Конспект образовательной деятельности"Моя республика"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие из цикла «Мир, в котором мы живем».
«Моя республика»
Программное содержание: познакомить детей с историей хакасского народа, его бытом, образом жизни, с элементами культуры. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к людям другой национальности. Закрепить знания детей о разных природно-климатических зонах (степь, лес, горы).
Словарная работа: аал, юрта, кочевник, войлок, овцеводство, шаман.
Оборудование: карта республики, кусочки бересты, войлока, иллюстрация с изображением шамана, людей в национальной одежде.
Ход занятия.
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, я вам предлагаю разгадать слово. (Хакасия). Что обозначает это слово? (Это название республики, в которой мы живем).
Назовите столицу нашей республики (город Абакан). Какие еще города есть в нашей республике? А теперь давайте посмотрим на карту. (Слайд) Как вы думаете, почему не одноцветная, разукрашена разными цветами? Что они обозначают? Что обозначено коричневым цветом? (горы); зеленым – тайга; …..- степь. Правильно, в нашей республике есть различные природные зоны – и тайга и степь и горы. (Показ слайдов). А еще наша республика богата полезными ископаемыми. Объясните, пожалуйста, что это такое – полезные ископаемые, и какие вы знаете? (уголь, золото, мрамор, алюминий). Дети назвали уголь, предлагаю им рассмотреть кусок угля. Вспоминаем, как он образовался? Где его добывают? Как это происходит? Для чего он нужен? Мрамор – рассматриваем кусок мрамора. Выясняем где его можно использовать. (Памятники, для облицовки зданий – для украшения). Золото – драгоценный металл, он используется для украшений, как денежная единица, в электронике. Алюминий - самый легкий и прочный металл, используется при постройке самолетов, в промышленности. А еще особую ценность имеют лесные ресурсы (лес, древесина). Для чего он нужен, где используется?
- Физминутка . Игра с мячом «кто где живет».
- Давайте продолжим наш разговор. Люди, каких национальностей проживают в Хакасии?
Правильно, очень много людей разных национальностей живут вместе с нами. Но коренными жителями республики, являются хакасы. Как вы думаете, отличаются они внешне от нас? Чем?
Предлагаю детям достать из коробочки карточки с написанными словами, предлагаю им их прочитать: изенер, аал, юрта, пого, плат. Знакомы вам эти слова? Хотите узнать. Что они обозначают?
Давным-давно, хакасские племена жили в аалах по 10-15 юрт. (показ слайда). Аал – это так называлось селение хакасов. Селения не были постоянными, так как люди кочевали два раза в год. То есть переезжали с места на место. Их жилище называлось юрта. Летом юрту покрывали берестой, потому что она не пропускала жару, и в юрте даже в жаркий день было прохладно. Вы знаете, что такое береста? Предлагаю детям рассмотреть кусочек бересты, потрогать его. А зимой юрту покрывали войлоком, это сбитая овечья шерсть (рассматриваем). Он хорошо сохраняет тепло. У богатых людей войлок был белым или даже цветным.
В центре юрты находился очаг. Как вы думаете, для чего он был нужен? Правильно, готовить пищу и обогревать помещение. Место от входа до очага называлось непочетным. А за очагом ставили столы, куда приглашали гостей. Это место считалось почетным. За занавеской в юрте стояла большая кровать. Когда хозяева уезжали, куда-либо по делам, то на кровать обязательно укладывали березовый обрубок, который, как они считали, охранял от злых духов. А береза считалась у хакасов священным деревом. Особое место в юрте занимал веник. Его всегда ставили у входа. Считалось, что он защищает жилище и так же не пропускает злых духов. Поэтому когда переезжали на другое место, старый веник обязательно забирали с собой.
По представлению хакасов весь мир был населен духами. Реки, горы, тайга, у них у всех был свой дух. Духи могли быть добрыми или злыми. Если люди удачно охотились. Приносили много добычи, они говорили, например – дух леса сегодня был добрым. А если преследовала неудача, считали, что дух сердится. И тогда они обращались к шаману, чтобы он уговорил духов не гневаться. Шаман это как колдун. Если люди болели, они тоже обращались за помощью к шаману, ведь тогда не было врачей. И тогда шаман надевал свою одежду, предназначенную для таких случаев, брал в руки большой бубен, украшенный рисунками, колотушку, и начинал камлать (ворожить, колдовать). У шаманов была очень богатая нарядная одежда с различными украшениями.
Хакасы украшали не только одежду, но и косы. Девочкам и девушкам в косы вплетали монетки. По количеству украшений в волосах, можно было узнать из какой семьи девушка, бедной или богатой. У бедных людей украшений было мало.
Одежду украшали вышивкой, в основном это были различные растительные орнаменты (показ орнаментов). (Слайд). Одежда яркая, свободного покроя. Свободной она была для того, чтобы было удобнее садиться верхом на лошадь. Ведь в те далекие времена еще не было машин, и лошадь была единственным средством передвижения. Вышивкой (орнаментом) украшали подол, манжеты, воротник. Женщина всегда повязывала голову, этот головной убор назывался – плат.
- Х.н. игра, или рисование.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Гостеприимная республика Коми: традиции чаепития"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...