Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста традициям народа саха, связанное с коневодством»
проект по окружающему миру по теме
Несмотря на высокий, постоянно возрастающий уровень механизации всех отраслей народного хозяйства лошадь продолжает иметь большое значение в жизни человека. Ее широко используют как транспортное и рабочее животное в подсобных пришкольных и приусадебных хозяйствах, так и на крупных механизированных предприятиях. От нее получают высококачественное мясо, молоко, незаменимое для производства кумыса. По проведенным опросам, у детей – они всего этого не знают или большинство детей мало знают.
В последнее время, поголовье лошадей резко сократилось. Обеспокоенные этой ситуацией, мы решили разработать проект, который поможет привлечь внимание общественности к отечественному коневодству, даст толчок развитию отрасли. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности готовые жить в трудных условиях села и готовые заниматься сельским хозяйством.
Наряду с распадом «связи времен» подрастающее поколение имеет неразвитость в потребностях работы в сельском хозяйстве, в частности по работе с лошадьми. Невысокий уровень знаний полезности этих удивительных животных. Чем раньше мы начнем прививать детям полезность лошадей, тем легче им будет в будущем.
Для обеспечения эксперимента необходимо:
- создать развивающую среду музейной педагогики;
- техническое оборудование (видео – фотокамеры, компьютеры, музыкальные инструменты и т.д.);
- обеспечить методической литературой и дидактическими материалами, наглядными пособиями;
- финансирование и организацию издания экспериментальной работы.
В связи с годом села много людей говорят о развитии села, о развитии сельского хозяйства, в связи с этим наш педагогический коллектив подумал и решил: с. Малыкай Нюрбинского района славится своим конезаводом, лошадьми, породой «Мэнэдьэк». Лошадь всегда ценилась и ценится человеком. Это изящные, красивые и благородные животные доставляют нам и особое эстетическое наслаждение. Ни одно другое животное не упоминается так часто в народных сказаниях и песнях, былинах, пословицах и в эпосе олонхо.
Наша страна самая богатая в мире по разнообразию типов лошадей и их пород. На многих конных заводах ведется большая и сложная работа по разведению различных пород племенных лошадей. Так и наше село, Малыкай славится породой Мэнэдьэк. И поэтому мы обязаны привить интерес детям, с малых лет, по разведению лошадей. Именно поэтому актуально становится разработка проекта.
Мы не ставили цель охватить все проблемы коневодства, но то, что мы предлагаем, поможет решить целый ряд проблем.
Наш проект включает следующие разделы:
1. Лошадь как средство воспитания доброты и человечности (виды, породы лошадей, «семейство» табуна).
2. Лошадь - источник здоровья (лечебные силы конского волоса, кумысотерапия, иппотерапия).
3. Создание музея развития коневодства (Фотографии лошадей разных пород, видов; авторский фильм о лошадях, рассказы коневодов и табунщиков; материалы, панно из конского волоса, чороны разных видов используемый при процессе питья кумыса).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 91.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Сардана» села Малыкай Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)
Название проекта:
«Приобщение детей дошкольного возраста традициям народа саха, связанное с коневодством»
Содержание
1. Введение
2. Актуальность проект
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Продукт проекта
5. Аннотация проекта
6. Этапы реализации проекта программы
7. Ресурсное обеспечение программы
8. Финансовые ресурсы
9.Критерии оценивания проекта
10 Выводы
11. Литература
Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста традициям народа саха, связанное с коневодством»
- Анализ социокультурной ситуации наслега.
Расстояние от города Нюрба – районного центра составляет 98 км. От г. Якутска- 1000 км. Численность населения растет за счет естественного прироста и миграции – 2020 человек на 01.01.2011.
Основная отрасль экономики — сельское хозяйство, а именно животноводство и овощеводство.
Местное население ведет традиционный уклад жизни, но наблюдается постепенный отход от традиции. Многие жители работают в других предприятиях в городе Нюрба, близлежащих поселках, вахтовым методом в НГОК Накын.
На территории функционируют предприятия: школа, 2 детских сада, больница, музей, сельская библиотека, музыкальная школа, ветлечебница, почта, АТС, аптека, и магазины.. Коллективные хозяйства заняты традиционными направлениями сельского хозяйства.
В наслеге имеется 2 ДОУ. МБДОУ детский сад «Мичил» и наш детский сад «Сардана». Здание нашего детского сада построено 40 лет назад имеет свою богатую историю. В самом начале своего строительства деткомбинат был для детей работников совхоза, потом он стал государственным учреждением, в 2003 году стал муниципальным, а с 2011 года стал бюджетным. Как детский сад функционирует 1973 года. Территория детского сада занимает 481,7 кв.м есть отдельный участок, на котором размещены игровые постройки.
Культурно-исторические традиции сохранились. С прибытием людей которые были отосланы на ссылку из Китая: развивалось земледелие, хлебопашество, огородничество, предпринимательство.
Малыкай раньше был центром совхоза им. Степана Васильева Нюрбинского района. Так и сейчас жители села пытаются, возобновить совхоз, как говорится «поставить на ноги», но не получается потому наши родители «не научили» тому что они умеют, они сами работали. И как же мы дети 80-90 годов рождения можем привить нашим детям любовь к сельскому хозяйству? Надобность выращивать лошадей? Имидж наслега складывается с исторических времен, уклада жизни, традиций и менталитета населения. Многие люди из других сел считают нас предприимчивыми, трудолюбивыми, мобильными, готовыми к переменам, зажиточными, но в то же время, неординарными.…(ерус дьоно) т.д.
Анализ движения поголовья лошадей в селе Малыкай
01.01.2010 | 01.01.2011 | 01.01.2012 | 01.01.2013 | |
Всего голов лошадей в селе | 1180 | 1298 | 1329 | 1109 |
Из них кобыл | 553 | 684 | 724 | 650 |
Голов лошадей в конезаводе им Ст.Васильева | 525 | 452 | 462 | 425 |
Из них кобыл | 272 | 218 | 199 | 222 |
Голов лошадей в крестьянских хозяйствах | 247 | 260 | 176 | 402 |
Из них кобыл | 147 | 144 | 109 | 235 |
Голов лошадей в частном секторе | 408 | 580 | 686 | 283 |
Из них кобыл | 138 | 322 | 416 | 193 |
Таким образом, из анализа видно, что в частном секторе голов лошадей за последний год стало намного меньше на 403 голов по сравнению с 2012 годом. Это значит что частные люди, индивидуальные хозяйства отказываются от разведения лошадей. Из села мигрируют молодое поколение, молодые семьи вместе с детьми, существует угроза исчезновения села, исчезновение сельского хозяйства.
2. Проблематика проекта
Несмотря на высокий, постоянно возрастающий уровень механизации всех отраслей народного хозяйства лошадь продолжает иметь большое значение в жизни человека. Ее широко используют как транспортное и рабочее животное в подсобных пришкольных и приусадебных хозяйствах, так и на крупных механизированных предприятиях. От нее получают высококачественное мясо, молоко, незаменимое для производства кумыса. По проведенным опросам, у детей – они всего этого не знают или большинство детей мало знают.
В последнее время, поголовье лошадей резко сократилось. Обеспокоенные этой ситуацией, мы решили разработать проект, который поможет привлечь внимание общественности к отечественному коневодству, даст толчок развитию отрасли. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности готовые жить в трудных условиях села и готовые заниматься сельским хозяйством.
Наряду с распадом «связи времен» подрастающее поколение имеет неразвитость в потребностях работы в сельском хозяйстве, в частности по работе с лошадьми. Невысокий уровень знаний полезности этих удивительных животных. Чем раньше мы начнем прививать детям полезность лошадей, тем легче им будет в будущем.
Для обеспечения эксперимента необходимо:
- создать развивающую среду музейной педагогики;
- техническое оборудование (видео – фотокамеры, компьютеры, музыкальные инструменты и т.д.);
- обеспечить методической литературой и дидактическими материалами, наглядными пособиями;
- финансирование и организацию издания экспериментальной работы.
3. Философские основания
В связи с годом села много людей говорят о развитии села, о развитии сельского хозяйства, в связи с этим наш педагогический коллектив подумал и решил: с. Малыкай Нюрбинского района славится своим конезаводом, лошадьми, породой «Мэнэдьэк». Лошадь всегда ценилась и ценится человеком. Это изящные, красивые и благородные животные доставляют нам и особое эстетическое наслаждение. Ни одно другое животное не упоминается так часто в народных сказаниях и песнях, былинах, пословицах и в эпосе олонхо.
Наша страна самая богатая в мире по разнообразию типов лошадей и их пород. На многих конных заводах ведется большая и сложная работа по разведению различных пород племенных лошадей. Так и наше село, Малыкай славится породой Мэнэдьэк. И поэтому мы обязаны привить интерес детям, с малых лет, по разведению лошадей. Именно поэтому актуально становится разработка проекта.
Мы не ставили цель охватить все проблемы коневодства, но то, что мы предлагаем, поможет решить целый ряд проблем.
Наш проект включает следующие разделы:
- Лошадь как средство воспитания доброты и человечности (виды, породы лошадей, «семейство» табуна).
- Лошадь - источник здоровья (лечебные силы конского волоса, кумысотерапия, иппотерапия).
- Создание музея развития коневодства (Фотографии лошадей разных пород, видов; авторский фильм о лошадях, рассказы коневодов и табунщиков; материалы, панно из конского волоса, чороны разных видов используемый при процессе питья кумыса).
Цель проекта: создание благоприятных условий для привития интересов к коневодству детям с раннего дошкольного возраста, для развития познавательного интереса.
Задачи проекта
- Создать условия для изучения коневодства в условиях детского сада;
- Сформировать у дошкольников познавательный интерес к коневодству;
- Изучить типы якутских лошадей;
- Организовать мини-музей по истории отечественного коневодства.
- Повысить роль коневодства в нравственном воспитании детям с малых лет.
- Развитие иппотерапии для реабилитации детей, подверженных различным заболеваниям.
- Создать сборник для детей младшего дошкольного возраста по видам, породам лошадей.
4. Продукт проекта
- Разработать образовательную программу по возрастам;
- Разработать и оформить сборник о лошадях, их породах, видах, об окрасах лошадях:
- основные принципы: - доступность;
- краткость и ясность изложения;
- наполненность ярким содержанием;
- пошаговость реализации: - работа по определению в тексте максимально
доступных и ярких сюжетов;
- составление кратких рассказов
сохранением стиля и языка изложения.
- Подготовить цикл музыкальных занятий (выявление особенностей якутской народной музыки (пение, танец об якутских лошадях), изготовление национальных музыкальных инструментов из копыта лошадей).
- Провести конкурсы рисунков, фотографий об лошадях;
- Подготовить физкультурный досуг «Дьэьэгэй о5ото».
- Подготовить подиум – показ «Якутские узоры» (национальный костюм; украшения из конского волоса, хвоста).
- Опубликовать на интернет-сайте ДОУ и в городской газете материалы по итогам проекта.
5. Аннотация проекта
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. В дошкольном образовании, по крайней мере в Якутии, отсутствуют сборники о лошадях для детей младшего дошкольного возраста;
2.Сказкотерапия, кумысотерапия, песочная терапия очень распространены по всей Якутии. Иппотерапия, же наоборот, только начинает свое развитие. Так что мы, педколлектив детского сада, решили внести кординальные изменения в нашу работу и использовать лошадей в качестве лечения, профилактики некоторых болезней;
3.Село Малыкай славится знаменитым конезаводом имени Ст.Васильева, Малыкайская школа имени Мегежекского славится Кумысолочебницей и входит в состав лучших агрошкол Республики. Так и мы решили ввести новизну в дошкольное образование Нюрбинского района;
В данном проекте планируется дать начальную основу знаний об лошадях - детям, которое продолжится в школе, это: знание пород лошадей; различение их по цвету, по окрасу; какие породы имеются в Якутии; значение лошади в жизни человека: как рабочая сила в хозяйстве; вид «транспорта»; как табунное, мясное; доение кобыл – получение кумыса; использование шкуры лошадей – изготовление унтов, и разных видов одежды; использование конского волоса и хвоста как в лечебных целях и как при изготовлении аксессуаров; и в конечно же иппотерапия – здесь мы в начале планировали приобрести лошадку пони, но если не получится заключим договор с местным жителем, со своими лошадьми, чтоб в теплое время года он приходил в детский сад и катал детей.
Иппотерапия — одно из трех наиболее распространенных направлений анималотерапии, или лечения животными. Подобный вид лечения основан на результатах исследований, доказавших, что общение с животными практически во всех случаях дает оздоровительный эффект. Иппотерапия подразумевает верховую езду и уход за лошадью, это подвид лечебной физкультуры вкупе с психотерапевтическим воздействием. На лошадке прокатиться приятно и полезно всем. Но есть и специальные показания для этого вида анималотерапии: ДЦП, последствия черепно-мозговых травм и полиомиелита, сколиоз, умственная отсталость, задержка психического развития. Известны случаи, когда после одного или нескольких курсов занятий иппотерапией дети с ДЦП начинали ходить, а малыши с ЗПР получали толчок для развития речи. Однако надо отдавать себе отчет, что жизнь — не сказка и чуда может не случиться. Кстати, иппотерапия прекрасно сочетается с традиционными методами лечения.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
6. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитан: с «14» мая 2013 года по «30»июня 2014 года
№п/п | Этапы | Сроки |
1 | Подготовительно-проектировочный этап | С 14 мая 2013 года по 31 августа 2013 года |
2 | Практический этап | С 01 сентября 2013 года по 31 мая 2014 года |
3 | Обобщающе - результативный этап | С 01 июня 2014 по 30 июня 2014 года |
2. 3. 6. План мероприятий
№ п/п | Название мероприятий | Сроки | Ответственные |
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап | |||
1 | Организовать экскурсию в сельский музей с целью ознакомления детей с якутскими народными традициями. | С 14 мая 2013 года по 17 мая 2013 года | Ст.воспитатель и воспитатели ДОУ |
2 | Организовать экскурсию в конебазу конезавода имени Степана Васильева; | С 17 мая по 31 мая 2013 года | Заведующий, ст.воспитатель, завхоз детского сада |
3 | Провести беседу о полезности лошадей в сельском хозяйстве. (демонстрация литературных изданий, иллюстраций, фотографий. (в контексте воспитания в детях чувства взаимопомощи, сострадания, миролюбия и жизнеутверждения). | С 14 мая по 31 мая 2013 года | Воспитатели ДОУ |
4 | Собрать копилку фотоматериалов лошадей по их породам и видам; и фотографии табуна | С 01 июня 2013 по 31 августа 2013 года | |
5 | Собрать, сделать материалы из конского волоса, изготовить музыкальные инструменты из копыта лошадей. | С 01 июня 2013 по 31 августа 2013 года | Старший воспитатель, заведующий |
6 | Заключение договора с одним крестьянским хозяйством или с частными людьми, которые занимаются разведением лошадей (для иппотерапии) | С 26 августа по 31 августа 2013 года | Заведующий |
Практический этап | |||
1 | Детское творчество: - художественное творчество (рисунки, коллажи, фотографии); | В течение учебного года с 01 сентября 2013 по 31 мая 2014 года | Педагоги ДОУ |
- музыкальное творчество (якутские национальные песни, игры, хороводы, танцы); | В течение учебного года с 01 сентября 2013 по 31 мая 2014 года | Педагоги ДОУ | |
- конструирование элементов якутского национального костюма и атрибутов из конского волоса. | В течение учебного года с 01 сентября 2013 по 31 мая 2014 года | Педагоги ДОУ | |
Галерея живописи и прикладного искусства: - Репродукции художников Якутии. | С 01 сентября 2013 по 31 декабря 2013 года | Педагоги ДОУ | |
- Фотоматериалы образцов народного прикладного творчества. | С 01 сентября 2013 по 31 декабря 2013 года | Педагоги ДОУ | |
Организовать мини-музей по собранным материалам и по истории отечественного коневодства | С 01 января 2014 года по 31 мая 2014 года | Старший воспитатель | |
Подготовить цикл музыкальных занятий | С 03 марта по 17 марта 2014 года | Музыкальные руководители | |
Подготовить физкультурный досуг «Дьэьэгэй о5ото». | С 01 апреля 2014 года по 15 апреля 2014 года | Воспитатели ДОУ | |
Разработать и оформить сборник о лошадях, их породах, видах, об окрасах лошадях | |||
Обобщающе - результативный этап | |||
Презентация сборника о лошадях, их породах, видах, об окрасах лошадях в День Защиты детей | 01 июня 2014 | Ст.воспитатель | |
Подиум – показ «Якутские узоры» в День Защиты детей | 01 июня 2014 | Ст.воспитатель | |
Опубликовать на интернет-сайте ДОУ и в городской газете материалы по итогам проекта. | С 02 по 14 июня 2014 года | Ст.воспитатель | |
Провести мониторинг детей занимавшихся иппотерапией | С 15 июня по 30 июня 2014 года | Ст.воспитатель |
7. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются индивидуальные предприниматели, работники с подсобным хозяйством по разведению лошадей, музейные работники, библиотекари, работники конезавода им. Ст.Вастильева, коллектив детского сада «Сардана».
По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:
Всего педагогов 10 Высшее образование 4, Средне специальное образование 5 Неоконченное высшее образование 1.
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет 5 педагогов, До 40 лет 3, До 50 лет 2.
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет 3 педагога, До 10 дет 4, До 15 лет 1, До 25 лет 2.
По категорийности:
Первая категория 3, Вторая категория 7.
Таким образом, профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
8. Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится за счет спонсорской помощи от организаций, родителей.
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта
№ п/п | Наименование мероприятий | Ориентировочная стоимость |
1 | • примерных основных программ дошкольного образования; | До 2000 рублей |
2 | • методического обеспечения программ; | |
3 | • бумагу «Снегурочка»; папки, файлы | До 3000 рублей |
4 | • принтер; цифровой фотоаппарат | До 6000 рублей |
5 | Ресурсы сети Интернет | По бюджетной смете |
6 | Подписка на СМИ | До 8000 рублей |
7 | Покупка пони | Около 40000 рублей плюс транспортные расходы. |
8 | Заработная плата по договору | Около 30000 тысяч в год |
9.Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
10 Выводы
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами по оздоровлению детей как использование иппотерапии, внедрение детей в сельскохозяйственную отрасль при этом не выходя за рамки федеральных государственных требований. В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только привить интересы коневодства детям, но и дадут толчок для ее развития в будущем
Проект в дальнейшем может быть продолжен при положительных оцениваниях и отзывах по результатам проведения мониторинга.
- подготовить тематическую презентацию (творческое выступление) в
честь празднования года села в Якутии.
- Руководитель проекта
старший воспитатель первой квалификационной категории
Михайлова Ольга Валерьевна
11. Литература
- Абрамов А.Ф. Воспроизводство и кормление якутских лошадей. Якутск, Якутское кн. йздат. 1977.
- Алексеев Н.Д. Реакция чистокровных и помесных якутских лошадей к низким температурам. В сб.: Биологические и медицинские проблемы Севера. Якутск, 1972
- Алексеев Н.Д., Винокуров И.Н., Иванов Р.В., Шахурдин P.M. Племенная работа с якутской породой лошадей. Сб. материалов научн. экспедиции. Новосибирск, 1993-С.
- Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск, 1989
- Аммосова Т.В. Производство кумыса, Якутск: кн.изд. 1974
- Анашина Н.В., Солнцева Г.Л., Собянина А.А. Рациональное использование конского мяса / Труды ВНИИ коневодства. — Рязань: Московский рабочий, 1974
- Андреев Н.П., Винокуров И.Н., Аммосов И.И. Традиционный метод выращивания молодняка лошадей якутской породы. Интенсификацияживотноводства в Якутии. Сб.научн.тр.Якут. НИИСХ — Новосибирск, 1990
- Винокурова У.А «Кун Дьэьэгэй Айыы», 2011
- Габышев М.Ф. Якутская лошадь. Якутск Кн. изд. 1972.
- Габышев М.Ф. Якутское коневодство. Якутск кн. изд. 1966.
- Гурьев И.П. К вопросу о происхождении якутской лошади. В сб. Териологические исследования в Якутии» Якутск. Изд.ЯФ СО АН СССР 1983
- Калмыкова С.В «Лошади»
- Макаров Егор, фотоальбом «Саха сылгыта»;
- Носков Н.М. О поведении домашних животных. В кн.: Поведение животных и проблемы одомашнивания. М.: Наука, 1969
- План племенной работы с якутской лошадью на 1981 1990 гг. Якутск Кн.издат., 1983
- Павлова З.Е «Кыл – сиэл оноьуктар»;
- Сайгин И.А. Коневодство и кумысоделие. — Уфа: Кн. изд. 1985
- Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. Т. 1 — СПб, 1896.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста
В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....
Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»
Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с произведениями художников Республики Саха (Якутия.
Краткое содержание доклада "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с произведениями художников РС(Я)"...
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям народа саха через орнаментальное искусство и изготовление оберега
Презентация к мастер-классу по изготовлению оберегов...