"Так мы в горенке живем "
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Сценарий экскурсии по этнографическому музею "Русская горница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_russkoy_izby.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»

МИР  РУССКОЙ  ИЗБЫ

Конспект Экскурсии по музею «Русская горница». Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация»,  «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Зиновьева В.В. – музыкальный руководитель                                                               МАДОУ «Детский сад комбинированного                                                                    вида №2 «Сказка» поселка Троицкий,                                                                   Губкинского района, Белгородской области.

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности.                                                                           Задачи: 

  • познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам;
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.
  • Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея,  заучивание текста экскурсии, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игра на ложках и детских музыкальных инструментах.
  • Методы:                                                                                                           
  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, дошкольников;
  • игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
  • Оборудование: все экспонаты музея, баян, магнитофон, записи народных песен.                                                                                                                          

Ход экскурсии:

 М.р. В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Итак, в детском саду была создана предметно – развивающая среда музей русской старины «Горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Музей «Русская горница» направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков.                                                                                                                                                  Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,

Такой и видишься, Россия, ты наяву мне и во сне.

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину  я  рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

Проходите, гости дорогие, в наш музей истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Наши экскурсоводы вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве жилища старинного времени.                  Гости входят в горницу.

Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!                                                Милости просим в нашу «Горенку»!

М.р.  Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!

Все:  Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

М.р.  Ребята, как называется наша страна?

Ребенок. Наша страна называется Россия.

М.р. Правильно, Россия – большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?

Все: Русь.

М.Р. Ребята, а  знаете ли вы законы русского гостеприимства?

Все:  А как же!

Дети: 1.По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом привечают. (девочка выносит хлеб-соль)

2.Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.                      Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

М.р. Гостей своих мы рады приветить:                                                                                  Дети: 1. Добрым словом! 2. Ласковым взглядом!                                                           3. Вкусными угощениями! 4. И веселой песней!

Карагод «Во горенке, во новой» р. н. п.

М.Р. Что же представляет собой наш музей?

Ребенок: Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы ласково называем«Горенкой».                                                                                                         М.Р. Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?  

Ребенок: Избы рубили топорами из дерева.

М.Р.  Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. Избы в старой России обычно рубились из дерева      (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели). Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

Дети:3. Главный  в «Горенке» - «Красный угол».                                             Здесь расположены иконы, православная литература, выставка «Хлеб всему голова».

М.р.  Сажая гостя в красный угол, говорили:

Все:  «Встречай не с лестью, а с честью».

Дети:4.Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня.                                              Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит!                                            Что же это отгадайте? (печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

М.Р. Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

5.         Рядом с нею стоит сват - злой да рогатый ухват!
Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит.                                                                  Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла
(машет рукой).                                                               А здесь их дочь лопатка - красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

6.        Посмотрите,   коромысло   на   гвоздике   повисло,   а   домовенок   Кузька наклоняется и с ним забавляется.

М.Р. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

7.  Впереди притаились, стоят две толстушки    деревянные брюшки, а зовут их ступки Марфушки да толкачи - Илюшки.

8.  Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. Гаврюшкой  зовут  его.   С   маслобойкой  Дуняшкой   стоят,   о  чем-то  тихо говорят, чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.

9. В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня

Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком) Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

10. На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой... Одним словом - «Бабий кут».

М.р. Посуду в старину  изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (показ). А мастера умельцы расписывали их.

Ребенок. А вот ложка расписная была у царя такая                                                     – Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей!      А мы на ложках играем веселей! В нашей горенке 12 лет работает  кружок ансамбля ложкарей «Русский сувенир».

«Коробейники» р.н.м.,исполняет  ансамбль  ложкарей «Русский сувенир».                                                                                                       

МР. Здесь - макет домашнего полворья занимает уголок. Родители сшили и связали из ниток домашних животных и птиц.

11 .Ой, что это за свалка?

12. Да это же наша прялка! Зовут ее Настасьюшкой - рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.

М.Р. Ну, а здесь смотрите сами: ножницы, весы, серпы, лампы, шило, одним словом, домашняя утварь.                                                                             - Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге - жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам  во время молитвы. В конце XIX - начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

13.  А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

М.Р. Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.

14.Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».

М.Р. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). В нашей «Горенке» есть старинная  женская одежда: кофта-холодайка, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник-сорока. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные  павло-посадские платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству.                                                                                 - Все это делалось своими руками (шитье, вышивка) - экспозиция «Льняные смотрины» рассказывает о том:                                                                    

  • Кружева, связанные Троицкими мастерицами крючком и спицами. Славятся  своей красотой  вологодские кружева, а плетут их «коклюшками»- маленькие деревянные палочки (от 8 до 200 штук).                                                                                                          
  • На стенде «От льняного семечка до тканого полотенца» мы знакомимся с  последовательностью обработки  льна, узнаем, «как рубашка в поле выросла».                      
  • Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки  были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.                                                    

 - Ой, кто же там плачет?

15. Это внученька Дашенька лежит в кроватке - люлькой называется... Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…

16. А дедова   кровать   железная,   лоскутным   одеялом   застлана,   подузорник вышитый   гладью,   подушки -  в   накидушках,   ковер   суконный   красками нарисованный.

17. Посреди стол дубовый стоит, скатертью - самобранкой покрыт. А вокруг стоят лавки Ерошки - на четырех ножках.

18. На столе живет толстячок - подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар - то Гошка.

«Чайные частушки» р.н.п.

19.Экспозиция «Мой дом — Россия!» знакомит с ветеранами-односельчанами ВОВ, материал о полководцах страны. Здесь собраны фотоматериалы о п. Троицком, г. Губкине, о святынях белгородчины.

20. Экспозиция «Благословенный край судьбы моей» представляет макет п. Троицкий, летопись об истории поселка, альбом «Трудовая слава детского сада», «Моя родословная» - рассказывают о прошлом, ныне живущих и тех, кто совсем недавно был с нами.

М.Р. Посмотрите, там, у окошка экспозиция «Народные промыслы».  Древние образы в современных народных игрушках: Каргопольская игрушка, Дымковская игрушка, образцы мастеров Палеха, Хохломы, Жостова, Гжели, матрешки Загорских мастеров, свистульки сестер Гончаровых позволяют увидеть творение рук человеческих.

М.Р. А здесь  тетка  Акулинка   с   куклами-самокрутками карагод завела. Выставка «Забавы для дитяти» рассказывает об игрушках наших прабабушек: кукла-скрутка, соломенное чудо, тряпичная кукла. Дети узнают, что тряпичные куклы существуют с древних времен. Они связаны с почитанием женского божества, плодородия, домашнего очага.  

21. В экспозиции «Делу время - потехе час…»: гармонь, балалайки, гусли, патефон стоят всех гостей веселят. Люди в прошлые времена не только работали. Не зря в народе говорится:

Дети: «Кончил дело - гуляй смело!»

Пляска «Барыня» р.н.м.

М.р. Мы показали вам то, что есть в нашей «Русской горнице». А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы). Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...