Знакомство детей с хохломой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шараг Олеся Анатольевна

Конспект занятия старшей группы

Тема: " знакомство детей с хохломой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждения г. Москвы

Детский сад № 978

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С ХОХЛОМОЙ»

Составила воспитатель:

Шараг Олеся Анатольевна

Г. Москва

Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи.
  2. Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т.д.) особенности красок.
  3. Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.

Методические приемы:

  1. Вопросы воспитателя при рассматривании «экспонатов» выставки.
  2. Использовании грамзаписи .
  3. Игра «ярмарка»

Материал:

  1. Предметы с хохломской росписью – мебель, посуда.
  2. Предметы деревянные с другой росписью.

Ход занятий:

Перед тем, как идти на выставку, воспитатель сообщает  детям, что сегодня они  пойду на интересную выставку.

Дети сидят на стульях. Перед ними выставлены предметы  с хохломской росписью. С одной стороны предметы мебели (стол, стул, скамеечка), с другой стороны разнообразная посуда, перед тем как сесть воспитатель предлагает пройти и посмотреть все выставленные предметы.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на все эти  предметы и сказать, что это за предметы, как назвать одним словом эти предметы «показать на мебель». А как можно назвать одним словом эти предметы? «показать на стол с посудой». Что общего все у этих предметов, какие они? Если дети затрудняются , спросить: «Из чего они все сделаны?» Да, все эти предметы деревянные, красивые? «Узоры красивые» А кто знает, как называется  такая роспись? Если дети не ответят, сказать самой. Ребята, это, хохломская роспись.

Предложить всем детям повторить хором, потом спросить нескольких детей индивидуально.

Воспитатель:  Это все хохлома. Наша выставка называется «Хохломская роспись». Давайте рассмотрим крышку стола. Что вы видите в этом хохломском узоре?

Дети:  Мы видим листики, завитки травку, ягоды.

Воспитатель: А какие эти ягоды?

Дети: Рябина, смородина.

Воспитатель: А что мы можем сказать про узор на скамейке (стуле). Есть что-то  общего с узором на столе?

Дети: Да, и там и здесь есть листочки, ягоды, травка, завитки.

Воспитатель:  А одинаковые листочки?

Дети: Нет, они другой формы.

Воспитатель: А  ягоды?

Дети: Тоже разные, там рябина, а  здесь смородина или клубничка.

Воспитатель: Вот мы с вами рассмотрели крышку стола и стула. Подумайте и скажите, какие же элементы  есть в хохломском узоре?

Дети: Листья, ягода, травка, завиток.

Воспитатель: А что общего между узором на крышке стола и стула?  Дима иди, покажи какие элементы здесь одинаковые. Покажи травку на столе и стуле.(Ребенок показывает). Саша, а ты покажи завитки на стуле, и на столе( ребенок показывать).

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим  предметы посуды. Расскажите, какие здесь элементы хохломской росписи вы видите?

Вызов детей, указкой дети показывают и называют элементы хохломской росписи. После рассматривания воспитатель подводит  итог: «Все эти предметы сделали мастера по хохломской росписи. Их сразу же можно отличить от других деревянных предметов по элементам узора(ягоды, травка, завиток, листья) и по особенной окраске.

Воспитатель:  Ребята, какие краски вы здесь видите?

Дети: Красная, желтая, Черная, золотая.

Воспитатель:  А на каком фоне мастера рисовали свои узоры?

Дети: На черном и золотом.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам расскажу о мастерах хохломской росписи.

Рассказ воспитателя.

Наша страна очень большая. В ней много городов, сел, рек. Одна из самых больших рек-Волга. Если мыс вами сядем на пароход, то через три дня приплывем в село, которое называется Хохлома. В этом селе и делают эти красивые изделия. Много-много  лет тому назад крестьяне этого села стали делать такие красивые изделия. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь такую красоту. Но где, же взять простому бедному человеку золото! И тогда придумали они очень интересный способ изготовления такой посуды «золотой» из дерева. Сначала они вырезали из дерева разную посуду- тарелки, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную  посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под  лаковой пленкой начинало гореть как золото.

Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской». Теперь в советское время, на фабрике работают много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.

Вокруг села была очень красивая природа. Мастера после работы выходили на лужайку, поляны. На берега рек ,В лес, отдыхали, видели красивые цветы, кусты, деревья и потом всю эту красоту переносили на свои узоры. Вы видите во всех узорах только растения, здесь нет птиц, животных, а только растения. Очень любили люди на красивых полянах петь песни, водить хороводы. Представьте себе, что вы вышли вместе с мастерами на такую поляну, давайте мы с вами попляшем под русскую народную музыку, под которую водили свои хороводы мастера из села Хохлома.

  Физкультминутка.

Под русскую народную мелодию дети свободно пляшут.

Воспитатель: Отдохнули?  Вот и мастера отдохнут, а потом приходят на свои места и продолжают свою работу. Вам  нравятся хохломские изделия? Давайте еще раз на них полюбуемся и рассмотрим. (рассматривают предметы посуды).

Какие элементы хохломской росписи вы тут видите? Какой фон? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем, и я посмотрю, как вы сможете найти предметы с хохломской росписью. У меняна столе много разных предметов. Как вы думаете, что общего у всех этих предметов?(ответы детей)

Если дети затрудняются, подсказать: «из чего они все сделаны?».

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Да, все эти предметы деревянные. А еще что у них общего?( ответы детей).

 Если дети затрудняются, подсказать: Они просто деревянные или на них что –то нарисовано?

Дети: Эти предметы расписаны разными узорами.

Воспитатель: Да, все эти предметы расписаны разными узорами. Вот  сейчас попробуем среди всех этих предметов найти хохломские изделия.

Воспитатель называет детей. Вызванный ребенок должен не только выбрать предмет, но и объяснить, почему он решил, что это хохломские изделия, т.е. назвать элементы хохломской росписи.

После игры воспитатель обращается к детям: Я вам уже говорила, что мастера  продавали свои изделия, где? На ярмарке. Вот сейчас у нас с вами тоже будет ярмарка.

Воспитатель одевает красивую шаль, берет поднос, на котором лежит ложки и хохломской и с другой росписью.

Воспитатель: Вы все можете на ярмарке купить себе ложку. Но одно условие, покупать можно только хохломские ложки.  Будьте внимательны и берите у меня только хохломские ложки.

Воспитатель предлагает  детям подойти к ней или сама обходит всех детей и предлагает каждому выбрать себе ложку. Когда все дети купили себе ложку, воспитатель проходит  и выбирает тех, кто купил себе не хохломскую ложку. Предлагает найти на его ложке элементы хохломы.

Воспитатель: На твоей ложке есть завитки? А ягоды? А травка? А листочки? Ничего нет, значит это хохломская ложка или нет, ты был не  внимательный и купил себе не то, что просила.

После анализа Покупок  воспитатель подводит итог.

Воспитатель: Сегодня, ребята. Мы с вами узнали о мастерах интересной росписи по дереву. Как эта роспись называется? Да, хохломская, хохлома. Такую роспись могут делать только на нашей родине, в России и больше нигде. Вот какие прекрасные мастера живут и трудятся в нашей стране. Когда вы вырастите, может быть, кто-то из вас тоже захочет стать мастером хохломской росписи и вашими изделиями будут любоваться все люди, как мы с вами сейчас любуемся вот этими красивыми хохломскими изделиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект интегрированного занятия с использованием современных образовательных технологий на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»

Формировать у детей представления, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Познакомить с харак...

Конспект занятия на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»

Конспект занятия включает в себя особенности формирования у детей представления о декаративно -прикладном искусстве. По средствам данного занятия пополняется багаж знаний детей о средсвах художественн...

Конспект занятия по художественному творчеству " Знакомство с искусством Хохломы"

Материал для занятия по художественному творчеству "Знакомство с искусством Хохломы- рассматривание предметов с Хохломской росписью"...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими народными промыслами. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русскими  народными промыслами.(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово) Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных про...

Конспект занятия в старшей группе Тема: "Знакомство детей с хохломой"

Знакомство детей с хохломой. Познакомить детей с народным декоративным искусством, рассказать им о мастерах хохломской росписи....

Педагогический проект «Золотая Хохлома», как средство знакомства детей с народными промыслами России.

Особую значимость в настоящее время имеет возрождение народных промыслов и традиций. В наш век новых технологий, бешеного темпа жизни постепенно забывается исконно русское, наше. Люди теряют связь с п...