"Так мы в горенке живем "
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Сценарий экскурсии по этнографическому музею "Русская горница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_russkoy_izby.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»
МИР РУССКОЙ ИЗБЫ
Конспект Экскурсии по музею «Русская горница». Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Зиновьева В.В. – музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области.
Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности. Задачи:
- познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
- воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам;
- воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
- развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;
- развивать память, логическое мышление, воображение.
- Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание текста экскурсии, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игра на ложках и детских музыкальных инструментах.
- Методы:
- репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, дошкольников;
- игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
- Оборудование: все экспонаты музея, баян, магнитофон, записи народных песен.
Ход экскурсии:
М.р. В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Итак, в детском саду была создана предметно – развивающая среда музей русской старины «Горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Музей «Русская горница» направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков. Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой и видишься, Россия, ты наяву мне и во сне.
Слава нашей стороне, слава нашей старине.
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной земли.
Проходите, гости дорогие, в наш музей истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Наши экскурсоводы вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве жилища старинного времени. Гости входят в горницу.
Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Милости просим в нашу «Горенку»!
М.р. Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!
Все: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!
М.р. Ребята, как называется наша страна?
Ребенок. Наша страна называется Россия.
М.р. Правильно, Россия – большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?
Все: Русь.
М.Р. Ребята, а знаете ли вы законы русского гостеприимства?
Все: А как же!
Дети: 1.По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом привечают. (девочка выносит хлеб-соль)
2.Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
М.р. Гостей своих мы рады приветить: Дети: 1. Добрым словом! 2. Ласковым взглядом! 3. Вкусными угощениями! 4. И веселой песней!
Карагод «Во горенке, во новой» р. н. п.
М.Р. Что же представляет собой наш музей?
Ребенок: Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы ласково называем«Горенкой». М.Р. Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?
Ребенок: Избы рубили топорами из дерева.
М.Р. Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели). Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.
Дети:3. Главный в «Горенке» - «Красный угол». Здесь расположены иконы, православная литература, выставка «Хлеб всему голова».
М.р. Сажая гостя в красный угол, говорили:
Все: «Встречай не с лестью, а с честью».
Дети:4.Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.
М.Р. Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».
5. Рядом с нею стоит сват - злой да рогатый ухват!
Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла (машет рукой). А здесь их дочь лопатка - красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.
6. Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.
М.Р. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.
7. Впереди притаились, стоят две толстушки деревянные брюшки, а зовут их ступки Марфушки да толкачи - Илюшки.
8. Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. Гаврюшкой зовут его. С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят, чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.
9. В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня
Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком) Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.
10. На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой... Одним словом - «Бабий кут».
М.р. Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (показ). А мастера умельцы расписывали их.
Ребенок. А вот ложка расписная была у царя такая – Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей! А мы на ложках играем веселей! В нашей горенке 12 лет работает кружок ансамбля ложкарей «Русский сувенир».
«Коробейники» р.н.м.,исполняет ансамбль ложкарей «Русский сувенир».
МР. Здесь - макет домашнего полворья занимает уголок. Родители сшили и связали из ниток домашних животных и птиц.
11 .Ой, что это за свалка?
12. Да это же наша прялка! Зовут ее Настасьюшкой - рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.
М.Р. Ну, а здесь смотрите сами: ножницы, весы, серпы, лампы, шило, одним словом, домашняя утварь. - Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге - жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX - начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.
13. А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.
М.Р. Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.
14.Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».
М.Р. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). В нашей «Горенке» есть старинная женская одежда: кофта-холодайка, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник-сорока. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные павло-посадские платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. - Все это делалось своими руками (шитье, вышивка) - экспозиция «Льняные смотрины» рассказывает о том:
- Кружева, связанные Троицкими мастерицами крючком и спицами. Славятся своей красотой вологодские кружева, а плетут их «коклюшками»- маленькие деревянные палочки (от 8 до 200 штук).
- На стенде «От льняного семечка до тканого полотенца» мы знакомимся с последовательностью обработки льна, узнаем, «как рубашка в поле выросла».
- Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.
- Ой, кто же там плачет?
15. Это внученька Дашенька лежит в кроватке - люлькой называется... Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…
16. А дедова кровать железная, лоскутным одеялом застлана, подузорник вышитый гладью, подушки - в накидушках, ковер суконный красками нарисованный.
17. Посреди стол дубовый стоит, скатертью - самобранкой покрыт. А вокруг стоят лавки Ерошки - на четырех ножках.
18. На столе живет толстячок - подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар - то Гошка.
«Чайные частушки» р.н.п.
19.Экспозиция «Мой дом — Россия!» знакомит с ветеранами-односельчанами ВОВ, материал о полководцах страны. Здесь собраны фотоматериалы о п. Троицком, г. Губкине, о святынях белгородчины.
20. Экспозиция «Благословенный край судьбы моей» представляет макет п. Троицкий, летопись об истории поселка, альбом «Трудовая слава детского сада», «Моя родословная» - рассказывают о прошлом, ныне живущих и тех, кто совсем недавно был с нами.
М.Р. Посмотрите, там, у окошка экспозиция «Народные промыслы». Древние образы в современных народных игрушках: Каргопольская игрушка, Дымковская игрушка, образцы мастеров Палеха, Хохломы, Жостова, Гжели, матрешки Загорских мастеров, свистульки сестер Гончаровых позволяют увидеть творение рук человеческих.
М.Р. А здесь тетка Акулинка с куклами-самокрутками карагод завела. Выставка «Забавы для дитяти» рассказывает об игрушках наших прабабушек: кукла-скрутка, соломенное чудо, тряпичная кукла. Дети узнают, что тряпичные куклы существуют с древних времен. Они связаны с почитанием женского божества, плодородия, домашнего очага.
21. В экспозиции «Делу время - потехе час…»: гармонь, балалайки, гусли, патефон стоят всех гостей веселят. Люди в прошлые времена не только работали. Не зря в народе говорится:
Дети: «Кончил дело - гуляй смело!»
Пляска «Барыня» р.н.м.
М.р. Мы показали вам то, что есть в нашей «Русской горнице». А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы). Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность( живая и не живая природа)
Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
Живая природа. Растения как живые организмы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....
Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе
Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....
Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...