Организация работы по образовательной области «Познание» с использованием дидактического пособия «В гостях у Лесовичка».
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Организация работы по образовательной области «Познание» с использованием дидактического пособия «В гостях у Лесовичка».
Автор: Т.Г.Хамедова,
воспитатель
ДОУ детский сад №50
Колпинского района СПб
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема экологического воспитания. Именно взаимодействуя с природой, любуясь её красотой, наблюдая за сезонными изменениями, дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. Знакомство с календарём помогает детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. У детей старшего дошкольного возраста развивается познавательный интерес к различным особенностям понятия времени. Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени.
Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем помогает осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. Наконец, работа с календарём необходима в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку знаний по часам и по дням недели.
Знакомство детей с календарем я начинаю проводить со старшей группы, потому что в этом возрасте у детей уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе я знакомлю дошкольников с понятием: «календарный год». Для этого мной разработано наглядное пособие «В гостях у Лесовичка», привлекающее внимание детей и побуждающее их к деятельности. Календарь помогает детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Ф.Н.Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, нужно ждать целые сутки. Я предлагаю вашему вниманию наглядную модель календаря, которую можно использовать в разных формах совместной образовательной деятельности с детьми.
«В ГОСТЯХ У ЛЕСОВИЧКА»
Дидактическое пособие даёт возможность решить множество задач:
- Развивать познавательные интересы детей;
- Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе;
- Развивать поисковую деятельность, словесно – логическое мышление, инициативу;
- Совершенствовать умение детей выделять характерные признаки в природе;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Пособие состоит из 4-х равномерных игровых полей (40*30 см.). На каждом поле главная деталь – ДЕРЕВО (символизирует время года). Каждая картинка на липучки.
зима весна лето осень
На каждом дереве отражаются название месяцев:
Зима – декабрь, январь, февраль (обозначают снежинкой)
Весна – март, апрель, май (обозначают цветком)
Лето – июнь, июль, август (обозначают листочком)
Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь (обозначают яблоком)
Текущий месяц выделяется прилётом птицы
Зима – снегирь Весна – грач Лето - ласточка Осень - воробей
Внизу пособия располагаются цветы, они так же отражают времена года и обозначают 7 дней недели.
Весна – подснежник
Лето – ромашка
Осень - астра
День недели выделяют прилётом бабочки
Дети самостоятельно выкладывают картинки на панно. Воспитатель в процессе побуждает детей комментировать действия детей и задаёт вопросы:
Какое время сейчас года?
По каким приметам ты узнал время года?
Какой сейчас месяц?
Какой по счёту месяц – 1, 2, 3?
Сколько всего месяцев в году?
Какой сегодня день недели?
Какой он по счёту?
В верхней часть пособия располагаются облачка
25
Каждое облачко имеет своё число
Дидактическое пособие можно использовать и для детей младшего возраста
«Когда это бывает?» (классификация по сезонам).
Детям предлагают картинки с сезонными изображениями, которые они должны распределить в соответствии времени года.
Представленное пособие помогает формировать у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, повторяемости, необратимости. Я установила, что знание календаря облегчает ориентировку ребенка в работе ДОУ, так как она четко связана с днями недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» (с использованием здоровьеформирующих технологий) Тема: «Энциклопедия здоровья»
конспект занятия в подготовительной группе д/с по ЗОЖ....
Организация работы по образовательной области «Познание» с использованием дидактического пособия «В гостях у Лесовичка».
методическое пособие...
Организация работы по образовательной области «познание» с использованием дидактического пособия «В гостях у Лесовичка».
методическое пособие...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с использованием ИКТ "Наши защитники"
Кто такие защитники Отечества, Почему они защищают Родину - очень трудно объяснить детям в средней группе - тогда нам на помощь приходит ИКТ - яркие слайду, отрывок из мультфильма илья Муромец н...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 4-5 лет по образовательной области Познание с использованием оборудование ИНТОКС. Тема:"Олимпийские игры"
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 4-5 лет по образовательной области Познание, с использованием оборудования ИНТОКС. ...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ в образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «В гостях у сказки».
Цель: Развивать познавательные процессы; стимулировать мыслительную активность детей.Задачи:Образовательные: Упражнять в счёте в пределах 10. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: ум...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ в образовательной области «Познание» с детьми средней группы «В гости к Аху и Оху»
Цель: развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике, овале, треугольнике.Задачи:Образовательные: закреплять знания детей о свойствах предметов по ...