План-конспект НОД с детьми пятого года жизни с элементами исследовательской деятельности. Тема "На птичьем дворе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
В педагогике существует специальный термин - «исследовательское обучение». Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся та деятельность,где они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и вместе ставят такие же опыты дома. При этом у детей формируются умения выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения и проверять их, делать выводы в соответствии с результатами проверки, и делать обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_dvorike_office_word_97_-_2003.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы “Образовательный центр” села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области структурное подразделение детский сад “Зорька”
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми пятого года жизни с элементами исследовательской деятельности тема: «На птичьем дворе».
Воспитатель: Степанова Светлана Евгеньевна.
Итоговое мероприятие: Создание коллективного панно «Мы подружились с воздухом».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность».
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
- Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
наблюдения за ветром, проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха, эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка, изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); мыльные пузыри (по количеству детей); игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); 2 подноса; кораблики из пенопласта с бумажными парусами, сосуд – «море» для корабликов; салфетки бумажные (по количеству детей); веера (по количеству детей); апельсин, чеснок в закрытых контейнерах; воздушные шары (по количеству детей).
Логика образовательной деятельности
Хозяюшка- воспитатель:
Здравствуйте, ребята, я рада, что вы опять заглянули ко мне в гости, я вас уже заждалась, приготовила для вас сюрприз, но сначала отгадайте загадки и вспомните, кто живёт у меня на птичьем дворе.
Загадки:
*Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок, на ногах его копытца ест и пьёт он из корытца. (поросёнок).
*Каждый вечер так легко, она дает нам молоко, говорит она два слова как зовут её…(корова)
*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый закудрявились рога. (барашек).
*Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит, молоко из миски пьёт, ну конечно это (кот).
*Проживает во дворе, в личном доме конуре и на всех кого не знает, то рычит она, то лает (собака).
* Явился в желтой шубке: прощайте, две скорлупки! (цыпленок).
*Зеленые глаза - всем мышам гроза (кошка).
*Стоит копна посреди двора, спереди - вилы, сзади - метла (корова).
*Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, нападает на клубки, прячет в лаки коготки! (котенок).
*Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый (поросенок).
*Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица).
*Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок).
*В воде купался, сух остался (гусь).
На моём дворе живут два весёлых гуся и они споют весёлую песенку. (Дети надев маски гусей поют русскую народную песенку «Жили у бабуси…».
Воспитатель: Гуси любят играть в игру «Кто лишний?» а вы хотите поиграть?
Проводится дидактическая игра «Кто лишний?».
Воспитатель: Молодцы, быстро справились. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (подходят к лаборатории). Самый чистый воздух там, где много деревьев и цветов. А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Посмотрите внимательно.
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Да, он невидимый, но он всегда вокруг нас! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. Поймаем воздух.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Вам он ничего не напоминает?
Дети: Надувной матрас! А ещё спасательные нарукавники и даже спасательный круг.
Воспитатель: Конечно, ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли мне разобрать игрушки, теперь и вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Теперь вы знаете: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2. Подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Игра «Мыльные пузыри» (под музыку).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: Конечно, воздух!
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к нам попадает?
Воспитатель: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте подышим нашими носиками. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. поиграем с салфеткой.
Воспитатель: пройдите к столу и возьмите, пожалуйста, салфетки. Подышите ещё раз, держа салфетку пере лицом. А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Дети: Мы дуем!
Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра « Кораблики».
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. поиграем с веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет! Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Идёмте ко мне домой, я угощу вас, вы наверное устали? (дети проходят и садятся на стульчики, появляется запах чеснока).
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Воспитатель: Как чесноком запахло! Но нос закрывать нельзя, без воздуха можно задохнуться. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они все погибнут. А сейчас, чем вкусненьким у нас запахло?
Дети: Мандарином! (Угощает хозяйка ребят мандаринами).
Воспитатель: Ребята, если вам не по нраву неприятный запах, нужно открыть форточку, и в группу прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.(воспитатель показывает иллюстрации):
Что вы сегодня узнали о воздухе?
Создают коллективное панно «Мы подружились с воздухом» наклеивая иллюстрации проведенных опытов на ватман.
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1);
Что воздух легче воды (рис.2);
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей (рис.3);
Без воздуха ничто живое не может жить;
Воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.4,5);
Что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (рис.6);
Воспитатель: Хочется подарить вам на память немного нашего деревенского воздуха (из-за домика вылетают много воздушных шаров).
И нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план НОД по театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни
План поможет воспитателям ДОО организовать работу по театрализованной деятельности...
КОНСТРУКТ организации образовательной деятельности с детьми пятого года жизни
Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с воспитанникамиТема: Транспорт.Используемые технологии: игровая.Форма организации: групповаяУчебно-методический комплект:...
НОД изобразительная деятельность. Тема: Птичий двор.
к ребятам обратился за помощью Незнайка .Ему очень хотелось бы увидеть птичий двор и его обитателей....
Интегрированное занятие с детьми пятого года жизни. Тема "Помните друзья! С огнём шутить нельзя!
Цель данного занятия-дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, но так же может быть опасен....
Конспект совместной деятельности с детьми пятого года жизни
Конспект совместной деятельности с детьми пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре "Магазин". Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста...
НОД изобразительная деятельность. Тема: Птичий двор.
НОД изобразительная деятельность. Тема: Птичий двор....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми пятого года жизни по познавательному развитию. Тема: «Животные на Великой Отечественной войне».
Цель: ознакомление детей с «профессиями» животных в годы Великой Отечественной войны и воспитание заботливого отношения к «братьям нашим меньшим»...