Тема: «В мире трав и цветов» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программное содержание:
1. Закрепить у детей знание о травянистых цветущих растениях;
2. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения растений;
3. Формировать познавательный интерес к миру растений, развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).
Словарная работа: обогащение словаря детей (аромат, обжигает, едкая, вопьются, парничок, войлочное опушение, зенит, впадина)
Игровой персонаж: Фея трав и цветов.
Материал: ИллюстраХод занятия
Под «Вальс цветов» П. Чайковского появляется Фея цветов, здоровается с детьми, приглашает их в мир трав и цветов. Предлагает рассмотреть свой наряд и назвать травы и цветы, которые детям знакомы.
Фея приглашает детей на поляну волшебных трав и цветов. Предлагает им сесть на воображаемое облако (можно спеть песенку «Облака белогривые лошадки). Фея спрашивает детей, какие они знают травы, цветы, каким цветком или травой они хотели стать. Волшебной палочкой «превращает» детей в семечки цветов.
Этюд «Цветок»
Пластическое превращение семени в росток, а затем растение с закрытым бутоном и наконец, цветком.
Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами и травами, которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести из цветов и трав венок.
Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили…»
Фея приглашает детей на луг отдохнуть и чай испить. А чай у неё не простой, вот послушайте загадку:
Вырос Ивашка,
Красная рубашка,
Зеленые ладошки,
Зеленые сапожки,
В гости приглашает,
Чаем угощает.
Кипрей (Иван-чай)
Фея показывает траву, вынув её из своей корзины.
Угощает детей чаем, кратко рассказывая о кипрее.
Местное население Сибири издавна используют листья кипрея для заварки вместо чая. Напиток отличается тонким ароматом. Корни и листья в вареном виде съедобны. Из листьев весной приготовляют витаминный салат.
Фея предлагает послушать ещё об одном интересном растении, да не одну загадку , а несколько: Не огонь, а жжётся.
· Не шмель, не пчела, а жалит.
· Без костра обжигает.
· Растёт зелёный кустик.
Дотронешься - укусит. (Крапива)
-Правильно! Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива неосторожно дотронешься до неё - долго потом рука будет гореть. Обжигает крапива потому, что на её стебле и листьях сидят жёсткие волоски . Внутри волосков – едкая жидкость.
Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она – то и вызывает на коже жжение . Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы.
Послушайте следующую загадку: И матушка родная, и мачеха злая
· Бок о бок живут - через стенку.
· На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки –
Жёлтые глазочки.
(Мать – и – мачеха)
С приближением весны просыпается мать – и – мачеха, растение включает механизм развития – и стебелёк двинулся вверх. От дыхания мать – и мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать - и – мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их – она вся покрыта густым войлочным опущением.
Фея достаёт растение из корзины, показывает детям.
-Ой, ребята, тучки в небе заходили, солнышко то спрячется, то снова покажется – наверное, дождик будет.
А давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» - развивать у детей слуховое внимание, координацию и чувство темпа движений. (тамбурин или бубен)
-Хорошо поиграли, повеселились!
-Ребята, послушайте загадку ещё про одно растение:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок –
Остался стебелёк.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
(Одуванчик)
Правильно! Это одуванчик!
Одуванчик – очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдёт солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. А станет седым, распушится – и полетят по ветру пушинки – парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зёрнышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
-У меня в корзинке ещё одна трава, да не простая – трава – путешественница!
-Послушайте загадку: Лёг пластом у дороги, разметал руки – ноги.
· Его бьют сапогами, его мнут колесом, ему всё нипочём.
· У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?
(Подорожник)
Подорожник называется травой – путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь свет «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку, Африку, Австралию.
-А ведь вы, ребята, этой травке уже много раз помогли и будите помогать. Только сами этого не заметите.
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошёл по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян…
Ты идёшь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадёт семя, со временем появится молодой подорожник.
-А как людям эта трава помогает?
-Верно!
Ты пошёл в лес и – вот неприятность! – порезался или натёр ногу, не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет…
Ты скажешь: «Спасибо, тебе, подорожник!»
-Ребята, у меня в корзине осталось последнее растение. Послушайте загадку: Белый лепесток, посередине – желток.
Какой это цветок?
· Шёл я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи.
· Стоят в поле сестрёнки: жёлтый глазок, белые реснички.
· На верхушке стебелька –
Солнышко и облако.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
· Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
· Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зелёным листочком – платочком в кармашке.
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времён. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом – вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашке спасительную настойку.
Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары – бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
-Ребята, вот мы и побывали мире трав и цветов.
-Понравились вам, мои загадки?
Молодцы, ребята!
До свидания! До новых встреч!
ции, гербарий растений, запись П.Чайковского «Вальс цветов», тамбурин (бубен). Загадки представлены на выбор воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме ""23 февраля- День Защитника Отечества" подготовительная группа
Подборка материала на лексическую тему "23 февраля - День Защитника Отечества" пригодится для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также для домашних заданий для за...
НОД по музыке на тему: "В мире музыкальных инструментов" в подготовительной к школе группе
Непосредственно-образовательная деятельность по музыке на тему: "В мире музыкальных инструментов" в подготовительной группе...
Проект.Неделя трав и цветов. Старшая группа.
В матерьяле представлен проект - презентация для старшего дошкольного возраста по теме "Неделя трав и цветов"...
Конспект занятия по экологии на тему" В царстве трав и цветов"
Это занятие для детей старшей группы.В этом занятии используется интересный сюрпризный момент-"луговой кубик". На гранях этого кубика изображены луговые цветы.На какой цветок кубик укажет, о таком цве...
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром по теме: «Ознакомление с родным краем» в подготовительной группе
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о труде людей....
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...
Календарно-тематическое планирование по теме: "Скоро лето! Цветы" (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с садовыми цветами, в чём их особенность, вызвать интерес к миру цветов....