"Свойства льда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект
НОД по образовательной области «Познание» «Свойства льда», проводимого в старшей группе № 71 МБУ 197 «Радуга» воспитателем Темниковой Н.В.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественная литература».
Задачи:
- Познание
Продолжать формировать представления детей о свойствах льда, о том, что лёд – это замёрзшая вода.
- Коммуникация
Продолжать развивать речь как средство общения. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
- Социализация
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творческую инициативу при выполнении различных видов деятельности.
- Безопасность
Дать детям представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Формировать осторожное и осмотрительное ношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Художественная литература
Пополнять литературный багаж загадками.
- Художественное творчество.
Рисование снежинок по памяти.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская | Экспериментальная деятельность, наблюдения |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, рассказы воспитателя и детей |
Двигательная | Игра малой подвижности «Зима» |
Социализация | Совместная деятельность детей друг с другом и с воспитателем |
Оборудование:
- Изображение Снеговика,
- Конверт с письмом
- Кусочки льда
- Пластмассовые формочки для льда
- Пластиковая бутылочка с замерзшей водой
- Зеркало
- Салфетки для рук
- Белая и цветная бумага
- Цветные краски
- Кисточки
- Нитки
- Стаканчики для воды
- Клеёнки на столы
Предварительная работа:
№ | деятельность воспитателя | деятельность воспитанников | ожидаемые результаты |
Наблюдение на прогулке. | |||
1 | Воспитатель проводит наблюдения на прогулке деревьев в инее. | Дети рассматривают деревья на участке детского сада, стоящие в инее, отвечают на вопросы, делают умозаключения. | Закрепление представлений детей о явлениях живой природы. |
2 | Педагог предлагает детям поймать снежинку на варежку, или рукав, и рассмотреть её (организует наблюдение). | Дети рассматривают снежинки, упавшие на рукав, на ладошку, считают сколько лучиков у снежинки, определяют, на что они похожи (на звёздочки), запоминают их строение, форму. Дети пытаются найти похожие снежинки у себя и у товарищей. | Обогащение представлений детей о явлениях неживой природы. |
3 | Воспитатель проводит эксперимент «Свойства снежинки». | Дети ловят снежинки на ладошки и проверить, что происходит с ними. | Закрепление знания о том, что снежинка – это замёрзшая вода. |
4 | Проводит наблюдение за дорожкой, посыпанной солью. Обсуждает с детьми, почему зимой дорожку посыпают солью, зачем это делают. | Дети рассматривают, дорожки, отвечают на вопросы воспитателя, делятся с товарищами своими впечатлениями. | Обогащаются знания о свойствах льда. |
Работа в группе. | |||
1 | Организация художественного творчества (рисования) на тему: «Снежинки». | Дети рисуют снежинки, рассмотренные ранее на наблюдении. | Формируется умение отображать в рисунке свои знания и представления об окружающем. |
2 | Рассматривание узоров на окнах. Воспитатель предлагает рассмотреть морозные узоры на окнах. Спрашивает, откуда узоры взялись на окне. | Дети рассматривают узоры и высказывают свои предположения по поводу их появления на окнах. (Ответы детей: «Дед Мороз, Мороз, Мороз Иванович»). Задать вопросы: Кто мог нарисовать такие узоры? Что они напоминают? Предложить оценить узоры на разных окнах. Мороз рисует одинаковые узоры, или нет? Какие узоры получились самыми красивыми? Дети сравнивают, анализируют. Дети учатся сравнивать, делать свои выводы и давать обоснования. Учатся отстаивать свою точку зрения. | Расширяются представления о явлениях окружающей жизни. Активизируется память и мышление детей. Концентрируется внимание на замёрзшем окне. Активизация мыслительной деятельности детей, внимания. Делается вывод, что узоры на всех окнах разные. Продолжает развиваться речь, как средство общения. Дети упражняются в употреблении слов в точном соответствии со смыслом. |
Ход НОД
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Организационный момент. Воспитатель рассказывает, что сегодня утром у детского сад она встретила Снеговика. В руке он держал конверт со странным содержимым. Снеговик очень просит разобраться, что лежит в конверте. Он просил, чтобы ему прислали, кто является его родственниками, а в нем буковки какие-то! Дидактическое упражнение «Волшебный конверт». Педагог загадывает загадки. | Ребята сосредотачивают своё внимание на конверте, пытаются отгадать загадки, обосновать свой ответ. | Сосредоточение детей на предстоящей деятельности. Активизация внимания, памяти, речи детей. |
2 | Беседует с детьми о снежинках, их свойствах. | Дети рассказывают о свойствах снежинки, делают умозаключения, выявляют такие свойства снежинок как форма, цвет, хрупкость, боится тепла, конструктивные свойства. | Закрепляются и систематизируются знания детей о свойствах снега. |
3 | Воспитатель проводит игру «Волшебный экран». | Дети пытаются заполнить таблицу. | Систематизация знаний детей о свойствах снега. Обучение способу мышления по системному оператору. |
4 | Проводит игру малой подвижности «Зима». | Дети выполняют действия согласно словесным указаниям воспитателя: «Мороз!» (дети стоят на месте); «Вьюга!» (бегают в разных направлениях): «Метель!» (приседают); «Снег» (кружатся). | Снятие напряжения с различных групп мышц. |
5 | Высказывает предположение, что у снег и льда должны быть одни свойства и организует исследовательскую деятельность. «Свойства льда»:
| Дети выявляют свойства льда различными способами. Отвечают на вопросы: - Какой лёд? (мокрый, холодный, тает) - Хрупкий лёд, или нет? - Можно ли сломать льдинку? - Какая льдинка на солнце? (блестящая) - Прозрачный лед, или нет? Дети дотрагиваются пальчиками до замерзшего зеркала, делятся своими впечатлениями с товарищами. | Закрепляется умение детей выполнять исследовательскую деятельность (проведение экспериментов и наблюдения). Формируется умение детей подбирать точные определения свойств льда, обогащаются знания о его свойствах. |
6 | Рассказывает о том, как использовали свойства льда в старину (см. приложение). | Дети слушают рассказ воспитателя | Продолжают формироваться представления об использовании свойств льда в жизни. |
7 | Проводит наблюдение за замерзшей в бутылке воде, рассказывает, почему зимой асфальт трескается. | Рассматривают бутылочку, обсуждают увиденное, слушают рассказ воспитателя. | Обогащаются знания о свойствах льда. |
8 | Воспитатель организует деятельность по изготовлению разноцветных льдинок для украшения участка. | Дети выполняют действия самостоятельно и с помощью воспитателя. | Формирование умения самостоятельно выполнять действия, и с помощью словесных указаний воспитателя. |
9 | Рефлексия. Предложить детям сделанными цветными льдинками украсить участок. | Дети украшают участок. | Получение удовлетворения от результата труда. |
Использованные источники:
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskii-sad
- «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л.А.Парамоновой
Москва – ОЛМА – 2007 год
- «Перспективное планирование воспитательно-обоазовательного процесса по программе «ОТ рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Г.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Волгоград: Учитель - 2012
Приложение1.
Художественное слово, использованное в НОД. | |||
Загадки | |||
Дом её на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная ... (Снежинка)
| Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло. (Лёд) | Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег). | Что за звёздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки) |
Рассказ воспитателя | |||
В старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому на них перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Если идёт по льду водоёма, особенно опасно не заметить полынью (места, где течет такое быстрое течение, что плотный лёд не образуется), затянувшуюся тонким льдом прорубь (оставшуюся после рыбаков, или в том месте, где брали воду) и провалиться. Когда идёшь по льду, нужно пробовать перед собой лёд заострённой палкой (пикой), стуча по нему: если лёд при ударе издаёт звуки, на нём выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя: лёд слабый. | |||
Художественное слово к игре «Волшебный экран» | |||
М. Гафитуллин «Что-то» Если мы рассмотрим что-то (предмет) Это что-то для чего-то (функция) Это что-то для чего-то (подсистема), Чем-то было раньше что-то (прошлое) Что-то будет с этим что-то (будущее) Что-то ты теперь возьми На экранах рассмотри. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во 2 младшей группе "Знакомство детей со свойствами льда"
Образовательная деятельность с элементами экспериментирования во 2 младшей группе...
Знакомство со свойствами льда на прогулке
Познакомить с сезонным явлением - гололёд, свойствами льда....
Беседа о свойствах льда и снега.
Беседа о свойствах льда и снега.Цель: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным методом: лед- холодный, гладкий, скользкий твердый, в тепле тает, хрупкий, прозрачный; снег и ле...
Конспект проведения детской экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство детей со свойствами льда»
Конспект предназначен для воспитателей детского сада второй младшей группы, направлен на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира, помог...
Конспект занятия - экспериментирования «Свойства льда»
Конспект занятия-экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.Продолжать формировать у детей умение выявлять и называть качества и свойства льда....
НОД "Свойства льда и снега"
Итегрированное игра-занятие для первой младшей группы....