Характерные особенности при проведении игр по сенсорному воспитанию в младшей группе
статья по окружающему миру по теме
Характерные особенности при проведении игр по сенсорному воспитанию в младшей группе
Пунтус Светлана Владимировна,
ГБДОУ Детский сад № 78
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д. Без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности: рисованием, лепкой, конструированием и др.
Чем младше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В своей многовековой практике человечество выделило определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая такой системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В частности, в области цвета – это семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство данного предмета. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Впервые годы жизни ребёнок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Но восприятие детей младшего возраста очень неустойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое – либо одно, бросающееся в глаза свойство, не замечая других. Обычно это те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного выполнения простейших предметных действий «чаще всего это форма». Ребёнок ещё не готов понять значение образцов, с которыми следует сравнивать свойства разных предметов. Цветная полоска , квадратик, кружок, шарик или кубик остаются для него такими же единичными предметами, как мячик, часы, тарелка и др. Не следует обеднять восприятие маленького ребёнка знакомством лишь 2 – 3 цветами, не давая ему познать всего многообразия свойств окружающих предметов. Важно обеспечить накопление разнообразных представлений для последующего усвоения сенсорных эталонов. Этого можно добиться организуя такие действия с предметами, которые направляли бы его внимание наопределённые свойства и вели бы к образованию устойчивых представлений. Однако нет смысла на первом этапе требовать от малышей прочного запоминания каждой разновидности цвета и её названия. Достаточно сначала, чтобы дети запомнили название самого свойства « цвет» и несколько основных цветов спектра.
Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности и порождает у ребёнка множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира и позволит игра.
При проведении развивающих игр необходимо учитывать их характерные особенности:
1. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, устной инструкции, т. е. знакомят его с разными способами передачи информации.
2. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности.
3. Задачи имеют широкий диапазон трудностей в зависимости от уровня развития ребёнка.
4. Нельзя требовать, чтобы ребёнок с первой попытки решил задачу.
5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме, а в виде наглядных и осязаемых вещей.
6. Игры позволяют детям и воспитателю или родителям составлять новые варианты заданий, т. е. заниматься творческой деятельностью.
Игры должны позволять каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно .
7. Игры должны позволять каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.
Литература:
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М.: Академия, 1998. 240 с.
- 2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 96 с.
- 3. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Характерные особенности при проведении игр по сенсорному воспитанию в младшей группе
Пунтус Светлана Владимировна,
ГБДОУ Детский сад № 78
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д. Без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности: рисованием, лепкой, конструированием и др.
Чем младше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В своей многовековой практике человечество выделило определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая такой системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. В частности, в области цвета – это семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство данного предмета. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Впервые годы жизни ребёнок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Но восприятие детей младшего возраста очень неустойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое – либо одно, бросающееся в глаза свойство, не замечая других. Обычно это те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного выполнения простейших предметных действий «чаще всего это форма». Ребёнок ещё не готов понять значение образцов, с которыми следует сравнивать свойства разных предметов. Цветная полоска , квадратик, кружок, шарик или кубик остаются для него такими же единичными предметами, как мячик, часы, тарелка и др. Не следует обеднять восприятие маленького ребёнка знакомством лишь 2 – 3 цветами, не давая ему познать всего многообразия свойств окружающих предметов. Важно обеспечить накопление разнообразных представлений для последующего усвоения сенсорных эталонов. Этого можно добиться организуя такие действия с предметами, которые направляли бы его внимание наопределённые свойства и вели бы к образованию устойчивых представлений. Однако нет смысла на первом этапе требовать от малышей прочного запоминания каждой разновидности цвета и её названия. Достаточно сначала, чтобы дети запомнили название самого свойства « цвет» и несколько основных цветов спектра.
Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности и порождает у ребёнка множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира и позволит игра.
При проведении развивающих игр необходимо учитывать их характерные особенности:
1. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, устной инструкции, т. е. знакомят его с разными способами передачи информации.
2. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности.
3. Задачи имеют широкий диапазон трудностей в зависимости от уровня развития ребёнка.
4. Нельзя требовать, чтобы ребёнок с первой попытки решил задачу.
5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме, а в виде наглядных и осязаемых вещей.
6. Игры позволяют детям и воспитателю или родителям составлять новые варианты заданий, т. е. заниматься творческой деятельностью.
Игры должны позволять каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно .
7. Игры должны позволять каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.
Литература:
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М.: Академия, 1998. 240 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 96 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сенсорному воспитанию 1 младшая группа "В гости к игрушкам"
Конспект занятия направлен на развитие сенсорных способностей детей 1 младшей группы при использовании стихов А. Барто "Игрушки"...
Сенсорное воспитание детей младшей группы
Ребенок познает окружающий мир через чувственный опыт. Использование методов и средст для обучения детей в ДОУ....
Сенсорное воспитание детей младшей группы
Сенсорное воспитание детей младшей группы...
конспект НОД по сенсорному воспитанию Первая младшая группа "Кошкин дом"
Конспект занятия по сенсорному воспитанию дошкольников....
Конспект НОД по сенсорному воспитанию в младшей группе.
Конспект занятия по сенсорному воспитанию в младшей группе. Тема "Большой-маленький"...
Сенсорное воспитание детей младшей группы
Сенсорное воспитание детей младшей группы...
К О Н С П Е К Т ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТЯХ У КРУГА, КВАДРАТА и ТРЕУГОЛЬНИКА
Программное содержание:Упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме. Учить соотносить геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник). Учить ориентироват...