Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству Тема: «Бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству
Тема: «Бумага»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_detmi_star.dosh_.vozr_.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству
Тема: «Бумага: прошлое и настоящее»
Триединая задача НОД:
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей возникновения бумаги;
- уточнить и расширить представления детей о бумаге, о некоторых её свойствах;
- способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности;
- продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги и бумажных салфеток.
Развивающие задачи:
- развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать активный и пассивный словарь по теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения;
- развивать у детей диалогическую речь;
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
- воспитывать аккуратность при роботе с красками, клеем.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики), емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.).
Листы бумаги с нарисованным котом – формат А4; гуашь в тарелочках (оранжевого, белого, черного и коричневого цветов), клей, кисти для клея, клеенки; бумажные салфетки (оранжевого, белого цветов), листы бумаги для рисования; игрушка – кот, цветные иллюстрации кота. Музыкальное сопровождение: «Песенка кота Леопольда», «Песня про рыжего кота», «Песенка кота в сапогах», «Песня кота Матвея», «Песня кота Матроскина».
Предварительная работа:
Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части.
Беседа о кошках, рассматривание иллюстраций, картин с кошками, занятие по поэтапному рисованию кошки, изучение пальчиковой гимнастики.
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, здоровье.
Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой, объемная аппликация салфеткой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).
Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изодеятельности.
Виды интеграции образовательных областей:
Познание: познакомить детей с историей возникновения бумаги; уточнить и расширить представления детей о бумаге, о некоторых её свойствах.
Коммуникация: развивать активный и пассивный словарь по теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения; формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями, желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. развитие выразительности речи и навыков общения.
Чтение художественной литературы: формирование умения отгадывать загадки, слушать небольшое стихотворение.
Социализация: формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Художественное творчество: развитие детского творчества в изо деятельности с помощью новой нетрадиционной изобразительной техники.
Музыка: развитие музыкально художественной деятельности (слушание музыки).
Безопасность: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.
Здоровье: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, регулярное проветривание, обеспечивать правильность осанки детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I.Начало НОД
1. Организационный момент
- Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
2.Введение в тему
- Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет. (Бумага)
- Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)
- В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
- Правильно ребята, бумагу используют по-разному.
- А оказывается, бумага была не всегда. СЛАЙД № 1 Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. СЛАЙД № 2 А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. СЛАЙД № 3 Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. СЛАЙД № 4 Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. ВИДЕО В наше современное время бумагу делают машины. Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
II. «Процесс» НОД
- Девочки и мальчики, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
(Дети приносят предметы и раскладывают их на столе, сами садятся на стульчики вокруг стола).
- Ребята вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:
-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)
-бумажная (салфетка, коробка)
-бумажные (игрушки, цветы)
(ответы детей: бумажный стаканчик…)
- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
- Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
Опыт 1.
- А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
- У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем: «Бумага мнется».
Опыт 2.
- А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
- Сделаем вывод и выставляем: «Бумага рвется».
Опыт 3.
- Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
- Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем: «Бумага намокает и распадается».
- Ребята посмотрите на наши доказательства. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.
- Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
- А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель ИЗО: Вы сегодня очень много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с помощью бумаги можно рисовать? (Ответы детей)
В-ль: А Вы О.С. хотите нам что-то предложить?
Воспитатель ИЗО: Да, но чтобы это выяснить, нам нужно пройти за столы. Проходите. Давайте с вами проведем эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (Дети: Сжатая)
Воспитатель ИЗО: Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю? (Дети: Оттиск)
Воспитатель ИЗО: Молодцы! Теперь я предлагаю проделать то же самое вам. Берите бумагу сжимайте и катайте ее в руке, чтобы получился комочек сжатой бумаги. Затем, макните его в краску и оставьте оттиск на нашем листе бумаги.
Дети оставляют оттиск на бумаге.
Воспитатель ИЗО: Хорошо все справились. Молодцы! Смотрите, у меня еще есть бумажная салфетка. Давайте возьмем ее в руки. Скажите, какая она? (Ответы детей)
Воспитатель ИЗО: А если мы с вами попробуем сделать салфеткой оттиск, как обычной бумагой, у нас получится? (Да)
Воспитатель ИЗО: Давайте попробуем. Катаем салфетку между ладошками, макаем в краску и делаем оттиск. Ну что получилось? (Ответы детей: Нет)
Воспитатель ИЗО: А как вы думаете, почему? (Потому, что салфетка мягкая, а бумага жесткая)
Воспитатель ИЗО: Конечно, бумажная салфетка мягче простой бумаги, поэтому оттиск не получился и наша салфетка совсем размокла. Но салфетка в нашем творчестве тоже пригодится. Кто нам скажет, как мы можем ее использовать? (Приклеивать ее и получать объем)
Воспитатель ИЗО: Конечно, мы можем сделать объемную аппликацию с помощью бумажных салфеток. Салфетки будем катать в комочки и приклеивать.
Раздается стук.
Воспитатель ИЗО: Ой, кажется, к нам кто-то стучится? Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:
Острые ушки, на лапках, подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Кто это?
(Кот или кошка)
Воспитатель ИЗО: Правильно. (Слайд №1) Посмотрите, какой кот Мурзик к нам пришел. Красивый, но грустный. (Слайд №2) И я знаю, почему. А вы хотите узнать, ребята? Беда в том, что у Мурзика нет друзей, играть ему совсем не с кем. Когда я узнала об этом, мне стало жаль Мурзика и захотелось ему помочь. (Слайд №3) Ребята, давайте вместе поможем нашему коту найти друзей. Но сначала, чтобы хоть немного развеселить Мурзика, давайте превратим наши пальчики в котят и поиграем с ними.
Проводится пальчиковая гимнастика Киска.
Киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)
И клубочки продавала. (вытянуть обе ладони вперед)
Сколько стоит?
Три рубля. Покупайте у меня! (показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони)
Воспитатель ИЗО: (Слайд №4) Молодцы, ребята! А теперь приступим к работе. На прошлом занятии мы с вами нарисовали силуэты кошек, а сегодня я предлагаю их разукрасить. Какого цвета бывают кошки? (Ответы детей) Правильно, рыжие, черные, белые и коричневые. Сделать их пушистыми нам поможет бумага и бумажные салфетки. (Слайд №5) Проходите за столы и выберите себе технику, с помощью которой вы будете рисовать. (Дети проходят за столы) Я предлагаю приготовить нам комочек сжатой бумаги и салфеток для работы…
Лист бумаги мы сжимаем
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
Дети катают комочки.
Воспитатель ИЗО: Приступаем к работе.
Дети рисуют кота, воспитатель ИЗО помогает, подсказывает, и подбадривает детей.
Звучит музыка.
Воспитатель ИЗО (после выполнения работы): Ребята, мне кажется, теперь у Мурзика будет много друзей. Каких замечательных кошек вы сделали. (Слайд №6) Теперь Мурзик не будет скучать. Посмотрите как он рад! Мы с вами сделаем выставку наших котов. Ребята, мы с вами сегодня познакомились с новой техникой рисования. Кто скажет как она называется? (Оттиск сжатой бумагой)
Воспитатель ИЗО: Правильно. Скажите, чем можно сделать оттиск, обычной бумагой или бумажной салфеткой? (Обычной бумагой)
Воспитатель ИЗО: Правильно. Молодцы! А что мы делали с салфеткой? (Приклеивали)
Воспитатель ИЗО: Правильно, еще мы с вами вспомнили технику объемной аппликации бумажными салфетками. Молодцы, все на славу потрудились. Мурзик благодарит всех за помощь.
III.Заключительная часть
- Все работы будет украшать нашу группу. Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
1. Рефлексия
- Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу? Как вы работали с помощью бумаги?
- Чтобы узнать про бумагу больше, я принесла вот такие книги. В них рассказывается и показывается как сделать необычные вещи из бумаги.
2. Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей
Дети расходятся по игровым зонам, заинтересованные, рассматривают книги по оригами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности. Познание. Формирование целостной картины мира. «Как бумага в лесу выросла» Старшая группа.
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (формирование целостной картины мира) с элементами художественного творчества для детей подготовительной группы «Путешествие на планету - Марс».
Цель: познакомить с планетой и ее особенностями.Задачи:1. закрепить знания детей о планетах Меркурий, Венера, Земля;2. развивать способность передавать вырази...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Познание (Формирование целостной картины мира) с элементами художественного творчества. Тема: «Золотая рыбка»
конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и художественному творчества во второй младшей группе Тема: «День Победы»
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы "День Победы"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и художественному творчеству на тему «Одежда для кукол»
Цель: развитие речи через дидактическую игру.Программные задачи:- формировать умения отвечать на простейшие (кто? что) и более сложные (во что одет) вопросы;-развивать словарь дете...