Конспекты наблюдений за деревьями на прогулке.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Это методическая разработка конспектов наблюдений за деревьями с детьми старшей группы. Наблюдения составлены по месяцам, по сезону.

В конспектах подобраны загадки, игры и художественное слово по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за березой

Цели:—  продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

—  воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, уборка мусора.

Цели:

        воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща;

—         убирать инвентарь после труда в определенное место.

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники». Цели:—         учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;   —   упражняться в беге.  Индивидуальная работа «Удочка», «С кочки на кочку».

                      Наблюдение за  березой  летом.

Задачи: - закреплять характерные признаки строения дерева (корень, ствол, ветки, листья)

- учить подбирать к слову «берёза» слова-определения

-учить сравнивать два дерева по внешним признакам

- воспитывать бережное отношение к природе

Ход наблюдения:

Привести детей в уголок леса на участке детского сада.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку:

Зелена, а не луг,

бела, а не снег,

кудрява, а без волос

Воспитатель: Что это?

Дети: берёза

Воспитатель: Правильно, берёза

Посмотрите  какая красивая берёзка растёт у нас в уголке леса.

Давайте её рассмотрим. Какие части есть у любого дерева?

Ответы детей.

Воспитатель : Да, правильно, у любого дерева есть корень,

он находится в земле; ствол, ветки, листья.

Рассмотрим листочек у нашей берёзки какой он?

(продолговатый, с зубчиками, сочного зелёного цвета.

Воспитатель: берёза – это дерево, которое олицетворяет русскую природу.

Ещё в древней Руси это дерево называли русской красавицей –

Стоит красавица на поляне

В зелёной кофточке

И в белом сарафане

Или русская поговорка:«Березы, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. »

Про берёзку сложено много стихов и песен,

ведь её можно найти в любом уголке нашей необъятной России.

Я вам прочитаю стихотворение Ирины Токмаковой

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

Воспитатель: А как можно красиво назвать берёзку?

Ответы детей (берёзонька, красавица, девица)

Воспитатель: Какая берёзка?

Ответы детей (белоствольная, кудрявая, развесистая)

Воспитатель: Рядом с берёзкой растёт клён давайте с вами сравним эти деревья.

Вопросы к детям – Каков размер (сравнить по высоте?

- Какая форма у листочков?

- Одинаковы ли у них стволы по цвету?

- А как отличаются ветки?

Воспитатель: Молодцы, ребята вы все очень внимательны.

Отличаются стволы по цвету, форме, размеру.

Ветки расположены по-разному у берёзки они опущены вниз,

а у клёна поднимаются вверх.

Листья у клёна крупнее и форма вписывается в круг, и красивые разрезы.

Провести подвижную игру «К названному дереву-беги! ».

На прогулке после игры предложить нарисовать берёзку.

Наблюдение за осиной

Цель: ознакомить с деревом — осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

 Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки руг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какой ствол и листья у осинки?
  • Почему дрожат листья дерева?
    Трудовая деятельность

Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке, сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Подвижная игра

«Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед
прямыми руками.        

Индивидуальная работа «Коснись мяча».

Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.

Ноябрь

Наблюдение за березой

Цели:

  • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.        

Ход наблюдения        

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Березка облетает,

Тоскует под дождем.        

Воспитатель проводит с детьми беседу.        

  • Почему листья на березе стали желтые?
  • Что происходит с деревьями осенью?
  • Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, уборка мусора.

Цели:

—        воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

—        убирать инвентарь после труда в определенное место

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели:

—        учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко;

  • упражняться в беге.
    Индивидуальная работа
    «Удочка», «С кочки на кочку».
    Цели:
  • упражнять в прыжках;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Январь

Наблюдение за березой зимой

Цели:

  • формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;
  • воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как чувствуют себя деревья зимой?
  • Что с ними происходит?
  • В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)
  • Как вы узнали березу?
    Трудовая деятельность

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они

не вымерзли. Цели:

  • учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
    Подвижные игры

«Кому флажок?», «Эстафета с обручами».

Цели:

—        упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;

—        воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа

«Резвый мешочек».

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

Конспект наблюдения в старшей группе на прогулке

Февраль

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изленилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях Зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

  Что произошло с рябиной?

  • Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?
  • Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?
  • Кто питается ягодами рябины?
    Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек  и горки.

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

Подвижные игры

«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу».

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку;  пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

Индивидуальная работа

«По длинной дорожке».

Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Март

Наблюдение за рябиной

Цели:

—        закрепить знания о рябине;

—        отметить, какие изменения произошли с ней весной.
Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • По каким характерным признакам можно узнать рябину?
  • Расскажите стихотворение про рябину.
  • Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?
  • Когда зацветает рябина?
  • Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?

В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.

Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

Подвижные игры

«Волк во рву», «Горелки».

Цели:

—        учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно,
парами по сигналу быстро бежать вперед;

—        развивать ловкость, быстроту, внимательность.
Индивидуальная работа

«По прямой».

Цель: учить ездить на велосипеде.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

   Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Апрель

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями  в весеннее время года.

Ход наблюдения

 Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

— Я раскрываю почки.

 В зеленые листочки,

 Деревья одеваю,

 Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ... (весна).

— Она весну встречает,

 Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

 Ты узнаешь ... (березку)!

  • О каком времени года говорится в загадке?
  • Перечислите признаки весны?
  • Что это за дерево?
  • Что произошло с почками?
  • В  каком  состоянии  находятся  деревья  весной?   (Они

пробуждаются.)

Трудовая деятельность

Заготовка талой воды для поливки комнатных растений;

 уборка мусора с участка.

Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.

Подвижные игры

«Бездомный заяц», «Караси и щука».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Индивидуальная работа«Пустое место», «Брось за флажок».

Цели:

  • закреплять умение быстро бегать;
  • развивать глазомер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за деревьями".

Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым можно выделить среди других деревьев.Задачи:- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний пери...

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за деревьями и кустарниками»

Цель:Закреплять знания об изменениях в природе.Развивать способность наблюдать за живой природой.Формировать представление о том, что любое дерево и кустарник – живое существо.Формировать познав...

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями зимой» в старшей группе

формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов. воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза вет...

Конспект наблюдения за ДУБОМ на прогулке

Наблюдение за дубом на прогулке...

Конспект организации прогулки во второй группе раннего возраста «Наблюдение за деревьями весной».

Конспект организации прогулки во второй группе раннего возраста "Наблюдение за деревьям весной"Цель: Закрепить представления детей о деревьях. Формировать представление того,что на ветках ес...

Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»

В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас...

Конспект наблюдения в средней группе : Прогулка по зимней «экологической тропе»

Цель: обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период.Задачи:Обучающие: формировать умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум харак...