Педагогический проект "Наш поселок"
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Педагогический проект "Наш поселок" содержит работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным поселком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_poselok.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Наш поселок»
( педагогический проект)
Автор: Рудакова Нина Николаевна.
Пояснительная записка
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город или посёлок, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
К. Ушинский писал: « Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
И никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.
Актуальность
В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном поселке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах.
У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей города (посёлка), его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Эта проблема еще более становиться актуальной, когда выясняется, что и родители не всегда владеют знаниями об истории своего поселка.
Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Проведенное исследование в ходе, которого наблюдали за игрой, беседовали с детьми, проводили диагностическое обследование (Зеленова Н.Г. «Мы живем в России»). В результате по пяти тематическим блокам получили следующие результаты: «высокий уровень» - 0%, «средний уровень» - 82%, «низкий уровень» - 18%. Дети плохо знали свой домашний адрес, название родного поселка, реки или озера находящихся в черте поселка. Лучше дело обстояло со знанием достопримечательностей и природы родного края.
После рассказов педагога о родном поселке, о людях, проживающих в нем, фотографий и т.д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном поселке. Необходимо было продумать работу в этом направлении.
Между тем, опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы с родителями воспитанников. Но анкетирование родителей показало, что:
• 20% родителей имеют знания о родном поселке (могут рассказать историю, символику, назвать достопримечательности и т.д.).
• 80 % родителей владеют недостаточной информацией. Из бесед с ними выяснилось, что мало знаний о поселке не потому, что они не хотят, не могут знать, а просто потому, что никогда не задумывались об этом. Отсюда вывод: недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического воспитания.
На основании вышеизложенного, у нас появилась возможность систематизировать, составить план работы с детьми и родителями по данному направлению. Возникла идея написания проекта «Наш поселок».
Постановка проблемы:
- Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном посёлке, стране, особенностях русских традиций.
- Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, которая охватывала бы ознакомление с родным краем, воспитание любви к своей малой Родине.
Цель:
создание условий для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Задачи:
• Расширить представления о родном крае, поселке.
• Познакомить с историей родного поселка, его месторасположением,
достопримечательностями, культурой, традициями.
• Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Основное направление:
формирование глубинных чувств к родному краю, поселку на основе социокультурного окружения детей.
Прогнозируемые результаты:
на основе расширения знаний об окружающем:
• сформировать патриотические чувства, любовь к родному краю, поселку, чувство гордости за «малую Родину»;
• углубить знания детей и родителей об истории родного поселка;
• усвоить название улиц, памятников, достопримечательностей поселка.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: творческий, познавательно - игровой.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ; работа в социуме.
Участники проекта:
дети, родители, педагоги.
Формы и методы работы:
С детьми: познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов, ознакомление с художественной литературой, поэзией.
С родителями:
• Беседы о важности данной проблемы.
• Оформление фотоальбомов.
• Изготовление рукописных книг, альбомов из рисунков.
• Собственные сочинения на тему «Моя улица».
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей о родном поселке и устанавливается личностный компонент.
- Создание мультимедийной презентации к викторине «Наш поселок» и проведение ее с родителями и коллегами ДОУ.
- Проведение открытого занятия в образовательной области «Социализация» с использованием мультимедийной презентации «Улицы нашего поселка».
- Пополнение экспонатами музея ДОУ «Горница»
- Оформление фотоальбома «И это все о ней…» с фоторепортажами экскурсий, фотографиями и рассказами детей и родителей.
- Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, выставках, акциях на благо родного поселка.
Этапы управления проектом:
Концептуальный: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта (совместно с родителями).
Исходно-диагностический: разработка и организация диагностического инструментария.
Формирующий: деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Итогово-диагностический: оценка уровня сформированности знаний детей и родителей о родном поселке и установление личностного компонента.
Содержание формирующего этапа проекта.
Работа с детьми
Проектные мероприятия | Срок исполнения | Промежуточный результат |
- диагностическое обследование по тематическому блоку «Родной поселок» ( Зеленова Н.Г. «Мы живем в России») -экскурсии по улицам посёлка; -экскурсии к памятным местам, достопримечательностям поселка; -занятие «Улицы нашего посёлка»; -составление рассказа из личного опыта «Моя воскресная прогулка по посёлку»; -рассматривание фотоальбома с видами посёлка (сравнение старых фотографий с современными); -беседа «Опасные ситуации в посёлке»; -проблемная ситуация «Я потерялся на улице»; -проблемная ситуация «Что надо сделать, чтобы в посёлке стало чище»; -совместное с родителями написание сочинения на одну из тем: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»; -рисование «Мой дом» (совместно с родителями); -занятие «Улицы нашего поселка», с использованием презентации; -д/игра «Продолжи маршрут»; -д/игра «Угадай по описанию»; - с/р игра «Строители посёлка»; -с/р игра «Путешествие по посёлку»; -труд: уборка территории участка от веток, листьев, камешков; -итоговое диагностическое обследование по тематическому блоку «Родной поселок» ( Зеленова Н.Г. «Мы живем в России») | -октябрь -периодически, по сезонам; -постоянно; -ноябрь; -постоянно, через индивидуальные и подгрупповые беседы; -постоянно; -декабрь; -январь; -февраль; -март; -апрель; -апрель; -постоянно; -постоянно; -постоянно; -постоянно; -постоянно; -май | -определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку; -закрепление знаний через речевую деятельность, художественное творчество; - закрепление и обобщение знаний детей; - формирование у детей интереса к «малой Родине». -закрепление знаний об улицах поселка, архитектурных особенностях зданий; -пополнение альбома фотографиями, закрепление знаний об истории поселка; -закрепление правил безопасного поведения; -закрепление коммуникативных качеств при взаимодействии в социуме; -закрепление правил экологически правильного и безопасного поведения; -создание книги сочинений; -создание альбома из рисунков; - обобщение знаний, создание фильма по итоговому занятию; -определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку |
Работа с родителями
Проектные мероприятия | Срок исполнения | Промежуточный результат |
-анкетирование «Знаю ли я свой поселок?»; - участие в проведении экскурсий по посёлку; -подбор фотографий «Коноша: вчера и сегодня»; - написание сочинения на одну из тем: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»; - Совместное с детьми рисование на тему: «Мой дом»; -Викторина «Наш поселок» | -сентябрь; -периодически; -постоянно; -апрель; -апрель; -май; | -обобщение полученных результатов; -улучшение детско-родительских отношений через совместную деятельность; -пополнение фотоальбома «И это все о ней…»; -создание книги сочинений; -создание альбома из рисунков; - обобщение знаний родителей: об истории родного поселка; о его достопримечательностях и особенностях; об архитектуре зданий и сооружений; о людях оставивших след в истории поселка. |
Кадры проекта:
- Старший воспитатель
- Воспитатели
- Музыкальный руководитель
Оборудование:
- Демонстрационный материал
- Художественная литература
- Методические разработки
- ТСО
Продукт проекта:
- План мероприятий
- Альбом из рисунков по итогам продуктивной деятельности детей
- Книга сочинений
- Альбом фотографий «И это все о ней»
- Презентация для занятия с детьми «Улицы нашего поселка»
- Презентация к викторине для родителей «Наш поселок»
Результат проекта:
на основе расширения знаний об окружающем:
• сформированы патриотические чувства, любовь к родному краю, поселку, чувство гордости за «малую Родину»;
• углублены знания детей и родителей об истории родного поселка;
• усвоены названия улиц, памятников, достопримечательностей поселка.
Критерии эффективности: созданы условия для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагогического коллектива и семьи.
Литература.
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М.: Скрипторий-2003, 2008
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Любимый поселок»
«Любимый поселок»...
Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Современные образовательные технологии в ДОУ».
Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Совре...
Педагогический проект: "Мой родной поселок"
Создавая свой проект, я старалась вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать что - то новое о том месте, где они родились и живут. Это и является целью моего проекта.. У нашего поселка е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...
Презентация педагогического проекта "Поселок Сурское - моя малая родина"
Презентация педагогического проекта в старшей группе "Поселок Сурское - моя малая родина"...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Моя родина- поселок Сява»
Мероприятия проводятся в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной ли...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»...