Педагогический проект "Наш поселок"
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рудакова Нина Николаевна

Педагогический проект "Наш поселок" содержит работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным поселком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_poselok.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

          «Наш поселок»

                      ( педагогический проект)

                                Автор: Рудакова Нина Николаевна.

                                             

                Пояснительная записка

      Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

          Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город или посёлок, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

         К. Ушинский писал: « Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

         И никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически,  планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.

                         Актуальность

        В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном поселке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах.

       У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей города (посёлка), его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

      Эта проблема еще более становиться актуальной, когда выясняется, что и родители не всегда владеют знаниями об  истории своего поселка.

      Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения  и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в  их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая   позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

        Проведенное исследование в ходе, которого наблюдали за игрой, беседовали с детьми, проводили диагностическое обследование (Зеленова Н.Г. «Мы живем в России»). В результате по пяти тематическим блокам получили следующие результаты: «высокий уровень» - 0%, «средний уровень» - 82%, «низкий уровень» - 18%. Дети плохо знали свой домашний адрес, название родного поселка, реки или озера находящихся в черте поселка. Лучше дело обстояло со знанием достопримечательностей и природы родного края.

         После рассказов педагога о родном поселке, о людях, проживающих в нем, фотографий и т.д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном поселке. Необходимо было продумать работу в этом направлении.

         Между тем, опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы с родителями воспитанников. Но анкетирование родителей показало, что:

•        20% родителей имеют знания о родном поселке (могут рассказать историю, символику, назвать достопримечательности и т.д.).

•        80 % родителей владеют недостаточной информацией. Из бесед с ними выяснилось, что мало знаний о поселке не потому, что они не хотят, не могут знать, а просто потому, что никогда не задумывались об этом. Отсюда вывод: недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического воспитания.

          На основании вышеизложенного, у нас появилась возможность систематизировать, составить план работы с детьми и родителями по данному направлению. Возникла идея написания проекта «Наш поселок».

                Постановка проблемы:

  1. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном  посёлке, стране, особенностях русских традиций.
  2. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, которая охватывала бы ознакомление с родным краем, воспитание любви к своей малой Родине.

          Цель:

создание условий для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

        Задачи:

•        Расширить представления о родном крае, поселке.

•        Познакомить с историей родного поселка, его месторасположением,

достопримечательностями, культурой, традициями.

•        Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

          Основное направление: 

формирование глубинных чувств к родному краю, поселку на основе социокультурного окружения детей.

         Прогнозируемые результаты:

 на основе расширения знаний об окружающем:

•        сформировать патриотические чувства, любовь к родному краю, поселку, чувство гордости за «малую Родину»;

•        углубить знания детей и родителей об истории родного поселка;

•        усвоить название улиц, памятников, достопримечательностей поселка.

          Тип проекта:

По доминирующей деятельности: творческий, познавательно - игровой.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ; работа в социуме.

         Участники проекта: 

дети, родители, педагоги.

        Формы и методы работы:

С детьми: познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов, ознакомление с художественной литературой, поэзией.

С родителями:

•        Беседы о важности данной проблемы.

•        Оформление фотоальбомов.

•        Изготовление рукописных книг, альбомов из рисунков.

•        Собственные сочинения на тему «Моя улица».

         Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей о родном поселке и устанавливается личностный компонент.
  2. Создание мультимедийной презентации к викторине  «Наш поселок» и проведение ее с родителями и коллегами ДОУ.
  3. Проведение открытого занятия в образовательной области «Социализация» с использованием мультимедийной презентации «Улицы нашего поселка».
  4. Пополнение экспонатами музея ДОУ «Горница»
  5. Оформление фотоальбома «И это все о ней…» с фоторепортажами экскурсий, фотографиями и рассказами детей и родителей.
  6. Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, выставках, акциях на благо родного поселка.

     Этапы управления проектом:

Концептуальный: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта (совместно с родителями).

Исходно-диагностический: разработка и организация диагностического инструментария.

Формирующий: деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Итогово-диагностический: оценка уровня сформированности знаний детей и родителей о родном поселке и установление личностного компонента.

 Содержание формирующего этапа проекта.

                     Работа с детьми

Проектные мероприятия

Срок

исполнения        

Промежуточный результат

- диагностическое обследование по тематическому блоку «Родной поселок»   ( Зеленова Н.Г. «Мы живем в России»)

-экскурсии  по улицам посёлка;

-экскурсии к памятным местам, достопримечательностям поселка;

-занятие «Улицы нашего посёлка»;

-составление рассказа из личного опыта «Моя воскресная прогулка по посёлку»;

-рассматривание фотоальбома с видами посёлка (сравнение старых фотографий с современными);

-беседа «Опасные ситуации в посёлке»;

-проблемная ситуация «Я потерялся на улице»;

-проблемная ситуация «Что надо сделать, чтобы в посёлке стало чище»;

-совместное с родителями написание сочинения на одну из тем: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»;

-рисование «Мой дом» (совместно с родителями);

-занятие «Улицы нашего поселка», с использованием презентации;

-д/игра «Продолжи маршрут»;

-д/игра «Угадай по описанию»;

- с/р игра «Строители посёлка»;

-с/р игра «Путешествие по посёлку»;

-труд: уборка территории участка от веток, листьев, камешков;

-итоговое диагностическое обследование по тематическому блоку «Родной поселок»   ( Зеленова Н.Г. «Мы живем в России»)

-октябрь

-периодически, по сезонам;

-постоянно;

-ноябрь;

-постоянно, через индивидуальные и подгрупповые беседы;

-постоянно;

-декабрь;

-январь;

-февраль;

-март;

-апрель;

-апрель;

-постоянно;

-постоянно;

-постоянно;

-постоянно;

-постоянно;

-май

-определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку;

-закрепление знаний через речевую деятельность, художественное творчество;

- закрепление и обобщение  знаний детей;

- формирование у детей интереса к «малой Родине».

-закрепление знаний об улицах поселка, архитектурных особенностях зданий;

-пополнение альбома фотографиями, закрепление знаний об истории поселка;

-закрепление правил безопасного поведения;

-закрепление коммуникативных качеств при взаимодействии в социуме;

-закрепление правил экологически правильного и безопасного поведения;

-создание книги сочинений;

-создание альбома из рисунков;

- обобщение знаний, создание фильма по итоговому занятию;

-определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку

                                   Работа с родителями

Проектные мероприятия

Срок

исполнения        

Промежуточный результат

-анкетирование «Знаю ли я свой поселок?»;

- участие в проведении экскурсий по посёлку;

-подбор фотографий «Коноша: вчера и сегодня»;

- написание сочинения на одну из тем: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»;

- Совместное с детьми рисование на тему: «Мой дом»;

-Викторина «Наш поселок»

-сентябрь;

-периодически;

-постоянно;

-апрель;

-апрель;

-май;

-обобщение полученных результатов;

-улучшение детско-родительских отношений через совместную деятельность;

-пополнение фотоальбома «И это все о ней…»;

-создание книги сочинений;

-создание альбома из рисунков;

- обобщение знаний родителей: об истории родного поселка; о его достопримечательностях и особенностях; об архитектуре зданий и сооружений; о людях оставивших след в истории поселка.

        Кадры проекта:

  1. Старший воспитатель
  2. Воспитатели
  3. Музыкальный руководитель

        Оборудование:

  1. Демонстрационный материал
  2. Художественная литература
  3. Методические разработки
  4. ТСО

  Продукт проекта:

  1. План мероприятий
  2. Альбом из рисунков по итогам продуктивной деятельности детей
  3. Книга сочинений
  4. Альбом фотографий «И это все о ней»
  5. Презентация для занятия с детьми «Улицы нашего поселка»
  6. Презентация к викторине для родителей «Наш поселок»

Результат проекта: 

на основе расширения знаний об окружающем:

•        сформированы патриотические чувства, любовь к родному краю, поселку, чувство гордости за «малую Родину»;

•        углублены знания детей и родителей об истории родного поселка;

•        усвоены названия улиц, памятников, достопримечательностей поселка.

Критерии эффективности: созданы условия для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагогического коллектива и семьи.

Литература.

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. -  М.: ТЦ « Сфера»,  2004

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М.: Скрипторий-2003, 2008

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А.Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Любимый поселок»

«Любимый поселок»...

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Современные образовательные технологии в ДОУ».

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Совре...

Педагогический проект: "Мой родной поселок"

Создавая свой проект, я старалась вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать что - то новое о том месте, где они родились и живут. Это и является целью моего проекта.. У нашего поселка е...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...

Презентация педагогического проекта "Поселок Сурское - моя малая родина"

Презентация педагогического проекта в старшей группе "Поселок Сурское - моя малая родина"...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя родина- поселок Сява»

Мероприятия проводятся в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной ли...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»...