Превращения капельки воды.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Наша жизнь без воды невозможна. Задача педагога в интересной игровой форме рассказать детям о состоянии воды в разное время года, воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestacionnoe_zanyatie_9.02.10.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Превращения капельки воды.
Программное содержание:
Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью; объяснить, как образуется дождь; закрепить навык работы с разными видами бумаги, умение складывать лист в разных направлениях. Активизировать словарь по лексической теме. Учить подбирать имена прилагательные к существительным.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года, тонированный и разделенный на четыре части лист акварельной бумаги, белая и цветная бумага (разные оттенки синего, серого цвета), белые салфетки, кисть, подставка для кисти, клей, ножницы, клеенка, магнитофон с аудиозаписью для пластического этюда.
Ход занятия:
- В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды. Педагог предлагает рассмотреть глобус, объясняет, что это — модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус? (Округлую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода — океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии — это реки. Оказывается, Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Хотите узнать, чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.
Опыт 1
Педагог предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой). Что можно сказать о воде? Какая она? (Прозрачная, чистая.) Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная — пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало.
Но обижается водица, Когда ее не берегут,-
И понапрасну много льют,- Исчезнуть навсегда боится!
Как ребята думают, должны ли мы ее беречь? Если да, то как? (нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.)
Воспитатель снова предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос: из чего состоит вода? Из маленьких капелек. Эти капельки — известные путешественницы. Хотите узнать, какие превращения происходят в Природе с водой? Вместе с одной из них ребята отправятся в путешествие по временам года. (Педагог показывает детям изображение веселой капельки.)
-На каком виде транспорта можно путешествовать?
Первая остановка путешествия
Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы. Какое время года изображено на снимке?
Педагог загадывает загадку. Отгадав ее, ребята узнают, где можно встретиться с капелькой воды осенью.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило.
(Дождь.)
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы —
Мелководные пруды.
(Лужа.)
Каким бывает осенний дождь? (Грустный, печальный, серый, холодный.) Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды? (В озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли.)
Вторая остановка
Дошкольники рассматривают иллюстрацию зимнего пейзажа. Какое это время года? Почему дети так думают?
Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Снежинка.) Е.Благинина
Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? (Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.)
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно.
(Лед.)
Без дел мне не сидится,
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю.
(Иней.)
Какой это мастер на окна нанес
И листья и травы, и заросли роз?
(Морозные узоры.)
Лед, снег, иней, морозные узоры — что это? (Это тоже она, наша знакомая капелька.)
Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.
Физминутка я превращаю вас в снежинки и дождинки, вы под музыку двигайтесь, а я попробую отгадать, кто что изображал.
Третья остановка
Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы. Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили?
А теперь — загадки о весенней капельке:
С крыши белый гвоздь торчит,
Солнце взойдет
И гвоздь упадет.
(Сосулька.)
Сосулька — это твердая вода.
Четвертая остановка
Педагог показывает фотографию с изображением летнего пейзажа. Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом? (Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.)
Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя.
2. Моделирование круговорота воды в природе
Хотите узнать, как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды — моря, океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется — становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами.
Физминутка. «Капля раз, и капля два…»
А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки — снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки-звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.
Продуктивная деятельность.
-Ребята, вы хотите с помощью бумаги изобразить состояния капельки в разное время года? Вносится ватман.
На сколько частей поделен лист? (На четыре.) Каждый квадрат имеет свой цвет. Что напоминают детям эти цвета? (Времена года.) Какое время года отражает зеленый цвет? (Весну, появляются травка, листочки.) Почему дети так думают? Каким цветом лучше обозначить лето? (Красным, летом много ярких цветов, жарко пригревает солнце.) Осень? (Оранжевый цвет — цвет кленовых и других листьев.) Какого цвета наша зима? (голубая, зимой холодно.)
Еще раз вспоминаем, где и в каком виде можно встретить воду летом, весной, осенью, зимой.
В работе используется бумага разных оттенков синего, серого цветов и белая.
Педагог: Летом вода может быть в виде капельки дождя. Какое настроение у летней капельки? (Ответы детей.) У капельки веселое, радостное настроение, поэтому для нее выбирается полоска бумаги голубого цвета.
Меняется ли настроение капельки осенью? Она становится хмурой, грустной. Значит, ее можно сделать темно-синей или фиолетовой.
Зимой капелька превращается в снежинку. Из чего можно сделать снежинку? Из салфетки. Для этого нужно сложить ее пополам два раза, потом еще раз по диагонали и вырезать лучи.
Ранней весной, когда пригревает солнышко, на карнизах крыш появляются сосульки. Их несложно сделать, сложив салфетку гармошкой и срезав один ее конец наискосок.
Задание детям
Договоритесь, о времени года, для которого вы будет делать капельку.
Детям предлагается сделать по две-три капельки летнего и осеннего дождя, снежинку и сосульку.
После обсуждения воспитатель предлагает ребятам прикрепить (приклеить) свои поделки (капельки, сосульки, снежинку) в цветные квадраты так, чтобы состояние капельки воды соответствовало времени года. Все работы выставляются на мольберты и сравниваются.
7. Итог занятия.
-Придумайте название нашей картине.
-Что нового узнали?
-О чем нужно всегда помнить?
-Что понравилось делать?
-Как вы трудились, все ли получалось? Кто может сказать себе «молодец», тот поставьте себе веселую капельку, а кто испытывал трудности – грустную.
Капелька дарит книгу. Прочивав ее, мы узнаем, где на земле самое дождливое и самое засушливое место на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»
Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...
Проект «Превращения капельки»
Образовательный тематический проект о воде.Поэтапное содержание проекта.Интегрирование проекта в образовательные области в соответствиии с федеральными государственными требованиями....
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего возраста на тему «Чудесное превращение капельки».
Цель: Развивать воображение детей, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к творческой деятельности, закрепить умение смешивать краски для получения новых оттенков.Материал: Гуашь, кисти двух разме...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебные превращения капельки" с использованием ИКТ
Конспект непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Волшебные превращения капельки».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музык...
Превращение капельки
Данная презентация рассказывает о свойствах воды....
Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"
Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....
Технологическая карта совместной деятельности тема «Свойства Воды» , название: «Превращение капельки».
Цель – Закрепление представлений о свойствах воды(вода-растворитель).Образовательные: -Расширять представления детей о свойствах воды.-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать пр...