Устный журнал Зеленый волшебник
методическая разработка по окружающему миру по теме
Цели:
- формирование представлений о роли леса в жизни человека и природы,
- вовлечение учащихся в природоохранительную и экологическую деятельность,
- способствовать развитию экологического мышления, творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_zelenyy_volshebnik_.docx | 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал "Зеленый волшебник"
Цели:
- формирование представлений о роли леса в жизни человека и природы,
- вовлечение учащихся в природоохранительную и экологическую деятельность,
- способствовать развитию экологического мышления, творческих способностей.
Оборудование: плакаты “Лес - богатство и краса. Береги свои леса!”, “Берегите природу”, рисунки детей; страницы устного журнала; иллюстрации лекарственных растений, экологические знаки, памятки; фонограмма записи голосов птиц, журчания ручья, песни “Давайте сохраним”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Давайте улыбнемся друг другу и скажем:
Я тебе желаю сегодня добра.
Ты мне желаешь сегодня добра.
Мы все желаем друг другу добра.
II. Сообщение темы занятия.
Звучит фонограмма записи голосов птиц, журчания ручья.
Ребята, наше занятие называется “Зеленый волшебник”. О каком волшебнике идет речь? Верно, о лесе. На огромных просторах нашей страны раскинулись леса. Их часто называют зеленым океаном, настолько они велики и могучи. Издавна лес был другом и защитником человека. Он его кормил, лечил, одевал, обувал, давал ему приют и материал для строительства жилища. А взамен требовал, и особенно сейчас требует только одного – бережного с собой обращения. Чтобы выполнить это требование, нужно быть добрым человеком, любить все живое на земле.
Чтец 1.
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Ты должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
А еще нужно быть человеком знающим. Нужно знать, как живет лес, что хорошо для него, что плохо, чем ему можно помочь в трудный час. Хоть он и волшебник, наш лес, но без нас ему не обойтись, как и нам без него!
III. Основная часть.
Наше занятие пройдет в форме устного журнала. А первая страничка называется “Зеленая аптека”.
Чтец 2.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
Мы их рвем не на потеху.
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.
Среди растений леса немало таких, из которых делают лекарства. Они помогают здоровью, приносят радость жизни. Вы сами испытывали чудодейственную силу таких растений-лекарей. Во многих семьях летние походы за целебными растениями стали постоянными. Но нужно научиться узнавать растение в природе, знать, когда и где его собирать. Если растение используется целиком, то его нужно собирать в начале цветения, листья – перед цветением, плоды и семена – когда полностью созреют. А корни – поздней осенью, когда растения завянут или ранней весной. Не обрывай все самые сильные растения. На каждом квадратном метре нужно оставлять на меньше двух самых хороших растений. Не собирай из года в год на одном и том же месте. Не вырывай с корнем. И никогда не собирай растения, занесенные в Красную книгу или охраняемые в нашей местности.
Конкурс: назвать растения по рисунку, объяснить, от каких болезней они помогают. (Подорожник, крапива, мать-и-мачеха, шиповник, ромашка, земляника, липа, ландыш, черника)
Молодцы, вы знаете лекарственные растения леса, и, думаю, будете правильно их собирать.
Мы открываем вторую страничку нашего журнала “Лесные жители”.
Лес – родной дом для многих животных: зверей, птиц, насекомых. Без зверя, без птицы и лес не лес. Он дает им укрытие. Жители леса располагаются здесь как в многоэтажном доме. Этажи леса строго распределены между ними и обмен тут невозможен.
Конкурс: Отгадать обитателя леса.
1. “Самый крупный хищник наших лесов, но на самом деле очень подвижный и ловкий. При росте до 2,5 метров и весе до 750 кг, он может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Это всеядное животное. Может есть корни растений, грибы, ягоды, муравьиные яйца, рыбу из таежных рек. К сожалению, из-за неумеренной рубки леса и охоты, их осталось не так много и охрана их стала необходимой” (медведь).
2. “Заостренные стоячие уши, огромные клыки, маленькие глазки, пятачок на вытянутом рыле – вот его отличительные признаки. Очень осторожный зверь. Обладает прекрасным обонянием и слухом и никого не подпускает к себе” (кабан).
3. “У этого зверька – кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и легкий хвост. Он служит рулем и парашютом. Окраска шерсти зависит от времени года и места обитания” (белка.
4. “Это одна из красивейших птиц нашей страны. На голове у нее широкий торчащий хохолок розового цвета, на конце хвоста ярко-желтая полоска. На фоне серо-розового оперения выделяются черные крылья с красно-бело-желтыми полосками. Осенью и зимой едят ягоды различных кустарников – рябины, шиповника, калины. И кормятся, и отдыхают стаей, сообща. В одиночку их не встретишь” (свиристель).
Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытие. Но и сами животные влияют на растения, например, распространяют семена и плоды. Люди с давних пор охотились на многих лесных животных, и часть их была почти истреблена. Сейчас охота ограничена: специальными правилами разрешено охотиться только в определенный срок и убивать определенное количество животных. А на некоторые виды охота полностью запрещена.
IV. Физкультминутка.
Деревья – дети поднимают руки, тянутся вверх.
Кустарники – стоят на месте.
Травы – приседают.
V. Продолжение занятия.
Следующая страничка нашего журнала называется “Будь лесу другом”.
Нас волнует будущее наших лесов. Хотя леса охраняют и берегут работники лесничеств, большая часть лесов уже уничтожена, а вместе с ними гибнет все, что есть в лесу.
Сценка “Спор”
Однажды между Лесом и Машиной возник спор: кто из них больший друг Человеку?”
Машина:
- Конечно, я!
Лес:
- Почему? Разве ты умеешь создавать кислород? Наоборот. Ты всего лишь за час съедаешь его столько, сколько твоему хозяину хватило бы на целый год. Или ты очищаешь речную воду и защищаешь берега реки от разрушения? И разве в твою тень спешит человек, когда устает от городской суеты и пыли? Так почему же ты считаешь себя большим другом человека, чем я?
Машина:
А потому, что меня Человек моет, чистит, а тебя засоряет, оставляет на твоих полянах бумаги и банки. Меня Человек ремонтирует, а твои ветки и цветы рвет, ломает, топчет, а потом выбрасывает в мусор. Потому что обо мне Человек говорит “мое”, а о тебе “ничье”.
Автор:
И машина уехала, оставив после себя ядовитое облачко выхлопного газа. Лес очищался и печально вздыхал…
Учитель:
- Давайте разрешим спор героев сказки. Кто больший друг человека? Как вы думаете? А почему? (Лес).
- Машины, когда уезжают, что оставляют после себя? (Ядовитый дым, который загрязняет атмосферу).
- Какой газ мы вдыхаем? (Кислород)
- Какой мы выдыхаем? (Углекислый газ)
- Верно, недаром назвали лес “легкими нашей планеты”. И не зря. Лес поглощает много углекислого газа и выделяет огромное количество кислорода.
- 1 га лес выделяет столько кислорода, сколько образуется при дыхании двухсот человек.
Что еще мы услышали про лес? (Лес является защитником водоемов и почвы). Без него пересохли бы реки, озера.
Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку).
1 турист: “Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр”.
2 турист: “Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нем – крохотных птенцов. Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю”.
1 турист: “Предлагаю подкрепиться”.
2 турист: “А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?”.
1 турист: “Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь”.
2 турист: “Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать”.
1 турист: “А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, - они ядовитые”.
Задание: посмотреть на экологические знаки и сформулировать правила поведения в лесу.
Вручение памяток.
Памятка Дорогие друзья! Леса – богатство России. Сохранить их – наш общий долг. Вы поможете природе, если будете: - Сажать деревья; -Ухаживать за ними; - Развешивать скворечники; - Очищать лес от мусора; - Расселять муравьев; - Заготавливать семена и почки. Берегите природу! |
Четвертая страничка журнала называется “Живи, елка”.
Это дерево все знают с раннего детства. Ель стройна, красива, всегда зелена. Еще одно вечнозеленое дерево – сосна. Много пользы приносит она. Все в ней используется человеком: и древесина, и хвоя, и почки, и светлая, прозрачная смола-живица. Сосновые леса необычайны по своей красоте, богаты ягодами, грибами, лекарственными растениями, животными. Это дерево здоровья. Воздух в сосновом лесу удивительно чистый, т.к. фитонциды сосны убивают микробов. Недаром санатории для лечения больных строятся там, где много сосны. Скоро Новый год и многие будут украшать елочку в доме. А стоит ли уничтожать ель ради нескольких дней? Ведь это дерево могло бы жить еще сотни лет и приносить пользу. Поэтому появилась традиция украшать свой дом искусственной елью или композицией из нескольких хвойных веточек, шишек, свечей. Каждый год в нашей школе проходит конкурс “Новогодний букет вместо елки”, в котором широко проявляется фантазия ребят.
Чтец 3.
Пусть елка лесная будет живая.
Стоит на полянке, веткой махая.
Кому? Никому. Просто ветру, метели.
Такой же красивой, несрубленной ели.
VI. Заключение.
Русский лес! Удивительное творение природы. Как красив он и как много дает человеку. Забота о лесе – это значит забота о Родине. Давайте сохраним то богатство, что дает нам русская природа.
Чтец 4.
Леса – как легкие планеты.
Оберегайте их!
Пусть солнца свет сквозь лапы елей
От бед всех нас хранит.
Пускай пожары мимо ходят,
И браконьер бежит.
Пусть мир лесов никто не тронет,
Природу сохранит.
Чтец 5.
Легкие нашей планеты – леса.
Слава тому, кто наш лес сохраняет!
Лес сохраняет для нас чудеса.
И не дай Бог, если он запылает.
Лес для людей, для птиц и зверей
Нужен как воздух, как жизни основа.
Ждет он всегда к себе добрых гостей –
Ждет и березовый, ждет и сосновый.
Дети исполняют песню “Давайте сохраним” (сл. Н. Старшинов, муз. А. Черный).
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!..
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях - осетра,
Касатку - в небесах,
В таежных дебрях - тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте же мы все
Навек объединимся.
Давайте наши
Души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»
Цель: презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...
Материал для устного журнала на тему: «Прогулка в лес с малышом»
Материал для устного журналана тему: «Прогулка в лес с малышом»для родителей II младшей группы. Цель: помощь родителям правильно и интересно организовать прогулку с ребенком в ле...
Сценарий устного журнала "Святочный календарь"
Зимние святки – это самый длинный и самый шумный ежегодный праздник на Руси. Начинались святки Рождественским (25 декабря по старому стилю) праздником, а заканчивались Крещенским (6 января по с....
Устный журнал для родителей "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" на тему о воспитании
Данная разработка может использоваться как целое родительское собрание, так и в качестве отдельных консультаций для родителей....
педагогический совет в форме устного журнала "Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического воспитания, привитию навыков ЗОЖ"
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...
Устный журнал «Здоровье ребенка в наших руках»
«Логоритмические игры дома и в детском саду» Цель: Обучение родителей практическим навыкам проведения игровых упражнений с целью ...
Устный журнал для родителей "Примирите детей своих"
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Самое главное не в том, чтобы их избегать или стараться «замять», а в том, чтобы правильно их разрешить. Для начала давайте посмотрим, чт...