Познавательно-игровая программа "День птиц".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровая программа для старшей группы: «День птиц».
Цель: воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, познакомить детей с многообразием и жизнедеятельностью птиц; сформировать у детей стремление принимать активное участие в празднике, испытывать чувства радости, веселья, раскрывать творческие способности.
Оформление зала: выставка рисунков, поделок на тему: «Птицы».
Предварительная работа: наблюдение за птицами, изготовление поделок, рисунков по теме; разучивание песен, стихов о птицах, отгадывание загадок, раскрашивание по теме. Защита совместных (детско-родительских) проектов на тему: «Птицы», знакомство с Красной книгой России.
Оборудование и материалы: карточки с изображением птиц (четыре перелётные, две зимующие) – 2 экз., бумажные птички для подсчёта очков, 2 вазочки. Материал для постройки «дома для птиц» в коробках, пирожки («жаворонки») в двух корзинках-уточках, диски с весенней музыкой, кружочки на одежду двух цветов, 2 мольберта, цветные мелки или фломастеры, ободки для каждого ребёнка с изображением птиц.
Участники: ведущий (воспитатель 9 группы), Весна (воспитатель 9 группы), дети-птицы, музыкальный работник.
Дети входят в зал под музыку (диск 8, 32), встают полукругом.
Ведущий.
-Дети, скажите, какой праздник мы сегодня отмечаем? (ответы детей)
Все знают, что 1 апреля - день смеха, но не все знают, что в этот день отмечают и другой праздник – День птиц. Традиционный народный праздник отмечался на Руси 22 марта, в день Сорока мучеников, а в народе говорили - сороки. В этот день закликали весну, встречали перелётных птиц, пекли из теста жаворонков.
Давайте мы с вами тоже позовём весну, будет она нашей помощницей (дети зовут Весну).
Входит Весна (музыкальная палитра 5.09, 7).
Весна.
-Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Возвращаются из далёких тёплых стран птицы. Трудно им приходится в пути, не все и долетают до родных мест. А те, что долетели – голодные, обессиленные нуждаются в помощи человека. Как мы можем помочь птицам? (ответы детей).
-Для скворцов развешивают скворечники, для аистов устраивают искусственные гнёзда. У нас сегодня тоже праздник – День птиц, мы вспомним с вами всё, что знаем о птицах.
А для начала, давайте споём песню для наших друзей птиц, порадуем их.
Дети поют песню, а затем садятся на стульчики.
1.За окошком апрель,
Зазвенела капель,
И пришло к нам с весною веселье.
На реке тает лёд,
Всё звенит и поёт,
И справляют скворцы новоселье.
Пр.
Потому что весна
К нам вернулась красна,
И справляют скворцы новоселье.
2.Ручейки во дворе,
Верба вся в серебре,
Солнце ярко и радостно светит.
И грачи не молчат,
Строят дом для грачат,
Рады солнышку птицы и дети.
Пр.
Потому что весна
К нам вернулась красна,
Рады солнышку птицы и дети!
Ведущий.
-В России появилась традиция, каждый год Союз охраны птиц выбирает птицу года, в этом 2013 году был выбран Орлан-белохвост (показать). Взрослую птицу легко узнать по характерному белому оперению хвоста. Эта птица занесена в Красную книгу России. Она охраняется государством и нуждается в помощи человека.
Весна.
-Ребята, смотрите, к нам прилетели скворец и грач.
Грач.
Мы – грачи, мы – грачи,
Слуги верные твои.
Первыми летим, спешим,
Про весну всем говорим.
Скворец.
Нет, Весна, грачей не слушай.
Мы, скворцы, не бьём баклуши.
Знай, из тёплых стран скворцы
Тепло и солнце принесли,
Чтобы люди Весну ждали,
Чтоб тебя, Весна, встречали.
Весна.
Не надо ссориться, друзья!
Кто верен мне, узнаю я.
Ваш спор решит соревнованье.
Вы приложите все старанье.
Задание первое для вас:
Птиц перелётных найдите мне сейчас.
Ведущий.
Дети, разделимся на 2 команды (на одежде детей, кружочки разных цветов)
Игра «Найди перелётных птиц».
Командам предлагается по 6 изображений птиц (перелётные - ласточка, соловей, аист, скворец, зимующие-снегирь, клёст). Игроки должны показать и назвать перелётных птиц. Выигравшая команда после каждого конкурса получает бумажную птичку и сажает её в корзинку.
Ласточка.
Ласточка всегда в полёте,
На земле вы не найдёте
Этой птички быстрокрылой.
Скорость – ласточкина сила
Соловей.
Прячется среди ветвей
Майской ночью соловей.
Тут в сирени неизменно
Для него готова сцена.
Превосходнейший артист
Этот серенький солист.
Аист.
Аист, аист длинноногий,
Он гуляет по дороге:
Ищет, чем бы поживиться-
Мышью или мелкой птицей.
Аист клювиком стучит:
«Чик-чик-чик, чик-чик-чик».
Песен аист не поёт,
Он без песенок живёт.
Стриж.
Если стриж летает низко,
Значит дождик где-то близко,
Если в поднебесье вьётся,
Значит, солнышко смеётся!
Стриж на ласточку похож:
Крылья острые, как нож
Весна.
Мы продолжаем соревнованье,
Проверим сейчас ваше внимание.
Игра «Птички и клетка».
Дети распределяются на 2 команды. Одна образует круг в центре (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая команда – птички. Ведущий говорит: «Открыть клетку!». Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из неё. Ведущий говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останутся 1-3 птички. Затем дети меняются ролями.
Весна.
Вы на вопрос ответьте этот:
Вы знаете весны приметы?
Ворона.
Пусть март стоит студёный,
И верба не цвела,
Купается Ворона-
Жди солнца и тепла.
Грач.
Грач гнездо чинить решил,
Закричал он, заспешил.
Значит скоро холода
Нас покинут навсегда.
Весна.
Пришла Весна, пришла Весна!
Скворцам построим мы дома!
Эстафета «Кто быстрее построит дом для птиц»
В игре участвуют 2 команды. Каждый участник держит в руках кубик. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и ставят свой кубик так, чтобы получился домик. Побеждает та команда, чей дом будет построен быстрее.
Весна.
Терема-дома готовы.
Прилетайте, новосёлы!
А кто к дому прилетает,
Мы сейчас и отгадаем.
Конкурс загадок (для гостей)
1)На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (цапля).
2)Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
3)В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
4)Зимой на ветках – яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
5)На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться,
есть могучие крыла
У хозяина … (орла).
6) Мощный клюв есть у Него,
Лучше нет ни у кого!-
Чтобы шишки шелушить
Надо клюв такой носить!
А ещё - короткий хвост!
И зовётся птичка - ...! (Клёст)
7)Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает (воробей).
8) Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит? (дятел)
9)Носит серенький жилет,
Но у крыльев-чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (вороны).
10)Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
спать летит в дупло (сова).
11)Синяя косынка,
Тёмненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её…(синичка).
12)Хоть за дальний путь устали,
В камышах родной земли
До рассвета танцевали
Возле речки…(журавли).
Весна.
Дети, смотрите, к нам прилетели 3 красивых птицы, и они хотят станцевать нам танец.
Танец «Журавли».
Весна.
Следующий наш конкурс «Юный художник».
конкурс «Юный художник»
В следующем конкурсе должен принять участие каждый член команды. Ваша задача нарисовать птицу, важно заранее договориться, кто какую часть будет рисовать, время на выполнение 2 минуты.
Весна.
Давайте посчитаем птичек в корзинках (поровну).
Я вижу, что я всем мила.
Вы, птицы, - все мои друзья!
Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь,
Пусть каждый весело споёт,
И закружит хоровод!
Хоровод (музыкальная палитра 8, 10)
Дети водят хоровод, а потом Весна угощает детей пирожками-жаворонками, предлагает ими поделиться с птицами на улице, раздаёт гостям подарки, все уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий познавательного игрового конкурса "Птицы-наши друзья" в подготовительной группе
Данное занятие направлено на ознакомление дошкольников с многообразием пернатых....
Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»
Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми» Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры....
Познавательный игровой сеанс: «Домик для перелётных птиц» для детей старшей группы
Познавательно-игровой сеанс - комплекс, состоящий из игровых упражнений, направленных на развитие познавательной, коммуникативной и социально-эмоциональной сферы с активным участием в них ...
Познавательно-игровой проект "Зимующие птицы" средней группы
Актуальность проекта: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает...
Методическая разработка "Конспект познавательно-игрового занятия "День птиц" в старшей группе детей с ОВЗ (ЗПР)
В ходе занятия вы увидите уровень усвоения знаний детьми по темам "Птицы (перелётные, домашние, зимующие)", изучаемым в течение учебного года, познакомите детей с праздником "День смеха...
Конспект познавательного игрового занятия по экологическому воспитанию «Птицам трудно зимовать – надо птицам помогать»
Расширить представление о зимующих птицах....
Познавательно- игровой проект "Зимовье зверей и птиц"
Проект "Зимовье зверей и птиц" В дошкольном возрасте ребенок активнее интересуется окружающим миром, познаёт и накапливает опыт, усваивает знания в результате непосредственн...