Консультация для педагогов Формы работы с детьми по экологическому воспитанию
консультация
1.Организованная образовательная деятельность (занятия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_detmi_po_ekologich.vospitaniyu.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию 1.Организованная образовательная деятельность (занятия)
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами – наглядными, практическими и словесными.
Экологические занятия, как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию.
Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных,
живущих по соседству с детьми) позволяет им надпить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте. • Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения. • Программное содержание - это конкретно сформулированные воспитательно- образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения. • Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение.
- Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них, физкультминутки и пр. Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. Первично-ознакомительный тип занятий, Обобщающий тип занятий, Углубленно-познавательный тип занятия
Экскурсии
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию наблюдательности.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Намечает воспитатель экскурсию исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Экологические праздники и досуги
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы
вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.
Экологические акции
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение
окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.
- акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
- акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.
Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.
А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы.
Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.
Труд детей в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных.
Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т.д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания
Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы: анкетирование, проведение опросов Родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, консультации; Оформление наглядной информации экологической направленности ;Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т.д
.Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах. Привлечение
родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада; Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей,
выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.
А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема.
Формы работы с детьми по экологическому воспитанию. Схема....
Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию
Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...
Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию
Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с при...
Тренинг – одна из форм работы с детьми по экологическому воспитанию
Тренинг – одна из форм работы с детьмипо экологическому воспитаниюТренинги бывают разные. И темы обсуждаются всякие. И формыпредлагаются неожиданные. Тренинг давно стал ведущим форматом в работе...
Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»
Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....
Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация праздников»
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации.Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются осн...