Комплексные формы работы с детьми по экологическому образованию
учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему
Наблюдение - сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства, качества предметов и явлений, выделять индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношений, в которых они находятся. Деятельность наблюдения основывается на чувственном восприятии объектов, включает интропритацию и осмысление полученной информации. В дошкольном возрасте наблюдение важный способ познания окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka-pohod.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка - поход «Листопад в лесу»
Общее расстояние - 1,5 км Продолжительность - 1 ч Программный материал:
Движения: ходьба в приседе, полуприседе, на носках, с закрытыми глазами; бег галопом, с кружением на месте, змейкой; прыжки на месте на двух и одной ноге, вверх из приседа с доставанием ветки дерева, с поворотом на 180°, с двойным поворотом; влезание на дерево. Природа: наблюдение листопада. 1. Перед выходом вспомнить стихи и загадки об осени:
Опавшей листвы разговор еле слышен: - Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад: на пороге морозы! (Т.О. Капотов.)
Праздник осенью в лесу - и светло, и весело. Вот какие украшенья осень здесь развесила. Каждый листик золотой - маленькое солнышко. Соберу в корзину я, положу на донышко. Берегу я листики... Осень продолжается. Долго у меня праздник не кончается. (А. Шибыцкой.)
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)
Все паны поскидали кафтаны. Один пан не снял кафтан. (Листва и хвоя.)
Отметить наиболее характерные признаки осени, сообщить цель похода - наблюдение листопада. Во время перехода до места стоянки предусматриваются разные виды и способы движений, в зависимости от рельефа местности. Часть пути целенаправленно предусматривается как естественная полоса препятствий в природных условиях: дети идут мелким и широким шагом между деревьями, в приседе и полуприседе - под ветками; подпрыгивают, доставая ветки деревьев; перепрыгивают кочки, выступающие корни деревьев, узкие канавки. Для кратковременной остановки выбирается такое место, где широко представлены породы лиственных и хвойных деревьев. Обратить внимание на красивое сочетание разноцветных листьев с зеленой хвоей и голубым небом. Отметить, что расцветка листьев у разных деревьев неодинакова. Послушать, как шумят деревья на ветру. Оставшуюся часть пути до стоянки дети проходят быстрым шагом.
- На стоянке дети наблюдают, как падают листья, как много листвы на земле: здесь и яркие свежие листья, и уже потемневшие. Обратить внимание, как по-разному падают листья у различных деревьев: у осины - стремительно вниз, у клена - долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю.
- Игры и упражнения,
«Листопад». Дается задание найти по два самых крупных ярких листа. Воспитатель говорит, что каждый из детей будет тем листочком, который у него в руках, и продолжает: «Пришла осень, листья на деревьях из зеленых превратились в разноцветные - желтые, красные, рыжие, коричневые. Висели листья на высоком дереве (дети поднимают руки с листочками вверх), а потом оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю, коснулись земли и затихли, как будто уснули. Подул слабый ветерок, подхватил листочки и стал их кружить медленно-медленно (дети кружатся на месте). Поиграл листочками и затих. А потом налетел сильный ветер и погнал листочки вдоль дороги, по лесу, устроил настоящий веселый листопад (дети бегают по поляне с листочками, кружатся, прыгают, выполняют прыжки с поворотами)».
«Послушные листья». Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем лесу листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят...
Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям: «Я - ветер, вы - листья. Ветер спит, и листья уснули (все приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед), закружились листья на месте; стих ветер, листья отдыхают».
«Что я слышу?». Предложить детям послушать, закрыв глаза, как падают листья, шумит ветер. Пошуршать листвой при ходьбе, не отрывая ног от земли («лыжный шаг»), кружась на месте и с продвижением вперед, подбрасывать ногами листья вверх.
Самостоятельная деятельность: влезание на дерево (обеспечить страховку), наблюдение за птицами, сбор листьев, желудей.
- Короткая дорога обратно.
Последующая работа:
- принесенные листья складываются в большую корзину; детям предлагается самостоятельно провести игру «Листопад»;
- рисование на тему «Листопад»;
- проведение выставки детских работ;
- оформить рисунки в паспарту и преподнести в подарок детям и взрослым с автографом;
- несколько работ оставить в альбоме «С вернисажа» (на память о походе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема.
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема....
Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию
Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...
Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию
Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с при...
Тренинг – одна из форм работы с детьми по экологическому воспитанию
Тренинг – одна из форм работы с детьмипо экологическому воспитаниюТренинги бывают разные. И темы обсуждаются всякие. И формыпредлагаются неожиданные. Тренинг давно стал ведущим форматом в работе...
Консультация для педагогов Формы работы с детьми по экологическому воспитанию
1.Организованная образовательная деятельность (занятия)2 Экскурсии3 Экологические праздники и досуги4 Экологические акции5Ознакомление детей с природой в повседневной жизни6 Труд детей в природе7 Рабо...
Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»
Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....