Экологическое воспитание. "Наблюдаем, играя на прогулке через экспериментально-исследовательскую деятельность"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Разработка в помощь педагогам по экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_vremena_goda_kruzhok.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСЕНЬ
Явления неживой природы. | Цель и задачи | Содержание | Связь с различными видами детской деятельности. |
СОЛНЦЕ | Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. | Солнышко греет – на улице тепло. Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днём становится холоднее. Капелька воды блестит на солнце. | Игра « Солнышко и дождик ». Разучивание потешек про солнышко. |
ВЕТЕР | Показать природное явление- ветер. Учить определять ветреную погоду. | Дует лёгкий ветерок. Дует холодный порывистый ветер. Люди одеваются в тёплые одежды. Погода ветреная – деревья качаются. Дует ветер – вертушки крутятся на ветру. | Бег с ленточками. Чтение стихотворений о природном явлении: « Ветер, ветер!». |
ДОЖДЬ | Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями в природе. | Дождь может быть тёплый и холодный. После дождя всё кругом мокрое. Идёт дождь – появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колёс. Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека – он может запачкать одежду. Когда идёт дождь, можно набрать в ведро воду. Капельки дождя блестят на солнце. Во время дождя люди идут под зонтами. Капли дождя стучат по крышам домов. | Слушание произведений: «Грустный дождик», муз. Д.Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики». Рисование « Идёт дождь», « Весёлые капли ». |
НЕБО | Показать особенности осеннего неба. | Небо в начале осени – голубое, светлое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Тёмные тучи на небе – будет дождь или снег. | Игра « Солнышко и дождик». Рисование «Тучка». « Идёт дождь». « Весёлые капельки ». |
ВОДА | Дать элементарные представления о свойствах воды. | Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода – прозрачная. Грязная вода-непрозрачная. Стало холодно – вода замёрзла, на лужах образовался лёд. | Экспериментирование с водой. Чтение потешек о воде. «Водичка, водичка…» |
ПЕСОК | Дать элементарные представления о свойствах песка. | Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. | Лепка куличиков из пека. Экспериментирование с песком. Лепка из глины « Лепёшки большие и маленькие». Лепка из пластилина « Бублики ». |
ЗИМА
Явления неживой природы. | Цель и задачи | Содержание | Связь с различными видами детской деятельности. |
СОЛНЦЕ | Показать, что солнце светит во все времена года. | Светит солнце, значит день солнечный. Снег очень красиво блестит на солнце. Солнце не свети – пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши. | Подвижные игры: « Солнечные зайчики », « Солнышко и тучки ». Рассматривание картин, пейзажей известных художников. |
НЕБО | Показать особенности зимнего неба. | Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится тёмным. | Рисование «Зимние пейзажи». |
ВЕТЕР | Показать особенности ветреной погоды зимой. | Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет. Наблюдение за движением вертушек во время ветра. | Имитация звуков ветра. Игры с вертушками. |
СНЕГ | Дать представления о свойствах снега. | Снег лежит на деревьях, на земле, на скамейках и т.д. Намело много снега - Образовались сугробы. Снег белый, холодный, лёгкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговика. Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть. Если крепко сжать снег в ладошке – он растает, превратиться в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть. | Чтение произведения Л.Воронкова «Снег идёт».
Экспериментирование со снегом. Дидактические игры: « Чьи следы?», « Извилистые дорожки ». |
ВОДА | Продолжать знакомить со свойствами воды. | Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Вода замёрзла – получился лёд. Если лёд занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лёд прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лёд. | Украшение ёлки цветными льдинками. Экспериментирование с водой. |
ВЕСНА
Явления неживой природы. | Цель и задачи | Содержание | Связь с различными видами детской деятельности. |
СОЛНЦЕ | Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Показать, что весной солнце светит и пригревает землю. | Светит солнце, на крышах появились сосульки. Сосульки красиво блестят на солнце. Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце светит – тает снег, бегут ручьи. Солнышко то появляется из-за тучки, то прячется. Солнце пригрело землю – появились растения и насекомые. Все рады весеннему солнышку. | Игра « Выложи солнышко из палочек». Запевки, заклички про солнышко. Игры с солнечными зайчиками. |
НЕБО | Показать особенности весеннего неба. | Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Тёмные тучи на небе - к дождю. После дождя на небе появляется радуга. | Рассказывание потешки « Радуга – дуга ». |
ВЕТЕР | Продолжать знакомить с природным явлением - ветром. | Ветер гонит облака по небу. Дует ветер – деревья качаются, вертушки крутятся. | Подвижные игры с вертушками и ленточками. |
ДОЖДЬ | Показать, что весенний дождь может быть разным. | Идёт тёплый дождь. Идёт холодный дождь. Первая гроза и гром. Пошёл дождь, люди раскрыли зонты. Появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не помокнут. Лужи пузырятся. Капли дождя бывают крупные и мелкие. После дождя всё мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля. | Игра « Солнышко и дождик ». Рисование « Идёт дождь ». |
СНЕГ | Показать свойства снега весной. | Весной снег начинает таять. На крышах появляются сосульки. На земле белый снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает. | Рисование, лепка: « Сосульки длинные и короткие ». |
ВОДА | Продолжать знакомить со свойствами воды. | Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения на огороде, Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льются, её можно переливать из одного сосуда в другой. | Экспериментирование и опыты с водой. |
ПЕСОК | Продолжать знакомить со свойствами песка. | Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики. Когда идёт дождь – песок мокрый. После мокрого песка руки нужно мыть. | Эксперименты и опыты с песком. Сухой и мокрый песок. |
ЛЕТО
Явления неживой природы. | Цель и задачи | Содержание | Связь с различными видами детской деятельности. |
СОЛНЦЕ | Продолжать формировать понятия о том, что для жизни на Земле нежно солнце. | Светит яркое солнц, на улице жаркий воздух. Солнце сильно греет, дети гуляют в лёгкой одежде. В солнечную погоду нельзя долго находиться на солнце – можно получить ожёг. | Игра « Выложи солнышко из палочек ». Рисование «Здравствуй, солнышко, лучистое!» |
НЕБО | Показать детям, что летом небо бывает разное. | Небо бывает голубым и безоблачным, серым. Иногда по небу плывут облака. Небо затянуто густыми тучами – значит, будет дождь. На небе сверкает молния, грохочет ром. После дождя появляется разноцветная радуга. | Заучивание стихотворений о лете. Рисование цветными мелками на асфальте; палочками на влажном песке. |
ВЕТЕР | Показать особенности ветреной погоды в летний период. | Дует тёплый ветерок. Дует ветер – качаются ветки и деревья. Дует сильный ветер – ветки ломаются и падают на землю. Дует сильный ветер – с земли поднимает песок. Дует сильный ветер – в реке и на море образуются большие волны. | Подвижные игры с вертушками, спортивными атрибутами. Рисование, аппликация: « Дует, дует, ветер… », «Ветреная погода». |
ДОЖДЬ | Показать детям, что летний дождь может быть разным. | Идёт тёплый дождь. После дождя на небе появляется радуга. После дождя все дороги, дома - мокрые. После дождя появляются лужи. По тёплым лужам можно бегать босиком. | Чтение наизусть пословиц, закличек о дожде. |
ВОДА | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Вода нагревается на солнце и становится тёплой. Водой поливают растения. Птицы пьют воду из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. | Игры с водой, игры у водоёма. |
ПЕСОК | Продолжать знакомить со свойствами песка. | Утром взрослые поливают песок, чтобы он был влажный и чтобы воздух был свежий. Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить разные изделия. Если наступить на влажный песок – останется след. | Игры с сухим, влажным, мокрым песком. Рисование на влажном песке. Экспериментирование с песком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....
Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую деятельность
Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально - исследовательскую деятельностьЭкспериментально – исследовательская деятельность даёт понять детям не только осознание связей ...
"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.
Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....
Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность
Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологиче...
Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Консультация для педагогов«Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность» (средний дошкольный возраст)...