Воспитание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Экологическое образование в детском саду»
Итоговая работа
Авторский экологический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_proekt_predelannyy.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционный курс повышения квалификации
Н.А.Рыжова
«Экологическое образование в детском саду»
Итоговая работа
Авторский экологический проект
Тема: «Воспитание познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой».
Выполнила: Казьмина Светлана Анатольевна
воспитатель, МКДОУ детский сад №30 «Берёзка» д. Головачево, Луховицкий р-он, МО
Луховицкий район
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
1. Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . | 4 |
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательно интереса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 4 |
1.2 Понятие «познавательный интерес» . . . . . . . . . . . . . . . | 7 |
1.3 Психолого-педагогические основы воспитания познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста . . | 9 |
1.4 Познавательные процессы у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 14 |
2. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с природой . . . . . . . | 17 |
2.1 Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 17 |
2.2 Организация воспитания познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста группы «Птенчики» . . . . . . . . . | 24 |
2.3 Организация воспитания познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста группы «Птенчики» на примере экспериментирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 27 |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 30 |
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 32 |
Приложение 1 | 35 |
Приложение 2 | 37 |
ВВЕДЕНИЕ
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат обучения. Многие авторы отмечают, что отношение к учебным предметам дифференцируется к моменту перехода детей в школу или в первые годы учебы. Практика школ и психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости – слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие. Экспериментальные данные л.и. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Работы Л. С. Славиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учеников младших классов выявляют следующее: большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально-пассивные дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина, с точки зрения Л.С. Славиной, – несформированные своевременно познавательные интересы. Вот почему определение и создание условий, способствующих развитию и воспитанию познавательных интересов в дошкольном возрасте представляется весьма важным: дальнейшее интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов зависит от их наличия и активности.
Кроме того, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве одной из составляющих содержания образовательной области «Познание» указывается развитие у детей познавательных интересов. Поэтому формирование их и их предпосылок, начиная с дошкольного возраста, – важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательно интереса
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека.
Представители интеллектуального направления исследований связывают суть интереса с умственной деятельностью, познавательными процессами индивида; сторонники эмоционального направления – с чувством удовольствия и радости; представители волюнтаристского направления – с волевыми аспектами личности, обусловливающими преодоление трудностей. Особое внимание, с точки зрения раскрытия сущности феномена интереса, привлекают исследования, посвященные связи с чертами характера личности (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); исследованиям, выявляющим соотношение между понятиями «потребность», «интерес» и «мотив» (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Н.В. Елфимова, Ю.Г. Гуревич, С.В. Кошелева и др.); научные работы, устанавливающие закономерности развития познавательного интереса (Н.Г. Морозова, Морозов Н.Ф., Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина, Р.Д. Тригер); исследования, рассматривающие интерес как эмоцию личности (К. Изард и др.). Однако недостаточно изучены предпосылки и источники развития познавательного интереса, его фундаментальные основы. Точки зрения ученых на предмет психолого-педагогической сущности познавательного интереса разноплановы и противоречивы.
Интерес – это психическое явление, которое характеризуется побуждением, тяготением к объекту, которое надо развивать в процессе обучения. Для названия познавательного интереса используются такие понятия как «духовная жажда», «позыв», «ярость к объекту», «непреодолимое бескорыстное стремление». Другой важной характеристикой познавательного интереса является то, что побуждение к деятельности, каковым является интерес, ярко насыщено эмоциональностью. Что это значит? Это означает, что процесс познания окрашен эмоциями, которые могут быть вызваны самим процессом умственного труда, либо предметом познания, либо перспективой, которая увлекает за собой. Третьей важной особенностью интереса является его, так называемая «свободность», отсутствие принудительных влияний со стороны для его возникновения. Интересу свойственна «самоактивность». Важной характеристикой интереса в педагогическом процессе является наличие его двух видов:
- пассивного интереса, характеризующегося «занимательностью» (когда человек находится в плену впечатлений);
- активного интереса, проявляющегося в самостоятельном упорном труде, когда человек с наслаждением отыскивает истину.
К.Д. Ушинский отмечал, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием, которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость.
Л.С. Рубинштейн отмечал, что интерес – это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения». К характеристикам интереса относятся: эмоциональная привлекательность предмета и осознанность значимости предмета. Интерес выражает общую направленность личности, охватывает все психические процессы. В интересе синтезируется познавательная потребность и потребность в деятельности.
Под познавательным интересом, рассматривается мотив поведения человека, который обуславливает его поступки и действия «в известных обстоятельствах жизни постольку, поскольку в поведении применяются накопленные знания и умственные способности, необходимые для решения жизненно важных задач».
Под сутью познавательного интереса понимается избирательная направленность личности на процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого». Интерес является личностным образованием, психологическую природу которого составляют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, и мотивом познания – внутренним побуждением к деятельности. Особенностями, характеризующими интерес, являются: связь с потребностями человека (а именно, с потребностью в познании, в ориентировке в окружающей действительности); начало развития интереса к познанию приходится на раннее детство; познавательный интерес представляет собой единство объективного (свойств явлений действительности, на который направлен) и субъективного (значимости познавательной деятельности для субъекта); интерес связан с положительным отношением к предмету познания. Различают уровни развития познавательного интереса и параметры его развития.
Под познавательным интересом, понимается «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности».
1.2 Понятие «познавательный интерес»
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности дошкольника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
1.3 Психолого-педагогические основы воспитания познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество трактовок. Интерес – избирательная направленность человека, его внимания (Н.Ф. Добрынин); его мыслей и помыслов (С.Л. Рубинштейн); своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека(Л.А. Гордон) и т.д.
Воспитательный подход к решению проблемы интереса осуществлен Г.И. Щукиной. Она считает, что интерес выступает одновременно и как избирательная направленность психологических процессов, и как стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение, и как мощный побудитель активности личности: под его влиянием все психические процессы получают особое избирательное отношение к окружающему миру, наполненное яркими эмоциями, волевыми усилиями.
Н.Г. Морозова определяет интерес как стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать. Подчеркивая важность положительных эмоций как необходимого компонента познавательного интереса, автор утверждает, что он не может возникнуть на основе отрицательного отношения к деятельности.
Т.А. Куликова считает, что применительно к детям дошкольного возраста познавательный интерес – это стремление узнавать новое, выяснять непонятное в предметах и явлениях действительности. Л.М. Маневцова подчеркивает желание дошкольника вникнуть в сущность предметов, явлений, в имеющиеся между ними связи и отношения. Она определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании.
Н.Г. Морозова разработала структуру деятельности, наиболее успешно влияющую на формирование познавательных интересов. Для этой специфически организованной деятельности характерны следующие особенности:
- возникновение в ее ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; для этого подача нового материала должна опираться на прежние представления, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;
- постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного или совместного с воспитателем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельно добиваться ее решения;
- организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;
- решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более устойчивым.
Итак, роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:
- интересы способствуют глубине и прочности знаний;
- развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии;
- существенно влияют на формирование личности: определяют активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;
- повышают общий эмоциональный тонус, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, т.е. подлинный познавательный интерес становится основой учебной деятельности.
В исследованиях НА. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич, Г.И. Щукиной и др. четко прослеживается тесная взаимосвязь познавательных интересов со знаниями: знания являются основой познавательных интересов, без которой они не могут возникнуть, но и сами интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний, т.е. их обогащению и расширению. НА. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич и др. указывают, что возникновение и дальнейшее развитие интересов находится в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей действительности. Формирование интересов предполагает обязательное обогащение детей знаниями в процессе обучения. Л.Ф. 3ахаревич считает, что познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях. В свою очередь, процесс усвоения детьми знаний находится в прямой зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания.
Характерно, что уже в дошкольном возрасте познавательные интересы имеют развитую структуру. В работах Л.А. Блащук, ТА. Куликовой, Н.К Постниковой и др. показано, что познавательные интересы в дошкольном возрасте имеют ту же структуру, что и в школьном, а именно:
- интеллектуальный компонент – выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность;
- эмоциональный компонент – проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту;
- волевой компонент – рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применение усилий для достижения поставленной цели.
Многие исследователи (НА. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич и др.) доказывают, что в интересах дошкольников можно выделить те же характерные особенности, которые присущи интересу вообще, а именно: предметная направленность, широта, глубина и устойчивость. Так, Н.А. Бойченко определяет следующие особенности игровых интересов детей дошкольного возраста: эпизодичность, неустойчивость, кратковременность и ситуативность, зависимость их возникновения от яркости и новизны наглядного материала, яркая положительная эмоциональная окрашенность.
Анализ литературы позволяет определить общую линию становления познавательных интересов, которые, являясь динамической, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в различной степени выраженности. В исследованиях Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. определены стадии развития познавательных интересов:
- любопытство;
- любознательность;
- познавательный интерес;
- теоретический интерес.
Применительно к детям дошкольного возраста обычно выделяются первые три стадии. Дадим характеристику каждой из них.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает. Тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии обнаруживаются сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности как активного видения мира.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательными движениями познавательной деятельности ребенка, поиском интересующей информации.
Одно из проявлений познавательного отношения детей дошкольного возраста – их вопросы. Например, НД. Купарадзе, П.Г. Сирбиладзе указывают, что мотивы детских вопросов на протяжении дошкольного возраста не остаются неизменными. Они перестраиваются в процессе развития и под влиянием обучения и воспитания. У ребенка младшего дошкольного возраста мотивы вопросов связаны преимущественно с аффективно-эмоциональным отношением к окружающему, но не исключают и познавательного отношения. В этот период, считает П.Г. Сирбиладзе, У детей наблюдается «голод фактов». Вопросы типа «Кто это?», «Что это?» выражают скорее любопытство, чем любознательность. Постепенно появляется интерес к действию. Дети стараются уточнить: «Как?» – это уже проявление любознательности. Дальнейшее развитие интереса идет по пути овладения действием. Появляется тенденция к наблюдению, размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника все более и более становится стремление к знанию.
Данные, полученные в ходе исследований Н.А Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К Постниковой и др., позволяют установить некоторые этапы в развитии интересов у детей:
- возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;
- расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов;
- углубление познавательных интересов в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей;
- устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, вовлечение ими других и передача им соответствующих знаний и умений.
Г.И. Щукина в своих работах раскрывает условия формирования познавательных интересов старших дошкольников. Эти условия (содержание изучаемого материала, методы его подачи, организация деятельности), как показывает анализ исследований, являются общими, определяющими формирование познавательных интересов на всех возрастных ступенях.
На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме познавательного интереса можно сделать следующие выводы:
- познавательный интерес имеет множество трактовок, его рассматривают с разных точек зрения;
- имеет сложную структуру, которая включает интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты;
- развивается по следующим стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес;
- определяется такими особенностями, как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость;
- для развития интереса необходимо создавать определенные условия.
1.4 Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто воспитывает детей – родители, педагоги, – должен всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.
В исследованиях Н.Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний. Однако отметим: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.
Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
Во-первых, это подготовка почвы для интереса:
- подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;
- подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.
Во-вторых – создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.
В-третьих – организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.
В-четвертых – построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.
Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.
2. ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДЙ
2.1 Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Прежде всего, определимся с понятием познавательного интереса. Опираясь на исследования С. С. Калугина, Ю. Н. Панихина и др. познавательный интерес к природе – это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.
В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о природе. Предмет, с которым знакомятся дети, предстает перед ними во множестве проявлений и разнообразии признаков, так как законы природы присутствуют и оказывают свое влияние на любую деятельность человека.
Поставив перед собой цель – формирование познавательных интересов, нельзя ограничиваться его интересом только к домашним и диким животным, и к растениям…, необходимо развивать интерес и к физическим явлениям. Включая ребенка в процесс поиска причины физического явления, необходимо создавать предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Почти каждый день в повседневной жизни ребенок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы. У него возникает желание узнать что-то новое, понять непонятное. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему установить простейшие закономерности, выделить объективные причины, связи и зависимости явлений окружающего нас мира.
Вопросами ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы занимались следующие педагоги: Н. А. Рыжова (автор программы «Наш дом – природа»), И.С. Фрейдкин, кандидат педагогических наук Н.А. Циванюк, Л.М. Маневцова, Н.Н. Поддьяков и другие. Л.Ф. Захаревич под активным познавательным интересом к сезонным изменениям в жизни растений понимает стремление детей к познанию не только внешних сторон предмета или явления, но и стремление к проникновению в глубину его содержания, которое внешне остается скрытым для ребенка, попытки сопоставлять, сравнивать, вычленять, обобщать, устанавливать связи и зависимости между явлениями, видеть их развитие, проявляя при этом творческий поиск, мобилизуя свою активность.
Необходимо выделить следующие методы, способствующие формированию познавательных интересов у детей:
- Экспериментирование
- Поисковая деятельность
- Непосредственно образовательная деятельность
- Наблюдения
- Эвристические беседы
- Использование художественного слова (познавательная литература, стихи, загадки, пословицы и поговорки, экологические сказки…)
Наблюдение – один из методов ознакомления с явлениями природы. Кандидат педагогических наук Н. Циванюк писал: «Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, ибо логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Еще К. Д. Ушинский в свое время говорил, что наблюдения помогают ребенку усвоить конкретные знания, которые отражаются в ясной мысли и точном слове.
Наблюдая, ребенок не только запечатлевает окружающее, но постепенно получает пояснения взрослых, которые помогают ему понять то, что он видит. Именно эти наблюдения за окружающей средой, сопровождающиеся пояснениями взрослого, дают, по мнению Н. К. Крупской, «лучшую материалистическую закваску». У ребенка начинают закладываться основы научного материалистического миропонимания.
В процессе наблюдений дети учатся выделять отдельные признаки в окружающем, сопоставлять их, рассуждать и делать выводы.
Наблюдения следует правильно организовать. Это даст необходимый результат в умственном развитии ребенка.
Наблюдения должны проводиться систематически и планомерно. Это позволяет знакомить детей с окружающим в определенной последовательности. Начинать их необходимо с более близкого детям, постепенно расширяя их знания об объекте наблюдения.
Проводя наблюдения, важно, чтобы каждое воспринятое слово в сознании ребенка связывалось с наглядным представлением о существующем конкретном явлении.
Повторное наблюдение поможет более полному восприятию изучаемого объекта. Это предпосылка хорошего усвоения. Оно должно давать ребенку что-то новое, обогащать их знания.
Постепенное усложнение задачи наблюдения. Это заставляет детей глубже всматриваться в наблюдаемое явление, замечать его новые стороны. Знания детей становятся более полными. Они начинают самостоятельно устанавливать связи и зависимости.
Перед проведением наблюдения воспитателю необходимо тщательно спланировать работу: за чем наблюдать и когда провести этот вид деятельности.
При этом должны быть учтены: возраст детей, имеющиеся у них опыт и знания, а также сезонные факторы и местные условия.
При осмотре воспитателем объекта наблюдения, ему необходимо учитывать следующие моменты:
- поставить задачу наблюдения (объяснить кратко и понятно, что нужно наблюдать);
- завладеть вниманием детей и удерживать его в процессе всего наблюдения;
- выделить вопросы, которые необходимо будет задать детям в процессе наблюдения.
Правильная постановка вопроса обеспечивает большую активность восприятия, возбуждает и направляет самостоятельную мысль детей, побуждает пытливость, подводит к выводу.
Для уточнения и углубления представлений детей, полученных в процессе наблюдения, необходимо провести беседу. Беседа позволяет систематизировать и обобщить их знания.
Н. Циванюк отметил, что «значение проводимых с детьми наблюдений не ограничивается узко познавательными целями. Они оказывают воздействие на развитие эмоциональной и волевой сферы, на формирование личности ребенка в целом».
Во время наблюдений целесообразно использовать загадки.
Главная особенность загадки – логическая задача. Все загадки в основе имеют вопрос, поставленный в явной и ли скрытой форме.
Отгадать загадку – значит найти правильное решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Решение логических задач основано на анализе (т.е. выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в единое целое). Достаточное количество выделенных в загадке признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции, делать логические выводы и успешно решать поставленную в ней задачу.
Наблюдение и изучение явлений окружающей действительности в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Благодаря своей художественной форме загадка особенно привлекает внимание детей. Ее построение и лексика обостряют их внимание, вызывают интерес к поставленной здесь задаче.
Экспериментирование (опытно-исследовательская деятельность) – еще один из выделенных мной методов ознакомления детей с явлениями природы. Оно проводится в увлекательной форме, поддерживает живой интерес у детей. Так, например, наблюдения за изменениями свойств различных предметов при их нагревании реализуется в процессе ознакомления детей с таянием льда, замерзанием воды… В данном случае, необходимо показать, что плавится не только лед и не только вода при охлаждении может становиться твердой. Знакомя детей с изменениями свойств предметов при охлаждении и нагревании, воспитатель подводит их к пониманию того, что все природные тела в зависимости от условий могут быть газообразными, жидкими или твердыми. Предоставив необходимый материал для экспериментирования, воспитатель ставит перед детьми определенную задачу, которая превращает действия с объектом проводимого эксперимента в деятельность, направленную на достижение определенной цели. Воспитатель только направляет внимание детей на необходимые отношения и связи. И. Фрейдкин в статье «Как знакомить детей с явлениями неживой природы» писал: «ознакомление с физическими явлениями дает оптимальные результаты только при постановке простейшего физического эксперимента – внимание ребенка активизируется на изучаемом физическом свойстве».
В процессе экспериментирования дети приучаются самостоятельно анализировать явление, находить его причину и делать простейшие выводы. Проведенный в процессе непосредственно-образовательной деятельности эксперимент дает детям более полную информацию об изучаемом явлении, повышает наглядность и доступность материала, делает эффективным процесс ознакомления с объектом (явлением), удовлетворяет естественную любознательность дошкольников. Они видят самые разнообразные свойства изучаемого явления. Все это положительно влияет на мыслительный процесс.
Для получения правильных представлений об окружающей действительности детям необходимо создать оптимальные условия. Как сказал И. Фрейдкин: «опыт ребенка становится одним из источников формирования новых знаний». Во время такой деятельности дети вовлекаются в «проблемную ситуацию». Их первая реакция на такую ситуацию – удивление. Затем удивление переходит в любопытство, а оно в свою очередь – в познавательный интерес. У детей возникает желание найти правильное решение.
Детская психика формируется посредством различных видов деятельности, через которые они познают окружающий мир.
Хочется выделить следующие принципы работы, способствующие развитию познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы:
Принцип проблемности: предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых он вовлекает детей. Это может быть элементарная поисковая деятельность, наблюдение или экспериментирование. Так, например, детям может быть предоставлена возможность подумать о том, что может произойти с кусочками льда, если их опустить в тазик с водой. Необходимо дать дошкольникам возможность высказать свое мнение. Конечно же, высказывания детей будут совершенно разные («Ничего не произойдет», «Кусочки льда будут плавать», «Они утонут», «Лед растает».). В такой ситуации необходимо предложить каждому ребенку проверить свое мнение, т.е. самостоятельно провести эксперимент. И только после этого результаты работы должны быть обсуждены и обобщены детьми вместе с воспитателем.
Принцип системности: работа, как уже говорилось выше, должна производиться планомерно и систематически. Сюда же необходимо отнести и работу с родителями. Она тоже должна быть систематической и тщательно спланированной.
Принцип наглядности: для решения целей и задач экологического образования дошкольников воспитатель должен выбирать только те явления, объекты, процессы, которые доступны для понимания дошкольников. Т.е., те, что дети могут наблюдать в окружающей их среде. Воспитатель должен активно использовать наглядный методический материал: иллюстрации, дидактические игры и пособия (модели, схемы, алгоритмы…).
Принцип научности: воспитателю необходимо использовать только научно-обоснованные приемы. Они должны соответствовать возрасту детей и учитывать их психофизиологические особенности.
Принцип последовательности: информация должна подаваться доступная для детского понимания. Она может усложняться в процессе изучения объекта, явления.
Принцип деятельности: знания детей формируются посредством действий с объектом, явлением (на деятельной основе).
Принцип позитивизма: работа с детьми строится на положительных примерах. В экологическом образовании существуют определенные «запреты», которые связаны с правилами поведения в природе. Чаще всего детям дают только информацию о том, чего делать нельзя, а о том что делать можно и нужно, умалчивается.(Например, жуков убивать и собирать нельзя, но наблюдать за ними в окружающей насекомых среде можно; Цветы рвать нельзя, а любоваться ими и даже нюхать цветы можно, получая от этого процесса удовольствие.).
Принцип гуманистичности: отвечает за личностно-ориентированное обучение ребенка и его воспитание, т.е. педагогику сотрудничества взрослого со своим подопечным. Таким образом, ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Без помощи взрослого ребенку трудно чувствовать себя полноправным партнером в общении со взрослым.
Занятия организуются так, чтобы дети могли как можно больше высказываться, использовать собственный опыт и активно включать свое воображение.
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами наблюдения на прогулках за объектами природы происходит когда в образовательном процессе дети участвуют на равнее со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования, наблюдения…
В основе всегда должна лежать самостоятельная деятельность ребенка, которая развивает все его способности, а особенно интеллектуальные.
Ребенку должно быть интересно то, что он делает. А интерес к содержанию занятия всегда связан с новизной материала, сменой конкретных видов деятельности, наглядной стороной обучения и, конечно, игровыми элементами.
Интерес влияет на всестороннее формирование личности ребенка.
Если в процессе обучения ребенок начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация учебной деятельности.
2.2 Организация воспитания познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста группы «Солнышко»
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно, в той или иной форме, соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые леса и поля, яркие цветы, бабочки, жучки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у детей живой интерес к природе; любознательность – побуждает их к деятельности.
При воспитании познавательного интереса к природе были поставлены следующую цель: продолжать знакомить детей с живой и неживой природой, формировать начало экологической культуры. Реализация этой цели происходит через решение следующих задач:
- Уточнение и углубление знаний о растениях, животных, природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (рост, питание, развитие);
- Развитие эмоционального, доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
- Формирование потребности заботится об экологической чистоте своего двора, участка в детском саду, группы;
- Развивать интерес к миру природы.
Изучив проблемы и особенности воспитания познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста и возможности оборудования нашей группы, а также обобщив знания и интересы детей я пришла к выводу что необходимо активизировать работу по данной теме используя для этого все имеющиеся средства и методики обучения:
- НОД
- прогулки и экскурсии
- наблюдения
- экспериментирование
- самостоятельная деятельность
- беседы, чтение художественной литературы
- игры
- работа с родителями
Большое значение для воспитания познавательного интереса имеет уголок природы в группе. В группе организовано наблюдения за комнатными растениями, дети привлекаются к выполнению индивидуальных поручений по уходу за ними. В нашем уголке есть фиалка, бегония, пальма, сансевьера; огород на окне, в который посадили лук, петрушку и салат. С большим интересом дети наблюдают за поведением питомцев, кролика «Пушка» и попугая «Кеши». В ходе общения с животными дети обучаются правилам безопасного поведения в природе и учатся быть ответственными. В уголке природы у нас есть рыбки, за которыми мы ухаживаем, кормим и наблюдаем. Сравниваем рыбок, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Почему они легко поворачиваются в разные стороны. Опытным путем дети выясняют, что им помогает хвост с плавниками обтекаемой формы.
Я регулярно провожу с детьми наблюдения. Зимой мы наблюдаем, как падает снег, какой он белый и пушистый, как он скрипит под ногами в морозный денек. В морозный день снег рассыпается в руках, а в оттепель снег липкий. Наблюдаем за птицами зимой, что изменилось в их поведении; как ходит ворона, воробей, чем они отличаются друг от друга, а также в чем их сходство. Подкармливаем с детьми зимующих птиц. Наблюдаем за деревьями зимой: как они красивы в снежном убранстве.
Обращаю внимание детей на труд взрослых: зимой дворник чистит снег, сбивает сосульки, посыпает дорожки песком. Обращаю внимание как одеты люди зимой. Почему они так одеты?
Летом и весной мы с детьми находимся на свежем воздухе. В это время мы знакомимся с насекомыми: муравьями, жучками, пауками, божьими коровками, бабочками. Рассматривая растения, цветы на клумбах, рассказываю как они называются, рассматриваем стебель, листья, цветы. У одних листья большие, у других маленькие, широкие, узкие, длинные, короткие. После нескольких дней наблюдений вместе с детьми делаем вывод, что все растения разные. Дети узнают, что все растения живые и им для роста требуется уход: свет, вода, воздух, солнце; рвать их нельзя. Мы рассматриваем с ними траву, какая она мягкая, зеленая, шелковистая, сочная. Знакомлю детей с насекомыми, живущими в ней, рассказываю, какую пользу они приносят.
Мы работаем не только с детьми, но и с родителями. Они также как и воспитатель, должны быть готовы ответить на вопросы детей. Удовлетворять их любознательность. Для пап и мам организуются консультации на различные темы. Даю рекомендации, когда и как знакомить детей с природой, за чем наблюдать в лесу, деревне. Зимой я привлекаю родителей вместе с детьми сделать кормушки для птиц, принести для них корм. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
2.3 Организация воспитания познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста группы «Солнышко» на примере экспериментирования
В настоящее время метод экспериментирования являемся эффективным методом познания природы.
С целью развития детского экспериментирования в группе мною был создан уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.
Мной была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые были использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Обогащая опыт детей, шло практическое освоение свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности дети учились выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?». Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: «О чем вы думали? Что получилось? Почему?». Ребята учились находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы с детьми обсуждали, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома (исследовать различные предметы быта, их действие), что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.
Видя заинтересованность детей, что бы привлечь родителей к проблеме воспитания познавательных интересов у детей дома организовывала консультации по теме (по временам года), папки раскладушки, давались задания на дом.
В приложении представлены некоторые эксперименты, которые были использованы в экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста группы «Солнышко» (см. Приложение 1) и перспективное планирование по ознакомлению с природой (см. Приложение 2).
Работа по воспитанию познавательного интересе к природе у детей средствами экспериментирования показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, разобрались в понятии и сущности познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений нам свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах, продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Ввели в практику работы по воспитанию познавательного интереса у детей дошкольного возраста экспериментирование и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов природы. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.
- Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя) (8).
- Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
- Гуревич Ю.Г., Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 1988.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М., 1936.
- Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 3. М., 1979.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
- Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8.
- Маневцова Л.О развитии познавательных интересов детей./Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1973.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.
- Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М.., Минск, 2001. 705с.
- Рыбалко И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: изд. дом «Карапуз», 2001.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: «Просвещение», 1998.
- Фрейдкин И.А. Как знакомить детей с явлениями неживой природы./ Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1976.
- Циванюк Н.А Значение наблюдений для умственного развития детей дошкольного возраста./ Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 1974.
- Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983. 335с.
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Приложение 1
Экспериментирование с песком
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. "Песочный конус"
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Эксперимент 2. "Свойства мокрого песка"
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.
Эксперимент 3. "Где вода?"
Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички
ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.
Экспериментирование с воздухом
Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперимент 1. "Поиск воздуха"
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).
Эксперимент 3. "Реактивный шарик"
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Приложение 2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сентябрь
- Ознакомление со свойствами песка. Учить детей делать постройки из песка.
- Ознакомление с овощами. Дид. игра «Узнай по вкусу» (попробовать овощ и определить, что это).
- Наблюдение за растительным миром.
Октябрь
- Продолжить знакомство с деревом.
- Учить детей бережно относится к природе. Дид. игра «С какого дерева лист».
- Наблюден я за сезонными явлениями природы: погодой, солнцем, небом, изменением растительного мира.
Ноябрь
- Ознакомление детей с домашними животными.
- Знакомство с рыбками.
- Дид. игра «Кто как кричит».
- Наблюдение за рыбками.
Декабрь
- Ознакомление с дикими животными.
- Ознакомление с фруктами. Дид. игра «Узнай на вкус»- определить фрукт на вкус..
- Наблюдение за деревом.
Январь
- Ознакомление с птицами.
- Ознакомление с характерными признаками зимы:
- Дид. игра «4-ый лишний».
- Наблюдение за зимующими птицами.
Февраль
- Посадка репчатого лука.
- Продолжать знакомить с сезонными явлениями зимы.
- Ознакомление со свойствами воды в зимнее время.
- Наблюдение за луком.
- Дид. игра «Угадай, кто это».
Март
- Ознакомление с комнатными растениями. Правило ухода за ними.
- Прилет птиц.
- Дид. игра «Птички и птенчики».
- Наблюдение за таянием снега, льда.
Апрель
- Продолжать ознакомление детей с сезонными изменениями в природе весной, погодные условия, растительный мир.
- Познакомить детей с правилами бережного отношения к природе, учить обращать внимание на ее красоту.
- Дид. игра «Найди и назови».
- Наблюдение за деревом: набухают почки, скоро появятся листья.
Май
- Ознакомление с травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха).
- Сравнение одуванчиков и мать-и-мачехи.
- Дид. игра «Что растет в родном краю».
- Наблюдение за птицами (вьют гнезда, выводят птенцов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Мастер-класс “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
обучить участников мастер-класса экспериментированию....
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...