Методические рекомендации для педагогов «Воспитание любви к природе через экскурсии»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гиздатуллина  Гулия  Мансуровна

Методические рекомендации для педагогов

«Воспитание любви к природе через экскурсии»

Цель:

Расширить представление педагогов о возможности прогулок и экскурсии  не только, как укрепляющие здоровье, но и предусматривающие познавательную деятельность, направленную на ознакомление детей с природными объектами, на формирование у них представления о необходимости охраны природы и привитие любви к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

«Воспитание любви к природе через экскурсии»

Цель:

Расширить представление педагогов о возможности прогулок и экскурсии  не только, как укрепляющие здоровье, но и предусматривающие познавательную деятельность, направленную на ознакомление детей с природными объектами, на формирование у них представления о необходимости охраны природы и привитие любви к родной природе.

…Зовите меня варваром в педагогике,

но я вынес из впечатлений своей юности,

                                                                                    что день, проведенный ребенком

                                                           среди рощ и полей

заменяет много недель на учебной скамье.

К. Д . Ушинский

  Экологическое воспитание дошкольников, предусматривающее познавательную деятельность, направлено на ознакомление детей с природными объектами, на формирование у них представления о необходимости охраны природы, на укрепление их здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе. Эмоции, возникающие при непосредственном соприкосновении с красотой природных объектов, несут радость, наслаждение. Это становится возможным только на пеших прогулках и экскурсиях. Экскурсии позволяют в естественной  обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, они знакомятся с растениями, животными одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

  Экскурсия как форма занятий проводится в средней, старшей, и подготовительной группах. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные время года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

  Подготовка воспитателя заключается, прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программы и особенностей окружающей  местности.

  Определяя место  экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах-40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояния погоды. За день, два до экскурсии воспитатель должен посетить место будущей  экскурсии. Уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

   Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумывать приемы ее ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые моменты.

  Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

   Дети должны знать, что экскурсия-это занятие, которое проводится не в группе, а в природе. Воспитатель напоминает детям о правилах поведения на улице, при переходе дороги и правил поведения в лесу.

   При подготовке к экскурсии (за день до нее) воспитатель беседует с родителями об одежде и обуви детей, дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

   К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует  у них интерес к  предстоящей экскурсии.

   Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры ребят с собранным материалом. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи.  Воспитатель дожжен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

   Важное место отводится на экскурсии вопросам- заданиям, заставляющим детей рассматривать  предмет, сравнивать его с другими предметами, находить сходство и отличие, устанавливать связь между различными явлениями природы.

   Показывая  тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. При рассматривании объектов  следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

   По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить их любознательность и индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Сбор материала должен быть строго ограничен и проводится под руководством воспитателя.

  Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают названия растений.

  В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

   Работа после экскурсии. Сразу же по возращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий. Через 2-3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного  материала, организовать рисование,  лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, опыты, рассказы детей о том, где были что видели, и обобщающую беседу.

         

Примерные конспекты экскурсии.

Тема: «Экскурсия по участку детского сада».

Цель: учить узнавать и различать деревья и кусты по характерным признакам (количество и характер стеблей, листьев, плодов у кустарника). Формировать представление о корне как части растения, находящего в земле. Расширять представление об осени как времени, когда созревают семена, расцвечиваются листья. Закрепить деревья и их листья, цвета и их оттенки.  Развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.

Тема: «Экскурсия в парк» (в период поздней осени).

Цель: обобщить первичное представление об осени (солнце ярко светит, но почти не греет; листья на деревьях и кустах разноцветные, на многих – плоды и семена; трава пожухла; насекомые попрятались в траву, в кору деревьев; птицы улетают; начинается листопад.) Упражнять в узнавании деревьев и кустов в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам. Учить использовать в наблюдении художественное слово. Воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

Тема: «Экскурсия в парк осенью».

Цель: углублять и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки ит.д.) Расширить знание о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдаемыми явлениями. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать эстетическое восприятие природы через красоту осеннего пейзажа и художественное слово.

  Тема: «Экскурсия в парк зимой»

Цель: утонить и расширить знания о характерных признаках (мороз, холодно, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный, колючий; люди тепло одеты; деревья и кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умения находить и узнавать зимующие птиц в природе (воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря), учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в различии деревьев по расположению ветвей и оставшимся  семенам. Дать знание о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях.  Воспитывать эстетическое восприятие природы через красоту зимнего пейзажа и художественного слова, стремление беречь ее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему"Воспитание любви к природе через устное народное творчество".

Фольклорные произведения(песенки,потешки,поговорки,загадки,русские народные игры)Перспективный    план работы  с        детьми,перспективный план работы с родителями...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Воспитание любви к природе через устное народное творчество»

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отн...

Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В наше время очень остро стоит проблема нечитающих детей и родителей.   Я предлогаю через консультацию и анкетирование родителей изучить читательскую ситуацию в семьях ,круг детского чтения;-расш...

Методические рекомендации для педагогов "Воспитание интереса у детей к художественной литературе"

Перспективный план работы с детьми по воспитанию интереса к художественной литературыНеделя/деньРежимОДСамостоятельная деятельность1 неделяПятницаПервая половина дняТематическая выставка «Моя лю...