Знакомимся с деревьями на прогулке
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Уточняем понятие "дерево", "куст",учимся отличать дерево от куста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomimsya_s_derevyami.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомимся с деревьями.
Цель: Уточнять понятия «дерево», «куст».
Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятие «гладкий», «колючий», «тяжёлый», «лёгкий», «длинный», «кроткий», «толстый», «тонкий».
Предварительная работа.
В начале осени сходить с детьми в парк. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки и листья.
Собрать и высушить разнообразные листья. Использовать их для изготовления поделок и аппликаций.
Организовать выставку поделок из природного материала на тему «Осенняя фантазия».
В уголке природы поместить шишки, каштаны, жёлуди, для игр; использовать их на занятии по формированию элементарных математических представлений. Пособия и материалы.
«Чудесный мешочек»- в нём лежат каштаны, жёлуди, шляпки от желудей, камни, шишки. На участке ёмкость с водой. Под берёзой разбросаны каштаны, под рябиной – шишки.
В кустах спрятан клоун, который хочет запутать детей. Приготовлены засушенные листья каштана, дуба, еловые веточки, ягоды рябины. Грабли для организации уборки листьев. Все материалы, кроме граблей, сложены в «волшебную корзинку».
План проведения прогулки:
- Рассматривание деревьев и кустарников. Закрепление понятий «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
- Создание игровой ситуации: под берёзой разложены жёлуди, под рябиной - шишки.
- Поиски клоуна.
- Подвижная игра «Ловишки».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Проведение эксперимента: «Что тонет, что не тонет?» Закрепление понятий «тяжёлый», «лёгкий».
- Труд в природе: уборка листьев.
Проведение прогулки.
1.Прогулка начинается с участка, где можно рассмотреть деревья и кустарники (берёза, липа, шиповник, сирень).
-Ребята, отгадайте загадку: «Одна нога, много рук»
-Да, это дерево. А что ещё растёт на участке?
-Растут разные кусты. Вот, например куст шиповника.
-Что осень сделала и с деревьями и с кустами?
-Правильно! Раскрасила листья, они уже начали облетать.
Его весной и летом
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвало все рубашки.
-Осень срывает листочки и с деревьев и с кустов. Они становятся голыми.
-А чем отличается дерево от куста?
-Да, дерево высокое, а куст низкий. У дерева ствол толстый, а у куста стволов много, но они тонкие.
-Покажите толстый ствол дерева (дети руками делают большое кольцо), а теперь куста (дети руками показывают тоненький ствол куста).
-Есть кустарники, на которых растут шипы, они колючие. Шипы очень острые, об них можно пораниться. Например, у шиповника. Посмотрите, какие шипы. Обратите внимание, на шиповнике созрели плоды- ягоды шиповника. Ими зимой будут лакомиться птицы. Ягоды шиповника полезны и для людей. Вам в детском саду дают сироп из ягод шиповника.
-Ещё с кустов не облетели листья. Деревья почти все голые, а у шиповника листья ещё крепко держаться. Но уже, конечно пожелтели.
-А у деревьев веточки гладкие.
-Вспомните, а какое дерево колючее, если его потрогать?
-Ну конечно ёлочка! (показать еловую веточку). У ёлочки есть иголочки и они колючие.
-Ребята, возьмите себе по две веточки из моей «волшебной корзиночки». Потрогайте их, погладьте. Почувствуйте, какие они гладкие. Давайте, сравним, какая веточка короткая, а какая длинная. (Предложить одному из детей напомнить остальным, как нужно сравнивать).
-Правильно! Нужно концы веточек поставить на одном уровне. Поставьте веточки к себе на ладошку. Теперь видно, какая веточка короче, а какая длиннее.
-Вы хорошо справились с заданием. Теперь пойдём на свой участок. Но давайте не просто идти, а так, чтобы было интересно и весело:
Маленькие ножки шагали по дорожке (дети идут маленькими шагами)
Большие ноги шли по дороге (дети идут большими шагами)
2.-Ребята, посмотрите, что за путаница у нас на участке? Что случилось с нашей берёзой? Разве жёлуди растут на берёзе? А на каком дереве они растут?
-Ну конечно, это дуб. Вот как выглядит дуб. (Показ картинки с изображением дуба, листа дуба).
-А на берёзе, что распускается весной?
-Конечно серёжки! Вот такие! (Показ картинки)
-Ой, а с рябиной что случилось? Неужели на ней растут шишки?
-Нет, конечно! Шишки растут на ёлочке. Соберите шишки. Потрогайте их, понюхайте их, как приятно они пахнут.
-А на рябине созревают ягоды. Посмотрите, листья облетели, а гроздья с ягодами остались.
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Ягоды на рябине останутся до самой зимы, до морозов. Зимой ягодами будут лакомиться птицы, которые не улетели в тёплые страны, а остались зимовать. Например, очень любят рябину снегири.
(Показ картинки с изображением снегиря )
3. –Интересно кто хотел нас запутать? Давайте попробуем отыскать шутника (дети разбегаются по участку и находят в кустах клоуна).
-Дети! А где прятался клоун в кустах иди за деревом?
-Ребята, клоун говорит мне, что он хотел вас обидеть, а просто хотел с вами поиграть. Давайте поиграем с весёлым клоуном.
4.Подвижная игра «Мы весёлые ребята»
Цель: научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развивать быстроту и ловкость.
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну ,попробуйте нас догнать!
Раз, два ,три –лови!
Площадь, где можно бегать ограничена шишками.
Сначала воспитатель вместе с клоуном догоняет детей. Потом клоун передаётся одному из детей. Игра повторяется 3-4 раза.
5.-Ребята,у меня есть для вас сюрприз. Я принесла вам «Чудесный мешочек». Нужно поймать в мешочке предмет. Ощупать его, не вынимая из мешка и сказать, что вы нашли. В мешочке лежит то, что растёт на деревьях (шишки, каштаны, жёлуди, шляпки от жёлудей и камни).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить определять предметы на ощупь. Развивать мелкую моторику. Закрепить название деревьев и их плодов (Сопровождать показом картинок с изображением деревьев и засушенных листьев)
6.После проведения игры предложить всем взять из «Волшебной корзины» по камешку.
-Ребята, какой камешек? (холодный, шершавый, тяжелый)
-Положите в одну ладошку камень, а в другую, то, что вы поймали в «Чудесном мешочке». Что легче? Что тяжелее?
-Если камень опустить в воду, что с ним произойдёт?
-Он утонет. Почему? Он тяжёлый. Опустите камень в воду.
-Опустите шишки, каштаны, жёлуди. Утонули? Нет! Они лёгкие.
7.Ребята, листья всё падают и падают. Засыпают всю травку. Давайте возьмём грабли и уберём их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Знакомимся с буквами на прогулке, дома, в лесу, на море....
Знакомство с буквами можно превратить в веселое запоминающееся занятие, а совместная деятельность надолго запомнится и родителям, и ребенку. ...
Конспект образовательной деятельности «Буратино знакомит детей с резьбой по дереву».
В гости к детям приходит Буратино, который знакомит их с различными предметами, изготовленными из дерева (посудой, игрушками, мебелью, украшениями и сувенирами)....
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Конспекты наблюдений за деревьями на прогулке.
Это методическая разработка конспектов наблюдений за деревьями с детьми старшей группы. Наблюдения составлены по месяцам, по сезону.В конспектах подобраны загадки, игры и художественное слово по теме....
Наблюдение за почками деревьев, на прогулке и в группе.
Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его сущес...
Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Легенды о деревьях. Виртуальная прогулка в Петровский парк»
Виртуальная прогулка в Петровский парк г. Кронштадта. Знакомство детей с деревьями и кустарниками. Создание гербариев....