Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию
консультация (подготовительная группа) на тему

Ханиева Гульназ Максумзяновна

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относиться к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ДОУ должно быть формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodoohrannaya_aktsi1.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Природоохранная акция – как одна из действенных

форм работы  с детьми по экологическому воспитанию

     Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время. В наше современное время все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Сколько вырубается лесов, загрязняется водоемов, сколько гибнет растений и животных! Из года в год ситуация не улучшается, а только усугубляется.

     Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ? Видимо, нужна целая система мер и рациональных методов оздоровления природы и сохранения ее.

     Но никто нам не поможет, пока мы сами этого не захотим. От нас, от разумных существ, зависит, как долго будут расти леса, петь птицы, плескаться рыба в наших реках. Хочется призвать всех людей: «Помогите природе, помогите себе, чтобы быть здоровыми, не бояться за завтрашний день. Помогите нашим будущим поколениям жить еще не одно тысячелетие!».

     Поэтому очень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относиться к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ДОУ должно быть формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

     Давайте учить детей любить родную природу – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус.

       Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при  развитии  у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
  • в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
  • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
  • природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

    Широкий  спектр  структурных  компонентов  акции  позволяет  сделать  данную  работу  наиболее  интересной  и  привлекательной.

     Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами экологического воспитания.  На наиболее интересных  хочется остановиться подробнее.

 Экологические экскурсии-экспедиции.

    Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать» книгу природы.

     Содержанием экскурсий может стать исследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в благоприятной экологической обстановке:  вдоль забора, на пустыре и т.д.).

   Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

   Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе.  Результаты работы оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

     Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

     Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

    Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

     На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологический музей.

     Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

     Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.

     Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

     Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

     В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

   Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Уроки доброты.

      Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

      Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

     Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

      Длительность  не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

      Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические игры.

      Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).

     Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

     Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

     Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Экологические плакаты.

     Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу за защиту окружающей среды.

   Экологический  плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».

      Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества ребенка.

          Природоохранные  акции  являются  действительно  эффективной  формой  работы  по  формированию  у  детей  представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой.

               Мы же в свою очередь  для работы по экологическим акциям  используем следующие методы: проведение бесед, занятий, игр по экологическому воспитанию; просмотр видеофильмов; чтение художественной литературы; придумывание совместно с детьми экологических сказок; изготовление экологических  рисунков и т.д.

     Были проведены следующие  экологические акции. В сентябре  мы беседовали с детьми на тему «Кладовая  природы», результатом которой стало изготовление  совместно с родителями плаката «Правила поведения в природе» и создание альбома «Гербарии лекарственных растений». В ноябре – акция «Поможем нашим пернатым друзьям», результат – изготовление кормушек для птиц, регулярное прикармливание зимующих птиц. В декабре стартовала акция «Не рубите елки!», результат – украшение искусственной новогодней елки в группе. В апреле акция «Встречаем перелетных птиц», результатом данной акции стало изготовление совместно с детьми и их родителями скворечника. И, наконец, в мае - акция «Разноцветная планета», результатом которой станет  проведение субботника с детьми на участке детского сада, а также ее озеленение.

      Работа по экологическим акциям с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду приносит свои  результаты: выходя на улицу, дети стали задумываться о том, чтобы не растоптать муравейник или цветок, стали экономно расходовать воду. Также во многих семьях детей приобрели искусственные елки, стали соблюдаться правила поведения в природе.  После Новогоднего праздника ребята подсчитывали количество увиденных выброшенных елок, с целью понимания того, что двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева. Традиционный новогодний утренник в детском саду проходит  вокруг искусственной елки, этим учреждение демонстрирует на деле бережное отношение к живым елям.

    Участие в экологических акциях помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.

 

Список используемой литературы

    1. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Метод рекомендации для дошкольных учреждений. - 1993.

     2.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 2002.

     3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. - М., 2002.

     4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия реализации её в детском саду. М., 1999

     5. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. комплекс по экологическому образованию дошкольников. - М., 1998.

     6. Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1995.

     7. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2002.

     8. Экологическое воспитание дошкольников / Под. ред. A.M. Федотовой. - Пермь,1992.

     9. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под редакцией Л.H. Прохоровой. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Школа «Молодой родитель» - как одна из действенных форм работы с семьей»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи всегда была актуальной.Рассмотрим нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей....

Природоохранная акция – как одна из действенных форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Jчень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, т...

Тренинг – одна из форм работы с детьми по экологическому воспитанию

Тренинг – одна из форм работы с детьмипо экологическому воспитаниюТренинги бывают разные. И темы обсуждаются всякие. И формыпредлагаются неожиданные. Тренинг давно стал ведущим форматом в работе...

Активные формы работы с детьми по экологическому воспитанию «Организация природоохранных акций «Защити птиц и животных»

Формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных....

Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников

VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом  выживания челове...