Комплексные формы работы с детьми по экологическому образованию
учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему

 

Наблюдение - сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства, качества предметов и явлений, выделять индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношений, в которых они находятся. Деятельность наблюдения основывается на чувственном восприятии объектов, включает интропритацию и осмысление полученной информации. В дошкольном возрасте наблюдение важный способ познания окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka-pohod.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка - поход «Листопад в лесу»

Общее расстояние - 1,5 км Продолжительность - 1 ч Программный материал:

Движения: ходьба в приседе, полуприседе, на носках, с закрытыми глазами; бег галопом, с кружением на месте, змейкой; прыжки на месте на двух и одной ноге, вверх из приседа с доставанием ветки дерева, с поворотом на 180°, с двойным поворотом; влезание на дерево. Природа: наблюдение листопада. 1. Перед выходом вспомнить стихи и загадки об осени:

Листопад

Опавшей листвы разговор еле слышен: - Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад: на пороге морозы! (Т.О. Капотов.)

Листики

Праздник осенью в лесу - и светло, и весело. Вот какие украшенья осень здесь развесила. Каждый листик золотой - маленькое солнышко. Соберу в корзину я, положу на донышко. Берегу я листики... Осень продолжается. Долго у меня праздник не кончается. (А. Шибыцкой.)

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)

Все паны поскидали кафтаны. Один пан не снял кафтан. (Листва и хвоя.)

Отметить наиболее характерные признаки осени, сообщить цель похода - наблюдение листопада. Во время перехода до места стоянки предусматриваются разные виды и способы движений, в зависимости от рельефа местности. Часть пути целенаправленно предусматривается как естественная полоса препятствий в природных условиях: дети идут мелким и широким шагом между деревьями, в приседе и полуприседе - под ветками; подпрыгивают, доставая ветки деревьев; перепрыгивают кочки, выступающие корни деревьев, узкие канавки. Для кратковременной остановки выбирается такое место, где широко представлены породы лиственных и хвойных деревьев. Обратить внимание на красивое сочетание разноцветных листьев с зеленой хвоей и голубым небом. Отметить, что расцветка листьев у разных деревьев неодинакова. Послушать, как шумят деревья на ветру. Оставшуюся часть пути до стоянки дети проходят быстрым шагом.

  1. На стоянке дети наблюдают, как падают листья, как много листвы на земле: здесь и яркие свежие листья, и уже потемневшие. Обратить внимание, как по-разному падают листья у различных деревьев: у осины - стремительно вниз, у клена - долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю.
  2. Игры и упражнения,

«Листопад». Дается задание найти по два самых крупных ярких листа. Воспитатель говорит, что каждый из детей будет тем листочком, который у него в руках, и продолжает: «Пришла осень, листья на деревьях из зеленых превратились в разноцветные - желтые, красные, рыжие, коричневые. Висели листья на высоком дереве (дети поднимают руки с листочками вверх), а потом оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю, коснулись земли и затихли, как будто уснули. Подул слабый ветерок, подхватил листочки и стал их кружить медленно-медленно (дети кружатся на месте). Поиграл листочками и затих. А потом налетел сильный ветер и погнал листочки вдоль дороги, по лесу, устроил настоящий веселый листопад (дети бегают по поляне с листочками, кружатся, прыгают, выполняют прыжки с поворотами)».

«Послушные листья». Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям: «Я - ветер, вы - листья. Ветер спит, и листья уснули (все приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед), закружились листья на месте; стих ветер, листья отдыхают».

«Что я слышу?». Предложить детям послушать, закрыв глаза, как падают листья, шумит ветер. Пошуршать листвой при ходьбе, не отрывая ног от земли («лыжный шаг»), кружась на месте и с продвижением вперед, подбрасывать ногами листья вверх.

Самостоятельная деятельность: влезание на дерево (обеспечить страховку), наблюдение за птицами, сбор листьев, желудей.

  1. Короткая дорога обратно.

Последующая работа:

  1. принесенные листья складываются в большую корзину; детям предлагается самостоятельно провести игру «Листопад»;
  2. рисование на тему «Листопад»;
  3. проведение выставки детских работ;
  4. оформить рисунки в паспарту и преподнести в подарок детям и взрослым с автографом;
  5. несколько работ оставить в альбоме «С вернисажа» (на память о походе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема.

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема....

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного  осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с при...

Тренинг – одна из форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Тренинг – одна из форм работы с детьмипо экологическому воспитаниюТренинги бывают разные. И темы обсуждаются всякие. И формыпредлагаются неожиданные. Тренинг давно стал ведущим форматом в работе...

Консультация для педагогов Формы работы с детьми по экологическому воспитанию

1.Организованная образовательная деятельность (занятия)2 Экскурсии3 Экологические праздники и досуги4 Экологические акции5Ознакомление детей с природой в повседневной жизни6 Труд детей в природе7 Рабо...

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»

Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....