В гостях у левовичка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
детский сад «Тополек».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию
(формирование целостной картины мира)
Средняя группа «Капельки»
(4-5 лет)
Тема: «В гостях у Лесовичка»
Воспитатель:
Шаякбарова
Любовь Николаевна
г. Советский. 2013 г.
Тема: «В гостях у Лесовичка»
Программное содержание:
Образовательная область | Познание (формирование целостной картины мира |
Интеграция образовательных областей | «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность». |
Тип НОД | Познавательно - развивающая |
Возраст детей | 4-5 лет. |
Форма проведения НОД | Прогулка по весеннему лесу |
Форма организации | Подгрупповая, 10 детей |
Виды детской деятельности | Коммуникативная (беседа, отгадывание загадок, ответы на вопросы, дыхательная гимнастика), чтение художественной литературы (чтение стихотворения), трудовая (совместная деятельность), познавательно – исследовательская (наблюдение, решение проблемной ситуации), музыкально- художественная (слушание музыки), игровая (игры с правилами), конструктивная (конструирование из геометрических фигур). |
Цель: | Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе весной |
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, выделять признаки весны, уточнять и закреплять интерес к жизни животных в лесу, формировать у детей познавательный интерес окружающему миру, родной природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, о правилах поведения в лесу, продолжать ориентироваться в окружающем мире, закрепить знания детей о животном мире, отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, развивать логическое мышление, воображение, фантазию, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе, , формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Развивающие
Развивать речь, мышление, внимание, воображение и восприятие, мелкую моторику, развивать познавательную активность посредством включения предметных моделей
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к окружающей природе, воспитывать культуру поведения в процессе работы, развивать умение заботиться о своем здоровье, и потребность быть здоровым.
Место проведения: средняя группа «Капельки».
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Модель «Зимнего леса , преобразовывается в «Весенний лес», тазик с водой, губки для детей, мост, мультимедийная установка, презентация, диск с записями «Звуки весенного леса»(музыкальное сопровождение)
Раздаточный: геометрические фигуры, макеты «Подснежники» для дыхательной гимнастики»
Предварительная работа:
Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций, наблюдение на участке, чтение рассказов о животных, просмотр презентаций о лесе, о животных, загадывание загадок о животных.
Словарная работа: Лесовичок, проталины.
Методы и приемы:
- Загадывание детьми загадок.
- Игровой прием «Письмо от Лесовичка»
- Повторение правил поведения в лесу.
- Решение проблемной ситуации.
- Беседа о природе весной.
- Игра с Лесовичком.
- Игра «Составление солнца из геометрических фигур»
- Стихотворение о солнце.
- Гимнастика для глаз.
- Игра «Найдите лишнее»
- Физкультминутка «Мишка вышел из берлоги»
- Отгадывание загадок.
- Игра «Ручеек»
- Дыхательная гимнастика «Подснежники»
- Стихотворение в подарок Лесовичку.
- Релаксация «Снеговички»
Воспитатель: Ребята я предлагаю совершить путешествие. Хотите? Но чтобы узнать, куда мы отправимся, нам нужно отгадать две загадки, которые приготовили для вас Костя и Алиса.
Костя: Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
Дети: Весна
Алиса: Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив ножки.
Дети: Береза
Воспитатель: А где весной лучше всего?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Хотите туда отправится? Ребята послушайте, пришло письмо.
Письмо от Лесовичка:
Собирайтесь скорей в необычный поход
Ждут нас тайны лесные,
В лес тропинка зовёт
Воспитатель: Но чтобы попасть в лес нам надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети: Называют правила поведения в лесу: не жечь костры, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не мусорить, не слушать громкую музыку.
Воспитатель: Молодцы! Я надеюсь, что все правила, мы с вами выполним.
Воспитатель: Что бы попасть к Лесовичку в лес, нам нужно перейти через одно препятствие. Начал таять снег и образовалась лужа. Перейти мы через него не сможем. Но как попасть на другую сторону, чтобы попасть в лес? Что же ребята будем делать?
Дети: Высушить лужу с помощью губок и перейти на другую сторону.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. (слайд 1) (звучит музыка весеннего леса)
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок, и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: Что происходит в природе весной?
Дети: Тает снег, бегут ручьи, распускаются листочки. Появляются первые цветы и травка, просыпаются животные и насекомые, прилетают перелетные птицы.
Воспитатель: Как вы думаете, какое становится солнце? А какое весной небо? С приходом весны, что изменяется в лесу?
Дети: Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо, кажется синим – синим. С приходом весны лес и все его обитатели пробуждаются от зимней спячки.
Воспитатель: В лесу много не только интересного, но и сказочного
Присаживайтесь, ребята на брёвнышко. Кого вы видите перед собой?
(слайд 2)
Дети: Лесовичка.
Воспитатель: Но Лесовичок прячется, нам с вами надо сказать, куда он спрятался. И тогда он оживет и появится.
(слайд 3)
Дети: Выполняют задание.
Появляется Лесовичок из природного материала.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я Лесовичок, хранитель лесных богатств. Я для вас приготовил красивую картину весеннего леса. Что же это такое, почему лес опять зимний, Баба Яга вмешалась, без вас мне не обойтись. Помогите превратить зимний лес, в весенний, если вы выполните все задания, то все получится.
Воспитатель: Ребята поможем?
Воспитатель: Ребята лес спит, а может весна победить зиму без солнца. От солнечных лучей снег станет рыхлым, сугробы осядут. Начнет звенеть капель. Что же нам делать?
Дети: Надо солнышко найти.
Воспитатель: А где нам его найти?
Лесовичок: Если вы составите из геометрических фигур солнце, может оно и появится.
Воспитатель: Давайте ребята, постараемся, чтоб солнце появилось.
Дети: собирают солнце из геометрических фигур.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем, Даша знает стихотворение о солнце.
Даша: Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: А подарок посмотрим, как оно светит. Гимнастика для глаз. (слайд 4)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите вот оно солнце.
Воспитатель: Ребята, а какой весенний лес без пения птиц. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают кто?
Дети: Грачи
Воспитатель: Но чтобы птицы прилетели нам нужно весеннее дерево, чтобы птицы вывели птенцов. Что же нам делать?
Лесовичок: А вы поиграйте со мной в игру «Найдите лишнее». Вам надо найти среди перелетных птиц зимующих.
Воспитатель: Посмотрите на картины и скажите кто лишний? (слайд 5)
Молодцы! Вот и наше весеннее дерево, а на нем поют птицы. (звучит музыка – пение птиц).
Воспитатель : Ребята мы с вами оказались у берлоги.
А кто живет в берлоге?
Дети: Медведь.
Воспитатель : Ребята давайте поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги», может медведь и появится?
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся.
Воспитатель : Не появился, может нам еще нужно что – то сделать, чтобы медведь появился?
Лесовичок: Отгадайте загадки и тогда медведь и появится.
У рыженькой малышки,
В дупле грибы и шишки (Белка) ( слайд 6)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса) (слайд 7)
У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц) (слайд 8)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь) (слайд 9)
Воспитатель: Вот и он. А посмотрите, там еще кто – то есть.
Дети: Весной в марте у медведей рождаются медвежата.
Воспитатель: Наш лес постепенно превращается в весенний.
Воспитатель: Но посмотрите, у нас до сих пор лежат сугробы.
Лесовичок: А если мы с вами поиграем в игру « Ручеек». Появятся проталины!
Воспитатель: А как вы думаете, что такое проталины?
Дети: Солнце пригревает все сильнее, и под его лучами начинает таять снег, и начинает открываться земля.
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы произносить слова, которые повторяются. Я встану первой, а вы беритесь за руки и идите за мной. Быстро побежит наш ручеек. Что же увидит он ранней весной?
Звучит веселая музыка. Воспитатель бежит по залу, меняя направление и темп движения. Дети следуют за ним.
Воспитатель. ( Слайд 10)
Улыбаются все люди:
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду-
Красна, красна, красна.
По лугам, лесам, полянам
Идет, идет, идет
И на солнышке погреться
Зовет, зовет, зовет.
В ручье лесном задорно
Звенит, звенит, звенит
И по камням в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Воспитатель: Набегался ручеек, устал. Увидел снежную полянку, решил отдохнуть.
Дети: садятся на ковер. (Звучит музыка весеннего леса)
Воспитатель: На проталинах можно увидеть первые весенние цветы. Какие вы знаете первые весенние цветы?
Дети: Подснежники.
Лесовичок: А если вы сдуете снежные комки своим дыханием, то поляна зацветет подснежниками.
Воспитатель: Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Подойдите, и своим дыханием сдуйте снежные комочки.
Дыхательное упражнение «Подснежники».
Воспитатель: Вот и сдули мы снежные сугробы и посмотрите, наша картина стала весенней, мы ее расколдовали от вмешательства Бабы Яги.
Лесовичок: Как замечательно у нас все получилось! Придется мне эту картину вам на память подарить.
Воспитатель: Ребята, что надо сказать Лесовичку? А в ответ мы ему подарим стихотворение:
Дети:
Жил в лесу лесовичок ,
Очень мудрый старичок,
Он командовал всем лесом,
С величайшим интересом.
Все дедулю уважали,
Все дедуле угождали.
Так бежит за годом год,
Дедушка в лесу живет.
Старичок лесовичок,
Очень милый мужичок.
Дети: Спасибо за прогулку.
Лесовичок: Спасибо за стихотворение, а на прощанье поиграйте со мной?
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами снеговики. Тугие - тугие, под весенними солнечными лучиками снеговик тает, оседает, и наконец, растаял.
Воспитатель: Пора нам с вами возвращаться. Ребята, где мы с вами были, что увидели и узнали интересного? Понравилось, вам такое путешествие. Давайте скажем, до свидания - сказочному лесу!
Самоанализ непосредственно – образовательной деятельности
Тема: «В гостях у Лесовичка»
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе весной.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность».
Виды детской деятельности | Формы работы |
Поисково - исследовательская | Решение проблемной ситуации |
Игровая | Игры с правилами |
Коммуникативная | Беседа, рассматривание слайдов презентации, отгадывание загадок, подводящий диалог. |
Формы организации детей: подгрупповая.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, выделять признаки весны, уточнять и закреплять интерес к жизни животных в лесу, формировать у детей познавательный интерес окружающему миру, родной природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, о правилах поведения в лесу, продолжать ориентироваться в окружающем мире, закрепить знания детей о животном мире, отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, развивать логическое мышление, воображение, фантазию, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе, , формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Развивающие
Развивать речь, мышление, внимание, воображение и восприятие, мелкую моторику, развивать познавательную активность посредством включения предметных моделей
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к окружающей природе, воспитывать культуру поведения в процессе работы, развивать умение заботиться о своем здоровье, и потребность быть здоровым.
Место проведения: музыкальный зал.
Количество детей: подгруппа 10 детей
Содержание НОД
Этапы | Виды детской деятельности | Формы работы | Задачи |
Оргмомент | Игровая | Психогимнастика | Создание благоприятного эмоционального фона, снятие мышечного напряжения детей |
Введение в тему | Коммуникативная | Беседа | Самостоятельное определение темы детьми. Актуализация имеющихся представлений о сезонных изменениях весной |
Создание мотива | Поисково - исследовательская | Постановка проблемной ситуации | Создание мотива у детей |
Постановка детьми цели | Коммуникативная | Подводящий диалог | Самостоятельное определение цели детьми |
Совместная деятельность воспитателя и детей | Коммуникативая Игровая Поисково – исследовательс-кая | Отгадывание загадок Составление разрезной картинки Игры с правилами Экспериментирование с водой | Активизация мыслительной деятельности детей
Введение детей в воображаемую ситуацию |
Самостоятель-ная работа детей | Игровая | Игры с правилами «Ручеек», «Мишка вышел из берлоги» Гимнастика для глаз «Солнышко» | Содействовать проявлению доброжелательного отношения к сверстникам, стремление общению и взаимодействию с ними |
Рефлекция | Коммуникативная Поисково – исследовательс-кая Игровая | Беседа, чтение стихотворения. Наблюдение (мультимедийная установка) Игра «Снеговик» | Выведение детей из воображаемой ситуации Фиксация в речи детей представлений о сезонных изменениях в природе зимой с опорой на наглядность Саморефлекция |
Была проведена предварительная работа: Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций, наблюдение на участке, чтение рассказов о животных, просмотр презентаций о лесе, о животных, загадывание загадок о животных.
Задачи соответствуют уровню развития детей. Закрепляются ранее изученные задачи. На протяжении всего занятия дети были увлечены одним сюжетом. Были использованы разнообразные методы и приемы, которые соответствовали тематике НОД .
Использовала методы
- наглядный: мультимедийная установка.
- словесный: вопросы, пояснения, объяснения.
- игровой: создание игровой ситуации.
В ходе НОД реализовывались здоровьесберегающие технологии: смена деятельности, динамические паузы.
Все дети справились с поставленными задачами. На протяжении всего НОД я старалась поддерживать интерес различными способами мотивации, доброжелательным тоном, эмоциональностью.
Итог: Считаю, что все задачи были реализованы. Все дети справились с поставленными задачами. Дети закрепили знания и умения. От занятия получили положительные эмоции и удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
«В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
Фольклорное развлечение в русской избе....
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Тренинг для детей старшей и подготовительной групп "Мы в гости, к нам гости"
Данный тренинг поможет в игровой форме познакомить детей с правилами поведения в гостях, закрепить эти знания на практике....
Прогулки "В гости к осени", "Осень в гости к нам пришла"
Прогулка по осеннему селу....
Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"
1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...