Проект по ОБЖ для старшей группы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект по ОБЖ (старший дошкольный возраст)
Тема: «Спичка - невеличка»
Вид проекта: средней продолжительности
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность. Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв, среди детей, становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые на прямую, или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травм опасных ситуаций.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. Ребенку необходимо не только сказать «что так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».
Задачи:
1. Расширять представления детей о ППБ;
2. Познакомить с профессией пожарного, воспитывать в детях уважение к такой профессии, как пожарный, почтительное уважение к их нелегкому труду, осознание опасной профессии;
3. Формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено:
- спички;
- газовые плиты;
- печка.
4. Учить детей поведению в экстремальных ситуациях: уметь пользоваться телефоном.
Предполагаемые результаты:
• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.
• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
• Ребенок из пассивного объекта, превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.
Интеграция образовательных областей
в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность»
Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов) .
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
II Разработка проекта:
1. Донести до участников проекта важность данной темы;
2. Создать развивающую среду:
- подобрать методический материал;
- подготовить атрибуты для игровой деятельности;
- подобрать дидактические, познавательные, подвижные игры, по данной теме;
3. Составить перспективный план мероприятий.
4. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
III Выполнение проекта:
1. Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Юные пожарные», «Юные спасатели», «МЧС», «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Спасение попавших в пожар».
Дидактические игры: «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару», «Четвёртый лишний», «Подумаем вместе», «Что произойдёт дальше?», «Холодные - горячие предметы», «Доскажи словечко», «Пожарная безопасность».
2. Речевое развитие
а). Чтение литературных произведений о ППБ;
б). Рассказывание по картинам о ППБ.
в). Беседы с детьми о ППБ;
г). Чтение и заучивание наизусть стихотворений, загадок, пословиц и поговорок.
3. Продуктивная деятельность
Изо:
Аппликация:
Лепка:
4. Работа с родителями
а). Папки передвижки, памятки о ППБ;
б). Консультации для родителей:
- привитие навыков по правилам пожарной безопасности детям старшего дошкольного возраста;
в). Родительское собрание «Профилактика ОБЖ»;
г). Анкетирование «Знаете ли Вы правила ПБ?»;
IV. Форма проведения презентации
1. Организация образовательной среды группы;
2. Открытое занятие на тему «Огонь – друг, огонь-враг»
3. Презентация о ППБ для детей и взрослых .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №62 «Ласточка»
г. Волжский, Волгоградской области
Проект по правилам пожарной безопасности
для детей старшего дошкольного возраста
«Найди ответ»
ЦЕЛЬ:
• Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
ХОД ИГРЫ:
Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.
Ситуации Ответы
Возник пожар. Звони по телефону «01».
В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.
На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.
Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.
Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.
Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».
Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.
«Разложи по порядку»
ЦЕЛЬ:
• Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
ХОД ИГРЫ:
Используются карточки с изображениями:
• Сообщение по телефону «01» о пожаре;
• Эвакуация людей;
• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
• Встреча пожарных;
• Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
«С чем можно играть»
ЦЕЛЬ:
• Развивать внимание, мышление
• Закреплять знания о пожарной безопасности.
ХОД ИГРЫ:
Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару»
Цель: - закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара
- рисование,
- чтение,
- поджигание бумаги,
- пение,
- игра с зажигалкой,
- изготовление поделок,
- прыгание через скакалку,
- поджигание сухой травы и листвы.
- пение хором,
- баловство со спичками,
- игра в снежки,
- зажигание бенгальских огней возле ёлки,
- мытьё посуды,
- умывание,
- игра с зажигалкой,
- игра в мяч.
- лепка из пластилина,
- забыли выключить утюг,
- мытьё рук,
- танцы,
- полив цветов,
- поджигание тополиного пуха,
- чистка ковра,
- игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,
- забивание гвоздей,
- лепка,
- неисправный шнур у гирлянды,
- купание,
- игра с котёнком,
- перегрев телевизора,
- рассматривание книг, вблизи, зажженной газовой плитой,
- мытьё рук.
«Подумаем вместе»
Цель: - закрепить знания детей по ОБЖ;
- продолжить предложения и фразы по смыслу;
- употребление сложноподчинённых предложений;
- развитие сенсорных восприятий.
Если:
Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем.
Если съесть грязную сосульку, то…
Если попробовать незнакомую ягоду, то…
Если идти, не останавливаясь в море, то…
Если к вам на балкон залетел тлеющий окурок с соседнего балкона, то…
Если открывать дверь каждому, кто звонит, то…
Если брать острые предметы, то…
Если у вас поднялась температура, то…
Если
Если взлететь высоко, как птица, то…
Если укусил комар, то…
Если вам предлагают поиграть со спичками, то…
Если вы решили поджечь в квартире бумагу, то…
«Что произойдёт дальше?»
Водитель нарушил правила дорожного движения…
Вода затопила дороги и отрезала на целую неделю город от остального мира. В городе нет пекарни…
В детском саду объявили тревогу, все дети…
Мальчик поранил ногу во время игры в футбол, его команда начинает проигрывать…
Девочка отстала от мамы и заблудилась в большом магазине…
В квартире начался пожар (загорелся телевизор) и папа…
Когда начинается пожар то дети…
Во время праздника в детском саду погас свет…
В городе одновременно остановились все чаты…
«Холодные - горячие предметы».
Каждый ребёнок получает три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий – холодные, жёлтый – тёплые.
Ведущий вперемежку называет различные предметы: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька и т.д.
Дети должны показывать соответствующий кружок. Тот, кто чаще всех ошибается, выбывает из игры.
«Доскажи словечко».
Цель: - помочь детям запомнить основные пожароопасные предметы;
-самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- расширить знания о пожароопасных предметах.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Строчку заканчивает тот, кому передали мяч.
Раньше, если был … пожар.
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с … пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо ……. шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой …….. пожар.
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над … газом?
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в ….. квартире.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил … утюг?
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жёг … траву?
Дым увидел – не зевай.
И пожарных …. вызывай!
Помни каждый гражданин:
Этот номер … 01!
Дым увидел – не зевай.
И пожарных …. вызывай!
Список художественных произведений:
- С.Я.Маршак «Кошкин дом»
- С.Я.Маршак «Пожар»
- С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- К.Чуковский «Путаница»
- Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
- Л.Толстой «Пожар»
- Л.Толстой «Пожарные собаки»
- Б.Житков «Пожар»
- Б.Житков «Дым»
- Б.Житков «Пожар в море»
- В.Гальченко «Огонь невидимка»
- В.Гальченко «Приключения пожарного»
- Т.Кинько «Наш номер 01»
- Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»
- Т.Федорова «Чтоб не ссориться с огнём»
- А.Чувилин, Б.Фонин «Огонь – опасная игра»
- Р.Г.Подольный «Как человек огонь приручил»
- Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
- С.Михалков «Дядя Стёпа»
- Т.Юрмин "Кто плохой?";
- В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
- И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";
- К.Паустовский "Барсучий нос";
- Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
- А. Шевченко "Как ловили уголька"
- Ю.Яковлев «Кто, о чём поёт».
Пословицы и поговорки:
От искры пожар рождается.
Не шути с огнём – можешь сгореть.
Спички не тронь в них огонь.
Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.
Спичка – невидимка да огонь – великан.
Упустишь огонь – не потушишь.
Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.
У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.
Умному огонь – тепло, глупому – ожог.
Пожар слезам не верит.
Не трогай огня – не обожжёшь руку.
С огнём не играй, пожар не затевай.
С огнём да водой не поспоришь.
Огонь никогда не насыщается.
Огонь и друг, и враг.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.
Дым страшнее огня.
От огня убегают, а от дыму задыхаются.
Топор рубит, а огонь с корнем спалит.
Берегись, не ожгись!
Беседа по картинке.
Картинка горящего дома к произведению С.Маршака «Кошкин дом».
Картинка на которой изображены: телефон, ткань, два ведра с водой, пожарный с пожарным шлангом.
- Какое горе случилось у кошки? Вам знакомо этот грустный сюжет?
- Давайте все вместе, по очереди будем рассказывать эту сказку (один начинает, следующий продолжает).
- Как вы думаете, по какой причине загорелся Кошкин дом?
- Посмотрите ещё раз на картинку и расскажите, что потребуется для быстрого тушения пожара?
Работа с текстом.
Инсценировка с помощью настольного театра по рассказу «Тревога».
Тревога.
Мама зайчиха отправила своего сыночка зайчонка в магазин за покупками. Он уже выходил с наполненной сумкой из магазина, как неожиданно на пороге столкнулся с Лисой. Лиса была очень красивая: её рыжая шубка так и переливалась на солнышке, а хвост плавно покачивался.
- Ой, какой замечательный зайчонок! Такой маленький и такой самостоятельный! Ты маме помогаешь?
- Да, тётя Лиса, - робко проговорил зайчонок.
- Ну, какой молодец! А где ты живёшь?
- В-о-о-н за тем поворотом! – показал и ответил он.
- А хочешь, я угощу тебя чем-то очень вкусненьким, ты такого ни разу не пробовал?! Только для этого тебе нужно пойти со мной, в мою норку!
- Нет. Спасибо, тётя Лиса, но мама не разрешает мне брать угощения у чужих.
- А я совсем не чужая, ведь мы с тобой уже почти познакомились! Ты обязательно должен попробовать моё угощение, не отказывайся, а то ты меня обидишь!
- Нет. Я не могу, меня мама ждёт!
- Да мама просто обрадуется, когда узнает, что ты ко мне в гости зашёл. Ну пожалуйста, зайчонок, ну доставь мне такую радость…
Проблемные вопросы:
- Как зайчонку поступить: быть вежливым или насторожиться, и перестать общаться с Лисой?
- Как это сделать?
- А если не сделать, что может произойти с сыночком мамы Зайчихи?
Активные формы работы со стихотворением.
Чтение, беседа и инсценировка стихотворения Ирины Солнышко - «Пожарная машина»
Я пожарная машина,
Полюбуйтесь на меня.
Я пожарная машина,
Всех спасаю от огня.
Как-то раз по телефону
Позвонила мне ворона
И кричит: «Кошмар, кошмар!
Приезжай! В лесу пожар!»
Не теряя ни минутки,
На пожар я быстро мчу,
Не теряя ни минутки,
По дороге я лечу.
И пожарные со мною;
Два бобра и ёж с лисой.
Нас машины пропускают,
Нам дорогу уступают.
Мы приехали и видим:
Лес пылает, лес горит…
Мы приехали и видим:
Птенчик в гнёздышке сидит.
А огонь, как на беду,
Подбирается к гнезду.
Ёж на помощь подоспел
И птенца спасти сумел.
Мы водой огонь тушили,
Поливали целый час.
Мы водой огонь тушили,
Наконец огонь погас.
«Кар, - кричит ворона, - кар!
Победили мы пожар!»
Долго звери нас хвалили –
И пожарных, и меня.
Звери нас благодарили:
«Вы спасли нас от огня!»
А потом нам на прощанье
Звери дали обещанье:
«Про пожар мы не забудем
И с огнём играть не будем!»
Пересказ стихотворения своими словами.
Рассказ «Бумажный самолётик».
Однажды в гости к Пете пришёл его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолёт, а Петя – маленький самолёт. Ребята вышли на балкон и решили запустить игрушки с балкона в полёт.
Андрей бросил с балкона вертолёт. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя запустил бумажный самолёт. Ветерок понёс его, и самолётик приземлился в траве возле детской площадки. На площадке играли в классики знакомые девочки – Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить ещё один самолётик и написать на нём: «С приветом, Танечка!» он вырезал и склеил из бумаги ещё один самолётик, запустил его, но тот не долетел до площадки.
Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробку спичек, лежащих на балконном столике.
- Придумал! – обрадовался мальчик, - я подожгу хвост самолётика, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата.
Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджёг бумажный хвост и бросил горящий самолётик с балкона вниз. Но налетел порыв сильного ветра, который подхватил горящий самолётик и понёс его прямо на соседний балкон.
- Что ты наделал! – закричал Андрей, - Со спичками шутки плохи. Это мне папа говорил.
Но Петя только замахал руками.
- Ничего не случиться! Сейчас бумага сама погаснет.
Горящий комок бумаги, в который превратился самолётик, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжёг их нежные листья.
- Что такое?! – воскликнула соседка Мария Ивановна. Она в это время сидела на своём балконе в кресле и читала внучке лене сказку. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой, хорошо, что она стояла рядом, и залила горящую бумагу. Бумажка съёжилась и потемнела.
- Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! – возмутилась старушка.
Мария Ивановна подняла голову, на минуту задумалась и негромко сказала:
- Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша говорков – мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдёт. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки – не игрушки.
Вечером Мария Ивановна поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям.
- Мария Ивановна! Здравствуйте! – приветливо встретил её папа Пети. – Не ожидал! Заходите, выпейте с нами чайку.
- От чашки чая я, конечно, не откажусь, - согласилась соседка. – Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу – поведать о Петиных проделках.
И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолётика, залетевшего к ней на балкон.
- Хорошо ещё, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было, и горящий комочек бумаги попал бы на половичёк или мягкое кресло, мог бы вспыхнуть пожар.
Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старую учительницу и во всём с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей. Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать.
- Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, - закончила разговор Мария Ивановна.
Она поблагодарила соседей за угощение и пошла домой. Вечером она прочла своей внучке сказку «Кошкин дом».
Вопросы к рассказу «Бумажный самолётик»:
- Кто пришёл к Пете?
- Во что стали играть мальчики?
- Что вырезал и склеил Петя?
- Что вырезал и склеил Андрей?
- Как мальчики играли с вертолётом и самолётом?
- Зачем Петя поджёг бумажный самолётик?
- Куда упал горящий самолётик?
- Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?
- можно ли детям играть со спичками, жечь бумагу, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Что может произойти? Почему?
- Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?
- Зачем Мария Ивановна пошла к соседям?
Моделирование ситуаций:
- Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло.
(кресло начало тлеть и загорелось, и если никого нет дома мог случить большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме,…)
- Если бы горящая бумага влетела в открытое окно любой квартиры.
(вспыхнула сразу тюлевая занавеска на окне и начался пожар,…)
- Если бы горящая бумага упала на сухую траву у дома.
(трава загорелась и мог начаться пожар возле дома,…)
Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».
Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и летят на стеклах звёздочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю ёлку: украшать её колючее зелёное платье, сверкающими бусами, колокольчиками, флажками, гирляндами. Чтобы праздник принёс нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.
Сначала давайте выясним, какие бывают ёлки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике или лесничестве. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батареи. Как вы думаете, почему? От батареи идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают в центре комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы, или у стены, если в доме есть маленькие дети.
Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет иголки на пол.
В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она не станет причиной пожара. Но когда она высыхает, может легко загореться. Искусственная ёлка, если загорится, может выделять ядовитый дым, которым можно отравиться.
Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную ёлку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.
Прежде чем украшать ёлку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправлена ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.
В последнее время промышленность выпускает искусственные ёлки которые пропитаны специальным противопожарным раствором, они не горят и не выделяют ядовитого дыма.
Во время праздника возле ёлки в комнате нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилья. Бывают случаи, что горящие петарды залетают на балконы и в окна квартир. И может возникнуть пожар.
Запомните, что вам детям не желательно оставаться дома одним в квартире, где стоит новогодняя ёлка.
Вопросы к рассказу-беседе «Украшаем ёлку»:
- Какие бывают ёлки?
- Как вы думаете, что опаснее, когда загорелась обычная или искусственная ёлка? Почему?
- Почему детям нельзя оставаться одним в комнате, где стоит новогодняя ёлка?
- Почему ёлку не ставят у дверей?
- Почему нельзя жечь возле ёлки бенгальские огни, хлопушки,..?
- Почему устраивать фейерверки нужно на улице?
Игра «Четвёртый лишний»
Выбери предмет, которым нельзя украшать ёлку.
- свечка 1. ватная игрушка 1. бенгальский огонёк
- шарик 2. дождик 2. верхушка
- бусы 3. флажок 3. бусы
- флажки 4. снежинка 4. звезда
Загадка.
Золотая пчёлка села на ёлку.
Если её не прогнать, ёлка может запылать.
(огненная искра)
Моделирование ситуаций:
- Если на ёлке зажгли свечи.
- Если на ёлку повесили неисправную электрогирлянду.
- Если запускают фейерверки рядом с домом.
- Если в квартире поджигают петарды.
Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.
Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.
Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.
Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.
Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.
Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает, он и кормит нас. Но когда забывают об опасности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь выходит из повиновения, не щадит никого и ничего. Возник пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
«Пожар»
С дымом мешается
Облако пыли.
Мчатся пожарные,
Автомобили,
Щёлкают звонко
Тревожно свистят,
Медные каски
Рядом блестят.
Миг – и рассыпались медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.
Люди в брезенте
Один за другим
Лезут
По лестницам
В пламя и дым….
Вопросы
- От чего же происходят пожары?
- Можно ли оставлять без присмотра электроприборы?
- Почему детям не разрешается включать газовую плиту?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
- Как вызвать пожарную машину, если случится пожар?
- Если ты виновник пожара, стоит ли прятаться в укромное место?
Моделирование ситуаций.
- Если вспыхнуло пламя в сковороде, на плите? (выключить газ, засыпать стиральным порошком)
- Если возник пожар по твоей вине. ( не прятаться, а звать взрослых)
- Если забыли выключить телевизор, компьютер.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
На земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.
На беду, в отравленье природы
Вносят люди невольно свой «вклад»:
Массы выбросов вредных заводов
Льются в реки и в небо летят.
Попадают на гладь водоемов,
Отравляют леса и поля,
Юный друг, тебе это знакомо,
Когда в речке купаться нельзя.
А явления грозной стихии
Угрожают нам с разных сторон.
Наводнения, пожары лесные
Нам приносят огромный урон.
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не сразила другая беда,
Мы принять должны меры такие,
Чтобы справиться с нею всегда!
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
ПОЖАРЫ
ПОЖАР В ПОЛЕ
Лисья у огня повадка! Он притихнет для порядка,
А потом на крыльях ветра прыгнет сразу на три метра.
Мигом он стерню съедает и бежит за ветром вслед,
По траве сухой гуляет, оставляя черный след.
Пробежит все поле махом, лишь застрянет пред оврагом,
Речка, вспашки полоса срежут пламя, как коса.
Если хлеб еще не убран, бдительности не теряй!
Может быть совсем погублен злым пожаром урожай!
ПОЖАР В ЛЕСУ!
От горящей спички летом загораются леса.
Если ты забудешь это, не спасут и чудеса!
Не бросай в лесу окурки в сухотравье у дорог.
Огонек сыграет в жмурки, но чуть дунет ветерок –
Тут в открытую, не прячась, перепрыгнет на удачу
На верхушки сосен, елей. Лес погубит, птицу, зверя.
Чтоб пожары укротить, рубят лес и рвы копают.
Коль пожар не упредить, все живое он сжигает.
Чтоб несчастья избежать, лучше спички в лес не брать,
Оставляй-ка спички дома, не дразни огонь – дракона!
Но бывает, что пожары возникают без огня.
Кто-то бросил стеклотару, где питался возле пня.
А бутылка – линза та же – сфокусирует лучи,
И затлеет, вспыхнет даже все сухое, как в печи!
Вот поэтому бутылки, банки, склянки не бросай,
Уноси в своей корзинке, вон из леса забирай!
Коль увидишь на полянке непотушенный костер,
А вокруг бутылки, склянки (загореться может бор,
Заливай костер водою, засыпай его песком,
Склянки, что грозят бедою, спрячь от солнца под кустом.
Уберешь, что бросил кто-то, с чистой совестью уйдешь.
Так не трудною работой от пожара лес спасешь.
ПОЖАР В КВАРТИРЕ.
Коль возник пожар в квартире, набирайте «НОЛЬ ОДИН»!
Помните, что в целом мире вам поможет он один!
Четко адрес назовите, дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите, есть ли дети, что горит.
Ну, а если загорятся вдруг электропровода,
ОБЕСТОЧЬТЕ СЕТЬ! И знайте, не поможет тут вода!
Если слышен запах газа, все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло все сразу, перекройте срочно газ!
Окна, двери отворите, птиц, животных заберите,
Поспешите выйти вон на простор, не на балкон.
КРАСНАЯ МАШИНА
Мчится красная машина все быстрей, быстрей вперед!
Командир сидит в кабине и секундам счет ведет.
- Поднажми еще немножко, - он шоферу говорит.
- Видишь, в пламени окошко? Это дом жилой горит.
- Может там остались дети. Люди ждут с надеждой нас…
- Ясно все, - шофер ответил, дав машине полный газ.
ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ
Пора, друзья, вам рассказать и о пожарной части:
Она стоит, чтоб защитить от огненной напасти.
Машины в каждой части есть, при них есть экипажи.
Людей в том экипаже шесть – включен водитель даже.
Хоть в экипаже командир ответственен за всех,
Но коллектив у нас один – и в этом наш успех.
И пусть пожары каждый день, но мы всегда на страже:
Не позволяем себе лень и расслабляться даже.
И чтобы сильным быть всегда и не терять сноровку,
Мы на учениях своих проводим тренировку.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ
Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:
Если в двери выйти можно, так и сделаем – уйдем,
Из квартиры всех животных за собою уведем.
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим
Если нету телефона – мы к балкону поспешим.
За собою дверь балкона поплотнее затворим.
Если нет у нас балкона – станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.
Нас тогда услышат люди и на помощь к нам придут –
Ждать нам долго не придется – нас пожарные спасут.
Почему мы двери наши закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.
Если что-то вдруг горит, этот дым по содержанью
И едуч и ядовит. Под кровать мы не забьемся
И не спрячемся в шкафу – до балкона доберемся,
Хоть ползком в сплошном дыму.
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня)
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.
Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим –
Не одна одежда – сами в этом пламени сгорим.
Если снять одежду сложно, мы на землю упадем –
По земле кататься будем – так мы справимся с огнем.
Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас –
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз.
Доступ воздуху закроем – и огонь умрет тотчас,
Друга тут же успокоим и проводим до врача.
Главное – позвать на помощь тех, кто борется с огнем,
Мы их очень уважаем и пожарными зовем!
ЗАГАДКИ
На улице столбом, в избе скатертью.
(Дым)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
(Огонь)
Это темный – темный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
(Коробок спичек)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
С языком, а не лается,
Без зубов, а кусается.
(Огонь)
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый?
(Пожар)
От огня бывает
И от огня сгорает.
(Уголек)
Огневые стрелы пускает,
Никто их не поймает.
(Молния)
В одном амбаре сто пожаров.
(Коробок спичек)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.
(Пожарный)
Что встретит – пожирает.
Но если дать ему воды,
Он мигом погибает.
(Огонь)
Вокруг глаз и рук вьется,
А в руки не дается.
(Дым)
Висит – молчит,
А повернешь – шипит,
И пена летит.
(Огнетушитель)
Я – помощница – сестрица,
А зовут меня… (водица)
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с (огнем).
Сказки
«ХИТРЫЙ ОГОНЬ И ВОДА»
Жил да был Огонь – неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую – нибудь проделку – сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает прочие проказы.
И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь, ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не прикрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном из домов, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка испугалась его, отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой. Вода расплескалась и затушила пламя.
Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел – люди прикрыли свой очаг заслонкой.
Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения – на праздниках, которые проходят ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали танцевать вокруг него. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад- радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул, даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.
После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.
«ПОЖАРЫЧ»
Жил – был старичок-лесовичок, звали его Пожарыч. Любил он поиграть со спичками: то траву подожжет, то куст запалит. Несладко приходилось всему лесу и его жителям. Зато стоял тот лес на берегу синего моря, из которого время от времени выходили 33 пожарных богатыря. Каждое утро начиналось с того, что старичок Пожарыч лес поджигал, а они его тушили. Однажды поджег он травку да не рассчитал: занялась землянка бабки с дедкой. Бабка тут завелась: «Говорила тебе, старый, что нужен нам в хоромы огнетушитель, ведь с каким соседом рядом живем! Ступай в ЖЭК, поклонись рыбке и выпроси у нее средства тушения пожара».
И тут такой переполох случился: богатыри из пожарной части имени Черномора лес тушат, дед в ЖЭК побрел, бабка воду в корыте таскает, а лесовик так перепугался, что второпях спрятался в волчьем логове. К вечеру 33 богатыря, черные и усталые, отправились к себе на дно отмываться да отдохнуть. Землянка все-таки сгорела, и остались дед с бабкой возле мокрого корыта и с огнетушителем. Вернулся лесовик-хулиган к своей избе, а на том месте лишь куча головешек. Увидев печальные последствия своих игр, зарыдал Пожарыч горькими слезами и выбросил, наконец, коробок спичек. А звери и птицы собрались на главную поляну леса думать, что им делать с поджигателем. Поставили лесовичка посередине и начали его ругать и укорять, пока Пожарыч не выдержал: «Понял я, что виноват, простите меня, никогда больше не буду с огнем забавляться, ведь у меня тоже дом сгорел! »
И зажил лес по-новому, в безопасности. На каждой опушке отныне висит аппарат телефонный, соединенный спутниковой связью с русалкой – диспетчером пожарной части синего моря. И в наше, далекое от сказочного, время тоже есть телефоны (правда, не на каждой «опушке», по которым можно позвонить в случае пожара, и приедут богатыри. Только разъезжают они теперь на красных машинах с сиренами. Так что при пожаре вызывайте их скорее по телефону «01». Такой простой номер, чтобы не забыть, а то кто-нибудь запутается в справочнике, да и сгорит вместе с ним.
«СКАЗКА – БЫЛЬ ОБ ОГНЕННОМ ЗМЕЕ»
Эта история произошла в Новый год. Дети весело кружились вокруг елки в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом. Баба Яга и Леший всех заразили своим зажигательным плясом. На праздник прибывали все новые и новые гости, и никто не заметил, как в зал потихоньку прокрался Огненный Змей. Он сразу стал пробираться к елке, по пути слизывая языком разный новогодний мусор. В зале потянуло дымком, но все продолжали веселиться. Вот длинный язык хитрого Змея уже дотянулся до проводки электрической гирлянды и затерялся среди разноцветных огоньков. Но больше всего он хотел достичь верхушки елки, где сверкала звезда.
Но коварный Огненный Змей рано торжествовал победу. Он не знал, что в зале дежурят юные пожарные, и они заранее спрятали под елкой плотную Ткань, Песок и Огнетушитель. Первыми почувствовав запах дыма и заметив среди веток огненный язык, юные пожарные смело вступили в бой со зловредным Змеем, используя припрятанные средства огнетушения. Особенно помог Огнетушитель, который так усердно плевался пеной в Огненного Змея, что тот от бессилия и злобы зашипел и стал медленно отступать. Не отступали и Ткань с Песком: они накидывались на Змея со всех сторон. Песок лез ему в глаза, забивал ноздри и уши. Неудачливый злодей чихал и кашлял, извивался и изворачивался, но, к радости присутствующих, становился все меньше и меньше. На помощь юным огнеборцам поспешили и гости: Бабушка Метелица махала длинными рукавами, Снежная Королева дышала на него холодом, и Змей из последних сил прошипел от злости и исчез. Осталась лишь маленькая кучка золы и облачко дыма. А обрадованные Дед Мороз и Снегурочка подарили юным пожарным за смелость и находчивость лучшие подарки из своего мешка. Так благополучно закончилась эта история.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Проект «Животные жарких стран» Старшая группа. Авторы проекта воспитатели ГБДОУ детский сад № 43 Кировского района г. Санкт-Петербурга Ульянова Ю.Б., Носова Л.В.
Проект краткосрочный ( три недели), расчитан на детей старшего возраста 5-6 лет. Тип проекта: ролево-игровойПроблема: Низкий познавательный интерес у детей.Целевое назначение:®...
Проект "Календарь природы" проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников по ознакомлению с миром природы....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Презентация-проект "Профориентация в ДОУ" проект по окружающему миру (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....