Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми с ЗПР разного возраста
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Конспекты разработаны для педагогов, работающих с детьми с задержкой психомоторного развития в разной возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 17.14 КБ |
konspekt_2.docx | 141.78 КБ |
konspekt_3.docx | 15.86 КБ |
konspekt_4.docx | 172.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми с ЗПР среднего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление с окружающим миром. Дикие животные».
Программное содержание:
1.Продолжать расширять знания детей о диких обитателях леса: образ жизни; повадки; отличия от других зверей; Закрепить основные цвета - красный и синий. Продолжать учить детей узнавать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат; Совершенствовать умения ребят работать с простыми рисунками — схемами. 2. Развивать логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, внимание, память, усидчивость, творческие способности.3 Воспитывать любовь к животным; бережное отношение к природе.
Словарная работа.
Существительные: волк - волчата, зайчиха - зайчата, медведица-медвежата, лиса-лисята, куст, нора, берлога, логово, фонарик, хвост, уши, голова, туловище, крокодил, солнце, подарок. Прилагательные: красный, синий, круглая, продолговатое, длинные, короткий, большой, маленький, добрый, хороший, красивые. Наречия: волчья, медвежья, заячья, лисья.
Глаголы: идем, светит, включить, выключить, найти, живет, заблудился, убежал, выпустил, проглотил, попросили. Предлоги: под, в, от. Обогащение: дикие звери.
Оборудование: модели диких животных; поделки из бумаги - цветные фонарики; рисунок - Схема; силуэты зверей без хвостов, хвостики; 4 квадрата разной величины; карточки с изображением диких животных; мобайл солнца, мягкая игрушка крокодила; пластилин и бросовый материал.
Ход образовательной деятельности.
Раздается телефонный звонок. Я беру трубку и разговариваю, затем обращаюсь к детям: «Ребята! В лесу случилась беда. Откуда то появился крокодил, он с неба солнце проглотил. Наступила темнота, не ходи за ворота. Кто на улицу попал, заблудился и пропал...» (цитирую К. Чуковского «Краденое солнце»). Продолжаю: «Лесным животным нужна помощь. Вы согласны им помочь? А как же в темноте мы найдем дорогу? (дети предлагают свои версии). У нас есть фонарики (предлагаю бумажные фонарики, сделанные детьми к празднику Нового Года). Возьмите по одному, я научу, как ими пользоваться. Вот синяя кнопка- ее нажмете, фонарики включатся; а красную - выключатся. Попробуйте. Чтобы быстрее добраться поедем на машине, садитесь скорее (дети садятся на машину, сделанную из детских стульчиков). Как же мы узнаем животных леса? Что вы знаете о медведе? Волке? Лисе? Зайце? (каждый ребенок составляет рассказ о животном по плану: внешний вид; место обитания; повадки; чем питается; кто детеныши). Вот и добрались до леса. Темно как! Зажгите фонарики. Посмотрите, здесь что- то нарисовано (обращаю внимание детей на рисунок - схему изображения животного из геометрических фигур). Кто это? (дети высказывают свои предположения). Да, это может быть любое животное. Что же общего у всех животных? Чем отличаются дикие животные от домашних? Правильно ребята, дикие животные сами добывают еду и строят себе жилища, поэтому их называют - дикие звери. Почему их так называют? (дети объясняют, повторяют новое выражение). Посмотрите на рисунок. Какую форму имеет голова, туловище, лапы, уши, хвост?
Предлагаю ребятам подойти к столу, где находятся силуэты зверей (вырезанные картинки), а рядом их хвостики. «Что случилось? Почему звери потеряли хвостики? (дети высказывают предположения). Может быть они в темноте зацепились за кусты. Нужно помочь обитателям
леса вернуть хвосты (дети подбирают и объясняют свой выбор). Молодцы, теперь у всех зверей есть хвосты. А вот и их домики. Давайте поможем добраться животным до их жилищ (на мольберте в ряд располагаются четыре квадрата разной величины, а рядом фигурки зверей). Чей это домик, как вы думаете? Как он называется? (дети объясняют, выбирают домики в соответствии с размером животного).
Ребята! Кто это? (привлекаю внимание детей к игрушке - крокодилу, спрятанному за полочкой). Разве крокодил живет в лесу? Как же он попал в лес? Что сделать нужно, чтобы крокодил отпустил в небо солнышко? (дети решают проблемную ситуацию). Быть может крокодил убежал от своей мамы и заблудился. Может не надо бить его палкой и кричать, а просто по-доброму попросить вернуть зверям солнышко. может объяснить крокодилу, как плохо, страшно и холодно стало в лесу без солнышка? Давайте попробуем! (дети беседуют с крокодилом). И вдруг, крокодил открывает пасть и оттуда выкатывается вверх солнце (сюрпризный момент - мобайл солнца, привязанный к люстре за веревочку; предлагаю одному ребенку помочь крокодилу добраться до водоема домой).
Снова стало в лесу светло и весело. Выключайте свои фонарики, они больше не нужны нам. Радуются звери. Порадуемся и мы вместе с ними (физ. минутка: дети вместе со мной проговаривают слова текста, подражая голосам животных, выполняя движения по тексту). «Круг за кругом, круг за кругом. Не спеша, за шагом шаг, ходят стрелки друг за другом И стучат часы тик-так. Это ровное тик-так у часов не просто так! Если взять, да разобраться, то любой увидит сам, Все встают, за стол садятся, ходят к речке умываться, спать ложатся По часам! Петух встает по холодку - горластый запевала. Как прокричит: «Ку-ка-ре-ку!» и солнце сразу встало. «Эй, засоня зайка! Хватит спать, вставай — ка!» «Мишка, мишка!» Будит мышь: «Лето красное проспишь!» Все идет по распорядку: утром делаем зарядку. А потом, все дружно в ряд, вместе мы идем гулять». Ребята! Чтобы нас долго помнили лесные звери, давайте сделаем им подарки» (предлагаю сесть за стол, на котором находятся пластилин и мелкий бросовый материал - палочки, гаечки, части от игрушек киндер яиц; у каждого ребенка узнаю, что он хочет сделать. По ходу работы спрашиваю у ребят, что они используют в своей поделке и для чего нужна та, или другая часть).
В конце занятия дети дарят зверям поделки, прощаются с ними и дарят подарки.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия – врач – ветеринар».
Программные задачи: 1. Продолжать расширять представление о профессии врача (врач, лечащий людей; врач, лечащий зверей; Совершенствовать умения различать и называть медицинские инструменты, необходимые для работы врача; обобщать и делать вы- -воды; уточнить представление о последовательности трудовых действий врача; о диких животных, их детенышах, местах обитания. 2.Развивать логическое мышление, доказательную, диалогическую и связную речь; память; мелкую моторику.
3. Воспитывать в детях качества личности: доброту, взаимопомощь; уважение к труду взрослых.
Словарная работа: Обогащение словаря: ветеринар, фонендоскоп.
Активизация: Сущ-е: берлога, лабиринт, план, аптечка, профессия, медвежонок, мазь, градусник, укол, звезды, луна, врач.
Прил-е: красивый, широкий, маленький, короткий, колыбельная, хороший. Наречия: возле, около, между. Предлоги: за, из-за, в, с.
Оборудование: белые халаты, шапочки, аптечка, мед. Инструменты, медикаменты, мягкие игрушки - медведи, колыбель.
Ход образовательной деятельности.
Дети сидят на стульчиках в игровом уголке, в руках мягкие игрушки зверей. Дети-помощники доктора Айболита. Доктор слушает зверей. Я начинаю: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, И жучок, и паучок, и медведица. Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит». Звонит телефон, доктор берет трубку: «Да, я слушаю!». Голос медведицы: «Приходите, помогите, добрый доктор Айболит!
Медвежонок очень болен. Он не ест, не пьет, не спит».
Айболит: «Ладно, ждите, скоро будем».
Я обращаюсь к доктору: «Нужно спешить, надо собрать инструменты, медикаменты и взять с собой помощников. Что же нужно положить в аптечку? (Д/И «Выбери нужные предметы»- -дети складывают в аптечку мед. инструменты, медикаменты: фонендоскоп, градусник, вата, мазь, бинт, шприц. Ребята называют содержимое аптечки, объясняют, зачем это берут с собой, объясняю новое понятие - фонендоскоп).У меня есть план, как добраться до леса (показываю детям нарисованный на альбомном листе план).
Задаю вопросы: Где живут медведи? Как называется жилище медведя? Мама малышей? Детеныши медведицы? Как быстрее добраться до берлоги? (можно поехать на машине, пойти по самой короткой дороге, построить мост через речку).
Предлагаю детям индивидуальные задания (на столе: части машины, мелкий конструктор, нарисованный лабиринт, вырезанные из бумаги небесные светила: солнце, луна, звезды, месяц). Объясняю каждому задание: собрать из частей машину; найти в лабиринте самый короткий путь и отметить его ручкой; построить из конструктора мост через реку; выбрать из предложенных небесных светил те, которые помогут осветить дорогу к берлоге, если доберемся туда ночью. Дети выполняют задания, я индивидуально, веду опрос, что делает каждый ребенок; хвалю за правильное выполнение, прошу помощи у других ребят, если кто-то ошибся и не может сам устранить ошибку.
«Устали, давайте отдохнем (физ. минутка). Ручками похлопайте, ножками потопайте. Ножкой с пятки на носок и другой еще разок. В небо к солнцу потянитесь, и друг другу улыбнитесь».
Продолжаю занятие: «А вот и берлога, добрались. Заходите! Вон лежит в кроватке медвежонок. (медвежонок лежит в колыбели, рядом, накрытый белой скатертью, стол). С чего надо начать лечение? (нужно послушать медвежонка как он дышит, измерить температуру, осмотреть, может есть где ранка). Айболит слушает дыхание медвежонка фонендоскопом: «Дышит тяжело, наверное, есть температура!». Помощник доктора предлагает поставить градусник (каждое свое действие дети обосновывают). Другой помощник предлагает осмотреть медвежонка и находит на лапе рану. Что же дальше делать? (дети называют действия и дают им обоснование). Ребята промывают ранку чистой теплой водой (имитация), обрабатывают мазью, забинтовывают (настоящим бинтом), делают обезболивающий укол, укладывают малыша в кроватку. Я продолжаю: «Медвежонку очень больно, он ревет. Что сделать, чтобы малышу стало легче?»
(дети предлагают свои варианты: погладить медвежонка, сказать ему добрые слова, спеть колыбельную песенку, чтобы скорее уснул).
Дети качают колыбель, гладят медвежонка по голове, говорят ласковые слова ( не плачь, сейчас придет твоя мама, хороший красивый малыш); поют вместе со мной колыбельную про медведей. Медвежонок засыпает. Обращаюсь к детям: «Вот и уснул наш малыш, мы ему помогли и скоро медвежонок поправится. А вот и мама медвежонка вернулась, она нас, наверное, ходила встречать (показываю ребятам большого медведя). Медведица благодарит вас за помощь и угощает малиновым вареньем (даю детям глиняный горшочек с вареньем; дети прощаются с медведицей, уходят). В конце задаю детям вопрос: «Как вы думаете, профессия врача очень нужная и важная? Кому она нужна? Почему вы так думаете?».
Прошу ребят попрощаться с медведицей и гостями, а на прощание сказать: «Если что у вас случится, приходите к нам лечиться!».
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми с ЗПР младшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление с окружающим миром: К нам весна шагает быстрыми шагами».
Программное содержание:
- Продолжить формировать представления о сезонных изменениях в природе с приходом весны: основные признаки весны, изменения в живой природе с наступлением теплых и солнечных дней; продолжать учить различать основные цвета.
- Развивать речь, память, внимание, усидчивость, логическое мышление: умение делать простейшие умозаключения.
- Воспитывать интерес к живой природе, бережное к ней отношение.
Словарная работа: обогащение словаря: письмо.
Активизация: Существительные: весна, солнце, птицы, ручьи, земля, зима, подснежник, деревья, почки, снег. Прилагательные: ласковое, доброе, желтое, теплое, весеннее, черная, белый, грязный. Глаголы: тает, бегут, звенят, прилетели, светит, греет, поют, распускаются. Наречия: красиво, быстро. Предлоги: на, в, около.
Оборудование: стол с фигурками и значками - символами основных признаков весны для фланелеграфа; фланелеграф; костюм воробья, письмо, карточки к д/и, аудио - кассета, магнитофон, рисунки детей.
Ход образовательной деятельности.
«Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте и скажите, о каком времени года в нем говорится?
«Тает снег, бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь и расцвел подснежник».
Почему вы думаете, что это про весну? Как вы догадались? А вы знаете стихи о весне? (дети по очереди читают небольшие стихотворения о данном времени года). Я предлагаю вам сделать весеннюю картинку, и тогда весна обязательно поторопится к нам. (фланелеграф; рядом на столе находятся фигурки и значки - символы с изображением весенних явлений природы: солнце, птицы, подснежники, ручейки, кораблики, скворечник, ребенок в д/с одежде).
С чего же начинается весна? А какое весеннее солнышко? (ребенок прикрепляет солнце на фланелеграф, рассказывает, что он знает о солнце).
Что происходит в природе, когда теплые солнечные лучи согреют землю?» (дети называют весенние изменения в природе, взяв значок - символ названного явления, и прикрепляют его на фланелеграф; затем оживляют картину: прикрепляют скворечник с птицами, мальчика, пускающего кораблик в ручеек, подснежники).
Когда картина весны детьми закончена, звучит аудио - кассета с записью звуков природы; предлагаю ребятам подпеть птицам, полетать, как птицы, радуясь приходу весны (физ. минутка).
«Вот и в своей группе мы своими руками сделали маленькую весну». Вдруг музыка обрывается и в группу влетает воробей, неся какой-то рисунок. Беру его в руки, предлагаю рассмотреть. Дети отмечают, что на рисунке изображены снежинки и написаны буквы. Я читаю написанный текст и говорю: «Здесь написан наш адрес, значит это не просто рисунок, а письмо» (дети повторяют). От кого же оно, как вы думаете? (дети предлагают свои варианты ответов). Открываю конверт, читаю, передаю содержание детям:
«Зима грозится забросать всю землю снегом, заморозить наступающую весну, если мы не выполним ее задания (в конверте загадки про весну, пейзажные картинки весны и зимы, сюжетная картинка с изображением ребенка с санками на фоне лета). Предлагаю: L отгадать загадки, 2. выбрать из предложенных картинок те, на которых изображена весна, объяснить этот выбор. 3. Глядя на сюжетные картинки о временах года, прошу подумать и сказать, что художник неправильно нарисовал на картинках и объяснить свои ответы. «Не удалось зиме нас запугать. Вы правильно справились с заданием, и теперь весна по- настоящему вошла в свои права. Выходите на весеннюю полянку, порадуемся наступлению весны, споем весеннюю песенку» (дети исполняют песню: «Весна приходит», затем дарят гостям свои рисунки с изображением весенних явлений природы). В заключении спрашиваю у ребят, о чем мы говорили?
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» по теме: «Ознакомление детей с ЗПР младшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Комната куклы Маши».
Программное содержание:
1. Продолжать формировать представления детей о труде взрослых -помощника воспитателя: называть предметы труда, трудовые действия в определенной последовательности, принимать участие в трудовом процессе;
продолжать учить детей понимать содержание беседы и вопросы, обращенные к ним, отвечать на вопросы предложением, используя в своей речи различные ее части, согласовывая их в предложениях.
2. Развивать логическое мышление, речь, память, внимание; умение анализировать, синтезировать.
3. Воспитывать эстетического плана восприятие, интерес к труду, желание трудиться, оказывать посильную помощь взрослым и сверстникам.
Словарная работа: Обогащение словаря: порядок.
Активизация: существительные - одеяло, покрывало, скатерть, ваза, цветы, посуда, пылесос, швабра, ведро, тряпка, мыло, ковер, кровать, вода, комната, пол, няня.
Прилагательные - добрая, хорошая, красивая, чистая.
Глаголы — заправить, постелить, вымыть, убрать, делать.
Наречия - чисто, красиво.
Предлоги: в, под, на.
Ход образовательной деятельности.
Обращаюсь к детям: «Кукла Маша приглашала нас посмотреть ее новую комнату. Посмотрим на нее (привожу ребят в кукольный уголок; имитирую вместе с детьми стук в дверь). А дверь не закрыта и Маши нет дома! (заходим в комнату, она не убрана). Качаю головой: Ай, ай, ай, везде беспорядок! (дети повторяют). Я продолжаю: Смятая кроватка! Грязная посуда! Куча мусора, откуда? (обращаюсь к детям)
Что же делать? Как же быть? (ответы ребят) Кто хочет заправить кровать? Помыть посуду? Убрать мусор с ковра? Постелить скатерть на стол и поставить в вазу цветы?», (дети выбирают, что хотят сами делать). По ходу выполнения поручений детьми я спрашиваю каждого ребенка, что он делает, добиваясь ответов предложениями. Когда работа закончена предлагаю отдохнуть: «Ох, устали мы, устали. Кукле Маше помогали.
Ручками похлопаем; Ножками потопаем. Глазки помигали, как птички полетали» (физ. минутка).
Входит кукла, здоровается с ребятами. Дети отвечают на приветствие. Я обращаюсь к кукле: «Посмотри, Маша, какой порядок навели дети у тебя в комнате.
(обращаюсь к детям) Оказывается Маша и не знает, что такое порядок! А вы знаете? Садитесь тогда на стулья, садись и ты, Маша, (беседую с детьми, в помощь ответам на вопросы делаю акцент на мнемо-таблицы, на которых показана последовательность выполнения трудовых операций помощника воспитателя): Ребятки, вы, когда утром просыпаетесь и встаете с кроваток, что нужно с ними делать? А после завтрака, с посудой что нужно делать? А если испачкан пол? (ответы детей). Зачем же заправлять кровати, мыть посуду и пол? (чтобы было чисто и красиво). Подвожу итог: Когда в комнате чисто и красиво - это и есть порядок! (дети повторяют).
Садитесь за стол и посмотрите на картинки (на столе карточки с изображением предметов для трудовых действий няни и одна лишняя карточка). Что нужно, для того, чтобы вымыть пол? Убрать мусор с ковра? Помыть посуду? (ребята выбирают карточки, называют предметы, исправляют неправильные ответы товарищей). А что нарисовано на этой картинке? Почему она лишняя? (объяснения детей по карточке, с изображением зубной щетки).
Ребята, кто же наводит порядок в нашей группе? Кем работает тетя Дина? А нужен ли труд няни? Зачем?
Вот и рассказали мы Маше о том, как сделать комнату красивой и чистой. Маша говорит вам спасибо и обещает каждый день наводить порядок в своей комнате. Чему же мы учили куклу Машу? (дети рассказывают). Берите Машу с собой и научите ее играть с игрушками» (дети забирают куклу, прощаются с гостями, уходят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные»
Данные презентации помогут показать детям многообразие жилищ, углубить знания детей об истории жилища; научат ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучши...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".
Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.
Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении; закреплять навыки иг...
Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1. Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в группе раннего возраста на тему: “Волшебная полянка”
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в группе раннего возраста на тему: “Волшебная полянка&rdquo...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Золотая осень» (с использованием нетрадиционной техники рисования).
В данном материале предложен конспект по использованию нетрадиционной техники рисования "акварель по мокрому"....