Ягоды
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurkan_ievleva_-_statya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Куркан Т.А.
Иевлева Н.А.
С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в детском саду изменились и требования к образовательному процессу. Вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребёнка (физические, личностные, интеллектуальные). Причём их формирование должно происходить во время образовательного процесса, построенного на адекватных возрасту формах работы.
Появилось и такое понятие как непосредственно образовательная деятельность. «Занятие», как форма обучения ушло далеко в прошлое. Весь образовательный процесс осуществляется в течение дня, в разные режимные моменты. Но начало непосредственно образовательной деятельности (далее НОД), всё равно предполагает некую организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, создание интересных ситуаций и эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность. В ходе такой деятельности осуществляется индивидуализация обучения (советы, напоминания, показ и минимальная помощь).
Хочется отметить, что при организации НОД уже нет руководства взрослого, как было при проведении занятия, а только совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка. Педагог в процессе такой работы только создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг определённого результата.
Не следует путать НОД с игрой, так как в игре ребёнок в большей степени овладевает способами общения, а НОД должна носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность в процессе познания.
Безусловно, НОД необходимо проводить в системе, обязательно опираться на жизненные ситуации, тогда эта деятельность найдёт своё продолжение и дальше, в течение дня в разные режимные моменты. Педагогам, планируя такую деятельность, необходимо подобрать такой материал, так продумать содержание, чтобы всё предстоящее вызвало у детей удивление и восторг. Конечно, при этом необходимо учитывать возраст детей, приём, который подходит именно для данной возрастной группы.
Увлекаясь интересным процессом, дети сами того не замечая, будут планировать, искать пути решения, доказывать происходящее. Педагог в такие моменты хвалит детей за усердие, желание выполнять эту работу, активизирует положительные эмоции. В ходе НОД педагог видит всю работу детей, чтобы в конце, проанализировать результативность, освоение детьми программных задач, и наметить перспективу дальнейшей деятельности.
В ходе НОД полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс осмысленным, интересным для детей и будет способствовать эффективности развития.
Предлагаем пример НОД, образовательная область «Познание», тема «Ягоды», для детей средней группы.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество».
Цели деятельности педагога:
Закрепить знания о ягодах;
Учить классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые, лесные);
Познакомить с ядовитыми ягодами;
Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;
Вызвать интерес к созданию композиции, развивать творческое мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: зрительный тренажёр, сенсорно – дидактический крест, корригирующие дорожки, звукозапись (звуки леса), иллюстрации с изображением садовых, лесных и ядовитых ягод, игрушка (медведь), вырезанная из бумаги большая корзина, салфетки, клей, кисти.
Планируемые результаты развития интегрированных качеств: ребёнок задаёт вопросы взрослому, способен самостоятельно действовать, называет названия ягод, проявляет интерес к различным видам детской деятельности, проявляет любознательность, может участвовать в беседе, бережно относится к природе, подчиняется правилам игры.
Ход:
- Ребята, вы хотите сегодня пойти на экскурсию? Предлагаю сначала пойти в сад, а потом в лес. Пойдём мы с вами по дорожке, а чтобы не сбиться с пути, проследим наш путь по карте.
Упражнение «Зрительный тренажёр»
-Посмотрите внимательно на карту. Сначала мы пойдём наверх, потом вниз, затем мы с вами отправимся по большому овалу, потом по маленькому. Наше путешествие будет не только по прямой дорожке, мы будем петлять и, наконец, вернёмся в детский сад. Вы согласны на такой путь? (да). Тогда пойдём в сад.
-А, вы знаете, что растёт в саду? (фрукты, ягоды, цветы).
-Давайте с вами пойдём и посмотрим, какие ягоды растут в саду.
Ягоды – это крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника.
(Дети с воспитателем подходят к сенсорно-дидактическому кресту, на котором расположены ягоды, которые растут на дереве).
- Я загадаю вам загадки, а отгадки вы сможете найти на картинках.
Родилась она зелёной,
На цветущей белой кроне,
А потом росла, краснела
Как созрела - посинела (слива).
-Правильно, слива, молодцы. А как вы думаете, где растёт слива на дереве или на кустарнике? (ответы детей)
-Правильно, на дереве.
- Послушайте ещё одну загадку.
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (вишня).
-Правильно. вишня, молодцы. А где растёт вишня, на дереве или на кустарнике? (ответы детей)
-Правильно, на дереве.
-И ещё одна загадка.
Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом - спрос
В сушёном виде он – урюк,
А в натуральном (абрикос)
-Правильно, абрикос, молодцы. А где растёт абрикос на дереве или на кустарнике? (ответы детей)
-Правильно, на дереве.
-А сейчас мы пойдём дальше и посмотрим, какие ягоды ещё растут в саду.(Дети с воспитателем подходят к экологическому панно, на котором вывешены картинки с изображением ягод, которые растут на кустарниках).
-Я вам сейчас ещё загадаю загадки, а ответы попробуйте найти на картинках.
Из него варенье-
Словно изумруд
Виноградом северным
Ягоды зовут.( крыжовник)
-Правильно, крыжовник. А где растёт крыжовник на дереве или на кустарнике? (ответы детей)
-А вот ещё загадка.
Она бывает разной:
Чёрной, белой, красной
Из неё для ребят
Готовят мусс и мармелад (смородина)
-Правильно, смородина. А где растёт смородина на дереве или на кустарнике? (ответы детей)
-Послушайте ещё одну загадку.
На шнурочке - стебелёчке
Сладких ягод груда -
На большое блюдо (виноград).
Правильно, виноград. А где растёт виноград на дереве или на кустарнике? (ответы детей)
- И ещё одна загадка.
Красненькая матрёшка
Беленькое сердечко (малина).
-Правильно, малина. А где растёт малина на дереве или на кустарнике? (ответы детей).
-Как называются ягоды, которые растут в саду? (садовые)
-Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Где что растёт?» Сейчас возьмёмся за руки и сделаем круг, ведущий будет бросать мяч и называть ягоду, а вы будете бросать мяч обратно, при этом говорить, где растёт ягода, на кустарнике или на дереве.
(Проводится игра)
- Молодцы, ребята, вам понравилось играть?
А вы знаете, что все ягоды очень полезны, их можно кушать в свежем виде, потому что в них содержатся витамины, и полезные для организма вещества.
-А вы знаете, какие блюда можно приготовить из ягод? (ответы детей)
-Правильно, варенье, сок, компот, кисель.
-Вы хотите ещё поиграть? (ответы детей).
-Игра называется «Какой? Какое?»
Сок из клубники (какой?) - клубничный.
Варенье из смородины (какое?)- смородиновое.
Компот из сливы (какой?)- сливовый.
Кисель из вишни (какой?) - вишнёвый.
Варенье из крыжовника (какое?)- крыжовниковое.
Сок из малины (какой?) - малиновый.
-Дети, ягоды растут не только в саду, но ещё и в лесу. Сегодня мы собирались после путешествия в сад пойти в лес и посмотреть, какие ягоды растут в лесу? (ответы детей).
-Но чтобы пойти в лес, нам предстоит пройти по волшебным дорожкам. (Звучит музыка. Дети идут по корригирующим дорожкам).
-Кто сможет описать свой путь по волшебным дорожкам? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили, что вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями: кто-то представил себе ручеёк, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом.
Вот мы с вами и в лесу.
(По углам расположены картинки с изображением ядовитых ягод)
-Ребята, посмотрите, по пути нам попадаются ягоды, это вороний глаз и волчьи ягоды, но эти ягоды нельзя трогать руками и кушать, потому что эти ягоды ядовитые. Если их съесть, то можно отравиться. Поэтому в лесу нельзя пробовать и трогать незнакомые растения, ягоды.
(Подходим к столу, на котором расположены картинки с изображением лесных ягод).
-Дети, послушайте загадки и постарайтесь найти отгадки на картинках.
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки,
Кто любит меня, тот и рад поклониться
А имя дала мне родная землица. ( земляника)
-Правильно, земляника.
-Послушайте ещё одну загадку.
В сенокос – горька,
А в мороз, сладка,
Что за ягодка? (калина).
-Правильно, калина.
- И ещё одна загадка.
В лес уходили
Здоровыми были,
А вернулись обратно
В синяках и пятнах
Не дрались, не падали
Собирали ягоды (черника).
-Правильно, черника.
-Ребята, отгадайте, какую ягоду собирает медведь в лесу? (малину)
-Малина растёт не только в саду, но ещё и в лесу.
-Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (лесные)
-Дети, послушайте, кто-то рычит. А вот и сам медведь! Наш мишка сказал, что у него болит лапка, и он не может насобирать малины, давайте ему поможем и насобираем для него корзинку малины. Хотите помочь мишке. Мы сейчас подойдём к столу, и приклеим ягоды к корзине.
(Коллективная работа смятие шариков из малиновой бумаги и приклеивание к корзинке)
-Молодцы, ребята, помогли мишке собрать ягоды ну, а нам пора возвращаться в детский сад.
-Ребята, вам понравилось путешествие?
-Что вам запомнилось больше всего во время нашего путешествия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового НОД в средней группе компенсирующей направленности «В лес пойдем, грибов, ягод соберем» Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение, уточнение и активизация словаря....
День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста
День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей " Какие ягоды в лесу растут осенью. Съедобные ягоды в лесу"
Собирать лесные ягоды можно в летний и осенний периоды. Но в осенний период в лесу можно собрать съедобные ягоды такие как:Брусника растет на маленьких кустиках в сухих сосновых лесах. Плоды имеют ярк...
Маршрутный лист на период дистанционного обучения. Тема недели: "Грибы. Ягоды" НОД Развитие речи "Дары леса: грибы, ягоды"
Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу, формировать умение правильно называть предметы, их качества, цвет, образовывать существительные с помощью суффиксов; воспитывать бережно...
Задания для закрепления по теме «Садовые ягоды. Дифференциация садовых ягод с лесными ягодами» для группы с ЗПР старшего дошкольного возраста
Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями дома. Они используются для закрепления тем «Садовые ягоды» и «Лесные ягоды», формирования навыка...
Экологический проект "Ягоды садовые,ягоды лесные"
Экологический проект "Ягоды садовые,ягоды лесные."...