познание 2 мл. гр.
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме
рабочая программа по познанию во 2 мл.гр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_poznanie_2_mladshaya_gruppa.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
«Чувашский республиканский институт образования»
Кафедра дошкольного образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
во 2 младшей группе
по образовательной области «Познание»
на основании примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования
«От рождения до школы»
Выполнила Львова Людмила Алексеевна
2012г.
Образовательная область «Познание»
Пояснительная записка
Актуальность данной программы в том, чтобы отразить работу с детьми по достижению ими необходимых для данного возраста результатов.
МБДОУ «Детский сад №32 «Улыбка» г. Новочебоксарска. Программа составлена для детей второй младшей группы «Ромашка». Группу посещают дети 3 – 4 лет.
Рабочая программа составлена на основании «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика-синтез, 2010, обеспечивающей становление личности ребенка и ориентирующей педагога на его индивидуальные особенности. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Ведущими целями программы «От рождения до школы» являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Образовательная область познание направлена на достижение целей: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Работа с родителями по образовательной области «Познание» направлена на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы по средствам совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтение художественной и познавательной литературы.
Оказывать пользу прогулок для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения.
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры, викторины.
Работа со специалистами детского сада.
Воспитатель дает детям основные знания, учит продуктивной деятельности, закрепляет знания детей в интеграции со всеми областями, ведет работу с родителями.
Педагог-психолог помогает корректировать работу с ребенком, найти пути решения возникших проблем с ребенком или родителями, ведет работу с неблагополучными семьями.
Инструктор по физической культуре помогает подобрать материал для проведения физкультминуток, зарядок, занятий.
Музыкальный руководитель обучает детей танцам, пению, развивает слух у детей, рекомендует дидактические игры для закрепления материала в группе.
Планируемые результаты освоения программы:
Интегративное качество «Любознательный, активны». Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх. Интересуется собой , сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях. Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.
Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый». Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Интегративное качество « Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. Обращается к воспитателю по имени отчеству.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явное нарушение усвоенных им правил.
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».
Стремиться самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручение (убрать игрушки. Разложить материалы к занятиям). Использовать разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты. Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Проявляет желание сооружать постройки по собственному желанию.
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, и природе»
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления . Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города. Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности». Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. В диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого.
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая и заменяя одни детали другими.
Формирование элементарных математических представлений. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы).
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Правильно определяет количественное соглашение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
Различает круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и округлую форму.
Понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска).
Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Формирование целостной картины мира. Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
Ориентируется в помещениях детского сада. Называет свой город (поселок, село). Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе.
Интеграция осуществляется с областями «Коммуникация», «Физическое развитие», «Труд», «Соцализация», «Чтение художественной литературы».
Дополнительных услуг нет.
Мониторинг осуществляется два раза в год, с использованием журнала «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Ю.А. Афонькина. Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, музыкальной руководитель, педагог-психолог.
Содержание образования
Образовательная область «Познание»
Раздел «Сенсорное развитие»
Обязательная часть содержания |
Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, форой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закрепить умение выделять форму, цвет, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям. |
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности»
Обязательная часть содержания |
Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты. Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закрепить умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета. Вызвать чувство радости при удавшейся постройке. Учить располагать кирпичики, пластины, вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожки и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки. Продуктивная деятельность. Развивать продуктивную деятельность, организовывать презентацию ее результатов. Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, т.е. об авторстве продукта. |
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
Обязательная часть содержания |
Количество. Развивать умение вдеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти – все красные и т.д.). Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. Формировать умение сравнивать две равные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поравну ли?», «Чего больше?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа « Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» и т.д. Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другими по заданному признаку величины (длине. ширине, высоте и т.д.), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые по длине, широкий – узкий и т.д. Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ним различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева; различать правую и левую руку. Ориентировка во времени. Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер. |
Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Обязательная часть содержания |
Предметное и социальное окружение. Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно- пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Развивать умение определять цвет, величину, форму, вес предметов; расположение их по отношению к себе. Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Формировать умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда)и классифицировать хорошо знакомые предметы. Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы. Знакомить с ближайшим окружением : дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями (врач, милиционер, продавец, воспитатель). Ознакомление с природой. Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Расширять представления о диких животных. Познакомить с лягушкой. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок ( ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза). Развивать умение отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды. Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями ( одуванчик, мать-и-мачеха). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды 9 льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой – рассыпается, влажный – лепится0, снега ( холодный, белый, от тепла – тает). Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе . Сезонные наблюдения. Осень. Развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что сенью собирать урожай овощей и фруктов. Развивать умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду) Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д. Побуждать участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представление детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело – появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают семена цветочных растений и овощей на грядки. Лето. Расширить представление о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, появляются птицы в гнездах. Дать детям элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закрепить знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды. |
Комплексно – тематический план
Образовательная область «Познание»
Месяц | Тема недели | Основные направления работы | Тема и форма организации образ. деятельности | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты | Содержание форм участников образовательного процесса | Работа с родителями | Интеграция | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | ||||||||
Сентябрь | До свиданья лето. Здравствуй детский сад. | Формирование целостной картины мира | Игра – экскурсия «Наша групповая комната». | Знакомить с ближайшим окружением группы, с элементарными правилами поведения этикой общения и обязанностями детей в группе. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать культуру поведения. | Закрепить местонахождение своего шкафчика, полотенца, места за столом | Закрепить с детьми режим в группе | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура, безопасность | ||
Город, улицы транспорт. ПДД. (2 нед.) | Формирование целостной картины мира. | Игры на площадке детского сада тему «Знакомство с улицей». | Уточнить у детей представление об улице, дороге и на какие части она делится (проезжую часть и тротуар). Знакомить с правилом поведения на улице. Закрепить знания о назначении светофора и его цветах. | Поиграть на прогулке в игру «Шоферы» | Закрепить правила перехода дороги после детского сада | Коммуникация, социализация, физическая культура, безопасность | |||
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Сенсорное развитие | Игра «Светофор». Конструирование «Дорожки». | Развивать желание, сооружать постройки, учить ставить строительные детали плотно друг к другу, обыгрывать, вызывать чувство радости при удавшейся постройке. | Создать условия для обыгрывания дороги в группе | Закрепить правила перехода дороги после детского сада | Коммуникация, социализация, физическая культура, безопасность | ||||
Лес. Деревья | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие | Игра-путешествие в лес | Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев (береза, рябина), их строением (ствол, ветки, листья). Знакомить с правилами поведения на природе (не ломать ветки). | Побуждать передавать в рисунке красоту осенних листьев | Игра «Беги к тому, что назову» | Назвать деревья на территории детского сада | По пути домой закрепить названия деревьев | Коммуникация, социализация, физическая культура, безопасность, художественное творчество | |
Октябрь | Золотая осень | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие | Игра «Приметы осени», | Знакомить с характерными особенностями времени года, изменениями, формировать представления о простейших взаимосвязях живой и неживой природы (становится холоднее, идут дожди, листья изменяют окраску, падают, птицы улетают, люди одеваются теплее). | Создать условия для изображения дождя и красоты осенних листьев. | Поговорить о погоде во время прогулки | Обратить внимание на приметы осени во время прогулки | Коммуникация, труд, социализация, чтение, , физическая культура, безопасность | |
Овощи в огороде | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие | Дид. игра «Что у нас на обед». | Развивать умение отличать и называть по внешнему виду, вкусу, форме овощи (огурец, помидор, репа), способах приготовления блюд, расширять представления о том, что осенью собирают урожай, дать представление о полезной пище. | Закрепит названия овощей в продуктивном виде деятельности | Посмотреть из каких овощей сделан салат на обед | Назвать овощи на огороде детского сада | Закрепить названия овощей, которые выросли на даче. | Коммуникация, труд, социализация, художественное творчество, физическая культура, безопасность | |
Фрукты нашего сада | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. | Игра «Наш сад». Конструирование «Заборчик». | Закреплять знания о фруктах (яблоко, груша), учить различать их по внешнему виду, форме, вкусу. Поощрять конструирование, побуждать детей к созданию новых вариантов конструкций, добавляя другие детали (настраивая их высоту, длину), | Закрепит названия фруктов в продуктивном виде деятельности | Посмотреть, из каких фруктов сварен компот на обед | Закрепить название фруктов, которые выросли на даче. | Коммуникация, труд, социализация, художественное творчество, физическая культура, безопасность | ||
Детский сад. Профессии в детском саду. | Формирование целостной картины мира. | Игра «Помощники в детском саду». | Знакомить с воспитатель, учить здороваться с педагогами, прощаться, называть их по имени, отчеству, воспитывать уважение к людям знакомых профессий. | Называть воспитателей по имени отчеству. | Закреплять с детьми правила поведения в детском саду и знать воспитателей по имени отчеству. | Коммуникация, социализация, физическая культура, | |||
Ноябрь | Дом. Семья | Формирование целостной картины мира. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. | Игра «Наш семейный альбом». Конструирование «Дом». | Формировать представления о семье, о своем месте в ней, побуждать называть членов семьи, род их занятий, воспитывать желание проявлять заботу к родным и близким. | Закреплять умение называть и использовать строительные детали (кубики, кирпичики, трехгранные призмы), использовать в постройках детали разного цвета, учить детей обыгрывать постройки. | Называть части домов. | Составить дома фотоколаж «Моя семья» | Коммуникация, социализация, физическая культура | |
Неделя толерантности | Формирование целостной картины мира. | Игра «Поделись с другом игрушкой» | Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем. | Поощрять желание детей вместе пользоваться игрушками, книгами. | Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура. | |||
Домашние животные и домашние птицы (2 нед.) | Формирование целостной картины мира. | Игра драматизация «В гости к бабушке в деревню» | Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. | Расширять представления детей о животных. | Закрепить названия домашних животных нашего региона | Закрепить названия домашних животных в деревне у бабушки | Коммуникация, социализация, чтение, физическая культура, безопасность | ||
Формирование целостной картины мира. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. | Игра – путешествие в деревню | Закреплять умение называть и использовать строительные детали (кубики, кирпичики, трехгранные призмы), использовать в постройках детали разного цвета, учить детей обыгрывать постройки. | Закрепить названия домашних птиц нашего региона | Коммуникация, физическая культура, безопасность | |||||
Декабрь | Дикие животные | Формирование целостной картины мира. | Игра – путешествие «Дикие животные» | Расширять представления о диких животных | П.и. на проулке «У медведя во бору» | Коммуникация, социализация, чтение, физическая культура, безопасность | |||
Зимующие птицы | Формирование целостной картины мира. | Игра «Кормушка для птиц». | Познакомить с зимующими птицами. Учить узнавать и называть птиц по внешнему виду и повадкам (ворона, синица, снегирь, воробей). Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Создать условия для закрепления строения птиц в продуктивных видах деятельности | Назвать птиц прилетающих на участок во время прогулки. | Называть птиц по пути домой. | Коммуникация, социализация, физическая культура, безопасность | ||
Зимушка – зима | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие | Игра «Зимняя природа». | Формировать представление о зиме: о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду) и связях между временами года и погоды. Уметь называть основные приметы зимнего периода | Создать условия для изображения падающего снега. | Наблюдение за снегопадом | Назвать приметы зимы, которые ужи видно. | Закрепить приметы зимы дома. | Коммуникация, социализация, чтение, физическая культура, безопасность, художественное творчество | |
Новый год | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие | Дид. игра «Украсим нашу елочку» | Приобщать дошкольников к праздничной культуре | Содействие созданию обстановки общей радости, хорошего настроения | Украсить елочку на территории детского сада. | Привлечь детей к украшению елочки дома. | Коммуникация, труд, социализация, чтение, физическая культура, безопасность | ||
Январь | Зимние забавы детей | Формирование целостной картины мира. | Игры – забавы на улице | Побуждать участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. | Закрепить умение кататься на санках друг за другом, скользить по ледяным дорожкам. | Кататься на санках во время прогулок. | Устроить совместный выход в парк для катания на санках и ледянках. | Коммуникация, социализация, физическая культура, безопасность | |
Одежда, обувь, головные уборы | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие. | Игра по подгруппам «Оденем куклу на прогулку», | Формировать понятия обобщающего слова (одежда, обувь), учить дифференцировать виды одежды по временам года, называть предметы одежды, их назначение. | Развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенно последовательности. | Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться дома. | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура, безопасность | |||
Профессии | Формирование целостной картины мира. | Дид. игра «Кто же в гости к нам пришел» | Знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями (врач, милиционер, продавец, воспитатель). | Создать условия для обыгрывания этих профессий в группе. | Коммуникация, социализация, физическая культура, безопасность | ||||
«Мебель» | Формирование целостной картины мира. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. | Дид. игра «В гостях у Петрушки». Конструирование «кресло и диван» | Формировать обобщающее понятие «мебель», учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету, уточнять названия, назначение предметов мебели. | Побуждать детей использовать различный строительный материал изменять постройки, учить анализировать свою работу. | Бережно относиться к мебели в группе. | Закрепить названия мебели с детьми дома и правильно называть ее. | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура, безопасность | ||
Февраль | «Посуда и продукты питания» | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие. | Сюж.-рол. Игра «Накормим куклу Катю». | Формировать умение группировать посуду (чайная, столовая, кухонная), развивать умение понимать обобщающие слова, уточнять названия и назначения предметов посуды, | Создать условия для закрепления группировки посуды дома. | Воспитывать культуру поведения за столом. | Привлекать детей к накрыванию на стол. | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура, безопасность | |
Каникулы | 1 день «Любимые игрушки» 2 день «Кукольный театр» 3 день «Рисуем и лепим» 4 день «Эксперименты» 5 день «Покажем театр» | Коммуникация, труд, социализация, чтение, , физическая культура, безопасность | |||||||
Я - человек | Формирование целостной картины мира. | Рассматривание и обсуждение «Мальчики и девочки» | Постепенное формирование образа Я. Сообщение детям разнообразных сведений о них, в том числе сведений о прошлом (не умел ходить и т.д.), и о произошедших с ними изменениях. | Формировать привычку следить за своим внешним видом. | Обращать внимание родителей на то, что ребенок большой и многое умеет делать сам. | Коммуникация, труд, социализация, чтение, физическая культура, безопасность | |||
Дом, его части | Формирование целостной картины мира. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. | С-р. игра «Построим красивый дом.» | Закрепить умение сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета. Вызвать чувство радости при удавшейся постройке. | Формировать навыки безопасного поведения в помещении. | Коммуникация, социализация, чтение, физическая культура, безопасность | ||||
Март | Мамин праздник | Формирование целостной картины мира. | Творческая мастерская «Подарок маме» | Приобщать дошкольников к праздничной культуре. Празднованию государственных праздников. | Создать условия для создания подарка маме. | Приготовить подарки для бабушки или других родственников. | Коммуникация, труд, социализация, чтение, физическая культура, безопасность, художественное творчество | ||
Неделя воды | Формирование целостной картины мира. | Эксперимент «Какая разная вода» | Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается) | Закрепить свойства роды. | Нарисовать рисунок «Вода в нашей жизни» | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура, безопасность | |||
Весна стучится к нам в окно | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие. | Дид. игра «Приметы весны» | Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях. | Расширять представление детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело – появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную | Знакомить с правилами поведения в природе . | Закрепить приметы весны с детьми на прогулках | Коммуникация, социализация, чтение, физическая культура, безопасность | ||
Труд людей весной | Формирование целостной картины мира. | Рассматривание и обсуждение «Посади огород на подоконнике» | Показать, как сажают семена цветочных растений и овощей на грядки. Формировать положительное отношение к труду взрослых. | Привлечь детей к уходу за растениями. | Привлечь детей дома к уходу за растениями. | Коммуникация, труд, социализация, чтение, , физическая культура, безопасность | |||
Апрель | Перелетные птицы | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие. | Дид. игра «Кто весну к нам принесет» | Познакомить с перелетными птицами. Учить узнавать и называть птиц по внешнему виду и повадкам. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Назвать птиц прилетающих на участок во время прогулки. | Назвать птиц прилетающих в наш край. | Называть птиц по пути домой. | Коммуникация, труд, социализация, чтение, , физическая культура, безопасность | |
Транспорт | Формирование целостной картины мира. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. | Дид. игра«Кто же ездит по дорогам» | Закрепить умение сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета. Вызвать чувство радости при удавшейся постройке. | Какие машины приезжают в детский сад. | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура, безопасность | ||||
Народные культура и традиции | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие. | Развлечение «Подарим кукле сарафан» | Дать представление о матрешке. | Создать условия ля коллективной работы. | Показать чувашскую куклу. | Зак | Коммуникация, труд, социализация, чтение, физическая культура, безопасность | ||
Мое здоровье | Формирование целостной картины мира. | Обсуждение и рассматривание «Куколка чумазая» | Формирование представлений о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы. | Формирование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды и умывания. | Коммуникация, социализация, чтение, , физическая культура, безопасность | ||||
Май | Цветы, комнатные растения | Формирование целостной картины мира. | Наблюден - уход за растениями | Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. | Закрепить положительное отношение к труду взрослых. | Закрепить умение с помощью взрослого поливать комнатные растения, растения на грядках. | Коммуникация, труд, социализация, физическая культура, безопасность | ||
Насекомые | Формирование целостной картины мира. | Дид. игра «Назовите, кто это» | Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза). | Закрепить представления о насекомых. | Рассматривание насекомых во время совместных прогулок. | Коммуникация, труд, социализация, чтение, , физическая культура, безопасность | |||
Жители аквариума | Формирование целостной картины мира. | Наблюдение и раскрашивание «В гостях у Немо» | Формировать представление об аквариумных рыбках. Познакомить с лягушкой. | Создать условия для продуктивной деятельности | Коммуникация, труд, социализация, безопасность | ||||
Здравствуй лето | Формирование целостной картины мира. Сенсорное развитие. | Дид. игра «Что мы делаем летом» | Расширить представление о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, появляются птицы в гнездах. | Создать условия для продуктивной деятельности | Коммуникация, труд, социализация, чтение, , физическая культура, безопасность |
Мониторинг
Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, музыкальной руководитель, педагог-психолог.
Изучение специалистами ДОУ интегративных качеств
Интегрированные качества | Специалист ДОУ | Методы мониторинга |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатель | Стандартизированные наблюдения, экспериментальные процедуры, тесты |
Любознательный, активный | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты |
Эмоционально отзывчивый | Воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель | Стандартизированные наблюдения, экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, беседы |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности | Воспитатель, педагог-психолог | Стандартизированные наблюдения, экспериментальные процедуры |
Первый этап. Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель на заседании консилиума представляют доказательные данные о ребенке, полученные с использованием малоформализованных методик, преимущественно в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности. Инструктор по физической культуре представляет количественные и качественные данные по освоению основных движений и физических качеств, работоспособности, а музыкальный руководитель - по освоению музыкально-ритмических движений, певческих навыков, навыков слушания музыки и проявлению отзывчивости на музыку.
Педагог-психолог представляет данные о ребенке, полученные им в процессе индивидуального взаимодействия с ребенком с использованием формализованных диагностических методик (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик), отвечающих таким требованиям, как экономичность процедуры, развивающий характер взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичность результатов психологического обследования, близость диагностических заданий к педагогическому процессу, возможность перевода результатов методик на педагогический язык.
В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов. Низший уровень - 1-3 балла, низкий - 4-6 баллов, средний - 7-9 баллов, высокий - 10-12 баллов.
Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне - 10-12 баллов, позволяет педагогам отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характеризующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.
Второй этап. Команда специалистов принимает одно из двух решений.
Данные о ребенке исчерпывающие, информативные, нет существенных разногласий в данных, полученных разными специалистами.
Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, дополнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им специально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности. В данном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнительных диагностических процедур.
Третий этап. Изучив информацию, специалисты составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. Иными словами, происходит «сборка статуса ребенка (группы)».
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Название раздела, или тематического блока | Материалы и оборудования | Учебно-наглядные пособия | Информационные и технические средства обучения |
Познание | Мольберт, фланелеграф, маски, магнитная доска. Использование статей из журналов, технологий. «Математика от трех до шести» З.А. Михайлова. Новикова В.П. «Математика в детском саду». «Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте» под ред Л.А. Венгера, Протасова Е.Ю. Познание окружающего мира с детьми 3 – 7 лет», «Развивающие занятия с детьми 3 – 4 лет», под ред. Л.А. Паромоновой Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» | Пирамидки, игрушки, картинки, раздаточные игрушки, раздаточный материал для занятий, раздаточные геометрические фигуры, дидактические игры (одень куклу, собери целое, что лишнее, исправь ошибку и т.д.) | Магнитофон, диски с записями классической и детской музыки |
Коммуникация | Мольберт, фланелеграф, маски, магнитная доска | Маски, игрушки, картинки | Магнитофон, диски с записями классической и детской музыки) |
Чтение художественной культуры | Мольберт, фланелеграф, маски, магнитная доска | Маски, игрушки, картинки, иллюстрации, книги | Магнитофон, диски с записями классической и детской музыки) |
Рисование | Гуашь, кисточки, мольберт, баночки для воды, салфетки, подставки для кисточки, бумага | Картины, игрушки | Магнитофон, диски с записями классической и детской музыки) |
Лепка | Пластилин, глина, доска, стека, салфетки | Игрушки, модели | Магнитофон, диски с записями классической и детской музыки) |
Физическая культура | Доска, скамейка, мячи, ленточки, маски, платочки, нетрадиционное оборудование: шнурки, дорожки, | Магнитофон, диски с записями классической и детской музыки) |
Список литературы для детей
русский фольклор
Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных ИГТЯМ второго года жизни.
Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра...»; «Потел котиккички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; < I It за М( а, ИЗ за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречи* «Солнышко, ведрышко...».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок-, обр М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый-, пи . обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельскаяпесня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.Чуковский. «Федотка», «Путаница». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
. Произведения поэтов и писателей разных стран
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
Список литературы для воспитателя
- Закон Российской Федерации «Об образовании.»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №665 «об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду '. практическое пособие / И. Е. Аверина. - М.: Айрис-пресс, 2009.
- Бейлипа, А. Почти забытое наследие немецкого народа // Дошкольное воспитание. - 1990. -№9.-С. 103-106.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в детском саду : пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, А. И. Максаков. - М. : Просвещение, 1986.
4. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - М. : Просвещение, 1982.
- Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество : конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией / Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.
- Макшанцева, Е. Д. Детские забавы : кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада / Е. Д. Макшанцева. - М. : Просвещение, 1991. - 64 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
8. Сакулина, Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. П. Сакулина, Н. Н. По дьяков, Т. С. Комарова, Л. Е. Журова, Г. А. Туманова, Е. И. Корзакова, В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 1970.-214 с.
- Сенсомоторное развитие детей раннего возраста : программа, конспекты занятий / авт.-сост. Т. П. Высокова. - Волгоград : Учитель, 2010.
- Эмоциональное развитие детей : занятия во второй младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй / авт.-сост. О. А. Айрих. - Волгоград : Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".
Конспект НОД по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....
Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»
формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. ...
Конспект итоговой НОД по образовательным областям:"Познание.ФЭМП" и "Познание.Формирование целостной картины мира" в средней группе №6 "Солнечная полянка".Тема:"Весенняя сказка".
Конспект итогового занятия в средней группе....
КОНСПЕКТ Итоговой непосредственно – образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание» (ФЭМП), «Познание» (Развитие познавательно – исслед
КОНСПЕКТИтоговой непосредственно – образовательной ...