: что еще есть у человека, кроме имени? Откуда берется отчество у человека? (ответы детей)

В: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Давайте посмотрим все ли знают свое отчество игра « назови свое отчество»

          Воспитатель: ко всем людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, родным, брату, сестре, а вот по имени и отчеству – старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству вы проявляете уважение к нему.

В: «узнайте чей портрет» как вы думаете можно узнать человека, который изображен на портрете только по его части. Давайте попробуем(разрезные портреты пап).

В: вот видите, очень трудно узнать человека по отдельному фрагменту. Надо чтобы портрет был целиком. Так и у человека есть фамилия, имя и отчество.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Давайте познакомимся?» (на полу кладем три веревки разного цвета: красная – имя, синяя – отчество, зеленая – фамилия. Поочереди дети называют свое И.О.Ф.)

В: нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии?

Д:

В:  давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать и понимать о ком идет речь. Придумали фамилии. Но где взять так много фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца, по месту жительства, по профессии, которой занимался человек. Иван Иванов, Мария Нагорная, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий.

В: не всегда происхождение фамилии легко разгадать, но есть ученые, которые этим занимаются.

В:  скажите мне пожалуйста с каким правом ребенка мы сегодня познакомились. Вспомните как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию?

В: когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт ( рассматриваем )

Я предлагаю вам сегодня сделать паспорт дошкольника

Ребята садитесь за тот стол где видите свое имя.

Дети подходят к столам.

В: паспорт похож на книгу. На первой странице изображен – символ нашей страны (какой) и надпись паспорт. Внутри вписаны Ф.И.О. и адрес, где проживаем.

Наш паспорт будет отличаться от настоящего. Он будет состоять из одной страницы, как свидетельство о рождении. Чтобы все сделать правильно вы можете обратиться к алгоритму, который будет на экране. И мой  словесный рассказ вам поможет.  У вас лежит заготовка вашего детского паспорта и фотографии. В первом прямоугольники вы наклеиваете  свою фотографию, под ней пишите свое имя и возраст. Внизу флаг РОССИИ,  следующий прямоугольник – флаг города в котором вы живете. Потом флаг  Сокольников, здесь находится наш детский сад. И последний прямоугольник – это фотография ваших друзей и внизу их имена.  

Выполняя это задание вам поможет алгоритм, который вы видите на экране.

АЛГОРИТМ «ПАСПОРТ ДОШКОЛЬНИКА»


        



Кто хочет рассказать по своему новому документу о себе.

- Я живу в России.

- мой родной город Москва.

- В Сокольниках я хожу в детский садик.

- В садике у меня есть друзья.

- Меня зовут Света мне 6лет.

Заключительная часть. Ребята спасибо вам за ваше внимание и активное участие. Давайте с помощью ромашек оценим понравилось вам наше общение или нет. А теперь давайте скажем гостям, до свидания, и подарим ромашки с пустой серединкой и они тоже оценят нашу работу.

В: Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они хотят посмотреть что вы знаете и умеете. Покажем.

Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете.
Попробуйте догадаться, о чём сегодня мы будем с вами  говорить.

Лишь появится ребёнок и  едва начнёт  дышать,
         У него уже с пелёнок появляются…(права)

О чём мы сегодня будем говорить?
(сегодня мы будем говорить о правах ребёнка)

Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах ребёнка.
(включается запись плача ребёнка)
Ребята, кто же это плачет? Может,  кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.
(воспитатель заносит игрушку мамонтёнка).
Вы узнали кто это? Конечно, он похож на слонёнка.
 Но обратите внимание на его шёрстку. Точно это мамонтёнок!
Что с тобой приключилось мамонтёнок?

( озвучивает воспитатель)

Воспитатель: 
Ребята, мамонтёнок потерялся, он не знает своего имени, не знает ничего о своей семье.
 Давайте пригласим мамонтёнка к нам в гости и расскажем ему, что такое семья и познакомим его с правами ребёнка в семье.( сажаем мамонтёнка рядом с детьми на стульчик)

Сегодня постарается Вова, меня увидит Амадей, ушки слышат у Максима и Яны.
Сашенька с Катюшкой со мной поиграют, Ванюша знанья закрепляет. Поднимите руки выше, кто имени своего не услышал?

А теперь поиграем все вместе. Повторяйте за мной.

Запоминает наша голова, Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).

В: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.

Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки с цифрами - на них было написано, когда вы родились. ( показать детям манжетки). 
Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)

Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

По имени можно многое узнать о человеке. Если к одному человеку обратиться «Юрочка», а к другому «Андрей Васильевич». Что можно сказать об этих людях? ( Юра – мальчик, А. В. – мужчина, взрослый человек).
По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик.

Мужчина или женщина.

Дети, а к кому вы можете обратиться просто по имени?
(ответы детей)

По имени можно обратиться к друзьям.

А к кому обращаетесь по имени, отчеству?
Правильно к взрослым людям.
Ребята, давайте познакомим мамонтёнка с первым правом, которое имеет ребёнок при рождении.
( дети все вместе)

Первое право, записанное в Конвенции – это право на имя.

Нет ни одного человека, у которого  не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.

Имя дарит нам отраду

Дарит счастье и удачу

Потому узнать бы надо.

Что же наше имя значит?

В: мое имя Светлана - светлая

Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.

В: ребята давайте посмотрим на экран и объясним, почему у сказочных героев такие имена

Игра «Как растет имя?»

Показ слайдов Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно…  Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Моя дочь зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Геннадьевна.- Вы растете, и имена ваши тоже растут

А сейчас хочу узнать как вас ласково называют ваши мамы. Игра «Назови ласково».

Мамонтенок: ой я вспомнил меня мама называла Темочка – сыночек.

Воспитатель: ребята скажите пожалуйста как можно еще назвать мамонтека.

В: игра «Встреча»

« Здравствуй, друг?» – здороваются руками.

«Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга.

«Где ты был?» - дергают за ухо,

«Я скучал» - руки скрещиваются на груди;

«Ты пришел» - руки разводят в стороны,

« Хорошо» - обнимаются.

Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.

Воспитатель: Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»

В: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Давайте посмотрим все ли знают свое отчество игра « назови свое отчество»

          Воспитатель: ко всем людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, родным, брату, сестре, а вот по имени и отчеству – старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству вы проявляете уважение к нему.

В: «узнайте чей портрет» как вы думаете можно узнать человека, который изображен на портрете только по его части. Давайте попробуем(разрезные портреты пап).

В: вот видите, очень трудно узнать человека по отдельному фрагменту. Надо чтобы портрет был целиком. Так и у человека есть фамилия, имя и отчество.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Давайте познакомимся?»

В: нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии?

Д:

В:  давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать и понимать о ком идет речь. Придумали фамилии. Но где взять так много фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца, по месту жительства, по профессии, которой занимался человек. Иван Иванов, Мария Нагорная, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий.

В: не всегда происхождение фамилии легко разгадать, но есть ученые, которые этим занимаются.

В:  скажите мне пожалуйста с каким правом ребенка мы сегодня познакомились. Вспомните как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию?

В: когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт ( рассматриваем )

Я предлагаю вам сегодня сделать паспорт дошкольника

Ребята садитесь за тот стол где видите свое имя.

В: Наш паспорт будет отличаться от настоящего. Он будет состоять из одной страницы, как свидетельство о рождении. Чтобы все сделать правильно вы можете обратиться к алгоритму, который будет на экране. И мой  словесный рассказ вам поможет.  У вас лежит заготовка вашего детского паспорта и фотографии. В первом прямоугольники вы наклеиваете  свою фотографию, под ней пишите свое имя и возраст. Внизу флаг РОССИИ,  следующий прямоугольник – флаг города в котором вы живете. Потом флаг  Сокольников, здесь находится наш детский сад. И последний прямоугольник – это фотография ваших друзей и внизу их имена.  

Выполняя это задание вам поможет алгоритм, который вы видите на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД на тему: "Я - Человек. И у меня есть права"

Конспект организованной деятельности детей по правовому воспитанию....

"У меня есть права"

Методическая разработка по формированию правовых основ у детей дошкольного возраста с конспектом и справочным материалом....

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью в подготовительной группе ОНР . Тема: "Я - гражданин! У меня есть права!"

На занятии детям в доступной и увлекательной форме даются понятия: "Права детей", "Гражданин" и др. Воспитанники учатся применять свои знания на примере героев известных сказок....

конспект занятия "У меня есть права"

Дать детям представление об их правах и обязанностях.Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.Научить уважать ...

Конспект открытого занятия по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми. Тема: «У меня есть право на защиту»

Конспект открытого занятия по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми.Тема: «У меня есть право на защиту»...