Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Систематизировать и углубить знания детей о зимующих птицах: среда обитания, правильное описание их внешнего вида.
Организационный момент:
Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя приём игрового путешествия.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Помочь детям определить цель, как желание играть, общаться на заданную тему « Зимующие птицы».
Методы и приёмы:
1.С наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но некоторые птицы остаются с нами зимовать. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте догадаться о ком идёт речь.
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И друг вспорхнули яблоки.
Ведь это ……. (Снегири).
- Верещунья белобока,
И зовут её …… (Сорока).
- Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Кто она? (Ворона).
2 этап подготовительный с опорой на личный опыт детей.
Педагогическая цель: Активизировать детей, опираясь на их личный опыт и знания в беседе о зимующих птицах. Создать условия для поэтапного решения детской цели.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Поддержать интересную тему, вспомнить и рассказать всё, что известно о зимующих птицах.
Методы и приёмы: Беседа о зимующих птицах.
2.Ребята, а как вы думаете, почему синицу, воробья, ворону, сороку называют птицами?
-А какие это птицы?
- Что есть общего у всех птиц?
- Чем они различаются?
- А чем питаются птицы?
- А могут люди помочь птицам перезимовать суровую зиму? Как?
-Ребята, знаете, иногда мне кажется, что с наступлением холодов многие птицы собираются в стайки и так жалобно кричат, словно жалуются на холод и голод: «чуть жив, чуть жив». Я надеюсь, что каждый из нас сделает свою птичью столовую и будет помогать нашим пернатым друзьям.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
3.Основной этап
Педагогическая цель: Содействовать составлению взаимосвязи зимующих птиц с перелетными птицами..
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Составить взаимосвязь по картинно-графическому плану.
Ребята, а в узнаете этих птиц по внешнему виду?
Синица - очень красивая птица. Спинка у неё желтовато- зелёного цвета, а брюшко жёлтое, хвост чёрный с голубоватым оттенком. Живут синицы в лесах, а зимой перебираются поближе к людям. Синица очень полезная птица. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых.
Сорока - хорошо известная нам всем птица. Сорока, если увидит блестящую вещь, то не побоится забрать её даже из рук человека. Имеет яркую чёрно-белую раскраску и длинный ступенчатый хвост. Селится сорока на опушках леса, в рощах. Сорока птица осторожная, услышит издалека звуки и начинает стрекотать, предупреждая других об опасности.
Воробей маленькая птичка. Спина у воробья коричневая, брюшко светлое, на крыльях чёрные полоски. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись, друг, к другу распушив крылышки и нахохлившись. Воробьи чистоплотны, охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужицах и пыли. Воробьи уничтожают много насекомых вредителей.
Дятел пёстрый. Эта замечательная птица живёт в наших лесах. Он вполне оправдывает своё название, потому что его оперение очень пёстрое. Живёт дятел в лесу, а осенью и зимой появляется в садах, парках городов. Дятла называют «лекарем леса», потому, что он лечит деревья от насекомых-вредителей.
Всех этих птиц мы называем зимующими, А как вы думаете, почему?
Сейчас я предлагаю вам послушать голоса птиц. (Слушание «голоса птиц» в записи). А теперь давайте поиграем в игру «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица отгадай-ка».
Правила игры: Выбирается ведущий, который стоит в центре круга. Дети передают друг другу мячик и проговаривают слова: «Не сорока. Не ворона и не чайка. А какая это птица отгадай-ка». У кого в руках окажется мяч, должен прокричать как какая-нибудь птица, например: КАР-КАР, или ЧИВ-ЧИВ и т.д. Ведущий угадывает, какая птица была загадана. Игрок, который изображал голос птицы становиться ведущим.
Ребята, я вы знаете о том, что зимой птицам нужна помощь людей. И даже поэты в своих стихотворениях просят людей не забывать об этом. Вот о чём пишет Е. Благинина.
Мороз.
Морозы жестокие в этом году!
Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку в её конуре.
Такой же морозище, как на дворе!
Но больше всего беспокойно за птиц.
За наших воробышек, галок, синиц!
У нас приготовлено всё для зимы:
Рогожей укутаем яблоньки мы
Побольше сенца в конуру принесём.
Беднягу дворнягу от стужи спасём!
Но птицы!
Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы, им беззащитным таким?
Поможем!! Их надо кормить
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Я надеюсь, что мы все будем беречь наших зимних пернатых друзей и будем им помогать.
Итоговый этап занятия.
Педагогическая цель: Подвести итог занятия, создать условия ощущения успешности, радости от познания нового, формировать желание познания, совершенствования полученных навыков в играх. Продолжать воспитывать умение выслушивать друг друга.
Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить всё то, что узнали по теме зимующие птицы», нацелиться на закрепление полученных знаний через игры в совместной деятельности.
Методы и приёмы
Активизирующие вопросы:
-О чем мы сегодня говорили?
-Какие игры помогли нам вспомнить птицах?
- Что у вас получалось хорошо в играх?
- Что ещё не получилось? Как вы думаете, почему?
(Мы обязательно ещё поиграем в эти игры, и у нас всё получиться).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра-презентация "Угощу птиц" по теме "Зимующие птицы"
Цель игры:Совершенствовать грамматический строй речи.Формировать умение употреблять существительные единственного числа в Родительном и Творительном падеже....
Обучающая ситуация с использованием ИКТ «Кто зимует рядом с нами?» по теме «Зимующие птицы»
Знакомство с зимующими птицами: ворона, воробей, снегирь....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Картинный материал для игры "Сосчитай птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"
Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными. ...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы
15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...
Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".
ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...